Русская школа в ряде регионов Латвии умерла
В Латвии постепенно исчезает
школьное образование на русском языке. Об этом свидетельствует "Экспертная
оценка первого года школьной реформы", с результатами которой накануне
познакомили журналистов ее авторы - председатель парламентской фракции
объединения "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ) доктор педагогики Яков
Плинер и депутат городской думы Елгавы от ЗаПЧЕЛ, доктор педагогики Валерий
Бухвалов.
11.5.2006., Русская цивилизация
Напомним, в Латвии с 1 сентября 2004 года вступила в силу
так называемая реформа образования-2004 по переводу обучения в старших классах
школ национальных меньшинств в основном на латышский язык. В свою очередь в
процессе экспертизы ЗаПЧЕЛ был проведен анализ средних баллов успеваемости
учащихся, а также то, как процесс реформы оценивают руководители школ и главы
школьных управлений. "В течение осени 2005 года нами были направлены депутатские
запросы в школьные управления Латвии, мы получили ответы по ситуации в 49
русских средних школах, что немного менее половины русских школ по всем регионам
страны, - пояснил Плинер. - Что тревожит? В ряде районов - Калнциемском,
Кулдигском, Салдусском и некоторых других - русских школ уже практически нет.
Русская школа в ряде регионов Латвии умерла".
По словам Плинера, в полученных ответах указано, что в
большинстве школ не изменились результаты школьного образования в 10-11 классах,
по предметам, изучаемым на государственном языке: понижение и повышение качества
зафиксировано лишь в незначительном количестве школ. "Учитывая, что в предыдущие
годы учащиеся уже изучали предметы билингвально, можно утверждать, что
стабилизация результатов образования на определенном уровне поддерживается за
счет ограничения времени на полноценное изучение предметов и увеличение времени
на билингвальное изучение материала, - подчеркнул Плинер. - Фактически
происходит процесс искусственной задержки умственного развития учащихся".
Коллегу дополнил Бухвалов: "Как мы и предполагали и неоднократно ранее заявляли,
выбор моделей образования, связанных с разделением языков в средней школе в
абсолютном большинстве этих 49 школ определялся мнением администрации. То есть,
если решил директор, какие предметы преподавать на латышском, то так оно и
будет. Во-вторых, мнением учащихся и родителей фактически никто не
интересовался. В-третьих, в диагностики возможности детей учиться на латышском
языке не делалось, а отсюда и главная проблема".
Утверждения Министерства образования и науки о том, что
результаты реформы еще нельзя оценить, Бухвалов назвал голословными: "Это чушь и
ложь, не соответствующая действительности. Результаты реформы можно оценить
всегда. Для этого есть всевозможные методы, наработанные в педагогике, причем не
нами, а задолго до нас. Все можно оценить и все можно посмотреть. Происходит
просто элементарное прикрытие тех безобразий, которые творятся по политическим
заказам в плане самой реформы. Если бы обществу сегодня все представили честно,
то это вызвало бы шок".
|