К. Затулин. Почему нам надо сегодня признатьнезависимость Абхазии и Южной Осетии
«Известия, 25.08.08»
Константин Затулин, Директор Института
стран СНГ
Чуть больше двух недель отделяет нас от той
августовской ночи, которую разорвали грузинские залпы по Цхинвалу, но ни Осетия с
Абхазией, ни Грузия с Россией уже не вернутся к прежнему состоянию. Мир изменился, и
сегодня контрапункт в разговоре смещается: в дискуссии, права или не права была
Россия в своей операции по принуждению Грузии к
миру (это, судя по интервью, готов, в принципе, теперь признать даже
новый американский посол в Москве), мы переходим к неизбежному "что
дальше?". Государственная дума, как, впрочем, и президент России, и наша
очень верхняя палата, Совет федерации, уже получила обновленное обращение
Республики Южная Осетия и Республики Абхазия с просьбой о признании их независимости и установления
официальных дипломатических отношений. Эпопея последних дней не дает никакой
возможности, запрятав голову в песок, игнорировать эти просьбы - в этом случае
мы продолжили бы делать вид, что верим в пресловутую территориальную
целостность Грузии в границах бывшей Грузинской ССР. То есть в химеру, которая
в действительности не существовала ни одного дня с момента распада Советского
Союза; в неизменный повод к военным приготовлениям, провокациям и убийствам, а
теперь и к войне; в миф, в который на самом деле сегодня не верят даже те, кто
продолжает о нем говорить - все равно где: в Грузии, на Западе или в России.
Уверен, что обе палаты Федерального собрания,
которые соберутся сегодня, 25 августа, рассмотрев обращение Абхазии и Южной
Осетии и поддержав их, в свою очередь, обратятся к президенту Российской
Федерации. На основании всех этих обращений, а также представления Министерства
иностранных дел Дмитрий Медведев в соответствии со ст. 86 Конституции
Российской Федерации, скорее всего, издаст указ, благодаря которому, по крайней
мере, на российских картах появятся два новых независимых государства -
Республика Абхазия и Республика Южная Осетия. Но точка в вопросе об их
международном признании, безусловно, поставлена не будет.
Более того, надо быть готовым к тому, что на нас
выльется очередной ушат лицемерия, сожалений, огорчений, гневных разоблачений и
проч. в связи с этим нашим "непредсказуемым решением". Так и вижу
Кондолизу Райс, а то и Николя Саркози, в который раз объясняющих с телеэкрана,
почему Абхазия с Южной Осетией, в отличие от Косово, никогда не должны быть
признаны. Своим разочарованием от новой, трагической ошибки нашей политики с
нами вновь поделятся мой старый университетский друг Николай Злобин, уже вконец
запутавший меня разными адресами работы и местожительства, а также хор
мальчиков, не вылезающих из эфира "Эха Москвы". К месту признаюсь,
что это моя любимая радиостанция, которой - в отличие от Дугина - я желаю многих
лет жизни. Я внимательно слежу, а в эти дни - еще внимательнее, чем когда-либо,
за рассуждениями Леонида Радзиховского или, скажем, Леонида Млечина, но не
потому, что жду 37-го года, чтобы выступить обвинителем по делу их
"троцкистско-зиновьевского центра". То, что они озвучивают или
описывают в связи с событиями на Кавказе, конечно, важно знать как срез
настроений той части нашей элиты, включая и некоторых моих коллег по цеху,
которая сейчас теряет голову от одной мысли, что наше самостоятельное признание
Южной Осетии и Абхазии приведет нас к новой "холодной войне" или к
чему-то подобному. Солидных людей, с уважением отзывающихся, например, о
Маргарет Тэтчер и даже способных, я думаю, объяснить, пусть задним числом, к
чему ей были Фолькленды. Но никогда не готовых к трудным решениям.
Не думаю, что нужно еще раз воспроизводить
исторические или правовые аргументы, доказывающие право народов Абхазии или
Осетии на создание и признание своих государств. После всего, что было сказано
и в 2006 году, и раньше Владимиром Путиным и другими руководителями России о
неизбежном влиянии "косовского прецедента" на проблемы конфликтов на
постсоветском пространстве, после мартовского заявления Государственной думы
"О политике Российской Федерации в отношении Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья",
прямо предупредившего, что нападение Грузии на Абхазию или Южную Осетию
поставит их признание в нашу повестку дня, непредсказуемым и непоследовательным
с нашей стороны будет не это признание, а уход от него. На самом деле главное
сомнение, прямо-таки привидение, довлеющее на впечатлительных людей в связи с
актом узаконения наших отношений с прежде непризнанными государствами, - это
страх перед реакцией Запада, боязнь за территориальную целостность самой
России, а также сожаления об утрачиваемых связях с Грузией.
Отношения с Западом важны, но они никак не важнее
нашей собственной безопасности, самого факта самостоятельного существования
России и ее интересов в мире. Поведение США и ряда других западных стран,
подручного им режима Виктора Ющенко на Украине как до, так и после военных
действий не оставляет никаких сомнений в том, что поиск многостороннего решения
о статусе Абхазии и Южной Осетии или, допустим, попытка добиться у этой части
международного сообщества согласия на продолжение российской миротворческой
операции в регионе ни к чему, кроме ущерба и связывания нам рук, не приведет.
Время миротворчества в прежнем смысле и прежнем формате на Кавказе закончилось.
Миротворчество предполагает добрую волю и хотя бы минимальное доверие к миротворцам
всех сторон конфликта. Мы убедились, что никакой доброй воли для мирного разрешения
конфликта у Грузии нет. Грузинские миротворцы из состава Смешанных
сил по поддержанию мира в Южной Осетии покинули свои посты и стреляли в спину
российским миротворцам. Между прочим, не в первый раз. Россия больше не может
подвергать своих военнослужащих риску, ограничивая их право на самозащиту в
ходе миротворческих операций в Грузии. Напомню, что 106 российских миротворцев
погибли в зоне грузино-абхазского конфликта с момента начала миротворческой
операции в 1994 году в результате засад, взрывов и убийств, организованных
грузинской стороной. В интересах собственной безопасности и мира на Кавказе
Россия должна продолжить свое военное присутствие в Южной Осетии и Абхазии по
просьбе этих республик и на основе договоров
с ними. Узаконение нашего присутствия - еще одна вызванная потребностями жизни
причина признания Россией их независимости. Все, о чем мы должны
договариваться, быть может, с участием иностранных посредников, - это об
условиях и форме демилитаризации прилежащей к Южной Осетии и Абхазии территории
Грузии. На мой взгляд, демилитаризованный пояс должен быть никак не меньше
дальности огня дальнобойной артиллерии и установок "Град". По
аналогии с южным Ливаном - неотъемлемой частью суверенного ливанского
государства, где по настоянию Израиля отсутствуют наступательные средства и
вооружения. Переговоры
на другие темы, согласие на какие-то международные конференции по Кавказу,
услуги в проведении которых сейчас наперебой предлагаются, нужно отложить до
лучших времен, чтобы сызнова, как в XIX веке, не проделать путь от Сан-Стефано
к Берлинскому конгрессу.
Территориальная целостность России зависит не
столько от чьей-то доброй воли извне, сколько от нашего внутреннего состояния и
решимости. Предположение, будто кто-то из альтруистических соображений не
воспользовался бы - с минимальными для себя рисками и если представится
возможность - случаем расшатать нашу территориальную целостность после того,
что произошло с Югославией и Советским Союзом, просто оскорбляет ум. В этой
связи хочу обратить внимание, что российские автономии на Северном Кавказе,
включая Чечню, оказали беспрецедентно активную поддержку федеральной власти при
проведении операции по принуждению Грузии к миру. На примере всеобщей поддержки
наших действий на Кавказе со стороны не только Северной Осетии, что
естественно, или родственных Абхазии народов Адыгеи, Кабарды и Черкесии, но и
со стороны Чечни, Дагестана и Ингушетии видно, как далеко мы ушли от ситуации
90-х годов. Можно сказать, что конфликт с Грузией выступил в роли
стабилизирующего фактора во взаимоотношениях российского Кавказа с федеральным
центром. "Мне не понятно, - пишет Руслан Кешев из "Черкесского
конгресса" Кабардино-Балкарии, - когда проводят параллели между грузинской
агрессией в Южной Осетии и войной в Чечне. Это совершенно не одно и то же. Там
к власти пришел криминалитет, который вместо цивилизованного государства стал
строить что-то средневековое - зарабатывая на торговле людьми, печатании
фальшивых долларов. И, наконец, Чечня вторглась в Дагестан, тем самым поставив
точку на своем суверенитете. В этой ситуации Россия просто обязана была
вмешаться". Признание Абхазии и Южной Осетии - дополнительный повод для
укрепления взаимопонимания с наиболее проблемной для России частью собственных
регионов.
Наконец, люди, которые полагают, что, не признавая и
дальше Абхазию и Южную Осетию, мы прокладываем путь к сердцам в Грузии, просто
в очередной раз "дают маху", как удачно выразился Л. Радзиховский,
говоря о своих предвоенных прогнозах поведения Михаила Саакашвили. Сердца в
Грузии мы начнем отвоевывать, когда восстановим свой образ справедливого судьи
в делах Кавказа, постепенно вернем беженцев или предоставим им новые
возможности, создадим для лояльных нашему пребыванию людей - скажем, в
Мингрелии и других соседних районов Грузии - источники для благосостояния. И
уж, во всяком случае, будем сурово карать за всякое мародерство. Но это, как вы
понимаете, совсем не альтернатива признанию Южной Осетии и Абхазии.
Которое, я надеюсь, начнется сегодня.
|