Проблемы диаспоры
Русские в Казахстане: поворот от Москвы
03.05.2006., АПН-Казахстан
Павел Святенков
Если обратиться к
данным статистики, "русский вопрос" в Казахстане постепенно теряет остроту.
Эмиграция русских из Казахстана в Россию на протяжении последних лет устойчиво
снижается. Так, по данным исследовательского центра "Русский обозреватель", за 9
месяцев 2005 года из Казахстана в Россию эмигрировали 32 тысячи человек, в
основном русские. В то время как в 2004 году Казахстан покинули 64 тысячи
человек, в 2003 году — 62 тысячи, в 2002 — 70 тысяч, 2001 — 80 тысяч, в 2000 —
100 тысяч человек.
Как видим, за пять лет количество ежегодно покидающих
Казахстан снизилось втрое. Разумеется, этот результат следует признать успехом
руководства республики. Однако некоторые задаются вопросом, может ли русский
фактор сыграть роль в казахстанской политике не только в связи с
приостановившимся бегством русских из страны? Напомним, что на Украине вопросы
русского языка и прав русского населения стали главенствующими в ходе прошедшей
избирательной кампании в Верховную раду.
Аналогии с Украиной уместны. В Казахстане, как и на
Украине, присутствует раскол на две части. Для Украины этот раскол проходит по
линии украиноязычный Запад — русскоязычный Восток. Для Казахстана по линии
русский Север — казахский Юг.
Казахстан является относительно малонаселенным
государством на стыке цивилизаций. Казахское население республики составляет
чуть больше половины (58,6 %). Общая численность населения Казахстана — 15,2
млн. человек, численность казахов — 8,9 млн., численность русских — 4 млн.
Таким образом, казалось бы, возможна игра на откол от
Казахстана его северной части. Действительно, если предположить, что Россия —
русское государство, то политика по присоединению к ней восточной Украины и
северного Казахстана была бы, как минимум, разумной. Однако в действительности
процесс идет в противоположном направлении.
Придется сказать несколько слов о Российской Федерации и
правящем ей режиме. Политика действующего правительства РФ в отношении русских
напоминает политику, которую в отношении русского меньшинства проводили
этнократические режимы бывших советских республик в начале 90-х годов прошлого
столетия. Вкратце ее можно сформулировать так — "чтоб вы сдохли и чтоб вы
уехали". Разумеется, это была не самая разумная политика, но что было, то было.
Аналогичная проводилась и в Казахстане. Другое дело, что вскоре выяснилось —
жить в "развитой этнократии" решительно невозможно. Подавляющее большинство
соседей России смягчило политику в отношении русских и русского языка. Это
сделал Казахстан — на основании разумной концепции интеграции русских и казахов
в единое казахстанское общество. Аналогичный процесс наблюдается и на Украине.
Но, в отличие от Казахстана, на Украине все происходит
"само собой", стихийно. После оранжевой революции центральная власть Украины
"демократизовалась", и теперь областные советы имеют возможность объявить
русский региональным языком в соответствии с Европейской хартией о правах
меньшинств. Этот процесс идет "снизу", но украинские власти пока не в силах ему
помешать.
Сама же Россия пока что раскручивает маховик антирусской
кампании. Отличие от этнократических режимов в бывших союзных республиках начала
90-х состоит лишь в том, что российское правительство пока не может лишить
имущества и политических прав 80% населения страны — недемократично. Но в
остальном аналогия полная. Если в этнократии наверху социальной пирамиды стояли
какие-нибудь "эстонцы", а внизу "русские", то в современной России наверху —
"многонациональность" (то есть совокупность всех нерусских народов, из которых
власти пытаются сформировать антирусское сообщество и опору для правящего слоя),
внизу — все те же русские.
"Антифашистская" истерия, развёрнутая властями РФ в
последние полгода, имеет целью введение запрета на русский национализм.
Одновременно легитимируется неконтролируемая иммиграция, то есть фактически
смена национального состава государства. Почти открыто звучат лозунги "Россия не
для русских" или, в более мягком варианте, "Россия — для русских в последнюю
очередь". При этом ответ на вопрос, если не для русских Россия, то для кого —
упорно не дается.
При этом в иностранных делах Российская Федерация
проводит политику, шизофреническую с точки зрения любого нормального
государства. Она ни при каких обстоятельствах не покровительствует
соотечественникам. Речь не идет, конечно же, о "соотечественниках" в том смысле,
в котором это слово употребляет российская власть (обычно под соотечественниками
понимаются не знающие русского языка иммигранты-таджики).
Речь идет об отказе российской власти действовать в
качестве государства-убежища для русских. Любой еврей на планете знает, что в
случае появления в стране его проживания антисемитских настроений за него
вступится израильское посольство. Вне зависимости от гражданства. Германия
приняла поволжских немцев через 200 лет после того, как их предки покинули
Родину, и предоставила им гражданство — просто потому, что они немцы. Да что
далеко ходить. Буквально пару недель назад антикитайские погромы на Соломоновых
островах вызвали вмешательство правительства КНР. Китайцы эвакуировали 300
граждан КНР и несколько тысяч этнических китайцев из охваченного бунтом
островного государства. Заметим, китайское правительство спасло китайцев просто
потому, что они китайцы, а вовсе не граждане КНР. Больше того, КНР не имеет
дипотношений с Соломоновыми островами (последние признают в качестве "Китайской
республики" Тайвань).
Россия государством-убежищем не является, русских за
рубежом категорически не поддерживает. Этнический русский не может получить
российского гражданства. То ли дело, например, Казахстан с его оралманами.
Напомним, что в 1992 году был принят закон РК "Об иммиграции", а в декабре 1997
года закон РК "О миграции населения", в соответствии с которым под оралманами
признаются иностранцы или лица без гражданства казахской национальности,
постоянно проживавшие на момент приобретения суверенитета Республикой Казахстан
за ее пределами и прибывшие в Казахстан с целью постоянного проживания". Да,
понятно, что оралманы давно оторвались от основной массы казахов, и в казахском
обществе возникают проблемы с репатриантами. Однако сам принцип получения
гражданства Казахстана этническими казахами — стандартный для национального
государства и правильный.
Не так в России. Внесенный недавно на рассмотрение
Госдумы депутатами от фракции "Родина" Бабаковым и Рогозиным травоядный
законопроект о репатриации вызвал критику со стороны СМИ. И это несмотря на то,
что авторы осторожненько обозначили в нем стандартный для цивилизованного мира
принцип — "соотечественники и другие выходцы из бывшего СССР, этнически близкие
основному населению России и свободно владеющие русским языком, желающие
вернуться в Россию на постоянное место жительства, могут воспользоваться новой
процедурой — репатриацией". "Фуй, русским духом пахнет", — стандартно забухтела
пресса. Перспективы принятия "экстремистского" законопроекта туманны.
Вернемся, однако, к ситуации на Украине и в Казахстане.
Антирусская сущность Российской Федерации создает парадоксальную ситуацию —
русские общины на территории этих государств отворачиваются от Москвы,
предпочитая для защиты своих прав апеллировать напрямую к "мировому сообществу".
И "мировое сообщество", в отличие от Москвы, склонно помогать. Тем же
американцам, например, не нужны антинатовские настроения на Украине. Поэтому США
склонны поддерживать двуязычие и "двухобщинную" модель организации общества, с
тем только условием, что украинская русская община будет антимосковской.
Учитывая, что политика России по отношению к постсоветским государствам только
способствует отталкиванию проживающих в них русских, американская стратегия
имеет высокие шансы на успех.
В условиях экономического роста Казахстана, его русская
община, скорее всего, будет все больше влиять на ситуацию в республике. Однако,
учитывая общую позицию Москвы по русскому вопросу, вряд ли следует ожидать, что
Москва окажется способна использовать русских для влияния на обстановку внутри
Казахстана. Скорее всего, ситуация будет развиваться по "украинскому сценарию".
Даже если среди русских Казахстана возникнет какое-либо протестное движение, оно
будет искать поддержки и легитимации на Западе. Запад же, в свою очередь, будет
заинтересован в сохранении казахстанской государственности. Поэтому следует
ожидать расширения прав русской общины в культурной, экономической и
политической сферах. Однако это расширение прав приведет, скорее всего, не к
подрыву, а к укреплению казахской государственности. Надо отдать должное
руководству Казахстана — оно в последние годы многое делает для интеграции
русских в казахстанское общество. Продолжение этой политики в ближайшие годы
является наиболее рациональной стратегией, ибо даже если Россия и свернет на
рельсы строительства национального государства, для этого понадобится время. Не
факт, что даже если таковое и возникнет, русские общины в странах СНГ не обретут
к тому времени более влиятельных защитников в лице правительств постсоветских
государств проживания, а также Запада.
Русская молодежь страдает от нехватки информации
05.05.2006, delfi.ee
У живущей в Эстонии русской молодежи из-за недостатка
информации на родном языке гораздо меньше возможностей участвовать в рабочих и
учебных программах Евросоюза.
Председатель правления молодежного объединения "Здесь"
Игорь Иванов убежден, что интеграция не дала никаких результатов. По его мнению,
до сих пор в Эстонии никто не обращал внимания на русскоязычную молодежь и,
чтобы добиться этого, молодым самим следует дать о себе знать, сообщает ETV24.
"До сих пор две общины существуют порознь, — сказал
Иванов "Актуальной камере". — С одной стороны у нас есть желание
интегрироваться, но с другой этого желания нет". По словам Иванова, это можно
отчасти назвать дискриминацией. Практически в проектах участвует только
эстонская молодежь.
По словам участника конференции о возможностях работы и
учебы для русской молодежи Марка Сирыка, русской молодежи дается очень мало
полезной информации. "О чем говорят русской молодежи? Об очистке игл для
шприцов, алкоголе и бесплатных презервативах", — констатировал Сирык.
Отчего померкла "Звезда Востока"
На издание старейшего
русскоязычного журнала Узбекистана нет денег
01.05.2006., ВЕСТИ.UZ
Владимир Березовский, ИТАР-ТАСС
Ровно год не выходит в свет в Узбекистане единственный
русский литературный журнал "Звезда Востока". По словам его главного редактора,
известного писателя Алексея Устименко, последний раз журнал попал к читателям
весной 2005-го, скромным тиражом в полтысячи экземпляров. Причина банальна - нет
денег.
- За редакцией числится долг в миллион сумов (примерно
800 долларов), он не позволяет запустить новый номер, - поделился Алексей
Устименко.
- В штате нет ни одного сотрудника кроме меня,
вынужден работать дома из-за того, что редакционный компьютер устарел и не
"тянет" интернет.
"Звезда Востока" - старейший литературный журнал Средней
Азии, первый его номер вышел в 1932 году. На его страницах печатались Константин
Симонов, Александр Овечкин, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Белла
Ахмадуллина. Когда журнал впервые в СССР опубликовал Коран на русском языке, его
тираж подскочил до 212 тысяч экземпляров. В 1995 году "Звезда Востока" вошла в
шорт-лист на престижную международную премию Букера.
- Сегодняшние учредители журнала Союз писателей
республики, издательство "Узбекистан" сами бедствуют. Найти спонсора пока не
удается, - говорит Алексей Устименко. - Хотя редакционный портфель полон
добротными рассказами, повестями, статьями авторов из России, Австрии, Израиля,
других стран. Главная беда в том, что негде печататься русским поэтам и
прозаикам из Узбекистана, среди которых немало ярких талантов. В частности,
членом редколлегии "Звезды Востока" стал и Сухроб Афлатуни, автор "Ташкентского
романа", первый обладатель "Русской премии" среди литераторов Средней Азии,
Казахстана и Закавказья.
Думается, журналу нельзя дать пропасть. "Звезда Востока"
- культурное достижение русской диаспоры Узбекистана, он всегда был отрыт для
всех, кто пишет по-русски, для переводов восточных авторов.
Судя по всему, речь идет о небольших деньгах. Найти их
можно и в правительственных кругах обеих стран, в бизнесе. И это будет ярким
примером, когда от слов о партнерстве, дружбе и прочих красивостях перейдут к
живому делу.
"Снести этот памятник оккупантов"
05.05.2006, Вести сегодня
Николай КАБАНОВ
Первое после каникул заседание парламентской комиссии по
образованию, науке и культуре было посвящено… уничтожению памятника
Освободителям Риги. Это не бред — это официальное послание двух лидеров
Латвийского Национального фронта, заверенное личной визой секретаря сейма Ингуны
Рибены.
Вместо того, чтобы выкинуть нацистский отстой в мусорник,
экс–министр культуры от Jaunais laiks дала ему ход. Знать, есть у Гарды
серьезная "крыша"…
Подруга Лиене поддержала босса
Итак, прищученный Полицией безопасности Нацфронт решил
нанести контрудар. В заявлении зампреда ЛНФ Лиене Апине (сверху — все печати
сейма, официальный, блин, документ слепили!) значится, что оная бригада
мучеников "многократно обращалась с таким предложением также в Рижскую думу,
однако до этого устно выраженная депутатами Рижской думы поддержка не дала
проявления в реальных делах".
"Латвия получила только формальную
независимость"
Так в подколотом к письмишку боевой подруги манифесте
пишет в сейм сам батька Гарда. "То, что оккупанты назвали победой, для
подчиненного народа обычно означало начало рабства и подчинения… Обозначение
"освободители" нельзя присваивать такой армии, которая… совершала убийства,
изнасилования и еще большие (?) преступления против латышского народа, а также
расселилась здесь на жительство на месте убитых и высланных латышей и других
подданных латвийского государства".
Закончив этот ментальный вопль, Гарда переходит к прямым
наездам: "Те сыны латышского народа, которые… стремились освободить наш народ от
этого позорного столба, взорвав его, не заслужили осуждения. В будущем их будут
восславлять как героев. Да будут прославлены двое погибших парней, Валдис Раупс
и Айварс Виксниньш, за то, что они стремились свой народ освободить от этого
унизительного позорного столба — символа власти оккупантов…"
А что же члены комиссии?
"Первым в прениях выступил Табунс, — рассказал "Вести
Сегодня" лидер фракции ЗаПЧЕЛ Яков Плинер. — Он сказал, что TB/LNNK еще при мэре
Пургайлисе предлагали снести монумент, но мэр оказался "слишком слабым". Но,
дескать, все равно они его снесут и нас поставят на место!" Далее г–жа Рибена
(благодаря которой сей "документ" и попал в сейм!) заметила, что 9 мая "надо
начало оккупации праздновать".
После этого Я. Плинер заявил:
— Отвечать таким, как Табунс, не буду. Но если бы не было
9 мая, то был бы Остланд, а не Латвийская Республика.
Парламентарий вспомнил, как, гостя у немецкой семьи, он
услышал от хозяйки — дочери солдата Waffen–SS (шофера!): "Я его как отца очень
люблю, но ненавижу его за то, что он был эсэсовец. А 9 мая для нас, конечно,
все–таки праздник, потому что с этого дня в Европе перестала массово литься
кровь".
Смутившись, ведущая заседания Аусма Зиедоне–Кантане
предложила отложить прения до… IX сейма. Так что те участники дебатов, что
политически доживут, смогут в энный раз оттянуться на костях павших воинов. А
действительно — какая еще в ЛР культура да образование?
|