Федор Лукьянов: "На месте России с обещаниями надо быть очень осторожным"
Радио «Свобода»,
21.08.08
Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие журналист
Федор Лукьянов.
Михаил Саленков: Я обращаюсь к Федору Лукьянову,
редактору журнала «Россия в глобальной политике».
Федор, мы уже говорили с вами в одной из программ,
насколько вероятно признание независимости и Абхазии, и Южной Осетии, в данном
случае давайте будем говорить только об Абхазии. Ваше мнение изменилось?
Федор Лукьянов: Нет, в целом мое мнение не изменилось.
Более того, мне кажется, что на месте России с обещаниями надо быть очень
осторожным. Проблема заключается в том, что признание Россией Абхазии или обеих
территорий, в общем-то, ничего не меняет в ситуации. Формально признание одной
только Москвы не является выводом этих территорий из изоляции. Потому что
главный вопрос для них, в частности для Абхазии, чтобы она была признана хотя бы
частью мирового сообщества. У Москвы нет возможности, в отличие от США, которые
в случае с Косовом обеспечили некоторое количество стран, которые признали
Косово, вот у Москвы такой возможности нет, за нами никто не последует. Зато
перспективы международного признания в случае односторонних действий России, на
мой взгляд, очень сильно осложнятся. И ситуация окажется если не в полном
тупике, то хотя бы в частичном.
Михаил Саленков: Что можно сказать, какая может быть
реакция, если все-таки и народ Абхазии и Южной Осетии обратится, со стороны
Европейского союза и США?
Федор Лукьянов: Я думаю, честно говоря, что ни в
Европейском союзе, ни в США особой реакции на обращение схода абхазского народа
не будет. Это, так сказать, юридически ни к чему не обязывающее действие. Кроме
того, насколько я помню, в Абхазии проходили референдумы, на которых выражалось
желание стать независимыми. Вопрос заключается, на мой взгляд, сейчас в другом,
принципиальный: какая резолюция будет принята в Совета безопасности ООН о
принципах урегулирования южно-осетинского конфликта. Потому что если
формулировки, которые будут там содержаться, будут допускать начало какой-то
международной дискуссии о судьбе этих двух территорий, а они сейчас уже увязаны
намертво друг с другом (хотя ситуация там была всегда разная, в Абхазии одна, в
Южной Осетии другая), так вот, если что-то в этой резолюции будет содержаться,
позволяющее дальнейшее обсуждение, то я думаю, что с этого, в общем-то, и
начнется процесс самоопределения двух республик.
Но этот процесс не моментальный, мы видим, что даже в
случае с Косовом, в тот день, когда кончилась война против Югославии, в 1999
году, собственно, все знали точно, что Косово в Сербию больше никогда не
вернется, ни у кого не было иллюзий. Тем не менее, сам процесс занял 9 лет. И
между прочим, в резолюции 1244 Совбеза ООН, на которую потом много раз ссылалась
Россия, содержалось тогда подтверждение территориальной целостности Сербии. Это
Сербии не помогло, но это там было. И сейчас проблема в том, что, конечно, в
любой резолюции, я думаю, все страны, кроме России, будут добиваться, чтобы в
ней содержалось вот это подтверждение территориальной целостности Грузии, а
России по своим внутренним причинам, в общем, ей очень трудно на это пойти.
Потому что я не очень себе представляю, как тогда, если там будет подтверждена
целостность Грузии, объяснять, чего мы добились политически, нашему
общественному мнению.
Михаил Саленков: Поэтому, наверное, сейчас и есть эта
проблема с принятием резолюции по Грузии в Совете безопасности ООН.
Федор Лукьянов: Конечно, да, это ключевой вопрос. И это
неудивительно, поскольку действительно очень сложная ситуация, дипломатическая
битва идет. И тут есть такая ловушка, что мы так много уже наговорили о том, что
все, ни о какой территориальной целостности Грузии речи быть не может, что как
теперь выйти из этой ситуации без потери лица, а самое главное – без потери
перспективы действительно обсуждать отделение этих территорий, мне на данный
момент непонятно. Хотя дипломатия вещь хитрая, и может быть, что-то и придумают.
|