Революционная контрреволюция. Митинговые страсти в Кыргызстане
04.11.2005.
Общественный Рейтинг (Киргизия)
Сыргак Абдылдаев
"Революции всегда бывают неудачные, удачных революций не
бывает и быть не может. Они всегда порождают не то, к чему стремились, всегда
переходят в свою противоположность".
Николай Бердяев (1874–1948), русский мыслитель и
литератор
Митинговые страсти в Кыргызстане разгораются в прежнем
русле критически нарастающей массой повсеместного недовольства. Приходится
констатировать, что политическая ситуация в стране целенаправленно и неуклонно
раскачивается в сторону усиления гражданского противостояния. Процесс
перегруппировки и создания новых политических альянсов продолжается. Точка
тяготения борьбы за новые рубежи в пирамиде будущей власти постепенно
перемещается из регионов в центр. Дальнейшая жизнеспособность тандема
Бакиев-Кулов вызывает все большие сомнения и увеличивает количество противников
этого союза. Процесс дифференциации групповых интересов в высших эшелонах власти
перешел в режим жесткого и бескомпромиссного выбора между двумя формирующимися
новыми политическими центрами, исключающего игру на два фронта. Баталии
различных группировок развернулись как по вертикали, так и на горизонтальных
уровнях власти.
Обстановка в республике неуклонно накаляется, и
революционная анархия радикально настроенных масс уже перехлестывает через край,
выходя за пределы всяких разумных границ. Пространство неконтролируемых
правительством региональных зон медленно, но устойчиво продолжает расширяться.
"Кара-кечинский" катализатор подобно увеличивающейся озоновой дыре
трансформируется в сработавший нейтронный фугас, ударная сила которого по
убийственному воздействию сравнима с оружием массового поражения.
Распространяясь в пространстве массового социально-политического мышления
волнами (с нарастающей силой), всепроникающая радиация "кара-кечинской
миниреволюции" заражает население страны идеями радикального удовлетворения
собственных проблем без участия Центра. Этот феномен в Кара-Кече заключается в
том, что вчерашние сторонники новой власти под воздействием ультра-революционной
риторики, основательно подкрепленной практическим примером установления
"народной и справедливой власти" в масштабе отдельно взятого района, сподвигают
остальных соотечественников к мысли о решительных действиях по переделу местных
доходных наделов. Точечные миниудары на районном уровне и митинговые бунты в
столице и административных центрах раскалывают и дробят фундамент центральной
власти, разрушая до самого основания и без того расшатанную систему
государственного управления. Предпринимаемые правительством ответные авральные
меры наталкиваются на яростное сопротивление местного
дисциплинарно-организованного (и часто военизированного) контингента из числа
местных сторонников ультра-революционеров. В конечном итоге локальные бои
местного значения трансформируются в республиканскую проблему противостояния
между Центром и многочисленными регионами, в котором власти приходится нести
ощутимые потери, сдавая тактические позиции одну за другой революционно
настроенным местным радикалам. Однако груз тактических потерь по мере увеличения
количества утраченных позиций имеет свойство неизбежно перерастать в
стратегическое поражение, если вспомнить, что падение прежнего режима
экс-президента А. Акаева началось с южных регионов. Сегодня очевидно, что
местные органы власти вынуждены занять роль пассивного наблюдателя, либо
находиться в состоянии крайней растерянности. При этом очевидно, что силовые
решения заранее обречены на провал, и малейшие движения в этом направлении могут
спровоцировать и, следовательно, пополнить и без того угрожающий список
мини-революций районного масштаба.
Между тем, растущие боевые порядки демонстрантов и
персоны ораторов на оппонирующих трибунах столицы четко указывают, что хрупкое
единство нынешней тандемно-региональной власти попало под плотный огонь тяжелой
артиллерии сегодняшних коллег (соратников), вчерашних товарищей по
революционному братству и разрозненных групп из бывшей команды экс-президента А.
Акаева. Кыргызстан фактически политически уже раздроблен на удельные
суверенитеты, ставшие тормозом в процессе стабилизации обстановки в
постреволюционной республике.
Однако наибольшие опасения политических кругов страны
вызывает:
а) тенденция наметившегося союза коллег (соратников) и
оставшихся без портфелей "радикалов" с криминалитетом;
б) давление на Президента и правительство с их
стороны.
Очевидно, что при таком развитии событий конфронтация
между ведущими региональными группировками только усилится. При этом попытки
Президента найти с криминальной ультра-оппозицией компромисс путем уступок
оценивается среди населения весьма негативно. Двусмысленность сложившейся
ситуации заключается в том, что, разыгрывая карту компромисса с вышедшим на
арену публичной политики Р. Акматбаевым, К. Бакиев попал в весьма щекотливое
положение в глазах политического истеблишмента как внутри республики, так и за
ее пределами. Сам факт переговоров главы государства с представителями лидера
региональной организованной группировки вызвал большой резонанс среди политиков
и представителей гражданского сектора. Невозможно представить, чтобы в Москве
криминальные лидеры, как, например, известный авторитет Япончик, вывел бы на
Красную площадь пару сотен своих "сторонников", а затем в Кремле их принял бы
для переговоров В. Путин. Такой сюжет может быть только плодом воображения
больной фантазии. Однако в постреволюционном Бишкеке эта встреча стала верхом
кыргызского политического сюрреализма. Более того, после "успешных" переговоров
представителей одного из ведущих иссык-кульских кланов с главой республики в
местных СМИ стала активно муссироваться информация о том, что брат погибшего
депутата Р. Акматбаев имеет намерение баллотироваться в парламент. Но, как
полагают аналитики, шансов у местного "Робин Гуда" пробиться в стены
законодательной власти слишком малы, так как очевидно, что присутствие
криминалитета в ЖК не входит в интересы БД и тем более большинства политических
сил республики. Без комментариев понятно, как ударит по внешнеполитическому
имиджу страны появление представителя этого известного клана в парламентской
кухне. Скорей всего, после непродолжительных, но определенно сложных трений и
взаимных консультаций на вакантное место в парламенте подберут более приемлемую
фигуру, устраивающую обе стороны и непременно лояльной к правящему тандему.
С этой точки зрения нынешний мезальянс коллег
(соратников) и радикалов с "иссык-кульцами" вероятно является временным союзом
против общего противника, в борьбе с которым коллеги (соратники) действуют по
проверенному шаблону большевистского принципа "Чем хуже, тем лучше". При этом
кроме популистской беллетристики и обструкционистской критики в адрес правящего
тандема на политическом рынке, как показывает анализ суммы озвученных заявлений,
со стороны "тандемной" оппозиции пока предложить нечего. Отсутствие признаков
конструктивности в позициях и неадекватное сложившейся ситуации поведение на
политической арене явно оттолкнули не только значительную часть электората от
лидеров постреволюционных "контрас", но и заставили дистанцироваться умеренную
оппозицию от коллег (соратников) и радикалов.
Тем не менее, пока очевидно, что политика ультимативного
давления существенно дестабилизирует ситуацию на региональном уровне, которая,
по мнению аналитиков, целенаправленно реализуется радикалами и ведет к
последовательному отключению от Центра административно-территориальных
подразделений. Таким образом, управление Центра наглухо блокируется на
региональном уровне, на котором возникший вакуум безвластия быстро заполняется
местными лидерами из когорты самовыдвиженцев от народа, в цели которых, как
правило, входит достижение максимальной автономности (или абсолютной
"кара-кечинской независимости") в балансе отношений с Бишкеком. Между тем
независимые социологические опросы показывают рост негативного отношения среди
населения республики к возникающим в регионах всплескам политических протестов.
С этой точки зрения, как показывает анализ, реприватизация крупных экономических
объектов, имеющих стратегическое значение в плане социально-политической
стабильности отдельными группами ультра-оппозиции не находит поддержки в
соседних регионах республики. Это наиболее отчетливо наблюдается на примере
реприватизации Кара-кечинского угольного месторождения, что в итоге поставило
потребителей из остальных регионов в неравные условия с жителями Джумгальского
района, получающими топливо бесплатно. В итоге такое соотношение весьма
деструктивно отражается на социально-политической стабильности в стране в целом.
В призме среднесрочных прогнозов (при дальнейшем практическом развитии теории
перманентной революции районного масштаба) очевидно, что время играет против
нынешней управленческой команды К. Бакиева, неуклонно сужая поле влияния на
текущие социально-политические процессы. Развитие процессов в этой плоскости
рано или поздно поставит под вопрос дальнейшее существование правящего тандема,
так как лидерам блока придется встать перед выбором: либо двигаться в
критическом режиме "пожарной команды" (аврального управления), сохраняя имидж
демократического государства, либо заморозить демократические преобразования и
перейти к жесткому административному управлению. Однако в обоих случаях
правящему тандему необходимо время для реализации своих задач, которого, как
показывает складывающаяся обстановка, нынешней команде катастрофически не
хватает.
P.S. В случае невыполнения предвыборных обязательств
правящему тандему придется нести совместную ответственность, и по полной
программе. Причем желающих привлечь их к персональному ответу сегодня
предостаточно. За этой категорией ура-патриотов уж точно не заржавеет…
|