Внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность государства
(Фрагмент Послания президента РБ А.Лукашенко Национальному
собранию)
За прошедшее десятилетие самостоятельного
развития Беларусь заняла достойное место в мировом сообществе как миролюбивое,
стабильное, нейтральное, демократическое государство. Согласно данным
Глобального отчета о человеческом развитии за 2001 год, подготовленного
независимыми экспертами по заказу ПРООН, наша страна по индексу человеческого
развития переместилась с 57-го на 53-е место и по этому показателю по-прежнему
лидирует среди государств-участников СНГ.
Внешняя политика Республики Беларусь
основывается на принципах международного права, отличается предсказуемостью и
последовательностью. В рамках сбалансированной политики многовекторности страна
выступает за равноправное взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами,
международными правительственными и неправительственными организациями.
Все внешнеполитические инициативы Беларуси
были и будут направлены на воплощение идеологии мировой безопасности -
безопасности политической, экономической, социальной, гуманитарной, личной.
Международная обстановка и международная
политика резко изменились после террористических актов в США в сентябре 2001
г.
На первое место выдвинулась проблема
терроризма. Позиция Республики Беларусь по указанному вопросу однозначна -
терроризм следует решительно искоренить из международных отношений, из жизни.
Меры международного сообщества по противодействию этому явлению должны быть
продуманными и решительными. Требуется новый, партнерский уровень взаимодействия
между "большими" и "малыми", развитыми и развивающимися странами в решении
данной проблемы.
Необходимо устранить причины, порождающие
терроризм: нищету, безработицу, расслоение (как людей, так и государств) на
сверхбогатых и сверхбедных, деградацию нравственных устоев некоторых слоев
населения отдельных стран и всплеск экстремистского фанатизма.
Внешнеполитическим приоритетом страны
является Союз Беларуси и России. Избранный курс на взаимодополняющее объединение
политических, экономических, стратегических потенциалов двух суверенных
государств полностью соответствует их национальным интересам, лежит в русле
интеграционных тенденций в региональном и глобальном масштабах.
Республика Беларусь будет строить свои
отношения с братской Россией на основе принципов международного права,
сохранения государственного суверенитета и равноправия.
В ходе апрельского (2002 года) заседания
Высшего Государственного Совета Союзного государства подписаны важные соглашения
о создании равных условий в области ценовой политики, расширении сотрудничества
в газовой отрасли.
Сделан серьезный практический шаг по
переходу к единым принципам экономической политики и формированию равных условий
для хозяйствующих субъектов двух стран.
В рамках союзной интеграции необходимо
активизировать реализацию мероприятий по переходу к общему экономическому
пространству. Особое внимание надо уделить выравниванию базовых
макроэкономических показателей Беларуси и России, оптимизации системы
государственных расходов.
Предстоит более полно использовать
внешнеполитический потенциал Союза Беларуси и России как эффективного механизма
реализации их совпадающих интересов на международной арене.
Более деловым и прагматичным должно стать
сотрудничество Беларуси со странами-членами СНГ. В работе на этом направлении
основными критериями для нашего государства будут оставаться реальная
эффективность механизмов СНГ, степень готовности партнеров к развитию и
углублению интеграционных процессов в экономической и внешнеполитической
деятельности в рамках Содружества.
Беларусь, исходя из концептуальных
положений своей Конституции, продолжит участие в Договоре о коллективной
безопасности.
Наша страна заинтересована в развитии
Евразийского экономического сообщества, в частности в формировании Таможенного
союза и единого экономического пространства, выработке общей позиции
государств-участников во взаимоотношениях с международными экономическими
организациями, согласовании таможенно-тарифной политики по отношению к третьим
странам.
Укрепляя "пояс добрососедства", Беларусь
будет развивать самые тесные отношения с Украиной по всем направлениям, активно
взаимодействовать с ней в международных организациях. Мы рассматриваем деловое
партнерство с Латвией, Литвой, Польшей в качестве важной составляющей нашего
участия в европейских интеграционных процессах.
Большое значение Беларусь придает
всестороннему развитию отношений с государствами Центральной Азии.
Интеграционные усилия нашей страны на
постсоветском пространстве неразрывно связаны с активным участием в
общеевропейской интеграции.
Беларусь заинтересована в развитии
равноправного сотрудничества с ведущими европейскими государствами и
межгосударственными структурами. Участие в европейских интеграционных процессах
- важное условие сохранения ее суверенитета и территориальной целостности,
реальный механизм вовлечения в межгосударственное сотрудничество в качестве
самостоятельного субъекта международных отношений.
Белорусский народ вправе рассчитывать на
то, что европейское сообщество с полным уважением отнесется к проявленному нашим
народом выбору в ходе последних избирательных кампаний. Соответственно
общеевропейские структуры (Европейский союз, Организация по безопасности и
сотрудничеству в Европе, Совет Европы) имеют все основания для пересмотра своего
отношения к Республике Беларусь.
Национальное собрание страны должно занять
принадлежащее ему по праву место в европейской парламентской семье. Необходимо
добиться для Беларуси восстановления статуса "специально приглашенного" в
Парламентской ассамблее Совета Европы, признания полномочий белорусской
делегации в Парламентской ассамблее ОБСЕ.
Важно и далее использовать полноформатное
участие в Центрально-Европейской Инициативе (ЦЕИ) для увеличения нашего влияния
в европейском регионе, минимизации возможных негативных последствий расширения
Европейского союза, применения опыта и механизмов ЦЕИ для ускорения внутренних
реформ, привлечения внимания потенциальных инвесторов.
Взаимоотношения Беларуси с Организацией
североатлантического договора (НАТО) будут строиться на основе партнерства в
совместной борьбе с международным терроризмом.
Республика Беларусь заинтересована в
укреплении взаимовыгодного сотрудничества с Соединенными Штатами Америки и
готова к диалогу на основе равенства и взаимного уважения сторон, к совместной
работе по достижению целей, представляющих взаимный интерес.
Беларусь будет наращивать взаимодействие с
государствами всех регионов мира, в том числе со странами Азии, Африки, Ближнего
Востока и Латинской Америки. Главная задача - стабильно закрепиться в качестве
активного экономического субъекта на перспективных рынках данных государств.
Совпадение принципиальных подходов
Беларуси, Китая и Индии по ключевым вопросам мировой политики является основой
взаимовыгодного партнерства по всем направлениям.
Наша страна будет и впредь наращивать
плодотворное сотрудничество с Турецкой Республикой как в экономическом, так и в
политическом плане.
Белорусская двусторонняя дипломатия будет
органично подкрепляться многосторонней дипломатией, в первую очередь в рамках
Организации Объединенных Наций. При этом следует опираться на конкретный вклад
нашего государства в процессы ядерного и обычного разоружения, в создание новой
архитектуры коллективной безопасности на региональном и глобальном уровнях.
Министерству иностранных дел, другим
государственным органам и организациям чрезвычайно важно, в том числе с
привлечением общественности, продолжить мобилизацию международных усилий по
ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Беларусь будет поддерживать и развивать
взаимовыгодное сотрудничество с государствами-членами Движения неприсоединения.
Участие в Движении надо активнее использовать для наращивания экономического
партнерства в его рамках.
Внешнеэкономическая политика будет более
четко ориентирована на интеграцию экономики страны в мировое хозяйство,
достижение экспортно-импортной сбалансированности. Прогнозными показателями
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2002 год предусмотрено
увеличить объем экспорта на 6,5 процента.
Для повышения конкурентоспособности наших
товаров, поставляемых на экспорт, необходима гармонизация государственных
стандартов Беларуси с международными стандартами, в том числе правил и процедур
национальной системы сертификации с требованиями соглашений Всемирной торговой
организации (ВТО) о технических барьерах в торговле. Решение этих задач
потребует более эффективных усилий как со стороны Правительства, Министерства
иностранных дел, так и Парламента.
Защита отечественных товаропроизводителей
от недобросовестной иностранной конкуренции по-прежнему будет одним из главных
направлений деятельности государства в этой сфере.
Важно обеспечить прогресс в достижении
нового уровня сотрудничества с Международным валютным фондом, Всемирным банком,
другими глобальными и европейскими экономическими и финансовыми институтами.
Необходимо стимулировать выход на качественно новый уровень деятельности
Беларуси в рамках Европейской экономической комиссии ООН, Организации
Объединенных Наций по промышленному развитию, Всемирной организации
интеллектуальной собственности, Конференции ООН по торговле и развитию.
Международные отношения Республики Беларусь
следует поставить на более прочную законодательную основу. Надо завершить
систематизацию действующего в этой сфере законодательства, подготовить проект
Закона об основных направлениях внутренней и внешней политики страны, который
согласно Конституции является программным законом, а Национальному собранию -
принять его. Должны быть приняты и другие законы, в том числе о дипломатической
службе, международном сотрудничестве в ряде сфер, о внесении изменений в Закон о
международных договорах.
|