Динамика российско-белорусской интеграции
Владислав Лосев
Прошло 10 лет с того дня когда, спустя пятилетие
после развала Советского Союза, Республика Беларусь и Российская Федерация
заключили Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России и тем самым,
казалось, сделали шаг способный повернуть вспять запущенный на рубеже 80-х
– 90-х годов двадцатого столетия механизм разрушения геополитического
пространства исторической России.
Уже через год был подписан Договор о Союзе Белоруссии и
России, а 23 мая 1997 года – утвержден Устав Союза. 25 декабря 1998 года была
принята Декларация о дальнейшем единении Белоруссии и России и, наконец, 8
декабря 1999 года состоялось подписание ныне действующего Договора о
создании Союзного государства.
Если судить с формальной точки зрения, т.е. по динамике
подписания документов, то можно подумать, что процесс восстановления
белорусско-российского единства осуществлялся высокими темпами. Собственно
говоря, белорусская и российская общественности тогда так и полагали. С
приходом же в Кремль, после Бориса Ельцина, нового вменяемого руководителя
казалось, что восстановление общей белорусско-российской государственности
пойдет вообще «семимильными шагами», так как необходимость последней была
очевидна и в России, и в Белоруссии.
Однако вопреки ожиданиям, последующие годы фактически
оказались временем «топтания на месте» и бессмысленных (это в лучшем случае)
«пивных», «газовых» и прочих скандалов. Более того, последние пять лет
отличались в Белоруссии назойливой пропагандой со стороны властей «суверенитета
и независимости», которым придавался некий священный характер.
Все это не могло не вступать в противоречия с целями
провозглашенными в Договоре о создании Союзного государства и не вызвать
настоящего раздвоения общественного сознания. Когда с одной стороны, Республика
Беларусь «всеми силами отстаивает свой веками выстраданный суверенитет», а
с другой, в это же самое время, строит с Российской Федерацией общее
государство. А ведь в последнем случае, Белоруссия должна -таки
будет отказаться от части этого самого суверенитета.
Подобное двойственное положение вполне устраивало
белорусские власти, так как позволяло пользоваться многочисленными
экономическими льготами со стороны Российской Федерации и одновременно
практически не брать на себя каких-либо серьезных обязательств перед
российским государством. Точнее обязательства-то брались, например в виде
Договора о создании Союзного государства, но не выполнялись. Ведь до сих пор нет
ни союзного парламента, ни единой денежной единицы, ни общих вооруженных сил, ни
единого экономического пространства. И немалая вина этого лежит на белорусской
стороне.
«Прохладное» отношение власть имущих к союзному
строительству неизбежно отражалось и на настроениях белорусского общества, в
котором нарастал скепсис в отношении перспектив Союзного государства. Он
особенно стал заметен на фоне бурного политического развития Европейского союза,
который белорусской оппозицией и некоторыми государственными СМИ представлялся в
качестве «самого успешного интеграционного проекта современности».
Складывалось впечатление, что подобные проевропейские
настроения сознательно культивируются белорусской правящей элитой.
Причины этого могут быть самыми различными, в том числе, и как намерение
побуждать таким образом российскую сторону идти на различные уступки
официальному Минску « ведущему бескомпромиссную борьбу с западной
экспансией».
«Прохладным» в последние годы было отношение к Союзу и со
стороны Российской Федерации. По крайней мере, такой вывод следует из
анализа средств массовой информации Российской Федерации, для которых тема
белорусско-российской интеграции является одной из самых малозначительных.
Тема Белоруссии попадала в центр внимания
российских изданий и телеканалов только в случае каких-либо скандалов или таких
политических событий, которые просто не возможно обойти молчанием. При
этом удивляет тональность российских журналистов, которые рассматривают
Белоруссию не как ближайшего союзника и субъект общего с Россией Союза, а
как неприятного и назойливого «бедного родственника».
К сожалению, десятилетняя практика белорусско-российской
интеграции свидетельствует о том, что Договор о создании Союзного
государства и для белорусской, и для российской элит оказался не
руководством к действию, а всего лишь декларацией о намерениях, которые
когда-нибудь возможно и воплотятся в жизнь.
Однако недавняя череда успешных «цветных» переворотов в
ряде государств СНГ (попытка «джинсовой революции» в РБ – это всего лишь
разведка боем) убедительно свидетельствует о том, что дальнейшие
безрезультативные интеграционные игры могут закончится и для Белоруссии, и для
России крупными геополитическими поражениями.
Возможно, что понимание всей серьезности реально
существующих угроз подвигнет, наконец, белорусские и российские власти на
реальные шаги в области союзного строительства. В любом случае, определенные
надежды вселяют принятые в последнее время решения в рамках Договора о создании
Союзного государства. Это подписанные на последнем заседании Высшего
Государственного Совета Союзного государства (январь 2006 г.) договор «О равных
правах граждан Белоруссии и России в области социального обеспечения» и
Соглашение между правительствами Республики Беларусь и Российской Федерации о
порядке оказания медицинской помощи белорусским и российским гражданам на
территории России и Белоруссии соответственно.
Оба документа должны вступить в силу к концу текущего
года и позволят белорусам и россиянам почувствовать себя, по крайней
мере, в вопросах социального обеспечения и медицинского обслуживания
гражданами Союзного государства с равными правами на всей его территории.
В этом же ряду лежит и недавнее заявление оборонных
ведомств Республики Беларусь и Российской Федерации о своей полной
готовности к созданию единой системы ПВО Союзного государства.
Но все это полумеры, которые не решают главной задачи: не
делают белорусско-российское воссоединение необратимым. Важнейшим шагом в этом
направлении могло бы стать принятие Конституционного Акта. Но вот этот главный,
по сути, вопрос как раз-то бесконечно стопорится. И причина здесь не
только в отсутствии пресловутой «политической воли лидеров», но и в
эгоизме элит не способных подчинить свои групповые интересы стратегическим
потребностям белорусского и российского народов. В этом-то и есть корень
проблемы и общество должно найти в себе силы, чтобы разрешить ее.
|