Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №200(25.08.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Война в Южной Осетии: взгляд из Центральной Азии

Фонд стратегической культуры (Россия), 20.08.08

Александр Шустов

"Пятидневная война" в Южной Осетии, завершившаяся быстрым разгромом российской 58-й армией грузинских вооруженных сил, вызвала в бывших союзных республиках состояние своеобразного шока. Несмотря на многократные заявления российского руководства о вероятности военного сценария, никто не ожидал, что реакция Москвы будет столь жесткой и молниеносной. Впервые с момента распада СССР Россия применила военную силу против бывшей союзной республики, и этот прецедент поставил в трудное положение страны СНГ, многие из которых, как и Грузия, имеют нерешенные этно-территориальные проблемы с соседними государствами.

Особый интерес в этом контексте представляют страны Центральной Азии (ЦА), нередко объединяемые в геополитических концепциях в один регион с Южным Кавказом. Аналогии между Центральной Азией и Кавказом хорошо описаны З. Бжезинским в его "Великой шахматной доске". Главное, что объединяет два региона, – это этническая чересполосица, отсутствие общепризнанных государственных границ, совпадающих с границами проживания народов, а также незавершенность государственного строительства. Все это позволило З. Бжезинскому назвать Центральную Азию и Кавказ "Евразийскими Балканами", на которые после завоевания господства на европейских Балканах и обратился взор американских стратегов1.

В плане официальной оценки войны в Южной Осетии страны ЦА разделились на две группы. Если Казахстан и Киргизия сравнительно четко сформулировали свою позицию, то Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан никак на события не отреагировали. Более того, в жестко контролируемых властями узбекских и туркменских СМИ долгое время вообще не было информации о том, что в Южной Осетии идет война, а абхазские вооруженные силы выдавливают грузинские войска из Кодорского ущелья.

На решающей стадии грузино-югосетинского вооруженного конфликта о событиях не сообщила ни одна из официальных узбекских газет. Информация о войне не прошла даже на сайтах информационных агентств. Лишь газета "Вечерний Ташкент" поместила две небольшие публикации, в одной из которых говорилось о прибытии во Владикавказ самолета МЧС с гуманитарной помощью и визите премьер-министра России В. Путина, в другой – об экстренном заседании Совета безопасности ООН и Совета НАТО, но повод к этим событиям так и остался для читателей "Вечернего Ташкента" тайной. Кроме этого, небольшой репортаж о боях в Цхинвале прошел в информационной телепередаче "Ахборот", использовавшей для этого видеоматериалы российского телевидения2.

Полным молчанием войну на Кавказе обошли и туркменские СМИ. Вместо этого телевидение продолжало транслировать получасовые чтения "Рухнамэ" и сообщало о рождении панды в китайском зоопарке. Единственным источником информации о войне на Кавказе для жителей Туркменистана являлось спутниковое телевидение3.

Реакция Казахстана и Киргизии была гораздо более активной. Первым о событиях в Осетии высказался президент Казахстана Н. Назарбаев, который в день начала войны находился на открытии Олимпиады в Пекине. Именно на встрече с Н. Назарбаевым и прозвучало жесткое заявление В. Путина о том, что нападение Грузии на Цхинвал не останется без ответа. Ответное заявление президента Казахстана было в отношении России нейтрально-позитивным. "Миротворческая миссия действует в Южной Осетии по мандату СНГ, - заявил Н. Назарбаев. - Грузинское руководство поступило неправильно. Оно не поставило нас в известность о нынешних своих действиях, не предупредило, что в этом районе происходит какое-то обострение. Считаю, что альтернативы мирному решению данной проблемы не существует"4.

В целом благоприятной для России выглядела и позиция казахстанского лидера, оглашенная 13 августа на встрече с президентом Киргизии К. Бакиевым. Комментируя события на Кавказе, Н. Назарбаев заявил, что "принцип территориальной целостности признан всем мировым сообществом. В документах, принятых в рамках СНГ, мы все выступаем против сепаратизма. Но сложные межнациональные вопросы должны решаться мирным, переговорным путем. Военного решения подобных конфликтов не существует" 5.

В то же время позиция председательствующей на данный момент в СНГ Киргизии являлась скорее нейтральной. По мнению К. Бакиева, "реальные пути разрешения имеющейся проблемы между грузинской и югоосетинской сторонами, в соответствии с общепризнанными нормами международного права, лежат исключительно в политической плоскости" 6. Осуждая, таким образом, развязанные Грузией военные действия, киргизский и казахстанский лидеры воздержались от однозначно позитивных или негативных оценок военной операции российской армии.

В определенной мере отсутствие официальной реакции большинства государств СНГ на войну в Южной Осетии было компенсировано заявлением Совета Парламентской Ассамблеи ОДКБ, в состав которого наряду с Россией, Белоруссией и Арменией входят четыре из пяти государств Центральной Азии – Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. ОДКБ фактически воспроизвела позицию Москвы: "Под предлогом восстановления территориальной целостности, - говорилось в заявлении, - Грузия, по сути, осуществила геноцид в отношении осетинского народа. Все это привело к гуманитарной катастрофе. Военные акции Тбилиси, сорвавшие намечавшийся политический диалог между сторонами, разрушили перспективу мирного разрешения конфликта"7.

Помимо естественного нежелания портить отношения со странами Запада, с которыми государства ЦА довольно тесно связаны политически и экономически, их отношение к "пятидневной войне" определяется еще одним важным фактором. Во всех заявлениях президентов Киргизии и Казахстана говорится о "территориальной целостности Грузии". Возросшая вероятность признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, а также их последующего включения в состав РФ заставляет страны ЦА занимать в данном вопросе очень сдержанную позицию - из опасения повторения подобного сценария на своей территории.

Представляет интерес ряд оценок "пятидневной войны" экспертами стран ЦА. Так, киргизский политолог М. Сариев рассматривает события на Кавказе как конфликт не Грузии и Осетии, а России и США. По его мнению, на ближайшем заседании ШОС перед Киргизией будет в жесткой форме поставлен вопрос о сроках пребывания американской авиабазы "Ганси" на ее территории. В этой ситуации "Кыргызстан как член ОДКБ будет придерживаться российской позиции, поскольку то, что происходит в Грузии, то же самое может произойти и здесь. Россия не остановится, потому что это зона ее интересов, это вопрос большой политики". Мотивируя свою позицию, М. Сариев отмечает: "Мы должны понимать что, находимся в едином, культурном, евразийском ареале с Россией" 8.

Другой киргизский политолог М. Суюнбаев обоснованно считает "пятидневную войну" следствием "косовского процесса", инициированного Западом в полном пренебрежении к мнению России. Если процесс будет развиваться, он может затронуть и Центральную Азию. Например, Таджикистан или Каракалпакию, "история которой схожа с осетинской или абхазской". Рассматривая последствия возможного выхода Грузии из состава СНГ, М. Суюнбаев замечает, что "для нее это будет иметь очень негативные последствия", появятся "сложности в сфере трудовой миграции в России, могут серьезно пострадать и торговые отношения"9. Помимо обострения борьбы за будущее американской военной базы в самой Киргизии М. Суюнбаев прогнозирует усиление активности по созданию иностранных военных баз на юге республики10.

В целом киргизские эксперты сходятся в том, что конкуренция России и США за влияние на страны Центральной Азии будет только возрастать, а решительные действия РФ по защите Южной Осетии позволяют предположить, что односторонняя ориентация на Запад может иметь для центрально-азиатских государств драматические последствия.

_____________________

1 Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М., 1999. С. 149-180.

2 Шарифов О. Узбекские СМИ о войне в Грузии: Молчание в тряпочку // Фергана.ру. 2008. 13 авг. / http://www.ferghana.ru/article.php?id=5820&PHPSESSID=707e99bb9da1b9f1d184d35e44549ebd

3 Бердыева А. Туркменские СМИ молчат об Осетии // GUNDOGAR. 2008. 13 авг. /http://www.gundogar.org

4 Глава государства Нурсултан Назарбаев принял участие в официальных мероприятиях открытия 29-х летних Олимпийских Игр в Пекине // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. 2008. 8 авг. / http://www.akorda.kz/www/www_akorda_kz.nsf/news-open?OpenForm&idn=3&idno= AA3FC0ACC87F67EE0625749F00733FFE&lang=ru

5 Сегодня вечером в Чолпон-Ате состоялась встреча Главы государства Нурсултана Назарбаева с Президентом Кыргызстана Курманбеком Бакиевым Пекине // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. 2008. 13 авг. / http://www.akorda.kz/www/www_akorda_kz.nsf/news-open?OpenForm&idn=3&idno=AECD4D6D35DB98E2062574A5000F8C63&lang=ru

6 Кыргызстан намерен активно участвовать в разрешении военного конфликта в Южной Осетии // Фергана.Ру. 2008. 11 авг. / http://www.ferghana.ru/news.php?id=9874&mode=snews

7 Страны ОДКБ осудили Грузию за разжигание военного конфликта в Южной Осетии // РИА "Новости". 2008. 13 авг.

8 Политолог М.Сариев: Кыргызстан заставят определиться с авиабазой США "Ганси" // Фергана.Ру. 2008. 12 августа /http://www.ferghana.ru/news.php?id=9890&mode=snews&PHPSESSID =b5dc478407c4908182af54e6004fd704

9 Киргизский эксперт: ОДКБ могла бы объявить Кавказ зоной своей ответственности // Фергана.Ру. 2008. 12 авг. /http://www.ferghana.ru/news.php?id=9888&mode=snews

10 Независимая газета. 2008. 12 авг.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ