Нестабильность и миграции на постсоветском пространстве
15.03. 2006 АПН, analitika.org/article.
Алексей Чесноков,
Политическая нестабильность постсоветского пространства —
один из ключевых факторов, определяющих динамику и тренды миграционных процессов
в регионе.
После распада СССР резко активизировалась реэмиграция
представителей разных этносов из мест проживания на территории
национально-территориального самоопределения своей этнической группы
(естественно, в том случае, если первая и последняя не совпадали). Несмотря на
то, что этот тренд не был стабилен на протяжении 1989-2005 гг., доля титульных
этносов в населении всех без исключения постсоветских республик выросла.
Переписи населения, проведенных между 1999 и 2004 гг., показали, что в Армении и
Азербайджане 90-98% населения принадлежали к титульному этносу; в Грузии, Литве,
Туркменистане, Беларуси и Узбекистане — 80-89%; в Таджикистане, России, Украине
и Молдове — 70-79%; в Эстонии и Кыргызстане — 60-69%; наименьшая доля титульного
этноса в населении страны остается в Латвии и Казахстане — около 57%.
После распада СССР и до настоящего времени только в трех
странах СНГ сохраняется положительное сальдо миграционного баланса: в Беларуси,
где оно имеет наибольшее значение, а также в России и Узбекистане. Это означает,
что ежегодно, в течение последних 16 лет (с 1990 по 2005 гг.) в эти страны
въезжало больше мигрантов, чем выезжало из них. Только у России было и остается
положительное сальдо миграционного баланса со всеми бывшими советскими
республиками, за исключением Беларуси. Однако, только в Узбекистане, в отличие
от обеих славянских республик, относительно высокий уровень иммиграции
сочетается с одним из самых высоких в СНГ коэффициентом прироста населения.
С 1990 по 2005 г. в Россию из стран СНГ и Балтии въехало
более 8,5 млн. человек. Доля этнических русских в иммиграционном притоке в
среднем составляла около 65%. Таким образом, примерно 5,5 млн. из 8,5 млн. были
этническими русскими.
Русская диаспора в СНГ и Балтии сократилась с 25 млн. в
1989 г., по меньшей мере до 19,5 млн. в 2005 г. Однако этническая композиция
миграционного потока серьезно варьировалась от страны к стране и от года к году.
Если говорить о потерях русского населения, то максимальными они были в странах
Балтии. Эмиграция в Россию из этих стран примерно на 70% состояла из русских.
Русские составляли 65-70% выезжавших из Казахстана, Кыргызстана и Туркменистана,
около 50% покидавших Украину, Беларусь, Молдову и Узбекистан и около 40%
покидавших Таджикистан. Эмиграционный поток из стран Закавказья лишь на 10-20%
состоял из русских.
Как уже было отмечено, в 1989 году в СССР, за пределами
РСФСР, проживало 25,3 млн. русских. Из них, 11,3 млн. проживали в Украине, в
Казахстане — 6,2 млн., в Узбекистане — 1,6 млн., в Беларуси — 1,3 млн., в
Киргизии и Латвии — по 0,9 млн. человек. При этом следует отметить, что доля
этнических русских в общем населении республик составляла, соответственно, в
Украине — 22%, в Казахстане — 37,8%, в Узбекистане — 8,3%, в Беларуси — 13,2%, в
Киргизии — 21,5% и Латвии — 34%.
К настоящему времени русское население Таджикистана,
Грузии, Армении и Азербайджана сократилось более чем на 50%. Количество русских
сократилось на 25% в Кыргызстане, Туркменистане и Узбекистане и на 20% в
Казахстане. В то же время, эмиграция русских из Украины и Беларуси была довольно
незначительной.
Основными донорами населения для России на протяжении
последних 16 лет оставались Казахстан и Украина. Согласно данным переписи
населения РФ 2002 г., украинцы составляют третью (2,01%) по величине этническую
группу в населении России, уступая лишь русским (79.8%) и татарам (3,81%) и
оставляя позади башкир (1,14%), чувашей (1,12%) и чеченцев (0,93%.).
Следует выделить несколько
ключевых вариантов нестабильности.
Первым из них являются гражданские войны. Во время
гражданских войн в Грузии (между сторонниками З. Гамсахурдиа и Э. Шеварнадзе, а
также в Абхазии, Южной Осетии и Самегрело в 1991-1993гг.), в Молдове (в
Приднестровье в 1992 г.), Таджикистане (1992-1997 гг.), а также в Азербайджане
(в Нагорном Карабахе, в 1991-1994 гг.), с этих территорий резко увеличился отток
населения. Из Абхазии и Южной Осетии 208 тысяч беженцев перебрались в Грузию. Из
Нагорного Карабаха в Армению бежало 360 тысяч человек. Часть беженцев из зон,
охваченных конфликтом, направилось в Россию, Украину и другие страны.
В Таджикистане, несмотря на договор, заключенный в 1997
г. между официальной властью и объединенной таджикской оппозицией, обстановка
остается довольно нестабильной. Эта нестабильность, усиливающаяся от близости
Таджикистана к "несостоявшемуся государству" — Афганистану, негативно влияет и
на соседние бывшие советские республики — Узбекистан и Кыргызстан.
Вооруженные конфликты в Чечне в 1994-1996 гг. и 1999-2001
гг. и экономический дефолт в 1998 г., хотя и не привели к массовому оттоку
населения из России, все же негативно сказались на иммиграционном притоке в
страну. Так, сальдо миграционного баланса в РФ в 1995 г. сократилось на 33% по
сравнению с 1994 г. и на 34,5% в 1999 г. по сравнению с 1998 г. В целом же,
тренд иммиграции в Российскую Федерацию все последнее десятилетие имел
неуклонную тенденцию к снижению.
Второй фактор — политическая нестабильность,
проявляющаяся, как правило, в виде государственных переворотов, революций,
мятежей или попыток совершения таковых. Это повышает миграционную мобильность
местного населения. Так, в 2005 г., по сравнению с 2004 г., иммиграция из
Украины в Россию выросла в 2,5 раз, иммиграция из Кыргызстана за тот же период —
в 1,5 раза, из Узбекистана — в 1,8 раза. Вместе с тем, иммиграция из Грузии
выросла незначительно — лишь на 10%.
Третий фактор — дискриминация по этническому/языковому
признаку, которая также варьируется от мягких (полное или частичное поражение в
гражданских, политических и социальных правах, сокращение употребления русского
языка, дискриминация на рынке труда и.т.п.) до жестких (погромы, депортации и
т.п.) форм. Так, например, 24% населения Латвии не имеют гражданства этой
страны, хотя постоянно проживают в ней. Эмигранты из тех стран, где решающее
значение имеет этот фактор, нередко, по прибытии в страну назначения, получают
статус беженца. Так, в РФ статус беженца получают, как правило, выходцы из
Афганистана и Грузии (вместе они составляют более 95% от всего числа лиц,
получивших в РФ статус беженцев). По предоставлению статуса вынужденного
переселенца в РФ лидируют, по убывающей, иммигранты из Казахстана, Узбекистана,
Грузии и Таджикистана.
Попытки снизить нестабильность, сопряженную с оттоком
населения трудоспособного возраста, постсоветские республики решают, как
правило, через либерализацию законов о гражданстве и употреблении русского
языка. Например, Беларусь и Кыргызстан утвердили русский язык в качестве второго
государственного. В ряде стран СНГ существует или рассматривается возможность
предоставления двойного гражданства. Этот вопрос более или менее активно
дебатируется в Украине и Армении. Недавняя отмена института двойного гражданства
в Туркменистане, поставившая жителей этой страны перед дилеммой — Туркменистан
или Россия — вряд ли сможет сделать тех, кто выбрал первую из них более
лояльными по отношению к ней. Кроме того, отсутствие визового режима почти между
всеми странами СНГ значительно облегчает транснациональную мобильность.
Далеко не на последнем месте в числе факторов,
детерминирующих миграционные процессы, находится экономическое благосостояние.
Российская Федерация, в отличие, например, от Украины, Беларуси или Казахстана,
в настоящее время не может гарантировать абсолютную военную безопасность
(Северный Кавказ). Политическая стабильность в России обеспечивается
преимущественно авторитарными методами, что, впрочем, характерно для всех без
исключения политических режимов, установившихся на постсоветском пространстве.
Однако, российский авторитаризм, в отличие от центрально-азиатского и
южно-кавказского, не обладает ярко выраженными этническими и клановыми чертами,
что делает Россию, а равно и Беларусь более привлекательными в глазах
потенциальных мигрантов. Темпы экономического роста в России, набиравшие обороты
с 2000 года и резко ускоренные внезапным притоком в страну "нефтедолларов",
сделали РФ максимально привлекательной для трудовых иммигрантов, денежные
трансферты которых играют роль финансовой помощи РФ беднейшим соседям по
СНГ.
Официальная статистика свидетельствует, что до 10%
населения Кыргызстана, являясь трудовыми мигрантами, ежегодно присылают в родную
страну 200-500 млн. долларов, что составляет около 25% ВВП Кыргызстана. За
рубежом работают 39% молдаван, денежные переводы которых создают 27% ВВП страны.
40% жителей Армении получают финансовую помощь из-за рубежа. Около 5,6% граждан
Таджикистана являются трудовыми мигрантами. Аналогичная ситуация, связанная с
экспортом рабочей силы и импортом создаваемого ими капитала, сложились в Украине
и Грузии.
Нельзя не упомянуть и о проблеме соотечественников. В
этом отношении, например, соотечественников, которых ждет Россия, уже фактически
не существует. Об этом свидетельствуют данные статистики, фиксирующей ежегодное
снижение количества иммигрантов. Кроме того, есть масса сложностей, имеющих как
формальный, так и неформальный характер, которые объективно затрудняют адаптацию
иммигрантов. Кавказофобия, опасение "желтой угрозы" и ставшие регулярными
инциденты с избиением иностранных студентов лишают Россию имиджа страны,
толерантной к иммиграции. Кроме того, есть и субъективно затрудняющие интеграцию
иммигрантов факторы — это нежелание самих иммигрантов интегрироваться в
принимающее общество, даже притом, что они владеют русским языком и прибыли из
одной из бывших советских республик. По оценкам специалистов, через 10 лет число
владеющих русским языком в странах бывшего СССР уменьшится вдвое, что, по всей
вероятности, пропорционально уменьшит и преимущества иммигрантов из СНГ над
иммигрантами из "дальнего зарубежья".
Стратегической, хотя и официально не признаваемой
позицией России является практика предоставления российского гражданства жителям
некоторых стран СНГ и непризнанных республик. Так, 84% жителей Абхазии уже имеют
российское гражданство. По опросам общественного мнения, до 80% жителей
Приднестровья желали бы получить российское гражданство. В Таджикистане
российское гражданство имеет 1,2% населения страны, в то время как граждан
Таджикистана, проживающих в РФ, согласно официальным данным, всего 0,04% и т.д.
Таким образом, в случае эскалации напряженности практически в любом из регионов
Закавказья или Центральной Азии, можно с высокой степенью вероятности
прогнозировать отток части местного населения именно в Российскую Федерацию.
Россия, долгое время являвшаяся аттрактором мигрантов со
всего постсоветского пространства, в последние годы сильно сдала позиции и
главная причина этому кроется в непростой демографической ситуации в самих
странах-донорах. Из всех стран постсоветского пространства прирост населения
наблюдается во всех пяти республиках Центральной Азии, а также в Молдове и
Азербайджане. Однако, следует иметь в виду тот факт, что во всех случаях (за
исключением Узбекистана) естественный рост населения сопровождается более или
менее интенсивной эмиграцией населения — все вышеперечисленные страны имеют
отрицательное сальдо миграционного баланса. Почти в половине стран региона —
Армении, Эстонии, Грузии, Латвии, Литве и Украине — наблюдается депопуляция,
т.е. естественное сокращение населения, сопровождающееся миграционным
оттоком.
Таким образом, отсутствие демографического давления на
территориях стран бывшего СССР отнюдь не свидетельствует о затухании
постимперских миграционных процессов. Активная эмиграция из стран Закавказья и
Центральной Азии в ападные страны СНГ и далее в Европу носит достаточно
стабильный характер и иногда может увеличиваться.
Потенциал внезапной дестабилизации политической ситуации
на постсоветском пространстве не следует недооценивать. Очевидно, что ни
авторитарное правление, ни высокий уровень включенности силовых ведомств в
политические процессы, не гарантируют от эскалации напряженности. Очевидным
свидетельством этого являются майские события в Андижане и февральское убийство
известного казахстанского политика А. Сарсенбаева. В свою очередь, это означает
возможность интенсификации миграционных процессов, прежде всего в
центрально-азиатском регионе.
Об авторе:
Чесноков Алексей Сергеевич - к.и.н., Уральская государственная юридическая
академия (Екатеринбург)
|