Административный переворот в научной системе РБ
Александр Фадеев
В самом начале ноября в Минске прошел первый съезд
ученых Белоруссии. Помимо ученых в работе форума принимали участие представители
госаппарата и других республиканских организаций, зарубежные гости.
Планировалось, что ученое сообщество подведет итоги своей деятельности за
последние десять лет и обсудит наиболее перспективные направления развития
науки.
Однако главный труд определить стратегию фундаментальных
и прикладных исследований и «подвести черту всем организационным мероприятиям»
по реформе научной системы, как и ожидалось, взял на себя президент Белоруссии
Александр Лукашенко. Это он объяснил тем, что восемь последних лет ждал от
ученых радикальных предложений в русле реформы белорусской науки, но не
дождался. Лейтмотивом выступления Лукашенко на съезде стала констатация
недостаточности вклада ученых в экономику республики, низкая доля белорусских
научных разработок в крупнейших проектах, осуществляемых на территории
Белоруссии. Президент дал установку - максимально интегрировать национальную
науку и производство, потребовал «увязать науку» со всеми приземленными,
«несколько далекими» от фундаментальных исследований задачами, стоящими перед
белорусской экономикой, госаппаратом и социумом.
При этом приоритет, прежде всего выделение бюджетных
средств, теперь будет отдан решению масштабных комплексных задач в таких сферах
как энергетическая безопасность; импортозамещение высокотехнологичного
оборудования, программного продукта, лекарств, медицинских приборов;
продовольственная безопасность. Вместе с тем Лукашенко прямо и откровенно
поставил ученых перед необходимостью увязывания потенциальных расходов на
программы фундаментальных и прикладных исследований с реальными возможностями
белорусского государства. По данным президента РБ, за последние шесть лет
внутренние затраты на научные исследования и конструкторские разработки выросли
в 8 раз и сегодня превышают 500 млрд. белорусских руб. Как можно понять
белорусского лидера, теперь будет осуществляться перманентная ревизия
эффективности отдачи от затраченных на науку средств, а госбюджетное
финансирование отдельных мелких научных структур и тем прекратится.
Поэтому можно предположить, что увеличение финансовых
затрат на проведение НИОКР к 2010 году в 2,5 – 3 раза, как это предусмотрено в
государственной программе инновационного развития на 2007 – 2010 гг., будет
произведено не столько за счет госбюджетных средств, сколько путем использования
средств организаций-заказчиков и посредством поиска иных источников
финансирования, в том числе за рубежом. По крайней мере, на съезде звучали
резкая критика заказчиков, не выплачивающих запланированных средств, что уже
привело к срыву ряда научно-технических программ, и предложение создать Фонд
содействия развитию малых предприятий в научно-инновационной сфере. Кроме того,
резолюция съезда ученых предусматривает ежегодное выделение для базового
финансирования научных организаций и вузов средств, не ниже объема,
запланированного в бюджете РБ на научную, научно-техническую и инновационную
деятельность.
Проблема обеспечения производства по ряду позиций,
включая дизеле- и станкостроение, признал президент РБ, возникла из-за
ослабления научно-технических и экономических связей с Россией. Теперь это
необходимо компенсировать разработками белорусских ученых и конструкторов, для
чего планируется создавать объединения на межведомственном уровне.
Интенсификация внедрения научных разработок в производство, как надеются в
администрации президента, позволит вывести хозяйственный комплекс на «новый
высокоэффективный технологический уровень». Пока эта идея главы государства
трансформировалась в одно из положений резолюции форума, которая предусматривает
введение в состав советов научно-практических центров (созданных, кстати, по
личной инициативе Лукашенко) и научно-производственных объединений Национальной
академии наук Белоруссии чиновников из отраслевых республиканских министерств.
В самом факте введения управленцев высшего звена в
научные структуры ничего необычного и предосудительного нет, поскольку НАН
является государственным учреждением без признаков самоуправления, и
правительство РБ может таким образом координировать реализацию политики
государства в сфере науки. Все дело в качественных характеристиках чиновников. В
России в сложные 90-е годы прошлого века, например, вхождение ряда
правительственных чиновников в советы РФФИ и РГНФ оказалось полезным для
деятельности этих научных фондов. Однако при этом специально подчеркнем,
что руководитель Департамента науки и образования Правительства России чл.-корр.
РАН М.П. Кирпичников имел признание мирового научного сообщества, а чиновники,
которые вошли в советы этих фондов, такие как министр науки Б.Г. Салтыков,
министр культуры Е.Ю. Сидоров, первый заместитель министра финансов В.А. Петров
и другие, ранее отметились на ниве науки солидными научными трудами, а член
Совета РГНФ заместитель Госкомвуза министр В.Д. Шадриков был крупным ученым.
Глава белорусского государства возложил на научных
работников миссию по инновационному развитию экономики РБ, технологическому
перевооружению и реструктуризации производства, а также по повышению
национальной безопасности. Вполне понятно, что последняя понимается Александром
Лукашенко в первую очередь как энергетическая безопасность, предполагающая
научные исследования и разработки в области альтернативных источников энергии,
включая атомную, по проблемам энергосберегающих технологий, а также технологий
добычи углеводородов для нужд Белоруссии в специфических условиях венесуэльских,
иранских и азербайджанских месторождений. По госпрограмме инновационного
развития в республике запланировано в течение трех лет на основе современных
технологий построить 124 новых и модернизировать 600 действующих
предприятий.
Задуманную в президентской администрации технологическую
революцию невозможно осуществить силами одних белорусских ученых и на
национальной научно-технической и производственной базе. В структуре
экономически активного населения республики ученые, конструкторы и
инженерно-технические работники составляют всего 0,6%. Почти половина
оборудования всех 12-ти центров коллективного пользования научными приборами и
оборудованием НАН Белоруссии имеет 100%-ый износ, 45% этого оборудования и
приборов поступили на службу ученым еще до 1990 года, часть из них безнадежно
устарела. Средств на покупку, модернизацию и ремонт оборудования, покупку
эталонных образцов и программного обеспечения у НАН РБ катастрофически не
хватает. Причины этого известны – недофинансирование со стороны государства,
низкая платежеспособность заказчиков НИОКР (крупных предприятий, НИИ и вузов) и
самих организаций НАН. Из-за неисправности оборудования и отсутствия
высококвалифицированного персонала в ЦКП ряд институтов НАН РБ («Объединенный
институт физики твердого тела и полупроводников», «Институт механики
металлополимерных систем им. В.А.Белого» и др.) вынуждены были ограничивать и
даже временно сворачивать НИОКР.
Поэтому правящей элитой перед учеными ставится задача
транслирования современного мирового научного знания, перенесения в республику
достижений зарубежных научных школ. Не случайно Белоруссия лидирует в рамках
Содружества по количеству соглашений о международном научном сотрудничестве –
такие документы подписаны с 40 странами. Кроме того, белорусские ученые,
конструкторы и специалисты участвуют в научных проектах, а также поддерживают
контакты с учеными из 70 государств мира. При этом Минск не смущает то, что
ответный интерес за рубежом к белорусским научным достижениям по ряду
направлений минимален. Между Белоруссией и Россией, например, есть соглашение об
эквивалентном научном обмене, но российской стороной ее часть «эквивалента» не
выбирается – большинство ученых РАН не стремится, как представляется, к
сотрудничеству с коллегами из Белоруссии.
В целом выступление президента Белоруссии на форуме
ученых и резолюция съезда отражают ту концепцию реформирования науки, которая
была разработана в недрах президентской администрации еще в прошлом году. Суть
ее состоит в отделении прикладных исследований от фундаментальной науки и
переводе двух этих направлений на рельсы «параллельного» развития.
При этом предусматривается, что прикладные исследования
будут рассматриваться как приоритетные и организовываться в реальном секторе
экономики, на предприятиях и фирмах. Исследовательские задачи ученым,
конструкторам теперь будет ставить непосредственно руководство этих организаций,
руководствуясь спущенным «сверху» планом инноваций. В первую очередь прикладные
НИОКР будут развернуты в нефтехимическом комплексе республики, микроэлектронной,
лесной и деревообрабатывающей промышленности. Разработку наукоемких технологий
предполагается осуществлять и в таких сферах, как связь, транспортные
коммуникации и жилищное строительство. Таким образом в Белоруссии надеются
решить проблему подчинения научных исследований целям решения конкретных
хозяйственных задач.
Разработки прикладного характера станут одним из
основных направлений работы создаваемых в высших учебных заведениях
республики учебно-научно-производственных объединений (УНПО). Часть
прикладных разработок планируется организовать в научно-производственных центрах
(объединениях) НАН РБ, которые будут наделены правом работы непосредственно на
рынок, а также выполнять заказы органов государственного управления РБ. Советы
этих научно-производственных центров должны стать отраслевыми генераторами
инновационной политики, формирующими ее научные и технологические параметры, а
также координаторами внедрения научных достижений в конкретном сегменте
национальной экономики.
В этом ключе выступил на съезде и председатель
Президиума НАН РБ Михаил Мясникович, который поведал о том, что белорусские
ученые поглощены перспективами реализации проекта создания в Белоруссии
собственной горно-металлургической отрасли на базе БМЗ и озабочены узостью
ассортимента выпускаемой концерном «Белнефтехим» продукции. Ну, а «идеология
развития информационных технологий»(?), которую Мясникович взялся разработать в
стенах Академии, позволит Белоруссии, по его убеждению, стать одним из мировых
центров компьютерного проектирования. Вообще следует отметить, что выступление
главного «менеджера» от науки было тонко продумано: Михаил Владимирович, имея за
плечами многолетний аппаратный опыт, постарался в присутствии президента,
придать ему блеклую, невыразительную, но, в то же время, умеренно оптимистичную
форму. Важна была концовка, разыгранная как по нотам, когда председатель
Президиума НАН еще до утверждения резолюции форума ученых (!) заявил президенту
РБ, что «съезд принимает все Ваши установки к безусловному исполнению».
Что касается фундаментальной науки, то ее
государственно-политическое руководство республики предполагает «локализовать» в
высших учебных заведениях, соединив преподавание с занятием научной
деятельностью и сократив нагрузку преподавателям. Для этого на базе высших
учебных заведений планируется создание учебно-научно-производственных
объединений. Стимулируют это решение финансовые соображения, поскольку
республиканские чиновники считают, что интеграция академических структур с их
материальными и кадровыми ресурсами с вузовскими не потребует дополнительных
материальных затрат. Ученых, напуганных перспективой подобной трансформации,
высшие чины президентской администрации успокаивают, приводя довод о том, что
объединение ресурсов академических и вузовских – это единственный путь «спасти
фундаментальную науку и ее кадры». Такое соединение академической науки с
вузовской, с их точки зрения, назрело и позволит выполнить все три главных
задачи, поставленных руководством Белоруссии перед фундаментальной наукой:
готовить высококвалифицированных специалистов, транслировать современное мировое
знание и осуществлять научную экспертизу проектов и предложений, которые
предполагается внедрить в государственную практику.
В заключение, обобщая все приведенное выше, следует
обратить внимание на одно важное обстоятельство. Президентская администрация,
придя к выводу о неэффективности существующей структуры организации научных
исследований в республике, решило окончательно и бесповоротно отобрать у
Национальной академии наук Беларуси, которая якобы не соответствует потребностям
экономики и общества, полномочия штаба научно-технического и технологического
прогресса, возложив их на себя. Это не просто перераспределение функций и
ответственности внутри государственной структуры. Скорее это административный
переворот с целью подчинить ученое сообщество решению текущих хозяйственных
задач под прямым руководством президентской администрации и руководителей
госпредприятий. Нет никаких сомнений в том, что, несмотря на все уверения высших
чиновников Белоруссии, Национальная академия наук РБ, реализуя курс
на «актуализацию и конкретизацию» науки, перестанет играть роль центра
фундаментальных исследований.
|