Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №155(15.10.2006)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КАЗАХСТАН



В Орду за ярлыком

02.10.2006. Cainfo.ru

Андрей Грозин

С 26 по 30 сентября прошел визит в Соединенные Штаты президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Согласно официальным заявлениям казахстанского МИДа, эта поездка должна укрепить стратегическое партнерство между Астаной и Вашингтоном. На первый взгляд в данном случае имел место обычный протокольный визит очередного лидера очередного «нефтегосударства» в «вашингтонский обком».

 Кстати, и обставлен был визит соответствующе: Нурсултан Абишевич немного погостил в родовом имении Бушей «Уокер пойнт» в Мэне, пообщался с папой нынешнего президента (как написали казахстанские СМИ, «за ужином они вспомнили прошлое, а также затронули вопрос будущего Казахстана»), побывал в Конгрессе, получил в качестве подарка флаг США, пообщался с конгрессменами и большим «другом» России вице-президентом Чейни, министрами торговли и энергетики, директором ЦРУ, открыл памятник на территории казахстанского посольства и побеседовал с Джорджем Бушем за закрытыми дверями в Овальном кабинете.

Никаких серьезных документов подписано не было, что, впрочем, ожидалось изначально. Вместе с главой Казахстана в США нанесли визит «смотрящие от ведущих групп элиты: министр иностранных дел Касымжомарт Токаев (от Р. Алиева и Д. Назарбаевой), вице-премьер Карим Масимов (от Т. Кулибаева) и руководитель администрации президента Адильбек Джаксыбеков (от самого себя и складывающейся вокруг него элитной группы «новых бюрократов»). В общем, казалось бы, ничего необычного – все как всегда.

Последнюю свою поездку в Штаты Н. Назарбаев совершил осенью 2001 года. Тогда Вашингтон активно сколачивал «антиталибскую коалицию», и визит казахстанского президента оказался весьма кстати. В то же время в самом Казахстане разворачивался внутриэлитный кризис вокруг нынешнего вице-министра иностранных дел Рахата Алиева (и, по совместительству, «старшего зятя» президента РК), но своего пика с высылкой мужа Дариги Назарбаевой послом в Вену и посадкой двух лидеров «младоказахской демократии» по обвинению в коррупции, он тогда еще отнюдь не достиг.

В 2001 году Назарбаев поддержал американцев, за что получил от Вашингтона гарантии спокойного пребывания на президентском посту и спокойную реакцию на резкое «закручивание гаек» во внутренней политике РК. Власти Казахстана тогда прикрыли ряд оппозиционных СМИ, усилили давление на оппозицию, но американцы восприняли эти гонения очень индифферентно.

Вообще, до недавнего времени – именно до 2001 – 2002 гг. – Соединенные Штаты и, шире, Запад уделяли центральноазиатским постсоветским республикам явно «остаточное» внимание, концентрируясь на ритуальных заявлениях о «богатом энергетическом потенциале региона» и не слишком активно выступая в защиту весьма немногочисленных местных диссидентов. США долго относились к новым независимым республикам Азии очень настороженно: имело место стойкое убеждение (весьма, впрочем, нелепое в то время), что мусульманская Средняя Азия является удобным «плацдармом» для динамичного роста исламистского радикализма. Как показала практика, постсоветская Азия оказалась способной к политическому и деловому сотрудничеству с мировыми державами, а исламский экстремизм пока не завоевал прочных позиций в регионе и лишь ведет затяжную борьбу со светскими режимами.

До последнего времени и экономическое, и оборонное сотрудничество строилось Вашингтоном на основе а) односторонней выгоды, б) с максимально возможной минимизацией для себя любых затрат.

В Вашингтоне сделали определенные выводы из своего «иранского опыта». Тогда, в 1979 г., исламская революция в этой стране немногим более чем за полтора месяца уничтожила плоды более чем десятилетней работы с шахским режимом, выглядевшим достаточно прозападным, но отягощенным системой кланово-родственной коррумпированности и нищетой более чем 80% населения. Схожую картину можно наблюдать сейчас и на постсоветском азиатском пространстве.

Американская стратегия по отношению к государствам Центральной Азии выглядит как разноуровневая система:

– заигрывание и прямой подкуп высших эшелонов нынешней власти с обещанием разрешить ее основные внутриполитические проблемы;

– некоторые реверансы в пользу ориентированной на Запад местной оппозиции. Ее финансирование через различные неправительственные организации и консолидация в качестве вероятного «резерва»;

– активизация экономического проникновения в регион с опорой на новые военные базы.

В то же время расширение американского военного присутствия привело к активизации внутригосударственных негативных процессов в государствах региона.

В марте 2005 года в Киргизии после недельных беспорядков и погромов в южных областях и столице страны был свергнут режим Аскара Акаева. Все прошедшие после «революционного переворота» месяцы устойчиво демонстрировали, что ситуация в стране не стабилизируется и Киргизия перманентно находится на грани превращения во «флибустьерскую республику». По всей вероятности, республика еще долго будет переживать многочисленные безрадостные последствия стихийной смены власти.

Узбекистан последние три года испытывает определенные трудности в обеспечении стабильного экономического развития своих аграрных регионов.  Экономический рост в стране (хотя и довольно стабильный за последние годы) не успевает за высокими темпами прироста населения.

В Ташкенте серьезно полагали, что экономическое и военно-политическое сотрудничество с США, на что они наивно надеялись, должно было решить узбекские экономические проблемы. Однако после жесткого подавления попытки мятежа в Андижане против руководства Узбекистана была развязана полномасштабная информационная война западных государственных и правозащитных организаций. Осенью 2005 г. в ведущих американских СМИ даже появились требования экономического и политического давления на режим. Ислам Каримов, быстро убедившись в тщетности своих прошлых надежд, ответил на это давление выводом американской базы с территории страны, полномасштабной переориентацией внешней политики на Россию и Китай и вступлением в Евразийское экономическое сообщество и Организацию Договора о коллективной безопасности.

У Штатов оставалась еще одна база в Киргизии, но официальный Бишкек устроил долгий торг вокруг пребывания американских военных и разведчиков в стране. Одно время даже казалось, что США будут вынуждены свернуть военно-воздушную базу в стране «тюльпановой революции» и перенести ее в другую страну. В качестве наиболее вероятного места будущей дислокации многие СМИ называли Казахстан.

«Вылетев» из Узбекистана с совершенно неожиданной скоростью, США буквально «на коленке» начали выстраивать новые линии своей стратегии в Центральной Азии. Появилась многократно откомментированная в российском и центральноазиатском экспертном сообществе (и, по большей части, весьма негативно воспринятая) идея БЦА – «Большой Центральной Азии». Мало кому в Ташкенте и Астане, как и в других постсоветских республиках, понравилось намерение госдепа «пристегнуть» их к такому демократическому и экономически привлекательному государству как Афганистан.

При всей, на первый взгляд, нелепости данной умозрительно-геополитической конструкции, США явно не намерены от нее отказываться (как и от еще более сомнительной идеи Большого Ближнего Востока). Заместитель Кондолизы Райс Ричард Баучер, курирующий Южную и Центральную Азию, накануне визита казахстанского лидера в США (это, конечно же, просто совпадение) в комиссии сената по международным отношениям сказал очень много интересного о планах госдепа относительно Центральной Азии. Думается, у всех лидеров бывших советских азиатских республик появился новый повод очень серьезно задуматься. Некоторым из них, имеющим в своем прошлом стаж членства в КПСС и опыт работы на высоких партийных и советских должностях, вообще можно впасть в отчаяние.

Приоритетами американской политики в этом регионе, по словам г-на Баучера, являются создание устойчивых связей республик Центральной Азии со странами Южной Азии; отрыв их от интеграционных процессов с Россией и Китаем; ослабление влияния Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и ОДКБ. Впервые эта идея открыто озвучена со столь высокой трибуны.

Особенно неприятно для нынешних политических режимов региона прозвучала такая важная задача Вашингтона, состоящая в «постепенном вытеснении постсоветских политических элит и замена их новой генерацией политиков, ориентированных на Запад». Для достижения этих целей перед Госдепом США поставлены на центральноазиатском направлении новые задачи.

Баучер заявил, что сейчас самое время для создания реальных условий усиления позиций США и Запада в политической жизни и экономической сфере стран Центральной Азии. Причем делать это можно очень просто – путем дозированного их допуска к политическим и экономическим институтам Запада и за счет усиления финансово-экономической зависимости от международных институтов, находящихся под контролем Штатов, снижения уровня их сотрудничества с РФ и КНР.

Решение задач по усилению политического влияния Вашингтона в регионе было обозначено как реализация вышеупомянутой идеи БЦА под неким «надзором» США. Это будет происходить через финансирование экономических проектов в этих странах, прямо или косвенно противостоящих интересам России и Китая. А также через снижение уровня их участия в ШОС и ОДКБ.

Экономическую политику США в регионе заместитель Райс представляет как переориентацию экономических связей стран Центральной Азии с России и Китая на Южную Азию через перспективные проекты сотрудничества с Пакистаном, Афганистаном, Индией. В числе приоритетов были выделены добыча углеводородного сырья и прокладка трубопроводов в обход территории России и Ирана, энергетические проекты по возведению ЛЭП с выходом на Афганистан, Пакистан, Индию, а также строительство коммуникаций, развитие транспорта, горнодобывающей отрасли, контроль над распределением водно-энергетических ресурсов. Естественно, все это должно реализовываться при прямом участии американского бизнеса.

Откровенно было сказано и о военно-политическом сотрудничестве: политика США в регионе должна идти через «американизацию силовых структур» – как в Грузии. По Баучеру, необходимо шире практиковать военные контакты всех уровней, оказывать «любую помощь», которая «прочно привязывала бы их к Америке» и обеспечивала бы присутствие Пентагона в Центральной Азии на постоянной основе.

Для реализации этого «громадья планов» Вашингтону необходима «опорная территория». Сейчас на роль своего «стратегического регионального партнера» США усиленно зазывают Казахстан. В последнее время Вашингтон расточает многочисленные комплименты Астане и даже активно лоббирует идею казахстанского руководства (появившуюся накануне президентских выборов в республике в декабре 2005 г.) об особой роли Казахстана как страны, призванной стать региональным лидером в ЦАР, а также в Прикаспийском регионе.

Стремление Вашингтона поддерживать и выдвигать на роль лидера в регионе Казахстан понятно: после разрыва с Ташкентом для США просто нет других вариантов – из пяти постсоветских азиатских республик лишь Ташкент и Астана могут реально претендовать на роль регионального лидера. Кроме того, прагматизм политики Казахстана в Прикаспии позволяет американским ТНК свободно вливать в нефтедобычу инвестиции и, используя их, контролировать огромную часть прибыли: если в основе нефтяного бизнеса лежит физический контроль над запасами углеводородов, то еще более важным является вопрос распределения прибылей от реализации нефти и газа.

Говоря о потенциальном доминировании в регионе Казахстана, Соединенные Штаты стремятся к собственному доминированию. Желание американцев «рулить» на Каспии и в ЦАР подается под весьма привлекательной для казахстанских властей оберткой: «Прозрачный, стабильный и предсказуемый инвестиционный климат в Казахстане не только сможет привлечь дополнительные инвестиции, но и станет источником новых рабочих мест, – высказался недавно в Астане министр энергетики США Сэмуэль Бодман, – в ближайшие пять лет объем инвестиций в Республику Казахстан может удвоиться».

В Астану один за другим стали приезжать высокопоставленные американские политики, начиная от вице-президента Чейни и заканчивая госсекретарем Райс. Это обстоятельство дало Нурсултану Абишевичу возможность в декабре 2005 года спокойно и без нервотрепки, обеспечиваемой контролируемыми Западом НПО, переизбраться (со скромными  91% голосов «за») на новый, теперь уже семилетний президентский срок – до 2012 года.

Кредит доверия США нужно оправдывать. Эксперты предсказывают, что и в этот раз Вашингтон добьется от Казахстана всего, чего хочет.

Назарбаев увяз в предусмотрительно подстроенном ему в начале 90-х годов прошлого века американцами болоте под названием «Казахгейт» (много лет тянущийся процесс по делу Джеймса Гиффена – американского бизнесмена, по словам Internation Herald Tribun, «обвиняемого в даче взяток в десятки миллионов долларов высокопоставленным казахстанским чиновникам, включая Назарбаева, с целью скрепления сделок с американскими нефтяными компаниями»). Впереди у Нурсултана Абишевича еще семь лет президентства, а затем нужно будет что-то придумать, чтобы обеспечить «преемственность власти». Высока вероятность того, что вопрос с «преемником» придется решать даже раньше 2012 года. Годы, как говорится, берут свое, да и внутриэлитная ситуация уже весьма напряжена (особенно после, мягко говоря, очень странных убийств и «самоубийств» среди высшего слоя оппозиционеров, сохранивших многочисленные связи с ведущими кланами элиты страны).

В политических системах, где власть сконцентрирована в руках одного человека, невидимая часть борьбы представляет для стабильности гораздо больший риск, чем какие-то «цветные революции» (хотя и этого исключать не следует). Элитные группы Казахстана все серьезнее думают не о текущем моменте, а о предстоящей смене первого лица страны. Сейчас борьба за влияние в рамках существующей системы власти начинает сливаться с процессами борьбы кланов за «место под солнцем» уже «после Назарбаева».

Что же касается конкретной «отдачи долгов», то, конечно же, республика будет наращивать нефтедобычу и экспорт углеводородов в западном направлении. Неслучайно Казахстан уже обязался направлять часть своей нефти в нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан, несмотря на свои обязательства перед другими партнерами. Менее важным, однако сделанным в том же направлении шагом можно считать и согласие «КазМунайГаза» поставлять нефть на литовский Mazeikiu Nafta – после покупки принадлежавшего ЮКОСу завода польской компанией ORLEN Россия с явным раздражением относится к перспективам его загрузки нефтью, поставляемой через российскую территорию.

Казахстанские власти постоянно говорят о том, что их страна через десятилетие войдет в десятку ведущих государств-нефтеэкспортеров, и в этой связи Казахстану было бы нелогично отступать от политики лавирования между мировыми центрами силы, которая приносила ему успех.

Участие в схеме «нефть в обмен на политическую поддержку» отнюдь не гарантирует ни Казахстану, ни политическому режиму страны беспроблемного существования. Общеизвестно, что Соединенные Штаты никогда не были надежным союзником ни одного государства. Вашингтон всегда и везде в первую очередь ищет противоборствующие силы, которые затем стравливаются, взаимно ослабляются и становятся полностью зависимыми от «внешнего арбитража».

В США давно уже считают постсоветских лидеров Центральной Азии политиками, исчерпавшими свой ресурс (Баучер в приведенных выше высказываниях на эту тему просто откровенно высказал то, что все и так знали). И прошедший визит президента РК вряд ли способен заставить Белый дом кардинально пересмотреть свое отношение к данному вопросу. Не стоит забывать о том, что, запустив ряд сценариев смены политических режимов на пространстве бывшего СССР («бархатные революции») Запад с конца 2003 г. резко радикализировал процесс борьбы за влияние в бывших советских республиках. Под воздействием этих механизмов обостряется борьба внутри элит в азиатских республиках. В конечном итоге эти игры, затеянные в Центральной Азии, могут закончиться очень плохо. И при всех разговорах о «стратегическом партнерстве» и обещаниях «долларового дождя» инвестиций, стратегия США на радикальную ротацию элит на постсоветском пространстве остается неизменной стратегической линией.

Пока Нурсултан Абишевич способен приносить выгоду США, он будет президентом Казахстана. Как только американские стратеги решат, что пребывание нынешнего президента и его окружения у власти несет в себе больше проблем, чем пользы, Штаты не раздумывая избавятся от них – различных методик этого процесса в США наработано более чем достаточно.




Назарбаев: казахи - европейцы, а не азиаты

30.09.2006. ВВС

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев находится в США, где в пятницу ему предстоит встретиться со своим американским коллегой Джорджем Бушем.

В преддверии поездки президент Назарбаев дал интервью Би-би-си.

Би-би-си: Какие надежды вы возлагаете на предстоящий визит в США и переговоры с президентом Джорджем Бушем?

Нурсултан Назарбаев: Думаю, что этот визит поднимет на новую ступень наши взаимоотношения - прежде всего, экономические, политические и по вопросам международного положения в регионе, где Казахстан занимает лидирующее место.

Соединенные Штаты назвали Казахстан государством стабилизирующим. Нас признали страной с рыночной экономикой. Рост нашей экономики, ее динамика позволяют говорить о том, что мы можем поднять на новый уровень, прежде всего, экономическое сотрудничество в связи с выдвинутой нами идеей о присоединении Казахстана к 50 самым развитым государствам мира.

Казахстан стал активным участником антитеррористической коалиции. Мы поняли, что даже самая мощная держава мира не может сказать, что она не может стать объектом нападения. Мир должен объединиться против этого.

Казахстан разрешил пролеты тысяч самолетов через свою территорию, активно поддерживал восстановление Ирака, Афганистана и до сих пор оказывает посильную помощь этим странам.

Кроме этого, в Казахстане оставался арсенал ядерно-ракетных вооружений. И мы вместе с США и Россией приступили к демонтажу этого смертоносного оружия и его ликвидации.

Би-би-си: Вы находитесь в непростой геополитической ситуации: Китай, Россия и США - каждая из этих стран стремится усилить свое влияние в Центральной Азии. Им всем хочется получить доступ к запасам энергоресурсов, которыми располагает Казахстан. Как вам удается соблюсти некий баланс в отношениях с этими государствами с учетом их интересов?

Н.Н.: Уже сегодня по разведанным запасам нефти, газа и угля Казахстан находится на шестом-седьмом месте в мире, на втором месте по запасам урановой руды. И это само по себе вызывает большой интерес [за пределами страны].

Сама инфраструктура транспортировки наших ресурсов на мировые рынки говорит о том, что мы используем разные подходы [к сотрудничеству с деловыми партнерами из разных стран]

Нурсултан Назарбаев

Европа и США желают инвестировать средства и получить доступ к этим ресурсам. Россия хочет, чтобы транспортировка проходила через ее территорию. Китай бурно развивается и нуждается в возрастающем импорте энергоресурсов. И в этой связи мы считаем, что занимаем многовекторную политическую позицию. И мы построили тысячекилометровый нефтепровод в сторону Китая, который дает нам возможность экспортировать до 20 млн. тонн топлива.

Через Россию проходит Северокаспийский нефтепровод общей мощностью 60 млн. тонн. Мы присоединились к [трубопроводу] Баку-Джейхан, в котором США очень заинтересованы. Максимально можно будет, наверное, транспортировать туда 20 млн. тонн.

Видите: сама инфраструктура транспортировки наших ресурсов на мировые рынки говорит о том, что мы используем разные подходы [к сотрудничеству с деловыми партнерами из разных стран].

Би-би-си: Вы усиленно лоббируете интересы вашей страны в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) с тем, чтобы добиться председательства в ней Казахстана. Почему вы считаете, что он является подходящим кандидатом на статус председателя?

Н.Н.: Дело в том, что многие европейские лидеры (не говорю уже о гражданах) очень слабо разбираются в географическом местонахождении этого региона. Путают республики, не могут понять, где Афганистан, где Пакистан находится, а где Казахстан.

Я считаю, ОБСЕ сегодня переживает не лучшие времена. У нее сегодня кризис. Но все дело в том, что мы поддерживаем ОБСЕ.

Мы хотим быть в этой организации и хотим показать, что сделано в области безопасности в Казахстане: 130 наций и народов живут здесь мирно, 46 религиозных конфессий живут между собой мирно все 15 лет независимости Казахстана, чего нет где-либо еще.

Вот чем должна заниматься ОБСЕ - изучать этот опыт и распространить. Поэтому мы со всех точек зрения созрели [для председательства в ОБСЕ].

Би-би-си: Экономические показатели Казахстана не раз удостаивались похвал на Западе. Однако когда речь заходит о демократии, здесь другая картина. Международные наблюдатели и организации, а также ваши оппоненты внутри страны утверждают, что уровень развития демократии в Казахстане сильно отстает от темпов экономического роста. Вы согласны с тем, что с политическим развитием страны существуют проблемы?

Н.Н.: Когда мы говорим о том, что хотим войти в число 50 конкурентоспособных стран мира, второй пункт - это дальнейшее углубление нашей демократии. То что говорят "маловато" - я с этим согласен.

Если перечислять сделанное, то мы как в экономике, так и в политике лидируем на всем постсоветском пространстве

Согласен, что мы несовершенны в этом плане, что мы не такие, как европейские государства. Но давайте вспомним, что государства Европы шли к этому [к демократии] сотнями лет. А мы из кризиса вышли в 1999 году и всего развиваемся семь лет.

То есть нужно говорить о том, что сделано за эти годы, а что нет. А если перечислять сделанное, то мы как в экономике, так и в политике лидируем на всем постсоветском пространстве.

Би-би-си: Вы стали одним из немногих политиков на постсоветском пространстве, который пользуется огромной популярностью в регионе и в родной стране. Сегодня ее сложно представить без Нурсултана Назарбаева. Каким вам видится политическое будущее Казахстана?

Н.Н.: Мы разрабатываем законы, которые будут расширять свободы. И мы подойдем, возможно, к каким-то конституционным изменениям, которые сделают власть устойчивой для будущего.

Мы понимаем, что свободное общество, общество с рыночной экономикой не может не сопровождаться свободными демократическими, политическими изменениями, которые нам необходимы. То есть, демократия - цель, а мы находимся в начале пути. К цели мы подойдем.

Би-би-си: В последнее время не раз высказывались предположения о том, что члены вашей семьи готовятся унаследовать от вас пост главы государства. Вы считаете возможным такое развитие событий?

Н.Н.: У меня лично понимание дальнейшего развития Казахстана заключается в демократическом свободном развитии. Никакой монархии, передачи власти по наследству детям не может быть!

Я выполню свою миссию, а потом найдет народ своего лидера, изберет свободным демократическим образом, и этот лидер будет возглавлять страну

Нурсултан Назарбаев

Казахи - европейцы, а не азиаты. По сущности, мы являемся европейцами. Так воспитаны. Мы имеем 100% образованное население, чего нельзя сказать о многих других государствах.

100% населения Казахстана имеют среднее образование. Мы - читающий и думающий народ. И вести его из XXI века в средние века не моя цель и задача.

Я выполню свою миссию, а потом найдет народ своего лидера, изберет свободным демократическим образом, и этот лидер будет возглавлять страну.

Би-би-си: Казахстан воспринимают в мире как островок стабильности в очень хрупком и нестабильном регионе. В Киргизии продолжается политический кризис, политику правительства Узбекистана жестко критикуют и осуждают на Западе. Как вы выстраиваете отношения со своими соседями и насколько важно для вас развивать эти отношения?

Н.Н.: Наш регион, включая государства, которые вы назвали - Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан, - государства очень близкие. У нас общая история, единая культура, язык, религия единая.

Все время в политике Казахстана присутствует доминанта - интегрировать этот регион. И самая главная наша задача - не допустить никаких конфликтных ситуаций и стать стабилизирующим государством. И нам это удается.

Би-би-си: По мере того как происходит экономическое развитие Казахстана, многие эксперты высказывают предположение о почти неминуемом притоке в вашу страну мигрантов-рабочих из соседних государств. Этот процесс уже имеет место. Однако в будущем вам, возможно, придется столкнуться и с проблемой политических беженцев из таких стран, как Узбекистан. Вы к этому готовы?

Н.Н.: Мы сейчас легализуем тех незаконных мигрантов, которые у нас работают. Думаю, это около миллиона человек. Кроме того, мы готовы привлечь из Узбекистана и других государств еще миллион человек.

Мы не боимся мигрантов, мы вынуждены принимать их сегодня, как это делают Австралия и Канада

Они, работая у нас, приносят своим семьям 300-500 млн. долларов в год. Эти деньги в такой стране, как Таджикистан, - почти треть бюджета. Тем самым мы стабилизируем там обстановку, давая возможность этим людям работать. Это первое.

Второе: мы предлагаем казахстанские инвестиции в их экономику, чтобы добиться ее подъема. Эти люди - самые лучшие мигранты для нашей экономики, потому что у нас нет языкового барьера.

Мы воспитаны в одном духе. И речь идет об очень работящих людях. Произойдут ли катаклизмы, внутренняя нестабильность, беженцы - от этого никуда не уйдешь. Не дай бог, чтобы такое было, но мы к этому тоже готовимся.

Мы не боимся мигрантов, мы вынуждены принимать их сегодня, как это делают Австралия и Канада.




Вальс с авторитарным диктатором

02.10.2006. "Нью-Йорк Таймс"

Шерил Гей Столберг

В пятницу президент Буш сделал следующий шаг в своем изящном внешнеполитическом вальсе с авторитарным правительством Казахстана, назвав это богатое нефтью центрально-азиатское государство "свободной страной" и пригласив его президента, Нурсултана Абишевича Назарбаева, на ленч в Белом доме.

В ходе краткого совместного появления в Овальном кабинете г-н Буш сообщил, что президенты двух стран поклялись "оказывать поддержку силам сдерживания во всем мире", а г-н Назарбаев, говоря через переводчика, подтвердил свою приверженность освобождению своей страны от ядерного оружия и отметил, что два наших государства стали "по-настоящему близкими партнерами".

Ни один из них не упомянул о больных местах этого партнерства, а именно отсутствия свободных выборов в Казахстане, получившего в 1991 независимость, ограничениях, накладываемых его правительством на информационные СМИ, а также недавнее решение о закрытии двух известных американских продемократических организаций - шаг, который американские чиновники пытаются отменить.

"Мы говорили о нашей приверженности институтам, которые дадут расцвести свободе, - сказал г-н Буш. - Я внимательно следил за развитием этой важной для нас страны с того момента, как она входила в состав СССР, и до ее превращения в свободную страну, какой она является сейчас".

Несмотря на это превращение, Казахстан представляет дипломатическую задачу для президента Буша, сделавшего продвижение демократии центральным пунктом своей внешней политики. В пятницу утром в своем последнем выступлении на тему борьбы с терроризмом, г-н Буш суммировал свою работу по построению свободного государства в Афганистане и подведению Пакистана к проведению свободных выборов.

Белый дом смотрит на Казахстан - государство, располагающее огромными нефтегазовыми резервами, где проживает в основном мусульманское население, - как на своего важного союзника в деле построении экономической стабильности и безопасности в этом регионе. Треть всех зарубежных инвестиций в Казахстан приходится на долю Соединенных Штатов, а чиновники американской администрации говорят, что Казахстан также является нашим стратегическим партнером в Ираке и Афганистане. В Ираке работает небольшая команда казахстанских специалистов по разминированию, Казахстан также предоставил Соединенным Штатам право пролета над своей территорией, чтобы военные самолеты могли доставлять боевую технику в Афганистан.

Один чиновник из американской администрации, которому разрешили сообщить нам о содержании встречи на условиях анонимности, сказал, что в ходе визита "поднимался вопрос о демократии". Позже лидеры двух стран выступили с совместным заявлением, в котором договорились "вновь подтвердить важность демократического развития" в таких областях, как независимые информационные СМИ и свободные и честные выборы.

"Они двигаются в верном направлении, - сказал этот чиновник, - и мы полагаем, что поддерживание с ними тесных отношений даст нам больше оснований ожидать более быстрого прогресса".

Г-н Буш пригласил г-на Назарбаева на небольшой ленч вместо организации большого государственного обеда - знак, что лидер Казахстана уже допущен во внутренний внешнеполитический круг президента, но еще не является его полноправным членом.




Буш: Казахстан – это "свободное государство"

03.10.2006. Eurasianet

Джошуа Кучера

Вашингтон принимал казахстанского президента Нурсултана Назарбаева по высшему разряду. После переговоров 29 сентября президент США Джордж Буш призвал не преувеличивать остроту ситуации с демократией в Казахстане, подчеркнув, что это среднеазиатское государство привержено строительству институтов, "которые будут способствовать процветанию свободы".

Проведя примерно часовые переговоры в Овальном кабинете, Назарбаев и Буш приступили к обеду, после чего Буш назвал Казахстан "свободным государством". Представители администрации Буша не пожелали сообщить подробности состоявшихся обсуждений. По информации веб-сайта Белого дома, лидеры должны были обсудить вопросы безопасности, "энергетическую диверсификацию" и демократизацию.

Оценка Бушем ситуации в Казахстане расходится с мнением правозащитников и организаций гражданского общества, подвергающих критике администрацию Назарбаева за агрессивные шаги, направленные на ограничение деятельности внутренней оппозиции. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight.] В докладе "Нации в процессе перехода: 2006", опубликованном Freedom House, говорится, что "администрация Назарбаева продолжает блокировать участие в политике сил, выступающих за реформы, и преувеличивает потенциальную угрозу со стороны политических, этнических и религиозных экстремистов".

28 сентября Назарбаев произнес в Вашингтоне две публичные речи. Утром он открыл памятник независимости Казахстана, а вечером был почетным гостем на обеде в честь решения Казахстана отказаться от своего ядерного арсенала. На обеде Назарбаева представил не имеющий права голоса конгрессмен Эни Фалеомаваега (демократ из американского Самоа). Фалеомаваега заявил, что решение Назарбаева о разоружении заслуживает Нобелевской премии, что вызвало аплодисменты присутствовавших на обеде примерно 400 человек.

И лишь Самюэл Бодман, министр энергетики США, осмелился сказать, что между Соединенными Штатами и Казахстаном имеются кое-какие разногласия. "Мы не во всем согласны, но мы согласно во многом", сказал он утром на церемонии открытия памятника.

Назарбаев начал свой вашингтонский визит с подписания 28 сентября 650-миллионного контракта на поставки фирмой General Electric 310 дизельных локомотивов. Позднее тем же утром он открыл памятник на территории посольства Казахстана в Вашингтоне, изображающий воина древней сакской цивилизации, жившей на нынешней территории Казахстана две тысячи лет назад. Назарбаев отметил, что, хотя статуя изображает воина, его оружие находится в ножнах, а руки свободны. "Это мирный человек", сказал он.

Тема разоружения постоянно поднималась казахстанской стороной в ходе визита Назарбаева. Казахстанское посольство в Вашингтоне расхваливало страну как одно из немногих государств в мире, добровольно отказавшихся от ядерного оружия.

В начале 1990-х гг. Назарбаев решил отказаться от ядерного арсенала страны, унаследованного от Советского Союза, и за этот шаг ему воздали должное на обеде в отеле в центре Вашингтона, организованном посольством Казахстана и Фондом "Инициатива по сокращению ядерной угрозы". В произнесенной на обеде речи Назарбаев рассказал о том, как Казахстан решил разоружиться, и заслужил похвалы известных людей, в том числе соучредителей "Инициативы по сокращению ядерной угрозы" экс-сенатора Сэма Нанна и медиабарона Теда Тернера.

Назарбаев подверг также критике ядерные державы, которые, по его словам, монополизировали ядерные технологии, и призвал начать глобальное ядерное разоружение. "В мире сложилась парадоксальная ситуация, по существу противоречащая основным принципам международного права: одним разрешается иметь оружие и совершенствовать его, другим – запрещается иметь оружие и даже его разрабатывать. Это неправильно, несправедливо, непропорционально", сказал Назарбаев в переводе российского агентства "Интерфакс".

"Полагаю, что в рамках ООН решение вопроса должно быть пересмотрено в сторону глобальных мероприятий, ответственности всех государств, прежде всего ядерных, по сокращению ядерного оружия и постепенного уничтожения их арсеналов", сказал казахстанский президент.

На обеде в честь Назарбаева Линтон Брукс, администратор Национального управления по ядерной безопасности, заявил также, что Соединенные Штаты и Казахстан достигли договоренности о переработке почти всего оставшегося в Казахстане высокообогащенного урана в низкообогащенный. Соглашение призывает к выполнению этих работ в Институте ядерной физики в Алатау и переводу исследовательских реакторов на низкообогащенный уран, сказал Брукс.

В ходе визита Назарбаев встретился с главами энергокомпаний, в том числе ConocoPhilips, Exxon Mobil и Halliburton, а также с президентом Всемирного банка Полом Вулфовицем. Он встретился также с членами конгресса, включая сенатора Мэри Ландрье (демократа из Луизианы) и конгрессмена Даррела Иссу (республиканца из Калифорнии).

Казахстан организовал широкомасштабную пропагандистскую блиц-кампанию в американских СМИ, приуроченную к визиту Назарбаева, опубликовав среди прочего четырехстраничный вкладыш в номере New York Times от 28 сентября и разместив на CNN и в вечерних новостях рекламу, в которой превозносился потенциал Казахстана в сферах туризма и бизнеса.

Впрочем, визит Назарбаев был несколько омрачен выступлениями в новостных программах американского телевидения комика Саши Барона Коэна, альтер-эго которого, воплощенное в образе казахстанского журналиста-невежи Бората, вызвал официальный протест Астаны. Изображая Бората, Коэн провел пресс-конференцию перед зданием посольства Казахстана.

Шон Робертс, эксперт по Средней Азии из Джорджтаунского университета, заметил, что ужимки Бората в конечном счете помогли Казахстану избежать скандалов в ходе визита. "По иронии судьбы он [Борат] привлекает сегодня столько внимания, что, к сожалению, заслонил собой множество серьезных вопросов, касающихся визита Назарбаева и отношений между США и Казахстаном".




От многовекторности – к политике флюгер

07.10.2006. Республика (Казахстан)

Редактор

Итак, долгожданный визит казахстанского президента за океан свершился. За сухими протокольными сообщениями, равно как и изобильными славословиями провластных СМИ трудно понять, насколько он был успешен.

С одной стороны, говорят, что американские телеканалы и газеты были переполнены материалами о Казахстане. Но это может свидетельствовать как об интересе американцев к Назарбаеву и нашей стране, так и о щедрости анонимных спонсоров, оплативших пиар-программу поездки казахстанского президента.

С другой стороны, российские печатные издания отмечают непродолжительность личной встречи Нурсултана Абишевича с Джорджем Бушем-младшим – всего 45 минут, «отмороженность» американского президента в ходе личного общения с казахстанским коллегой и ланч вместо положенного по протоколу полноценного обеда.

Конечно, позицию российских газет можно оценить как ревность со стороны нашего северного соседа, которому совсем не по душе многовекторная внешняя политика РК, тем более что совсем недавно ему «отдавила ноги» маленькая гордая Грузия, поддерживаемая теми же США. Но, как говорится, – со стороны виднее.

Так или иначе, надежды, которые возлагались на поездку Назарбаева за океан, как его сторонниками, так и оппонентами, были иллюзорны с самого начала. Конечно, роль личности в политике всегда имела значение, но только в определенных пределах. И пределы эти устанавливают обстоятельства куда более фундаментальные, нежели личные взаимоотношения глав государств или международные обязательства.

Давайте трезво оценим ситуацию. Сегодня Казахстан оказался зажат в буквальном смысле этого слова между США, КНР и РФ. Причем если раньше в нашей многовекторной политике преобладало американское направление, то теперь все чаще флюгер показывает на Китай и Россию. Материальным воплощением новых тенденций стало усиленное проникновение соответствующих компаний в нефтегазовый сектор страны. За последние четыре года российские и китайские структуры, вроде Китайской национальной нефтяной компании или Лукойла серьезно подвинули своих конкурентов из США и сегодня добывают на нашей территории нефти уже не в сто, а всего в два-три раза меньше последних.

Поддержка администрации США, возможно, даст возможность Нурсултану Назарбаеву ограничить давление с севера и запада на какой-то срок, но потом ему все равно придется уступать, километр за километром, нефтегазосодержащие территории. И все потому, что он не обладает главным ресурсом, необходимым для защиты национальных интересов – общенациональной поддержкой внутри страны.

Если бы казахстанский президент пользовался реальной, а не формальной поддержкой народа, то права на разработку отечественных месторождений полезных ископаемых в первую очередь давали бы казахстанским предпринимателям, а все акции властей по ограничению своеволия зарубежных инвесторов имели бы широкую поддержку в обществе.

Но этого нет и, скорее всего, не будет, потому что пропасть между правящей элитой и теми, кого мы называем народом, растет, благодаря увеличению разрыва в денежных доходах, усилению давления на неправительственные организации, отсутствию внятной национальной идеологии и просто диалога между властью и обществом.

В этих условиях Назарбаев вынужден придерживать месторождения и территории под геологоразведку как козырные карты, чтобы в нужный момент использовать нефтегазовый фактор как аргумент в решении текущих внешнеполитических задач. И это означает, что наступление зарубежных инвесторов на экономическое пространство страны будет продолжаться, а доля казахстанского бизнеса в сырьевых отраслях будет падать.

Мы можем только гадать, какие вопросы, помимо перечисленных в официальных коммюнике, обсуждались на многочисленных встречах и переговорах Назарбаева с официальными лицами США. Думаю, среди них обязательно были намерение Казахстана возглавить ОБСЕ в 2009 году и вопросы развития гражданского общества и поддержки демократии.

Было понятно с самого начала, что США не поддержат Казахстан в отношении председательства, хотя бы потому, что за спиной нашей республики явно просвечивала Россия. И ответ американского посла казахстанской делегации в Вене незадолго до визита Назарбаева в США – тому подтверждение.

Можно быть уверенным, что даже если американские визави Нурсултана Абишевича и произносили слова о необходимости следовать курсу демократии и всячески развивать гражданское общество, они звучали как гарнир к другим темам. На опыте Ирака администрация США убедилась, к чему могут привести попытки внедрить демократию силой в условиях, когда общество еще не структурировано и не обладает опытом и знаниями политического разрешения стоящих перед страной проблем.

Таким образом, в ходе заокеанского турне могли быть сверены часы, проведены консультации, обсуждены вопросы, разрешены частные проблемы вроде «Казахгейта», но никак не решены стратегические задачи сторон.

Для американцев это превращение Казахстана в страну – лидера Центрально-Азиатского региона, способного стать форпостом западной цивилизации, базой демократии и рыночных отношений. Для Назарбаева – обмен нефти на уступки в области прав человека и демократии, позволяющие ему законсервировать нынешнюю политическую систему на относительно долгий период и обеспечить преемственность власти.

Можно предположить, что стороны расстались взаимно неудовлетворенными, но понимающими, что добиться большего в настоящий момент невозможно. Казахстан не может разрешить американскую военную базу на своей территории, а президент Назарбаев – провести реальные политические реформы.

Казахстан не может добиться председательствования в ОБСЕ на 2009 год, а США обезопасить свои нефтедобывающие компании от дальнейшего давления со стороны государственных органов Казахстана. Мы не получили гарантии того, что США поддержат нас перед лицом Китая и России, а американцы – уверенности, что Казахстан будет двигаться в фарватере ее внешней политики. И так по широкому кругу проблем, за исключением направлений транспортировки нефти – там наши интересы точно совпадают.

На сегодняшний день наша страна уникальным образом сочетает рыночную экономику с весьма консервативной внутренней политикой. И поскольку экономика тянет Казахстан к США и Западной Европе, а политика – к России и Китаю, то ножницы между ними все сильнее раскрываются. Как долго мы будем двигаться нараскорячку – неизвестно.

Поэтому когда президент Казахстана чуть ли не сразу после встречи с Джорджем Бушем-младшим полетел на переговоры с Владимиром Владимировичем в Уральск, а разговоры по поводу нефтепровода сменились разговорами по поводу газоперерабатывающего комплекса, остается только вздыхать.

Попытка проводить внешнюю политику, не опираясь на волю народа и национальные интересы, приводит к тому, что многовекторная политика становится политикой флюгера – поворачивается в сторону, противоположную той, откуда сильнее всего дует.




Нурболата Масанова похоронили рядом с Алтынбеком Сарсенбаевым

08.10.2006. Радио «Азаттык» (Свобода)

Данабек Жалмырза

Церемония прощания с Нурболатом Масановым - известным политологом и ученым состоялась 7 октября в здании Театра юных зрителей в Алматы. На гражданскую панихиду собрались, по разным оценкам, более тысячи людей. На огромном плакате был начертан его любимый афоризм Джона Кеннеди: «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей страны».

Говорили его соратники, ученые, представители демократической общественности:

- Вот здесь очень здорово написано. Что сделала страна для Нурболата, я думаю, мы это опустим. Но то, что сделал он для страны, я уверен, все присутствующие здесь знают, что он сделал очень многое. И нашу страну знают именно с положительной стороны благодаря Нурболату. Он был большим ученым и политиком. Он был большим человеком. Я думаю, лучшей памятью о Нурболате будет, если мы, те, кто поддерживал его взгляды, идеи, не сойдем с этой дистанции, и будем продолжать идти.

- Нурболат просто откочевал в другую страну, в другой мир. Такой великий, большой человек не может просто уйти. И как смешны были те, кто бетонировал его двери. Как низки были те, кто отдавал его под суд. Как можно такую глыбу выставлять на такие процессы?! Нурболат проживет без Казахстана, он откочевал. Как Казахстан проживет без Нурболата?! Я не уверен, что эта страна, которая не оценила его при жизни, не дала то, что он заслуживал, сделает это в ближайшее время. Но я уверен, что наш народ достойно оценит Нурболата Масанова.

В определенной части казахстанского общества неоднозначно воспринимали фигуру Нурболата Масанова и как ученого, и как политика. Как только его не называли? И «национал - нигилистом», и «национал-предателем» только потому что он не знал родного, казахского языка и нелицеприятно критиковал свой народ. Он был одним из критиков существующей власти. На заре суверенного Казахстане был активным членом ряда общественных движений и оппозиционных партий. В прошлом году отошел от политики и возглавил Институт Номадизма. Рассказывает ответственный секретарь общественного движения «За справедливый Казахстан» Амиржан Косанов:

- Он честно говорил о ситуации в стране, когда находился в активной политике. В 1998 году мы вместе с Акежаном Кажегельдиным и с другими коллегами создавали Республиканскую Народную партию Казахстана, Нурболат Масанов был одним из инициаторов и учредителем этой партии. Он был одним из главных авторов программы партии. Он был честен, когда ушел из открытой оппозиции в науку потому что, я думаю, он знал те подводные течения, те недостатки, которые есть как у всякой структуры. Они есть и у власти, есть и у нас. Из жизни ушел честный, талантливый, неординарный человек. Вы знаете, у него были как и друзья, так и недруги. Была масса критики. Придумывались различные поводы для того чтобы критиковать как ученого, как гражданина за его взгляды. Я думаю, ушел человек, жизнь которого будет уроком для тех, кто хочет честно, достойно, не прогибаясь прожить свою жизнь.

«Я - политик поневоле, – говорил Нурболат Масанов в одном из последних газетных интервью, - когда в стране не было принципиальных людей в период эйфории от суверенитета, я заполнял политологическую нишу в условиях отсутствия таких профессионалов». Впрочем, он был единственным в Казахстане дипломированным доктором наук по истории кочевников. В последнем интервью для Радио «Азаттык» Нурболат Масанов говорил на тему о политической роли аксакалов в казахстанском обществе, что как такового института старшинства в традиционном кочевом обществе не было:

- В кочевом обществе никогда не было этого. Только потому что он старший никто не поверил бы, и никто не дал бы приоритета и преимущества. Да, уважение – это одно. Но, извините, принятие политических и функционально- экономических решений – это было за пределами возрастных категорий! Это базировалась только на принципе полезности, на принципе компетентности, на принципе глубоких знаний.

Официальные ведомства пока не дали окончательного экспертного заключения о причинах смерти Нурболата Масанова. По мнению лидера незарегистрированной партии "Алга!" Асылбека Кожахметова, причина смерти - несчастный случай:

- С точки зрения того, что есть, на первый взгляд выдали эксперты, это – астма. Приступ легочной недостаточности, которая повлекла сердечную недостаточность. Но это – диагноз. Почему это произошло?! Вызвали скорую. А скорая, зная вызов к астматику, приехала без кислородной подушки! Конечно, это несчастный случай. Конечно, это трагедия, которая случается, наверное, каждый день. Мы про нее не знаем, тысячи людей не получают квалифицированной минимальной медико-санитарной помощи, простая болезнь для них становится трагическим исходом. Это, на мой взгляд, случилось с Нурболатом Масановым. Он в этом смысле разделил судьбу своего народа, судьбу простых людей, которые вот попадут в такую ситуацию и наша медицина их не выручает.

Известный кинорежиссер, ныне живущий во Франции Рашид Нугманов был последним, с кем Нурболат Масанов встречался за обедом в последний день своей жизни, 5 октября. Рашид Нугманов в интервью программе "Паровоз" об этом рассказывает так:

- Он был очень оптимистично настроенный. У нас очень хорошие были планы совместной работы. И поехал, все... И это уже произошло где-то без пятнадцати или без десяти три часа. А уже в течение следующего часа он скончался. Такая история.

- А были ли в ресторане блюда, от которых он, зная заранее, отказывался, что это ему нельзя?

- Он знал очень четко, что ему можно, что нельзя, поэтому он заказывал всегда то, что он привык есть. Это была семга, там были овощи, томатный сок, чай. Вот все, что он там ел. Я не знаю в чем дело. Но, может, были там какие-то специи, подлив. Или он потом по лестнице резко поднялся, или на улице какой-то аллерген, трудно сказать. Вот видите, как быстро все произошло. Он начал задыхаться от астмы.

Все-таки кем он был, Нурболат Масанов? Как его оценивают сами соратники? Говорит независимый журналист Сергей Дуванов:

- Сейчас очевидно, что ушел духовный лидер нации. Я не боюсь этого слова, на самом деле, хотим мы того или не хотим, все признавали, что он был одним из главных идеологов страны. Есть лидер формальный, который избирается на выборах, а есть неформальный. Он очень интеллектуально образован, подготовлен. Это крупнейший политолог, это специалист, которого приглашали западные университеты, где он читал лекции. Много ли найдете у нас профессоров, которых приглашают? А Нурболата приглашали, несмотря на то, что его выгнали из нашего университета. И я всегда говорю, что он для страны, для популяризации сделал гораздо больше, чем многие министерства. Заслуга неимоверная. Мы все так или иначе прислушивались к его мнению, мы все так или иначе обращали внимание на то, что скажет Нурболат по поводу тех или иных событий. Он был авторитет. Вот это я называю – духовный лидер нации.

Нурлан Амрекулов, ученый - философ, с чьим именем вместе некогда критиковали Масанова и с высоких трибун. Негативная калька "Масанов-Амрекулов" не сходила из уст некоторых общественных деятелей на заре независимости Казахстана. Нурлан Амрекулов, бывший соавтор многих философских соисканий, давно уже ведет иные научные разработки:

- Нурболат Масанов жил и умер на улице Желтоксан, по которому народ шел к своей независимости. И его ранимость сердца была в том, что он не мог себя защитить. И вот эти нападки, конечно, преждевременно унесли его из этой жизни. Многие его не понимали, считали, что он против казахов, против их государственности. На самом деле это чушь. Я считаю, такие люди, как он, продвигают народ вперед, к свободе, к личному достоинству каждого, к демократии, к цивилизации. Могу заявить, что сегодня казахская демократия стала на голову ниже.

Лидер незарегистрированной партии "Алга!" Асылбек Кожахметов:

- У него сердце гражданина – открытое сердце. Оно было всегда очень открыто людям, поэтому каждый мог порвать, поцарапать. Я согласен с точкой зрения, что он как настоящий гражданин ушел в политику потому что не увидел тех граждан, тех политиков, которые могли бы защитить народ, казахский народ.

Директор Бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис:

- Он в чистом виде воплотил тот самый принцип, который провозгласил лауреат Нобелевской премии, нигерийский писатель, правозащитник Уоле Шоинка, который говорил, что в период перемен слишком большая роскошь для гражданина не вникать в суть происходящих вокруг него событий, не пытаться повлиять на свою судьбу и на судьбу своих потомков. Слишком дорого это обходится гражданину, его потомкам, да и всей стране в целом. Так вот, Нурболат - наглядный пример, который понимал, что это слишком дорого обойдется ему, его детям, его внукам и всей стране в целом. Он болел страной и в общем-то умер, как мне кажется, от того, с чем он и боролся – от нелепости, от глупости, от отсутствия порядка, от медицины, которая позволяет уходить человеку, у которого приступ астмы. Он боролся за цивилизованную, развитую страну. Сейчас для Казахстана это огромная пробоина. Это пробоина расширяется, она сначала была пробита Алтынбеком Сарсенбаевым, который был больше политиком и идеологом политических реформ. А теперь и Нурболатом, который был по существу идеологом общественного развития.

Политолог и ученый Нурболат Масанов скоропостижно скончался в возрасте 52 года. Это снова повергло в шок казахстанскую общественность, которая еще не успела опомниться от трагического убийства в феврале этого года одного из лидеров оппозиции Алтынбека Сарсенбаева и его помощников. Нурболата Масанова похоронили на Кенсайском кладбище рядом с Алтынбеком Сарсенбаевым.




Казахстан - в двадцатке

29.09.2006. Новое поколение (Казахстан)

Олег Червинский

Министр энергетики и минеральных ресурсов РК Бактыкожа Измухамбетов в эксклюзивном интервью "НП" комментирует последние тенденции развития нефтегазового сектора страны

- Уважаемый Бактыкожа Салахатдинович, какие проекты в нефтегазовом секторе Вы выделили бы как наиболее актуальные для Казахстана?

- Увеличение объемов добычи нефти и газа, освоение перспективных месторождений шельфа Каспия требуют динамичного развития нефтегазотранспортной инфраструктуры. В связи с этим актуальной является работа по созданию новых и расширению существующих экспортных систем.

В настоящее время большое значение придается реализации проекта расширения пропускной способности нефтепровода Тенгиз - Новороссийск (КТК). Трубопровод КТК является крупнейшим направлением экспортных поставок казахстанской нефти, объемы прокачки по которому стабильно растут. Уже практически согласованы условия расширения мощности нефтепровода, которую в итоге планируется увеличить до проектного уровня - 67 миллионов тонн в год.

Вторым крупнейшим действующим направлением экспорта казахстанской нефти является нефтепровод Атырау - Самара. Учитывая планируемый рост объемов добычи нефти в Западном Казахстане, существует определенная заинтересованность в увеличении мощности данного нефтепровода до 20-25 миллионов тонн в год. В данный момент этот вопрос находится на стадии проработки с российской стороной.

Другим направлением экспорта является проект создания транспортной системы Курык - Баку - Тбилиси - Джейхан, предполагающий транспортировку нефти с казахстанского побережья Каспийского моря в Баку и далее по нефтепроводу Баку - Тбилиси - Джейхан.

В отношении освоения новых рынков необходимо отметить запуск нефтепровода Атасу - Алашанькоу. Его пропускная способность составляет 10 миллионов тонн нефти в год, далее планируется расширение до 20 миллионов тонн в год. Атасу - Алашанькоу является первым этапом реализации проекта строительства нефтепровода Казахстан - Китай, далее предполагается строительство нефтепровода Кенкияк - Кумколь и сопряженных нефтетранспортных систем.

Необходимо отметить, что в настоящее время практически создана система, позволяющая осуществлять транспортировку нефти в разные страны, что дает почти всем нефтедобывающим компаниям, работающим в Казахстане, возможность выбора наиболее привлекательных и стабильных рынков сбыта казахстанской нефти.

Развивая морскую транспортировку нефти, мы приступили к созданию собственного танкерного флота. В настоящее время введены в эксплуатацию два танкера - "Астана" и "Алматы", дедвейтом 12 000 тонн, третий танкер "Актау" прибывает в одноименный порт приписки в конце сентября текущего года. Танкерные перевозки восполнят спрос на услуги по безопасной и качественной транспортировке нефти и нефтепродуктов.

- Какие перспективы развития отрасли на ближайшие 2-3 года Вы видите?

- Темпы роста основных показателей развития отрасли - добычи и запасов в Казахстане - одни из самых высоких в мире. За сравнительно короткий период времени мы сумели более чем вдвое увеличить объемы добычи и запасов. На предстоящие 10 лет мы имеем все шансы вывести Казахстан в число крупнейших производителей нефтегазовых ресурсов с объемом добычи 3,5 миллиона баррелей в сутки и запасами более 100 миллиардов баррелей. Потенциал нефтегазовых ресурсов, открытый инвестиционный режим, стабильная политическая ситуация, глубокие экономические преобразования - в этом залог будущего развития отрасли.

Одной из важнейших задач для республики является реализация Государственной программы освоения казахстанского сектора Каспийского моря (КСКМ). Обнаружение значительных запасов нефти и газа на КСКМ открывает дорогу новым проектам, и мы готовы к сотрудничеству. Для освоения этих ресурсов, несомненно, будут привлекаться инвесторы. Учитывая рост спроса и цен на энергоресурсы, проекты на казахстанском шельфе Каспия являются одними из самых выгодных вложений капитала.

Входя в двадцатку стран - крупнейших производителей нефти в мире, Казахстан демонстрирует среди них самую высокую динамику темпов роста объема добычи нефти и конденсата, занимая с 1994 года по среднегодовым темпам роста нефтедобычи второе место после Ирака, а с 1999 года - лидирует, опережая ближайших конкурентов по этому показателю более чем вдвое.

- Как известно, недавно консорциум "Аджип ККО" заявил о переносе начала разработки месторождения Кашаган на 2009-2010 годы. Какова позиция правительства Казахстана по такому решению консорциума?

- Согласно утвержденному в феврале 2004 года Плану и бюджету освоения месторождения Кашаган, добыча нефти на месторождении запланирована на июль 2008 года. На данный момент официального уведомления от оператора о переносе сроков добычи не получено.

В связи с тем, что на месторождении Кашаган присутствуют такие факторы, как аномально высокое пластовое давление и высокое содержание сероводорода, оператором проводятся дополнительные исследования соответствия утвержденной технологической схемы объектов морского комплекса Опытно-промышленной разработки месторождения Кашаган (ОПР) международным стандартам безопасности нефтяных операций.

По завершению этих исследований возможны частичные изменения в части конфигурации и эксплуатации морских объектов ОПР. Ожидается, что результаты проведенных исследований будут представлены к концу текущего года. До окончания исследований невозможно оценить масштабность и спецификации предполагаемых изменений, в связи с чем выстраивать предположения о возможном переносе сроков добычи преждевременно.

- Не так давно состоялся торжественный запуск нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан. Однако Казахстан до сих пор официально не присоединился к этому проекту. Почему этого не произошло и когда все-таки будут подписаны соответствующие документы?

- Вопрос о присоединении Казахстана к БТД обсуждается с 2002 года. В результате проведенных переговоров 16 июня 2006 года президентами Казахстана и Азербайджана подписан Договор по содействию и поддержке транспортировки нефти из Республики Казахстан через Каспийское море и территорию Азербайджанской Республики на международные рынки посредством системы Баку - Тбилиси - Джейхан.

Целью Договора является создание условий для транспортировки возрастающих объемов казахстанской нефти на Средиземное море посредством энергетического коридора Восток - Запад по маршруту Курык - Баку - Тбилиси - Джейхан. Договор предусматривает осуществление морских перевозок в рамках транскаспийской системы совместно уполномоченными сторонами судоходными компаниями под флагами государств-сторон, применение согласованных международных единых стандартов.

В соответствии с заявлениями участников Соглашения по разделу продукции по Северному Каспию к 2011 году необходимо создание принципиально новой транспортной системы, позволяющей сохранить качество легкой кашаганской нефти, соединяющей побережья Казахстана и Азербайджана. Новая транскаспийская транспортная система должна >обеспечить на начальном этапе транспортировку 5 миллионов тонн нефти с последующим увеличением до 38 миллионов тонн нефти в год.

Следующим шагом в создании транскаспийской системы является заключение соглашений правительств Казахстана и Азербайджана с инвесторами, что предусмотрено Договором.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ