Об удостоверении соотечественника
10.03.2006., mid.ru
Федеральный закон «О государственной политике Российской
Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ
(в редакции Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ) предусматривает
возможность выдачи такого документа. Однако нормативные акты, устанавливающие
порядок его оформления, Правительством Российской Федерации не приняты.
Что касается того, кого считать соотечественником, то
следует исходить из ориентиров, изложенных в выступлении Президента Российской
Федерации на состоявшемся 11-12 октября 2001 года в Москве Конгрессе
соотечественников, проживающих за рубежом: «Уже давно идет горячий спор о том,
кого считать соотечественниками. То, что трудно измерить и объяснить словами, мы
довольно часто пытаемся уложить в юридические формулы. Наверное, это нужно
сделать. Но соотечественник – категория далеко не юридическая. И уж тем более –
не вопрос статуса или каких бы то ни было льгот. Это, в первую очередь, вопрос
личного выбора. Вопрос самоопределения. Я бы сказал точнее – духовного
самоопределения. Этот путь не всегда прост. Ведь понятие РУССКИЙ МИР испокон
века выходило далеко за географические границы России и даже далеко за границы
русского этноса».
Таким образом, причислять себя к соотечественникам или
нет – это личное дело каждого гражданина, его добровольный и бескорыстный выбор.
Те, кто сохраняют верность русскому языку и культуре, ощущают духовную связь со
своей исторической Родиной, сопричастность ее успехам и трудностям, участвуют в
жизни российской диаспоры, способствуют развитию всесторонних дружественных,
взаимовыгодных отношений с Россией на межгосударственном уровне, укреплению ее
международного авторитета, были, есть и останутся нашими соотечественниками. Эту
верность, эту духовную связь и сопричастность никакими удостоверениями не
закрепишь.
Отсутствие удостоверения соотечественника никоим образом
не препятствует участию представителей российской диаспоры в программах
сохранения и развития русского языка, отечественной культуры, организации
празднования исторических дат и в других проектах, на которые выделяются как
средства федерального бюджета, так и ассигнования со стороны субъектов РФ.
Вместе с тем актуальность взвешенной корректировки
упомянутого Федерального закона с учетом накопленного опыта работы с российской
диаспорой и общего развития законодательства России (в первую очередь в связи с
вводом в действие новых закона «О гражданстве», Налогового и Бюджетного кодексов
РФ) не вызывает сомнения. С этой целью образована межведомственная рабочая
группа во главе с председателем Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам СНГ
и связям с соотечественниками А.А.Кокошиным. В состав группы вошли представители
МИД России, Министерства здравоохранения и социального развития России, Минфина
России, Минэкономразвития, МВД России, включая представителей заинтересованных
федеральных агентств. Конкретные предложения по совершенствованию
законодательства можно направить в Государственную Думу ФС РФ на имя
А.А.Кокошина.
|