Молчание «ягнят»
Новая газета KZ,
20.08.08
Виталий Волков
Президент Казахстана робко, но отреагировал на
российско-грузинский конфликт. Остальные лидеры стран СНГ промолчали
Война, или вооруженный конфликт в Южной Осетии,
распространившийся на территорию Грузии, очевидно, стал определяющим фактором
сегодняшних отношений в международной политике и индикатором ответственности тех
или иных ее «игроков».
Находясь в Европе, непросто составить мало-мальски
объективную картину происходившего, однако можно увидеть, как интерпретируются
здесь сигналы, поступавшие как с Кавказа, так и из других стран. В том числе и
из Центральной Азии. Также можно спрогнозировать, какое влияние эта
интерпретация окажет на отношения с этим регионом. В частности, подумать о том,
как Европа оценит реакцию Астаны на кавказскую беду в контексте председательства
Казахстана в ОБСЕ в 2010 году. Будет ли Запад теперь в большей или в меньшей
степени воспринимать Казахстан в качестве регионального лидера?
Но сначала напомним: ни Узбекистан, ни Таджикистан, ни
Туркмения с пятницы прошлой недели - дня, когда Грузия атаковала Южную Осетию,
по среду нынешней недели - дня, когда ЕС обсуждал план мирного урегулирования
Медведева-Саркози, вообще никак не отреагировали на эти трагические события.
Как сообщили автору в среду вечером из Душанбе, МИД
Таджикистана никакой позиции не выработал. В Туркмении вообще событий на Кавказе
не заметили, о них не было никаких упоминаний в местных СМИ. Похожую позицию
избрали и в Узбекистане. Как отметили коллеги, на открытии Олимпиады И. Каримов,
ранее не упускавший возможности встретиться с В. Путиным, в Пекине таким шансом
не воспользовался. Вероятно, как считают журналисты, специально, дабы не быть
обязанным говорить что-либо конкретное относительно российско-грузинского
конфликта.
В Киргизии К. Бакиев, по прошествии двух дней войны,
позволил себе дать указание МИД страны провести консультации с
внешнеполитическими ведомствами государств-участниц СНГ, и отметил, что ситуация
в Южной Осетии должна разрешаться политическими методами. И это лидер страны,
ныне председательствующей в СНГ!
Иное дело Казахстан. Хотя официального заявления МИД не
было, но его заменил Н. Назарбаев, сразу же заявив, что руководство Грузии
поступило неверно, не поставив в известность партнеров по СНГ о своих действиях.
Назарбаев осудил тот факт, что военная операция была начата Грузией в день
открытия Олимпийских игр.
Как сказал автору один из политиков Евросоюза: «Вне
зависимости от того, как выглядела реакция Казахстана, можно отметить, что
Астана сформировала и выразила мнение, в отличие от других четырех стран. Их
молчание в Европе восприняли в большей степени как следствие беспомощности и
безынициативности. На этом фоне Казахстан, конечно, поддержал свой статус
лидирующей в регионе страны, страны, имеющей голос. Но, с другой стороны, этот
голос все равно мало кто заметил в Европе».
Немецкий эксперт по Центральной Азии М. Лаубш считает:
«Де-факто мнение Казахстана по таким вопросам в западных СМИ отражается крайне
слабо, и в европейских политических кругах не принято учитывать мнение Астаны
как регионального лидера. Одна из причин - это имидж Казахстана на Западе,
страны, которая вряд ли может как-то влиять на конфликтные ситуации или иметь
собственные интересы, которые другим следует учитывать».
Скорее всего, на Западе возрастет настороженность в
отношении возможного «московского крена» в ОБСЕ, особенно при переходе
председательства к Казахстану. «Казахстан - единственная страна в Центральной
Азии, которая на самом первом этапе войны выразила свою позицию устами
президента, причем позицию, критическую по отношению к руководству Грузии.
Полагаю, что позиции Вашингтона в СНГ событиями в Осетии были ослаблены.
Объективно как раз в сфере безопасности ситуация стимулирует больше смотреть в
сторону Москвы и видеть в США не самого надежного партнера, который сперва стоял
за спиной Тбилиси, но на деле кроме ряда заявлений ничего не сделал. Таким
образом, Москва усилит свои позиции и в Азиатском регионе. ОБСЕ будет заниматься
этим конфликтом, и цель этой организации - подойти к вопросу «не партийно». В
этом отношении к Казахстану в Европе особое внимание как к возможному
председателю-2010. Полагаю, это будет обсуждаться на Совете министров стран ЕС,
особенно в свете слухов, что решение о председательстве Казахстана в ОБСЕ еще не
стопроцентно. Для внешнеполитического статуса РК более чем важно проявиться в
качестве страны, готовой активно участвовать в разрешении конфликтов на Кавказе,
так как уже годы этот регион известен обилием проблем и при этом очень важен для
Европы. Не говоря о том, что Грузия остается потенциальным кандидатом в НАТО. И
в аспекте ОБСЕ-2010 помимо Афганистана Кавказ может стать для Астаны важнейшим
«козырем», - считает М. Лаубш.
В свою очередь, значение нынешнего кавказского конфликта
по сравнению с афганским и для Центральной Азии, и для Европы не стоит
преувеличивать, хотя влияние первого на второй наверняка еще будет. Тем не
менее, если «дальнее зарубежье» в лице США не станет уж чересчур настойчиво
педалировать кавказскую ситуацию через своего ближайшего союзника там, а Россия
предъявит последовательную линию, то острота проблемы со временем может сойти на
нет и локализоваться вокруг вопроса о статусе Южной Осетии и Абхазии. Афганский
узел куда сложнее кавказского, и он-то не ослабнет - к этому пока не создано
никаких предпосылок. То есть, по мнению автора, стратегическая линия на
афганский кризис в свете ОБСЕ-2010 куда более перспективна, хотя тактически,
возможно, Казахстан имеет опцию «заработать» очки в Европе участием в
урегулировании на Кавказе. Тем более что рычаги влияния Астаны на Тбилиси и
возможности договориться с Москвой очевидны.
|