Концепция создания государственного учреждения “Центр гуманитарного и делового сотрудничества с российскими соотечественниками за рубежом “Московский дом соотечественника” (проект)
Государственное учреждение “Центр
гуманитарного и делового сотрудничества с российскими соотечественниками за
рубежом “Московский дом соотечественника” (далее - МДС) создается как
организационный и координирующий центр работы с зарубежными российскими
соотечественниками Московского Правительства, общественных, политических,
деловых, научных и других организаций города в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным
законом от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ “О государственной политике Российской
Федерации в отношении соотечественников за рубежом”, Постановлением
Правительства Москвы от 18 сентября 2001года № 844 “Об основных направлениях по
поддержке соотечественников за рубежом” и другими законодательными актами города
Москвы.
Просьбы и предложения о создании в Москве
Дома соотечественников выражались неоднократно на встречах руководства Москвы с
соотечественниками, были отражены в решениях организованных Правительством
Москвы мероприятий – “Московской международной научно-практической конференции
“Москва и российские соотечественники: от поддержки к сотрудничеству” 28 февраля
– 1 марта 2000 года и Круглого стола “Зарубежная диаспора - экономический
потенциал России 6-7 февраля 2002 г.
Создание МДС позволит российской диаспоре
получить свой координирующий центр в столице для контактов и взаимодействия. МДС
позволит сосредоточить в нем деятельность различных структур Московского
Правительства, занимающихся проблемами соотечественников, общественных
организаций Москвы (фондов, Института стран СНГ и др.) МДС станет информационным
и координирующим научным центром по вопросам российской диаспоры.
К работе МДС можно привлечь видных
представителей различных поколений и волн эмиграции, российских специалистов по
этой теме, соединить и поддержать на примере и опыте Москвы интересы
соотечественников из государств-участников СНГ, Прибалтики, традиционного
зарубежья, разработать и реализовать программы их вовлечения в
социально-экономическую жизнь столицы и в целом России. Деятельность подобных
учреждений в Китае, Венгрии, Вьетнаме, Германии, Польше, Чехии приносит ощутимые
результаты, в том числе, и в оказании помощи соотечественникам в инвестировании
капиталов, внедрении новых технологий на этнической Родине.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МДС
Учредителем Государственного учреждения
“Центр гуманитарного и делового сотрудничества с российскими соотечественниками
за рубежом “Московский дом соотечественника” должно выступить Правительство
Москвы, создав его как государственную некоммерческую организацию (учреждение),
не ставящую в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.
МДС должен обладать всеми правами
юридического лица с момента его регистрации, иметь обособленное имущество,
самостоятельный баланс, расчетный, валютный и иные счета в учреждениях банков
Российской Федерации, круглую печать со своим наименованием, штамп и бланки
установленного образца.
МДС должен быть вправе осуществлять все
виды предпринимательской деятельности в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации, в том числе:
- издательскую и полиграфическую;
- различные виды торговли и посреднические
услуги;
- разработку и проведение мероприятий
рекламного характера;
- консультационную и маркетинговую.
Предпринимательская деятельность МДС должна
осуществляться только в целях материального обеспечения программ и мероприятий,
предусмотренных уставом, на развитие и совершенствование его основной
деятельности и не может быть направлена на получение коммерческой прибыли.
Для обеспечения системного взаимодействия с
зарубежными соотечественниками и их общественными объединениями, создания
материальной базы для осуществления общественно-значимых инициатив, программ и
проектов, направленных на осуществление поддержки и сотрудничества с
соотечественниками необходимо создание Попечительского совета МДС.
Для эффективной реализации основных целей и
задач МДС целесообразно, чтобы Учредитель или органом по его поручению
сформировали Общественный совет МДС, включающий в свой состав представителей
общественных, политических, деловых, научных и иных объединений и организаций
Москвы и российских соотечественников за рубежом на условиях ротации.
ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МДС
Цели деятельности МДС как центра
гуманитарного и делового сотрудничества с российскими соотечественниками за
рубежом реализуются через развитие следующих направлений деятельности:
- содействие всестороннему участию
общественных, научных, деловых и иных объединений зарубежных соотечественников и
их представителей в процессе осуществления программ Правительства Москвы по
поддержке соотечественников за рубежом, отвечающей общегосударственным интересам
Российской Федерации;
- содействие созданию условий для
удовлетворения национально-культурных и национально-образовательных запросов,
полноправного общественного и культурного развития российских диаспор за
рубежом;
- развития взаимовыгодного взаимодействия
Москвы и зарубежных соотечественников.
В своей деятельности МДС оказывает
содействие:
- информационному, методическому,
организационно-техническому обеспечению взаимодействия Правительства Москвы с
зарубежными соотечественниками при координирующей роли Департамента
международных связей Правительства Москвы;
- всестороннему развитию московских
традиций международного сотрудничества;
- пропаганде идей национально-культурного
развития и - взаимного духовного обогащения народов;
- осуществлению целевых программ поддержки
зарубежных соотечественников в области культуры, искусства, образования,
становления этнонациональных средств массовой информации в странах
проживания;
- вовлечению соотечественников из-за рубежа
в социально-экономическую жизнь столицы и в целом России;
- осуществлению взаимодействия с
организациями соотечественников, проживающих в странах ближнего и дальнего
зарубежья;
- проведению Правительством Москвы,
научными и общественными организациями города, различных общественно значимых
мероприятий: собраний, конференций, симпозиумов, съездов, приемов, презентаций,
пресс-конференций, международных встреч с соотечественниками и т. п.;
- организации выставок, ярмарок,
фестивалей, различных конкурсов, национальных спортивных мероприятий и
спартакиад, обучению российских студентов за рубежом и зарубежных студентов в
учебных заведениях Москвы;
- организации мероприятий с детьми,
подростками, молодежью, женщинами, ветеранами и другими категориями зарубежных
соотечественников;
- функционированию библиотеки зарубежных
соотечественников, музеев, редакций СМИ и телевидения, работающих по
проблематике МДС;
организации и проведению благотворительных
мероприятий.
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО МДС
Для обеспечения эффективной работы МДС в
его структуре необходимо предусмотреть следующие подразделения:
- Администрация МДС;
- Центры и организации сотрудничества
соотечественников;
- Общественная приемная для
соотечественников;
- Библиотека и архив русского
зарубежья;
- Студия для подготовки радио и
телепередач;
- Типография;
- Технические службы.
Администрация МДС
должна включать:
- Дирекцию МДС;
- Отдел кадров;
- Бухгалтерию;
- Управление делами с канцелярией.
Центры и организации
сотрудничества соотечественников должны включать:
- Центр (секретариат) московской городской
межведомственной комиссии по работе с соотечественниками за рубежом;
- Центр экономического и делового сотрудничества с
соотечественниками включающий координационные отделы по видам экономического
и делового сотрудничества (бизнес-клуб деловой элиты по интересам);
- Центр по защите прав соотечественников за рубежом
(координационный совет по защите прав соотечественников за рубежом);
- Центр сотрудничества с общественными и другими
организациями соотечественников за рубежом включающий региональные сектора;
- Центр молодежи и поддержке образования российских
соотечественников за рубежом;
- Центр по поддержке русского языка и русской культуры
в среде российских соотечественников за рубежом;
- Центр социальной поддержки и медицинской помощи
российским соотечественникам за рубежом;
- Координационную комиссию по изучению проблем
российской диаспоры в ближнем и дальнем зарубежье с представительствами
научных организаций (Представительство Института диаспоры и интеграции
(Института стран СНГ) и др.);
- Исторический центр с постоянно действующей
исторической экспозицией состояния и развития российского зарубежья и
сотрудничества с Правительством Москвы;
- Информационно-компьютерный Центр обеспечивающий
Центры МДС необходимой информацией и работу внутренней компьютерной системы
МДС;
- Центр проведения международных конференций,
симпозиумов, коллоквиумов, семинаров, круглых столов, выставок, презентаций
и других форм общения соотечественников за рубежом с представителями
московского Правительства, общественных, научных и деловых кругов столицы.
Библиотека, архив,
студия и типография должны иметь собственные штатные расписания в рамках,
обеспечивающих потребности МДС.
Технические службы
МДС должны включать:
- Транспортную службу (с необходимым количеством
автотранспорта);
- Службу компьютерного сервиса;
- Хозяйственную службу, обеспечивающую охрану,
содержание и функционирование систем жизнедеятельности зданий и сооружений
МДС.
УПРАВЛЕНИЕ МДС
Отношения Учредителя и МДС регулируются
действующим законодательством и Положением (Уставом), утверждаемым Распоряжением
Председателя Правительства Москвы.
Для руководства деятельностью МДС
Учредителем по представлению Руководителя Департамента международных связей
Правительства Москвы назначается Директор.
Директор в своей деятельности
руководствуется законодательством Российской Федерации, Положением (Уставом)
МДС, договором о закреплении имущества и контрактом (договором).
При планировании и осуществлении
деятельности МДС Директор взаимодействует с Попечительским и Общественным
советами и другими общественными организациями.
Формирование трудового коллектива МДС
осуществляется директором на основании трудовых договоров (контрактов).
МДС должен по требованию Учредителя
предоставлять ему информацию о своей деятельности.
Контроль за соответствием деятельности МДС
Положению (Уставу) МДС, осуществляет Учредитель.
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МДС
Имущество МДС составляют основные фонды и
оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается на
самостоятельном балансе МДС.
Имущество МДС формируется из следующих
источников:
- имущество, закрепляемое за МДС
Учредителем и находящееся в его оперативном управлении;
- бюджетные ассигнования от Учредителя;
- доходы от собственной предпринимательской
деятельности;
- добровольные пожертвования, дары,
субсидии;
- проценты от банковских вкладов;
- другие доходы и поступления, не
противоречащие действующему законодательству.
Доходы МДС могут расходоваться только на
достижение целей, определенных его Положением (Уставом), и не могут
распределяться (перераспределяться) между Учредителем МДС и иными лицами.
Право МДС на получение безвозмездных
пожертвований (даров, субсидий) от российских и иностранных юридических и
физических лиц, международных организаций не должно ограничиваться.
ЛИКВИДАЦИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ МДС.
МДС ликвидируется или реорганизуется по
основаниям, установленным законодательством.
Ликвидация МДС осуществляется
ликвидационной комиссией, образуемой Учредителем.
|