ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
Перед переселенцами встает проблема
29.04.2008,
http://www.vesti.uz/diaspora//article/16242
Больше всего желающих переселиться в Россию в
Киргизии и Узбекистане, заявил председатель комитета Совета Федерации по делам
СНГ Вадим Густов. Но массового переселения пока не получается.
По словам сенатора, ожидалось, это будет около 1 млн.
человек в год. Именно столько нужно России на все про все, имея ввиду рост
экономики. «Сегодня нужны высококлассные специалисты и не только из стран СНГ»,
- считает Густов. По его данным, за 4 месяца переселилось около 4 тыс. человек.
Это небольшая цифра и она, по словам сенатора, вызвана рядом проблем.
Во-первых, сложился, сложный механизм переселения, в
принимающих областях (Тульская, Брянская) переселенцам предлагаются
низкооплачиваемые места, кроме того, получение гражданства занимает до шести
месяцев, а без нее переселенец не может вступить в ипотеку.
Перед переселенцами встает проблема временного жилья.
Липецкая область предложила вариант строительства временного жилья с оплатой 50%
из федерального бюджета и 50% из местного, сообщил Густов. Там уже начинают
строить такое жилье, а потому переселенцев там погуще, чем в иных краях.
В 2007 году 12 областей России участвовало в
государственной программе содействия добровольному переселению соотечественников
в Россию, на нее выделялось 4,6 млрд. рублей. Но чиновники опоздали с бумагами,
было истрачено всего 300 млн. рублей, а потому перебрались на историческую
родину лишь 252 человека. Но как заверил Густов, деньги не пропали и перешли на
этот год.
По мнению сенатора, нужно что-то менять.
Соотечественников, скажем, надо активно привлекать в строительство атомных
станций, жилья, давая им льготы.
Густов призвал и посмотреть правде в глаза: далеко не
все спешат в Россию. К примеру, соотечественники в Литве, Латвии и Эстонии
неплохо пригрелись - у них хорошая социальная защита от Евросоюза. А самые
ушлые, берут местное гражданство и получают сразу две пенсии -одну европейскую,
вторую российскую.
Казахстан - страна исхода
«Huliq» (nc): 6 из 10
русскоязычных людей в Казахстане хотят покинуть страну.
28.04.2008,
http://inosmikzp.canalblog.com/
Ерберген САЛЫКОВ
« - 6 из 10 русскоязычных людей
в Казахстане хотят покинуть «экономически наиболее развитую и богатую страну
Центральной Азии».
- 9 из 10 студентов в казахских
университетах являются представителями автохтонного населения, тогда как казахи
составляют 5,5 из 10 человек населения.
Массовый отъезд
русскоговорящего населения – показатель полного тупика межнациональной политики
Астаны», - так начинается статья под названием
«Russians Are Leaving Kazakhstan In Mass Departure»,
опубликованная в «HULIQ».
Из этих выводов больше всего
внимания привлекает тот, где говорится о желании 60 процентов русскоязычных
жителей Казахстана выехать из страны. Насколько такое суждение может отражать
действительность? Это - сложный вопрос. Но выездные настроения среди
русскоязычного населения продолжает, похоже, оставаться достаточно сильными.
Русские люди вообще из ближнего
зарубежья, а не только из Казахстана, продолжают тянуться к России. И они, судя
по всему, готовы поехать не обязательно только в европейскую часть своей
исторической родины или в регионы с благоприятными природно-климатическими
условиями. Как передавал - «124
compatriots to move to Krasnoyarsk Territory soon»
- «newslab.ru», по данным на конец прошлого года, 88 человек, живущих за
рубежом, подали заявку на переселение в Красноярский край. Об этом на
пресс-конференции, проходившей в прошлом декабре и посвященной ходу выполнения
региональной специальной программы по оказанию помощи добровольной миграции
соотечественников в Российскую Федерацию на 2007-2009 годы, объявил глава
регионального агентства по занятости Виктор Новиков.
Он также сообщил, что его
ведомство получило 256 заявлений от граждан, заинтересованных в миграционной
программе. 39 процентов этих людей живут в Казахстане, 20 – в Украине, 16 – в
Узбекистане.
Уже утверждено переселение 42
участников программы и 82 членов их семей, всего 124 лиц. В том числе в
Красноярский край переберутся 17 человек из Казахстана, 9 человек – из
Узбекистана, 6 – с Украины, 5 – из Кыргызстана, 3 – из Армении, 2 – из
Таджикистана. Эти участники программы уже получили предложения по работе.
Далее источник передает: «Стоит
напомнить, что планируется переселить 9132 человека в Красноярский край за три
года действия программы» («124
compatriots to move to Krasnoyarsk Territory soon»,
11.12.2007 г.).
Как это можно уяснить из этих
данных, Казахстан в качестве страны исхода потенциальных переселенцев в
Красноярский край и уже решившихся на это людей лидирует в ряду себе подобных.
Хотя поток выездов в Россию из
нашей страны сейчас уже не такой большой, какой был, скажем, в середине 1990-ых
годов, он, похоже, остается относительно большим. Его в основном, как и прежде,
составляют представители русско-славянского и европейского населения
Казахстана.
А между тем в 1992- 2007 г.г.,
то есть за первые 15 лет государственной независимости Казахстана доля русских в
Казахстане сократилась с 37,0% до 25,6%, украинцев – 5,2% до 2,8%, немцев – с
4,7% до 1,4%, белорусов – с 1,1% до 0,6%.
А их общая доля в составе
населения страны – с 48,0% до 30,4%.
Изменения в этническом составе
населения Казахстана в 1992- 2007 г .г.
|
Национальности |
1992 год |
2007 год |
Численность |
% |
Место |
Численность |
% |
Место |
1.
|
Казахи |
7,073,072 |
41,9 |
1 |
9,109,888 |
59,2 |
1 |
2.
|
Русские |
6,257,084 |
37,0 |
2 |
3,945,116 |
25,6 |
2 |
3.
|
Украинцы |
889,795 |
5,2 |
3 |
440,498 |
2,85 |
3 |
4.
|
Немцы |
786,101 |
4,7 |
4 |
222,284 |
1,4 |
7 |
5.
|
Узбеки |
356,408 |
2,1 |
5 |
439,633 |
2,85 |
4 |
6.
|
Татары |
336,599 |
2,0 |
6 |
228,611 |
1,5 |
6 |
7.
|
Белорусы |
183,712 |
1,1 |
7 |
90,660 |
0,6 |
9 |
8.
|
Азербайджанцы |
97,954 |
0,6 |
8 |
89,847 |
0,6 |
10 |
9.
|
Уйгуры |
Нет данных |
---- |
---- |
233,38 |
1,5 |
5 |
10.
|
Корейцы |
Нет данных |
---- |
---- |
102,55 |
0,7 |
8 |
11.
|
Турки |
Нет данных |
---- |
---- |
86,53 |
0,6 |
11 |
12.
|
Другие |
910,88 |
5,4 |
---- |
405,56 |
2,6 |
|
13.
|
Всего |
16,891,613 |
100,0 |
|
15,394,639 |
100,0 |
|
Уезжали добровольцы на чужую сторону
Считанные месяцы прошли с начала
реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному
переселению соотечественников в Российскую Федерацию. Но уже стало ясно:
насколько грандиозен этот проект, настолько он еще нуждается в
усовершенствовании, оперативной корректировке в соответствии с возникающими
ситуациями. Этой проблеме и было посвящено состоявшееся в Алматы международное
совещание, организованное по инициативе Министерства иностранных дел России и ее
Федеральной миграционной службы.
14.04.2008,
http://www.centrasia.ru
Евгений Денисенко
Трудный выбор
На актуальный разговор в южную столицу Казахстана
собрались руководители организаций соотечественников, журналисты из всех пяти
республик Центральной Азии, а также представители команды ответственных
сотрудников МИД и ФМС РФ. Как неоднократно подчеркивали россияне, суть новой
госпрограммы не в агитации за переезд, но в посильном содействии тем, кто уже
сделал осознанный выбор.
- К сожалению, граждане в государствах СНГ не всегда
бывают правильно информированы о целях и задачах госпрограммы, не представляют
трудностей, с которыми могут столкнуться при переселении, - отметил начальник
отдела управления по делам соотечественников ФМС РФ Андрей Демидов. -
Несоответствие ожиданий реальному положению дел может осложнить процесс
адаптации к новым условиям, породить критическое отношение к самой программе. Но
надо объективно оценивать и ее предназначение, и важность создания механизмов
реализации.
- Такую оценку ошибочно было бы производить, исходя из
сугубо количественных показателей, - убежден замдиректора департамента
информации и печати МИД РФ Алексей Сазонов. - Ведь речь идет не о репатриации
соотечественников и выполнении каких–то плановых показателей по переселению.
Главное - отладить каналы взаимодействия, обеспечить должную ответственность
всех сторон.
Как напомнили российские гости, данная программа была
утверждена указом президента РФ от 22 июня 2006 года. Затем последовала
длительная работа по формированию нормативно–правовой базы. В рамках ее было
принято три указа президента, 15 правительственных постановлений и множество
документов межведомственного и внутриведомственного характера. Непосредственное
исполнение программы началось лишь с августа прошлого года. На этом этапе в
качестве пилотных определено 12 регионов России. К концу 2008–го их число может
быть доведено до пятидесяти. Но чем дальше в лес, тем больше дров. Однако речь
идет не об абстрактных понятиях, а о судьбах конкретных людей, их близких. Для
некоторых из них разворачивающийся процесс уже отмечен различными коллизиями,
порой весьма драматичными.
Избежать неизбежного
Многие проблемы закладываются уже на начальной стадии,
когда потенциальный переселенец заполняет требуемые документы. Неполные или
неточные данные, предоставленные им, затрудняют в дальнейшем поиск вакансии в
избранном регионе. Формальным подходом грешат и местные власти в России, которые
могут ограничиваться краткой формулировкой: "Ваш приезд нецелесообразен".
Человеку, получившему такой "отлуп", остается только догадываться о его
причинах. У него опускаются руки, хотя он вполне может оказаться востребованным
в другом регионе или просто столкнуться с обыкновенной чиновничьей отпиской.
- К сожалению, сотрудникам ФМС России в странах
пребывания порой физически не хватает времени для обстоятельной беседы с каждым
потенциальным участником госпрограммы. Еще более длительным может оказаться
процесс обработки поступившей информации. Учитывая это, еще в прошлом году была
разработана автоматизированная система управления "Соотечественники", однако уже
сегодня она нуждается в серьезной модернизации. Крайне важно и скорейшее
создание единого банка данных вакансий по всей Российской Федерации, -
констатирует Андрей Демидов.
Формирование его значительно облегчило бы задачу для
всех сторон, прежде всего для самих переселенцев. В данном случае убывающему на
ПМЖ в Россию уже не придется зацикливаться на одном регионе. Выставив в
Интернете необходимые данные о себе и о своей квалификации, он получит подробную
информацию о том, где может быть востребован.
Сформировав такую базу, предусматривается регулярно
обновлять ее - вначале ежемесячно, а затем и еженедельно. Правда, это пока
вопрос перспективы. Равно как и предоставление возможности переселенцу вести
диалог с властями того или иного региона самостоятельно, в электронном
варианте.
Уже назрела необходимость и расширения перечня
участников проекта. В их число предлагается включать тех соотечественников, кто
уже находится на заработках в России или смог самостоятельно найти там себе
работу, обустроиться. Пока эти люди не вправе претендовать на преференции,
предоставляемые в рамках программы. Изменить ситуацию в их пользу возможно лишь
на законодательном уровне, и, слава богу, соответствующие предложения ФМС уже
готовит.
Кстати, о преференциях. В зависимости от уровня
экономического развития региона, ряда других факторов переселенец с семьей может
претендовать на компенсацию расходов и за переезд к будущему месту проживания, и
за уплату госпошлины по оформлению установленных документов. А также на
получение подъемных, компенсационного пакета, включающего в себя услуги
государственных и муниципальных учреждений дошкольного воспитания, общего и
профессионального образования, здравоохранения.
Увы, ни самой госпрограммой, ни региональными
программами не предусмотрено решение важнейшего для переселенцев вопроса -
жилищного. Это тоже надо иметь в виду тем, кто отправляется на ПМЖ в Россию и
питает иллюзии по поводу того, что его ждут с распростертыми объятиями.
По слухам и достоверно
Безусловно, многое зависит от степени информированности
населения республик СНГ об особенностях проекта. На совещании были представлены
образцы красочно оформленных буклетов, изданных ФМС России по данной
проблематике. Но это пока лишь капля в море. И не лучше ли рациональнее
использовать выделяемые на данные цели средства, отдавая предпочтение не
качеству, а количеству такого материала?
Благо приходит на помощь Всемирная паутина. Вот
небольшой перечень интернет–ресурсов, размещающих материалы по госпрограмме:
www.rsnet.ru (сервер органов государственной власти РФ), www.mid.ru (сайт МИД),
www.fms.ru (ФМС), www.rusintercenter.ru (Росзарубежцентр), www.rubek.ru
(информационный портал для соотечественников).
Проблема, однако, заключается и в отсутствии у многих
доступа к Интернету, и в отдаленности их от представительств, сотрудников ФМС в
своих республиках. Это головная боль прежде всего жителей глубинки, население
которой как раз особенно сильно подвержено миграционным настроениям.
- Надо принимать во внимание и то, что не во всех
странах позитивно относятся к программе, воспринимая ее сугубо как инструмент
переманивания квалифицированных специалистов, - заявил начальник департамента по
работе с соотечественниками за рубежом МИД РФ Владимир Поздоровкин. - Случается,
имеет место и открытое противодействие ей, даже профилактические беседы "по
душам", организуемые работниками госструктур, спецслужб.
На сегодня представительства ФМС действуют лишь в пяти
постсоветских республиках - Армении, Кыргызстане, Латвии, Таджикистане и
Туркменистане. Ведется подготовка к открытию еще двух - в Казахстане и
Узбекистане. А из Молдовы и Украины, где посчитали "нецелесообразным" появление
таких структур, недавно пришел отказ на соответствующее предложение российской
стороны.
В качестве связующего звена способны выступать
общественные организации. Но по закону они лишены права представлять интересы
соотечественников в уполномоченных органах. И могут ограничиваться только
разъяснительной, консультационной деятельностью.
Остается добавить, что в самой России еще не
сформировалось однозначное мнение по поводу того, кого считать
соотечественниками. В специальной памятке, подготовленной Федеральной
миграционной службой РФ, предлагается, к примеру, такая трактовка:
"Соотечественниками признаются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие
либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии,
культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки лиц, принадлежащих к
вышеуказанным гражданам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных
государств".
Несмотря на обширность трактовки, одни - и в России, и
за ее пределами - предлагают еще больше расширить ее, другие - наоборот, сузить,
ограничить определенными рамками.
Споры продолжаются. И пока имеют место разночтения,
возникают и дополнительные сложности для переселенцев.
Будет ли пиковым пик?
Со многими проблемами, о которых идет речь, в той или
иной степени сталкиваются и граждане Кыргызстана, решившие воспользоваться
возможностями госпрограммы. Но все же сталкиваются, пожалуй, в меньшей степени,
нежели жители большинства республик СНГ. У нас, как уже говорилось, действует
представительство ФМС, которое в феврале 2008–го отметило десятилетие своего
пребывания в Кыргызстане. Им накоплен весьма солидный опыт работы с российскими
соотечественниками, который помогает активно включаться и в реализацию новой
программы.
- К настоящему моменту, - рассказывает глава
представительства Владимир Филиппов, - заполнено уже около 800 анкет, к новому
месту жительства отправилось несколько десятков человек. Большинство в
Калининградскую, Липецкую, Калужскую и некоторые другие области. Пока отзывы
поступают положительные.
Владимир Филиппов так же, как и его коллеги из
центрального аппарата ФМС в Москве, подчеркивает: суть вопроса не в цифровых
показателях, а в реальном содействии тем, кто окончательно и бесповоротно
решился на такой шаг. Ежедневно в это представительство обращаются до ста и
более человек, но отнюдь не все они спешат заполнять анкеты. Немало среди них
тех, кто просто хочет получить необходимую консультацию.
Однако надо иметь в виду, что пик отъезда, традиционно
приходящийся на теплые месяцы, еще только начинается. Прогнозировать, каким он
окажется в нынешнем году, довольно сложно. Но, к примеру, в 2007–м республику,
по официальным данным, покинули около 50 тысяч человек. В их числе немало людей
трудоспособного возраста, квалифицированных специалистов, дефицит которых все
острее ощущается в Кыргызстане.
Время делать выводы из складывающейся ситуации давно уже
прошло. Сегодня необходимы действенные меры для эффективного решения в нашей
стране проблемы трудозанятости населения. Российская госпрограмма по оказанию
добровольного переселения в РФ соотечественников, проживающих за рубежом,
конечно, еще страдает изъянами и недоработками. Но она довольно быстро
совершенствуется и набирает обороты...
Полюби соотечественника своего
Калужские власти придумали
способ, как вызволить из бюрократической паутины сотни тысяч измученных
переселенцев
"Российская газета"
- Федеральный выпуск №4643 от 19 апреля 2008 г.
Лидия Графова
Легальность существования для
мигрантов России - проблема номер один.
Калужская область - один из 12 пилотных регионов,
включенных в знаменитую программу добровольного переселения. По этой программе
сюда прибыло 127 семей. Всего лишь. Между тем, как выявил случайный мониторинг,
не одна сотня никем не учтенных переселенческих семей давным-давно живет в
калужской глубинке, не имея ни гражданства, ни элементарных человеческих
прав.
Мониторинг посредством
миллиона
Хорошо, что в Калужском Законодательном собрании есть
такой неуемный депутат, как Татьяна Котляр. Для нее проблемы мигрантов - родная
трагедия.
Но вот в прошлом году у Котляр появился в распоряжении
целый миллион. Не долларов, конечно. Это так называемый депутатский миллион - из
средств, которые закладывает в свой бюджет Калужская область. И каждый депутат
может потратить деньги по собственному усмотрению. На самые горячие людские
нужды. Котляр, разумеется, решила адресовать свой миллион на материальную помощь
беженцам и вынужденным переселенцам. В конце года вдруг узнала, что эти деньги
остались почти невостребованными. Как так? Она быстро разослала объявления во
все районные газеты, специально указав: "Обращаться за помощью могут все остро
нуждающиеся переселенцы, независимо от того, есть или нет у них регистрация,
статус или гражданство".
- В ответ на меня хлынула лавина. Не за деньгами
обращались, представьте. В основном люди просили помочь с легализацией.
Вот так он и начался, тот стихийный мониторинг. И еще не
закончился. В моем почтовом ящике каждую неделю - несколько новых писем с
обратным адресом: "Законодательное собрание Калужской области...". Котляр
присылает мне только те жалобы, по которым не смогла добиться толку на месте. И
еще те, на которые получены формальные отписки из ФМС России. На ее депутатском
бланке каждый раз - ходатайство на имя директора ФМС Ромодановского. А мне -
записка от руки: "Вручить многоуважаемому Константину Олеговичу лично".
Дело в том, что удавалось не раз во время интервью с
генералом вручить ему пачку тупиковых жалоб, и они тут же, в моем присутствии,
благополучно разрешались.
Про трагедию "нелегалов поневоле" я не раз писала на
страницах "РГ". Кому-то эти публикации помогают, но чиновники, руками которых
творятся издевательства, как правило, остаются безнаказанными. И продолжают в
том же духе. У них есть мощное алиби: они действуют согласно букве Закона,
подчиняясь своим многочисленным, порой человеконенавистническим инструкциям.
Давно стало очевидным, что наше невнятное миграционное законодательство дает
простор для чиновничьего беспредела.
Сейчас Комитет Госдумы по делам СНГ и связям с
соотечественниками начал важное дело - разрабатывает поправки в законы о
гражданстве и о правовом положении иностранных граждан. Один только перечень
поправок занимает 13 страниц.
И вот Законодательное собрание Калужской области
выступило с замечательной инициативой, которая может быстро вызволить из
бюрократической паутины сотни тысяч измученных переселенцев.
Все семьи "нелегалов"
несчастливы одинаково
Шатова Светлана с двумя малыми детьми приехала из
Узбекистана еще в сентябре 1992 года. Сначала - в село Белый Колодезь Тульской
области, где у нее родился третий ребенок. Поскольку узбекского гражданства она
не принимала, то считала себя и своих детей гражданами России. Жила по
советскому паспорту. В 2002-м переехала в калужскую деревню Хитрово. Если до
этого у нее с детьми имелась постоянная прописка, то теперь в бывшем сельском
клубе, куда их поселили, зарегистрироваться было невозможно. А в 2002-м случился
в клубе пожар и Шатова осталась без паспорта. Ее дети тоже - без всяких
документов. В паспортном столе сказали, что теперь новый закон и ей придется
начинать с вида на жительство, а для этого пусть достанет справку, что она
действительно не чужая гражданка. Четыре раза ездила в Москву, с ночи выстаивала
очереди в Узбекское посольство (по отзывам переселенцев, это - "неприступная
Бастилия"). А когда принесла, наконец, эту справку, ей сказали, что и детям,
оказывается, нужны такие же. Но ведь некогда, да и не на что ей без конца в
Москву ездить. Шестнадцатый год работает она в России дояркой.
Семья Старостиных переселилась из Кыргызстана в
калужскую деревню Воронино в 1993-м. Привезли пятерых детей. Отец и мать
получили гражданство еще в Бишкеке, в российском посольстве. В 1994-м уже в
России им выдали паспорта и вкладыши на детей. 15 лет жили как полноправные
граждане, вырастили детей, построили дом. Один из сыновей успел отслужить в
армии. И вдруг в прошлом году при повторном, кстати сказать, обмене паспортов им
заявили, что двое старших сыновей (в том числе тот, что два года исполнял свой
гражданский долг перед Родиной) - не граждане. Якобы при переезде надо было
указать, что отец семейства не родной для старших сыновей, а всего лишь
отчим.
У беженки из Таджикистана Натальи Хорошиловой тоже
пятеро детей. В деревне Абрамовское Боровского района они обосновались в 1996-м.
Имеют постоянную прописку. Живут безвыездно. Хорошилова давным-давно хлопочет о
гражданстве, но ни ей, ни ее детям российских паспортов не дают. Требуют
бумажку, которая у Натальи не сохранилась - свидетельство о регистрации брака с
мужем. С погибшим мужем. Отец ее детей был убит еще во время гражданской войны в
Таджикистане.
Наталья, в девичестве Хозикова, теперь - Эгамбердиева,
имела несчастье вместе с мужем выехать на шесть лет в Узбекистан. В 1997-м семья
(уже с тремя детьми) вернулась в калужский поселок Кудиново, где Наталья жила до
замужества со дня своего рождения. Подали заявление на гражданство. И тут
произошел казус: ее мужу Эгамбердиеву российский паспорт дали, а уроженке
Наталье - нет. Обнаружили, что ее узбекский паспорт просрочен. Дети, вписанные в
ставший недействительным паспорт матери, тоже "зависли" в правовой невесомости.
Отец, ставший законным гражданином РФ, мог, конечно, оформить гражданство своим
детям. И начал было хлопотать. Но не успел. Внезапно умер. И теперь семья, где
трое несовершеннолетних, осталась без всяких средств к существованию.
Спрятавшись за букву...
Всем этим несчастным, повторяю, депутат Котляр уже
пыталась помочь, доказывала миграционной службе очевидное: ведь эти давние
переселенцы привезли с собой самый дорогой капитал - детей, пополнив иссякающий
демографический ресурс области. Все равно же они от нас никуда не денутся, зачем
же их годами мучить? Ее отсылали к букве Закона.
Например, по поводу тех Старостиных, чей сын, отслужив в
Российской армии, вдруг оказался негражданином, заместитель начальника отдела
Калужского УФМС Т. Цыганова отвечает: "Поскольку отчим до переезда не усыновил
двух старших детей, им теперь необходимо подать заявление об установлении
личности. После чего оформить вид на жительство для лиц без гражданства. Для
этого необходимо предоставить справку об отсутствии гражданства Республики
Кыргызстан. После чего можно подавать заявление о приобретении гражданства РФ в
установленном законом порядке".
Этот общий порядок занимает около семи лет и требует
добывания массы дорогостоящих справок. А на финише нужно еще представить
сведения о своей кредитоспособности. Если нет денег на сберкнижке, гражданство
не получишь.
Почему миграционные чиновники так ненавидят своих
подопечных? Неужели им нравится загонять переселенцев в ненасытную
бюрократическую мясорубку, которая будет годами перемалывать человеческие
судьбы?
"...Даже если формально все правильно, по существу это
издевательство, - напоминает депутат чиновникам знаменитые слова Ленина. - Ведь
не сами же дети Старостиных присвоили себе российское гражданство 14 лет
назад".
А о той Наталье Эгамбердиевой, у которой умер муж,
оставив ей узбекскую фамилию и троих детей, врио начальника УФМС Калужской
области Н. Ильин сообщает: поскольку срок действия ее национального паспорта
истек, она, оказывается, не имеет права "въезжать, находиться и передвигаться по
территории стран Соглашения" (имеется в виду двустороннее Соглашение между
Узбекистаном и Россией). То есть ни там, ни тут и шага не ступи. Дорога, значит,
одна - в космос. Впрочем в конце на голубом глазу дается "добрый" совет:
"Несовершеннолетние дети имеют право приобрести гражданство РФ в упрощенном
порядке... по заявлению отца, имеющего гражданство РФ".
Да они же просто не читают ни наших ходатайств, ни
газетных публикаций! Вот если бы директор ФМС приказал - засуетились бы и нашли
выход.
Давно пытаюсь понять: ну, почему миграционные чиновники
так ненавидят своих подопечных? Неужели им нравится загонять переселенцев в
ненасытную бюрократическую мясорубку, которая будет годами перемалывать
человеческие судьбы? Ведь и себе же дороже: отвечай потом на жалобы, выслушивай
стоны... Может быть, все дело в трусливой перестраховке? Пожалеешь, мол,
приезжего, тебя же потом за твою доброту и накажут, еще заподозрят, что получил
взятку. Да, самый распространенный мотив, руководящий глумливыми придирками
сверхревностных блюстителей закона, хорошо известен: надо довести человека до
отчаяния, чтобы правдами-неправдами сорвать "мзду". Но тут-то, когда терзают
полунищих новожителей Калужской глубинки, какая может быть корысть?
Хоть саму программу переселенцев
спасти
Про необходимость срочной иммиграционной амнистии для
"нелегалов поневоле" эксперты и правозащитники твердят уже шесть лет. После
введения в 2002-м нового миграционного законодательства больше миллиона
переселенцев, по экспертным оценкам, "выпали из правового поля". Это не мое
выражение. Так президент Путин еще в 2003-м выразил свою тревогу о судьбе этих
нужных России соотечественников. И тогда в закон о гражданстве была введена (на
три года) поправка, дающая некоторые преимущества
соотечественникам-"иностранцам" в сравнении с настоящими иностранцами. Но и эту
весьма узкую щель быстро обложили шипами взяткоемких инструкций. Пришлось дважды
продлевать срок ее действия. Последний бой Госдумы с ФМС состоялся в минувшем
декабре. Конечно, как-то несолидно то и дело "латать" поправками
государствообразующий закон о гражданстве.
А в цивилизованных государствах, когда скапливается
большое количество мигрантов, которых невозможно легализовать по обычной сложной
процедуре, объявляют простейший способ легализации - ту самую иммиграционную
амнистию. Почему у нас она не проводится - отдельный разговор. Сейчас упомяну
только, что на первый вопрос, который обычно задается оппонентами: сколько их,
"застрявших" и как же их посчитать? - дает ответ случайный мониторинг, который
провела депутат Котляр. Да стоит только их кликнуть (кроме районных газет, еще
действеннее объявление по радио, не говоря уж о ТВ), "нелегалы" сами объявятся
из самых далеких глубинок.
Так вот с каким предложением обратилось Законодательное
собрание Калужской области к председателю правительства РФ В. Зубкову:
"В целях реализации Государственной программы по
оказанию содействия добровольному переселению... дополнить "Положение об
организации работы с соотечественниками...", утвержденное постановлением
правительства РФ от 25 июня 2007 г. N 403, нормой, позволяющей рассматривать
заявления о выдаче свидетельства участников государственной программы ... лицам,
въехавшим на территорию России до начала действия программы. Таким образом, мы
предлагаем исключить необходимость выезда за пределы РФ с целью оформления
документов, необходимых для участия в программе".
Суть в том, что для участников программы уже разработан
и в ближайшее время будет узаконен очень простой механизм принятия гражданства
РФ. Обещают, что он потребует - трудно представить - всего лишь три месяца!
Быстрое, без заморочек получение гражданства - единственная реальная льгота,
которая может привлечь добровольцев ехать не туда, куда им хочется, а туда, куда
государство укажет. Однако калужские бедолаги, хоть и приехали (добровольно!) в
обезлюдевшие деревни и села, где их рабочие руки, конечно, нужны,
воспользоваться льготой на месте не могут. Им для этого надо бросить своих
детей, больных стариков и недоенных коров и ехать в страну, которую покинули кто
восемь, кто одиннадцать, кто шестнадцать лет назад. Встать там в очередь в
российское посольство, заполнить длиннющую анкету и неизвестно сколько ждать
свидетельства участника...
Обращение Калужского ЗС, судя по предварительным
отзывам, ни у кого не вызывает возражений. И не требует, что важно, тех
финансовых затрат, что предусмотрены в программе - оплаты проезда, контейнеров,
компенсаций... Боже мой, да ведь "выпавшие из правового поля" ничего у родного
государства не просят. Молят об одном: легализуйте нас!
Между тем по программе добровольного переселения вместо
ожидавшихся в прошлом году 50 тысяч в Россию приехало всего несколько сотен
добровольцев.
В Тюменскую область возвращаются соотечественники
29.04.2008, ГТРК
«Регион-Тюмень
В 2008 году в Тюмень
из-за рубежа переедут 110 семей. Это предусмотрено областной целевой программой
по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников.
Специалистам будут рады на тюменском
судостроительном заводе, в Западно-Сибирском инновационном центре нефти и газа,
а также филиале «УГМК-Сталь». Рассмотрено 115 анкет из 12 стран.
Большинство заявок на переселение поступило от жителей
Киргизии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Казахстана.
Официально свидетельство участника государственной
программы выдано 5 соотечественникам. В апреле прибыли 2 участника, остальные
переедут в мае этого года, сообщает пресс-служба администрации Тюмени. Прибывшим
семьям власти оказали содействие в прохождении медкомиссии для получения
временных полисов обязательного медстрахования и в устройстве детей в школу.
Ожидается, что до 2012 года в Тюменскую область переедет 1000 семей.
Первые итоги реализации программы в Приамурье
22.04.08,
http://www.russkie.org
В Амурской области подведены первые итоги реализации
областной программы "Оказание содействия добровольному переселению в Амурскую
область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007-2012 годы". Для
переселенцев были определены две территории – Тамбовский и Шимановский районы.
Всего областная программа рассчитана на переселение 512 человек. Пока в
Приамурье прибыли четыре семьи соотечественников в составе 15 человек,
согласовано прибытие еще 55 человек. По итогам совещения в правительстве области
решено внести дополнения в Государственную программу: рассмотреть возможность
предоставления средств на переезд, перевоз имущества, и увеличение размера
подъемных участникам программы.
Городские власти Туркменабата против ФМС России
17.04.2007,
http://www.chrono-tm.org
С
начала апреля 2007-го года в административном центре Лебапского велаята – городе
Туркменабате приостановлена работа федеральной миграционной службы (ФМС)
Российской Федерации.
Как мы сообщали ранее, в феврале 2007-го года
представительство службы ФМС России буквально было изгнано из здания в центре
города при хякимлике Туркменабата. Два месяца – февраль, март – представители
миграционной службы вынуждены были работать в здании строительной организации,
что на северной окраине города.
Городские власти Туркменабата нарушают все существующие
договоренности между российской и туркменской сторонами. Тем самым, игнорируя
заключенные обязательства двух сторон.
«По согласованию с Правительством Туркменистана, с 2004
года, во всех пяти велаятских центрах находятся представители ФМС Российской
Федерации для содействия мигрантам, желающим выехать на постоянное место
жительство в Россию. Работа ведется и с теми, кто желает выехать по объявленной
Президентом России В. Путиным «Программе переселения россиян (в том числе и
бывших граждан Советского Союза) на территорию России»», - отмечает
представитель Службы миграции РФ.
«С конца марта нас лишили и помещения в строительной
организации г. Туркменабата. У нас нарушаются графики приема мигрантов, выдача
документов по статусу переселенца в Россию, выдача различных справок,
необходимых для выезда из Туркменистана на территорию России», - констатирует
представительница миграционной службы Российской Федерации.
Если не изменится ситуация, и местные власти не
предоставят рабочие помещения для российской миграционной службы, то жителям
всего восточного региона страны, придется за каждой консультацией, за каждым
документом ездить в Ашхабад в Российское посольство
Пока, вот уже в течение трех месяцев (февраль, март,
апрель) решается вопрос с предоставлением рабочего помещения и создания
нормальных рабочих условий для представителей Федеративной миграционной службы
России в Туркменабате, сами работники этой службы вынуждены были уйти в
отпуск.
|