Визит Назарбаева в Кыргызстан: казахский президент демонстрирует дипломатическую мощь
01.05.2007.
Еurasianet.org
Джоанна Лиллис
Президент Казахстана стремится превратить свою богатую
энергетическими ресурсами центрально-азиатскую страну в силу, стоящую на страже
региональной стабильности. В ходе своего недавнего визита в Кыргызстан Назарбаев
прельщал его руководство перспективами увеличения инвестиций в страну в обмен на
отказ от внутриполитического противостояния.
Назарбаевым движет отнюдь не чистый альтруизм. Он
исходит из прагматических соображений: в его интересах предпринять превентивные
шаги для защиты экономических интересов Казахстана. Возможно, величайшей угрозой
для перспектив казахстанского экономического бума на сегодняшний день является
нестабильность соседних с ним стран. Эта тенденция потенциально может
превратиться в питательную среду для радикального исламизма, создать кризис с
беженцами и/или привести к сбоям в работе существующих экспортных маршрутов. В
ходе своего визита в Бишкек 25-26 апреля Назарбаев недвусмысленно дал понять
своему кыргызскому коллеге Курманбеку Бакиеву: надо сосредоточить внимание на
развитии экономики Кыргызстана, и острота политических проблем постепенно
спадет.
"Мы предлагаем опыт развития и модернизации Казахстана,
который приходит только в условиях стабильности. Инвестиции не привлечь в
нестабильную страну", - отметил Назарбаев в своем выступлении, транслировавшемся
на государственном казахстанском телеканале "Хабар". Казахстан "готов вкладывать
миллиарды долларов в экономику Кыргызстана", если эта страна продемонстрирует
более высокий уровень политической зрелости, добавил Назарбаев.
Неспособность администрации Бакиева принять во внимание
это предостережение может привести к самым неприятным последствиям, отметил
Назарбаев. В своем интервью каналу "Хабар" и государственному телевидению
Кыргызстана Назарбаев занял беспрецедентную позицию и прямо высказался по
вопросу внутриполитической ситуации в Кыргызстане и путям выхода из нее. "Первое
- это сесть за стол переговоров, второе - уважать власть, которая избрана
народом, и она должна применить свою власть, чтобы навести порядок в стране
демократическим законным путем", - отметил Назарбаев.
"Третье - если первое и второе не принимается, у
Кыргызстана остается альтернатива стать таким, каким был в свое время Афганистан
– беспорядки, власти нет, кто что хочет, то и делает, экстремизм, терроризм,
наркотрафик. И все это будет здесь. Это будет анклав нестабильности - продолжил
Назарбаев. - Неужели это кому-нибудь действительно нужно? Я бы не пожелал такого
кыргызскому народу".
В виде поощрения Назарбаев предложил предоставить
Кыргызстану гуманитарную помощь в размере 100 млн. долларов, а также поставки
пшеницы и топлива. Казахстан уже и без того является крупнейшим инвестором
Кыргызстана, в который им вложено 300 млн. долларов, что составляет 30 процентов
от общего объема инвестиций в эту страну. Торговый оборот между двумя странами в
2006 году составил 400 млн. долларов США, и есть возможности для развития
экономического сотрудничества, отметил Назарбаев, приведя в качестве примера
деловые интересы Казахстана в Грузии.
Для привлечения дальнейших инвестиций из Казахстана,
Кыргызстану придется не только стабилизировать политическую обстановку в стране.
Президенту и парламенту в Бишкеке будет необходимо совместно поработать над
принятием законодательства, гарантирующего права инвесторов. В пылу борьбы за
власть Бакиев и его оппоненты в парламенте по большей части игнорировали свои
обязанности по выработке и реализации политической линии. В отчете под названием
"Перспективы развития азиатского региона на 2007 год" Азиатский банк развития
указывал на политическую нестабильность в стране как фактор, "отвлекающий
[кыргызские] власти и препятствующий проведению в жизнь структурных реформ, в
том числе принятию экономических законов первостепенной важности".
В ответ Бакиев сообщил Назарбаеву, что
торгово-экономическое сотрудничество с Казахстаном является одной из главных
внешнеполитических приоритетов его администрации. Бакиев признал имеющиеся
недостатки в инвестиционном климате Кыргызстана и заявил о своем твердом
намерении ликвидировать законодательные пробелы, лежащие на пути привлечения в
Кыргызстан иностранного капитала. В дополнение президенты подписали совместное
заявление, призывающее к расширению политических и экономических связей между
странами. В частности, в заявлении говорилось о необходимости более тесного
сотрудничества в области борьбы с терроризмом, организованной преступностью,
наркоторговлей и незаконной миграцией. В нем также содержался призыв к
совместным действиям по "предотвращению угрозы независимости, суверенитету и
территориальной целостности обеих стран".
Назарбаев и Бакиев достигли договоренности в вопросе
учреждения межгосударственного совета для обсуждения вопросов, представляющих
двусторонний интерес. По мнению некоторых региональных экспертов, создание этого
совета является шагом на пути создания Центральноазиатского союза – проекта,
который в последнее время продвигает Назарбаев.
Был и один конкретный результат визита Назарбаева –
создание совместного предприятия с участием государственных компаний Казахстана,
Кыргызстана и России. Ожидается, что новое предприятие завершит строительство
двух гидроэлектростанций на реке Нарын – "Камбарата-1" и "Камбарата-2", сообщило
ИА "Kazakhstan Today".
Аналитики в Казахстане в целом высоко отозвались о
поездке Назарбаева, назвав ее дипломатической победой Казахстана и лично
президента, которая работает на его имидж влиятельного игрока в международной
политике и, возможно, на будущее заявки страны на председательство в Организации
по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2009 году. "Я думаю, что одной из
приоритетных задач этого визита было продемонстрировать возможности Казахстана
как лидера в Центральной Азии, дать понять международному сообществу, что
Казахстан стремится вкладывать свои ресурсы в политическую и экономическую
стабильность соседних с ним стран", - сказал в интервью EurasiaNet Ануар
Аязбеков, научный сотрудник Института экономических стратегий – Центральная
Азия.
Аязбеков и другие отмечают, что предлагая возможные пути
решения политических проблем Кыргызстана, Назарбаев был осторожен и не слишком
углублялся во внутренние дела сопредельного государства. "Даже если этот визит
планировался с целью оказать поддержку Бакиеву, это было сделано очень
осторожно, - считает Аязбеков. - Министерство иностранных дел Казахстана,
безусловно, отдает себе отчет, что поддержка какой-то одной политической силы в
Кыргызстане может повлечь за собой долгосрочные последствия в случае смены
режима".
Первоначально Назарбаев планировал выступить перед
кыргызским парламентом, где заседают многие из главных оппонентов Бакиева, но в
итоге решил не делать этого. "Несомненно, это было мудрым решением, поскольку в
ходе подобной встречи радикально настроенные депутаты могли понять многие острые
политические вопросы, беспокоящие политические элиты в Казахстане и
Кыргызстане", - сказал Аязбеков.
В результате Бакиев, возможно, выиграл от этого визита
даже больше, чем сам Назарбаев, считает директор алматинской консалтинговой
организации "Группа оценки рисков" Досым Сатпаев. "Бакиеву это было нужнее в
политическом плане. Он хочет показать, что контролирует ситуацию в стране", -
отметил Сатпаев.
|