Статистический чёс
01.05.2006.
БелГазета
Сергей Жбанов
Итоги работы народного хозяйства Беларуси за I квартал
текущего года не принесли неожиданностей. Все достоинства отечественной
экономики являются продолжением её недостатков. Поэтому непонятно, зачем
правительству бороться с количеством убыточных предприятий. От изменения их
числа социально-ориентированной экономике вроде белорусской с внешними
источниками субсидирования ни жарко, ни холодно.
Экономические тенденции, зафиксированные в самом начале
2006г., набирают силу. Вот и правительство успокоилось, заметив, что темпы
прироста ВВП и промпроизводства не слабеют, хотя при этом дико растет импорт,
прибавив 49,3% к аналогичному периоду прошлого года. Это необыкновенное
достижение правительство объясняет увеличением объема поставок оборудования для
модернизации производства. И это правда, поскольку темпы развития инвестиций,
вложенных в основной капитал, ускорились на 36,2% за I квартал. Однако не
все.
Ведь увеличивается прежде всего стоимостной объем импорта
энергоносителей, поступающих из России, которые потом перерабатываются на
белорусских НПЗ в нефтепродукты, экспортируемые затем в страны еврозоны. Поэтому
наблюдается резкий рост валютных поступлений в экономику и одновременно
сохраняются высокие общие темпы роста промпроизводства и ВВП.
По данным Минстата, только за первых два месяца т.г.
экспорт нефтепродуктов из Беларуси увеличился еще на 72,2%. Причем, 48% прироста
обеспечено за счет увеличения средних цен 1 т нефтепродуктов, а физический объем
их экспорта обеспечил прибавку на 16,3%, что, впрочем, тоже немало. Однако не
все импортируемые энергоносители шли в перегонку ради экспорта. Внутренние
потребности республики тоже возросли, поскольку зимой ударили крепкие морозы и
энергоемкость экономики возросла за квартал на 1,9% вместо того, чтобы
уменьшиться, как в прошлые годы.
Таким образом, все основные показатели, кроме
энергоемкости ВВП и импорта товаров и услуг, оказались выполненными. Поэтому в
ходе заседания Совмина члены правительства наперебой предлагали различные
способы достижения республикой положительного внешнеторгового сальдо, но в
основном за счет дальнейшего снижения объема импорта товаров народного
потребления.
А ведь первый вице-премьер Владимир Семашко точно указал
на место пробоины во внешнеторговом сальдо Беларуси (-$24,5 млн. за квартал) -
на 70% возрос импорт инвестиционных товаров. Но это не вызывает тревоги у
правительства - так же, как и увеличение удельного веса энергоносителей до 46% в
общем объеме импорта. До конца года главный удар правительства будет обращен
против импорта бытовых моющих средств, текстильной продукции, обуви, макаронных
изделий и прочих мелочей, делающих личную жизнь обывателя радостной и
комфортной.
Еще одна тема, которая оказалась в центре внимания
кабинета министров, - сокращение числа убыточных предприятий, что само по себе и
не ново, однако удивительно, поскольку экономике советского типа (где товары
идут прямо на склад, а убытки хозяйствующих субъектов покрываются из бюджета)
любое количество мелких и средних убыточных предприятий жить не мешает. Их
задача - не зарабатывать прибыль, а занимать население общественно-полезной
деятельностью. Но правительство, убедившись, что при отлаженной технологической
схеме перегонки российских энергоносителей в экспортную продукцию ничто не
угрожает дальнейшему росту количественных показателей, кроме грядущего повышения
цен на российский газ, решило все-таки причесать качественные или финансовые
индикаторы деятельности экономики.
Именно «причесать», поскольку с таким недостатком, как
относительно стабильное количество убыточных предприятий, Совмин уже давно
борется при помощи бухгалтерских и статистических приемов, но без всяких шансов
на полную победу. Здесь важен процесс, а не результат, поскольку доля
нерентабельных промпредприятий в их общем числе относительно стабильно
колеблется вокруг показателей 30-33%. По итогам работы за квартал эта цифра
составила 32,8%. Рентабельность реализованной продукции промпредприятий
снизилась с 16,3% в январе-феврале 2005г. до 15,7% за первые два месяца 2006г.
То же самое произошло и с рентабельностью продаж, снизившейся с 11,9% до 11,6%
за январь-февраль 2006г. В общем, движение - все, а цель - ничто.
Прорыв на этом участке фронта наблюдался только в конце
прошлого года, когда общее число убыточных предприятий в экономике было снижено
до 3,5% за счет списания части балансовых убытков предприятий в фонд переоценки.
Но задание президента по окончательному избавлению промышленности от убыточных
предприятий было все равно не выполнено. Минул I квартал 2006г., и все вылезло
наружу: количество финансовых неудачников вновь возросло с 370 до 2700. Теперь
правительство намерено бороться с растущими запасами готовой продукции и
финансовой несостоятельностью, используя опыт развитого социализма, т.е. вводя
показатель объема реализованной продукции в перечень прогнозных.
Безусловно, проще было бы ликвидировать многие
предприятия, но правительство не имеет права ухудшить статистику занятости.
Поэтому в 2005г. было ликвидировано всего 17 предприятий из 16 тыс. В этом году
правительство также собирается делать ставку не на ликвидацию, а на
реструктуризацию задолженности 300 убыточных госорганизаций и 108 акционерных
предприятий. Основной объем задолженности этих предприятий приходится на платежи
в бюджет. Из-за этого в госбюджете уже возникают проблемы с пополнением доходной
части.
Правительство готово оказать финансовую помощь всем
предприятиям, даже АО, но только в обмен на полный пакет акций, переданных
государству. Есть и такой вариант, который просто предусматривает перевод
убыточного предприятия на баланс благополучного юрлица. Таким образом, все
неплатежеспособные предприятия будут охвачены госзаботой, а статистика станет
рапортовать о скромном достатке всех участников хозяйственного процесса.
|