Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №203(15.09.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ЗАКАВКАЗЬЕ



Кавказ разморожен и будет меняться

Сегодня.ру, 10.09.08

Антон Кривенюк

Евросоюз доказал, что он более влиятельный в регионе Южного Кавказа игрок, нежели предполагалось до последнего времени. По мнению многих наблюдателей, вояж президента Франции Николя Саркози в Москву более удачен, чем мог бы быть. Россия дала гарантии отзыва своих военных с территории «собственно» Грузии в обмен на гарантии президента Грузии Михаила Саакашвили не применять силу в отношении Абхазии и Южной Осетии. Но чем на самом деле занимаются ведущие державы, обсуждая кавказские проблемы?

Южный Кавказ вернулся в совсем привычную для него нишу геополитического брожения. Грузинское вторжение в Южную Осетию 8-го августа развалило «замороженную» суть политических катаклизмов на Кавказе и сделало новый передел сфер влияния таким же фактом, каким до сих пор было существование непризнанных государств в регионе. В последние годы была реальная надежда на то, что плюс-минус безопасное статус-кво сохранится на долгосрочный период времени и перерастет в новый стабильный формат взаимоотношений, как между всеми кавказскими государствами, так и внешними игроками.

Теперь дальнейшая нестабильность на юге Кавказа будет продуцироваться отсутствием новых базовых договоренностей между участниками «рынка» и нереализованными амбициями тех, кто хочет поучаствовать в диалоге вокруг новых реалий. Какой период времени уйдет на решение этих вопросов, пока никто не знает. Но можно предположить, что он затянется, поскольку Турция неожиданно заявила о принципиально новой политике на Южном Кавказе. А эта страна, сколько старый, столь и новый игрок здесь. До сих пор Турция в большей степени в своей кавказской политике шла общим курсом, то есть, курсом США. Неожиданный реверанс в сторону Еревана показывает, что и эта отнюдь не средняя держава готова начать собственную игру.

Президент Франции Саркози сделал все, для того, чтобы ни у кого не было сомнения в важной, сопоставимой со степенью России миссии Евросоюза в регионе, начиная с этого периода времени. Европейское сообщество шло к этому шагу очень долгое время, опасаясь играть более значительную, чем просто декларативную роль в кавказских делах. Франция воспользовалась моментом для того, чтобы провести некие контуры нового водораздела по территории региона, добившись юридических гарантий вывода российских войск из Грузии, что, безусловно, ей воздастся в виде усиления влияния и на Кремль и, тем более, на Грузию. А это значит, что Евросоюз в целом будет в существенной степени определять политический климат, по крайней мере, в Тбилиси. Политика консенсуса, свойственная объединенной Европе становится теперь можно сказать более авторитарной. То есть, Европа настаивает на том, что мягкая политика умиротворения – не слабость, а принципиальная позиция. Похоже, что теперь ей удастся убедить в необходимости следования такому формату грузинское руководство.

Ровно в той же степени, в какой усилятся позиции Евросоюза в Грузии, сократятся возможности для влияния США. Штаты, вероятно, провели в целом слабую игру в грузинском кризисе, и это ударит по их возможностям в регионе. Во-первых, в отличие от Евросоюза они заняли жесткую антироссийскую позицию, исключив для себя даже возможность участия в диалоге на уровне дипломатии. Во-вторых, эта жесткость никак не была подкреплена реальными возможностями помочь Грузии в противостоянии с Россией, и это делает позиции Вашингтона невероятно невыигрышными. Но самое главное, что в мире как бы там не было, нынешний тбилисский режим воспринимается, как протеже Вашингтона. И результатом этого стратегического сотрудничества, точнее переоценки Грузией возможностей США в этом сотрудничестве, стал тяжелый кризис. И пусть косвенную, но Штаты несут ответственность за него.

Россия для себя, видимо, определила контуры программы - минимум в новом кавказском водоразделе. Президент России четко дал понять, что поворота вспять в процессе признания Абхазии и Южной Осетии быть не может. Таким образом, вкупе с установлением дипломатических отношений между РФ и двумя только что признанными ей государствами и последующим подписанием договоренностей о военном сотрудничестве, разговор о сфере влияния на территории Абхазии и Южной Осетии будет исчерпан.

Соответственно, 15-го октября, когда в Женеве, как ожидается, начнутся международные дискуссии по урегулированию кавказского кризиса, стороны будут обсуждать вопросы безопасности и будущего беженцев, но не вопросы статуса бывших грузинских автономий.

Азербайджан встревожен. Визит президента Турции Абдуллы Гюля в Армению для просмотра матча между сборными двух стран в корне поломал устоявшиеся форматы в конфликтном квадрате Турции, Армении, Нагорного Карабаха и Азербайджана. В Баку нашлось немного тех, кто увидел в этом визите позитив. Значительно больше тех, кто в этом шаге увидел перспективу угроз для Азербайджана. Одно очевидно, что Турция, воспользовавшись ситуацией начала свою игру, которая сулит совершенно новый расклад в разговоре между Ереваном и Баку. Азербайджан в результате событий в Грузии получил совершенно четкий сигнал о том, как не надо решать оставшийся единственным замороженный на Кавказе Карабахский конфликт. Есть информация о том, что турецкие власти очень настойчиво рекомендовали Баку прекратить разработку планов силового решения этого конфликта. Аллергия крупных государств относительно любых силовых сценариев после Южной Осетии делает шансы Баку на успех в такой кампании очень сомнительным. Хотя известно, что именно азербайджанские власти даже в большей степени, чем грузинские делали упор на возможность силового сценария урегулирования конфликта, рассчитывая на свой растущий экономический потенциал.

Вместе с тем, Анкара предприняла первую с 1993 года, а, значит, и беспрецедентную попытку наладить диалог с Ереваном. И нельзя сказать, что Ереван встретил ее холодно. МИД Армении уже заявил об искренности намерений страны наладить самые хорошие отношения с Турцией. Примерно в том же духе высказался и президент Турции Абдулла Гюль в интервью одному из азербайджанских СМИ. И это на фоне того, что и в Армении, и в самой Турции немедленно возникнет серьезная оппозиция такому потеплению отношений. Между странами существует очень много противоречий вплоть до территориальных претензий Армении к Турции, вопросов признания геноцида и закрытой границы между двумя странами. Потому диалог об улучшении отношений будет долгим, но в Азербайджане даже сам его факт воспринимают как глубокое поражение внешней политики Баку и сокращения даже сегодняшних чисто теоретических шансов на то, чтобы добиться успехов в карабахском вопросе. Чтобы не рассориться в конец с Баку, Гюль летит теперь в азербайджанскую столицу, где он, скорее всего, убедит своего бакинского коллегу в более мягком восприятии новых реалий.

Пока кавказский кризис не урегулирован, российские войска не выведены из Грузии, для интересующихся регионом крупных игроков остаются ниши, которые они могут заполнить своим влиянием. Поэтому рано делать прогнозы, какая конструкция сфер влияния обнаружится после того, как утвердится новый статус-кво.




США ищут замену Саакашвили

КМ.RU, 10.09.08

Грузинская оппозиция, заключившая сразу после разгрома российскими войсками армии этой страны своеобразный пакт о политическом ненападении с Михаилом Саакашвили, вновь подняла вопрос о его отставке и необходимости проведения досрочных выборов как главы государства, так и парламента.  

Во вторник оппозиционная партия «Новые правые» потребовала отставки президента Грузии Михаила Саакашвили и назначения новых президентских и парламентских выборов в стране. С таким заявлением выступил на брифинге лидер партии Давид Гамкрелидзе. «Причина сегодняшнего тяжелого положения Грузии — в единоличном решении президента Саакашвили бомбить Цхинвал и штурмовать его», — заявил Гамкрелидзе.  

«Это была та мышеловка, которую приготовили для Грузии, и о которой президента предупреждали США, Европа и грузинское общество. Однако он не внял разуму и принял единолично безответственное решение о бомбежке Цхинвала, из-за чего мы утратили те территории, которые контролировали», — сказал оппозиционер. По оценке «Новых правых», среди причин августовских событий в Грузии были «имперская политика России» и евро-атлантические стремления Грузии; желание России установить контроль над проходящим через Грузию энергетическим коридором, а также «необдуманная, безответственная и эмоциональная политика властей Грузии».

«В условиях этих властей и в случае, если Михаил Саакашвили останется президентом и главнокомандующим, перед нами может возникнуть еще больше проблем и катастроф. Это положение, может, не последнее, и я говорю об этом со всей ответственностью», — цитирует слова Давида Гамкрелидзе сайт «Кавказский узел».

По словам оппозиционера, граждане Грузии должны определить, «что более приоритетно — страна или Михаил Саакашвили». «Вот так и обстоит вопрос, и давайте не будем приносить в жертву нашу страну никому», — сказал Гамкрелидзе.

«Я знаю точно, что «Новых правых» после этого заявления объявят врагами контролируемые властями СМИ, но правда - превыше всего, и мы готовы взять этот груз на себя», - подчеркнул Гамкрелидзе, передает Интерфакс. В ближайшее время, как сообщается, «Новые правые» обнародуют свой анализ о ситуации в стране; кроме того, со вторника они начинают консультации с другими оппозиционными партиями по выработке единого плана поведения в этих условиях. «Мы отдалились также от возможности вступления в НАТО, так как непонятно, в каких границах нас туда принимать», - подчеркнул лидер «Новых правых». Он заверил, что в случае избрания президентом будет исключительно мирным путем пытаться восстановить территориальную целостность Грузии.

Реакция со стороны властей уже последовала. Парламентское большинство Грузии выражает надежду, что партия «Новые правые» пересмотрит свою инициативу о проведении досрочных президентских выборов в Грузии. Об этом, как сообщает gazeta.ru, заявил член парламентского большинства Гока Габашвили. Он выразил сожаление в связи с тем, что «в Грузии оказалась политическая сила, которая назвала пиаром действия правительства Грузии против российской агрессии». По словам Габашвили, на данном этапе правительство Грузии дает шанс «Новым правым» пересмотреть свою инициативу и объединиться ради интересов страны.

Гамкрелидзе - не первый из грузинских политиков, давший негативную оценку роли Михаила Саакашвили в том, что Грузия сегодня оказалась, мягко говоря, в незавидном положении. Накануне лидер оппозиционной Лейбористской партии Грузии Шалва Нателашвили также посоветовал нынешнему руководству страны добровольно уйти в отставку. «Единственным выходом сегодня является добровольная отставка нынешнего руководства Грузии», - сказал Нателашвили журналистам. По его словам, «сегодня к власти в Грузии должно прийти то правительство, которое будет не пророссийским и не проамериканским». «Такое правительство могло бы наладить отношения и с Россией, и с США, что было бы благом и спасением для Грузии», - считает он.

Кроме того, как сообщает Интерфакс, в минувшую пятницу глава Фонда «За демократическое развитие» Грузии, бывший спикер парламента Нино Бурджанадзе не стала подписывать так называемую «Хартию грузинских политиков», в которой содержатся резкие выпады против России и которая фактически закрепляла негласную договоренность на критику действий Саакашвили,  достигнутую после поражения Грузии. Представитель фонда, присутствовавшая на церемонии подписания, сказала, что свое отношение к документу Бурджанадзе озвучит позднее, после возвращения из рабочей поездки в США. Кроме того, подписывать хартию не стали руководители Объединенной оппозиции Грузии.

Тем не менее, представители правящей в Грузии пропрезидентской партии «Единое национальное движение» (ЕНД) и ряд других политиков поставили подписи под документом. Спикер парламента Давид Бакрадзе от имени ЕНД заявил, что «одобрившие хартию партии признают высшим своим знаменем государственность Грузии и ни при каких условиях не будут сотрудничать с российской стороной». Хартия, как сообщается, объявляет приоритетами следующие принципы: «1. Восстановление территориальной целостности Грузии и вывод российских оккупантов. 2. Вступление Грузии в НАТО и максимальная интеграция Грузии в евроструктуры. 3. Приверженность конституционным методам борьбы и объявление высшим принципом безопасность страны. 4. Для обеспечения демократического развития страны - создание кризисного совета, в который войдут политические партии».

Между тем арестованный ранее по обвинению в шпионаже в пользу России и попытке государственного переворота сын бывшего президента Грузии Цотне Гамсахурдия объявил голодовку. По мнению некоторых местных наблюдателей, его арест демонстрирует готовность властей к подавлению инакомыслия. Так, один из лидеров грузинской оппозиции Георгий Хаиндрава заявил, что задержание Гамсахурдии является «политическим гонением». По его словам, «это - еще одно доказательство того, что руководство Саакашвили полностью потеряло контроль над собственными действиями».

«Только безумец», полагает Хаиндрава, может в том состоянии, в котором находится Грузия, заниматься «внутренними разборками». «Сейчас страну надо спасать», — подчеркнул оппозиционер. Хаиндрава считает, что Цотне Гамсахурдия «ни как политическая фигура, ни как оппозиционер серьезной роли в Грузии никогда не играл». «Это - сын бывшего президента Грузии, который не очень положительно относится к этому правительству, но таких людей в Грузии - тысячи, десятки тысяч; это значит, что всех надо арестовывать?» — сказал он.

Эксперты полагают, что практически одновременное выступление целого ряда оппозиционных деятелей с критикой в адрес Михаила Саакашвили и требованием проведения досрочных выборов означает, что в США окончательно решено избавиться от одиозного политика. Газета РБК daily напоминает, что еще в конце августа г-жа Бурджанадзе, спикер грузинского парламента Давид Бакрадзе и лидер оппозиционной Республиканской партии Давид Усупашвили провели в Денвере встречу с сенатором-демократом, кандидатом в вице-президенты США от демократов Джозефом Байденом. Более того, по сведениям издания, 2 дня назад Бурджанадзе вновь побывала в США и провела переговоры с представителями Джона Маккейна и Барака Обамы. Позже, находясь проездом в Берлине, Нино Бурджанадзе отметила, что не исключает своего возвращения в грузинскую политику: «Возможно, когда подойдут местные выборы в 2010 году или парламентские в 2014 году, я создам собственную политическую партию».

Однако опрошенные газетой эксперты прогнозируют, что именно Нино Бурджанадзе может стать следующим президентом Грузии. «Саакашвили больше не удовлетворяет своих бывших хозяев, а Бурджанадзе является наиболее подходящей заменой», — считает эксперт Российского института стратегических исследований Александр Скаков. По словам главы движения «Самегрело» Александра Чачии, в США уже пришли к пониманию того, что Михаил Саакашвили просто не может оставаться во главе дружественного и союзного США государства. «Принято решение о замене Саакашвили новой куклой. На эту роль больше всего подходит Нино Бурджанадзе: у нее нет реальных конкурентов», — полагает он.

Наиболее вероятным сценарием смены власти в Тбилиси, по мнению экспертов РБК daily, является добровольный уход Михаила Саакашвили в отставку. «Ему сделают предложение, от которого он не сможет отказаться, но это будет добровольный уход. Мои американские коллеги полагают, что это произойдет уже в сентябре, однако я не думаю, что американцы станут так быстро признавать свою кадровую ошибку. Раньше зимы это вряд ли произойдет», — считает г-н Чачия. Впрочем, даже если фамилия нового президента Грузии будет Бурджанадзе, а не Саакашвили, вряд ли можно будет говорить о каком-то ощутимом улучшении российско-грузинских отношений, поскольку направление вектора грузинской внешней политики по-прежнему будут задавать в Белом доме, что только подтверждается постоянными визитами грузинских оппозиционеров в Вашингтон. «Москва должна будет говорить с хозяевами, а никак не со слугами», — резюмирует Александр Скаков.




От однополярного мира - к миру бесполярному

Российская газета, 10.09.08

Николай Злобин

Россия установила официальные отношения с Абхазией и Южной Осетией. Одной из главных причин раздражения на Западе признанием Россией этих двух республик является то, что Москва пошла на это вопреки просьбам не делать этого. В том числе вопреки личным обращениям западных лидеров к Дмитрию Медведеву. Никто на Западе не ожидал, что молодой российский президент, который, казалось бы, должен стараться понравиться лидерам Запада, установить с ними дружеские отношения и доверительные контакты, не внял их просьбам и проявил самостоятельность и политическую волю. Даже зная, что это серьезно очень надолго усложнит ему проведение внешней политики России, особенно таких ее аспектов, которые подразумевают взаимное доверие партнеров. О возможности конфиденциальных отношений с каким-либо европейским лидером, тем более президентом США, говорить не приходится. Решимость Медведева поражает, если посмотреть на колоссальные проблемы, которые теперь перед ним стоят, даже если забыть о Западе, который, впрочем, не способен оказать влияния на Россию.

Дмитрий Медведев имел право поступить так, как считал нужным, Россия может признавать или не признавать любые государства и территории, исходя из своих национальных интересов. Сегодня на Западе сформировалось более сбалансированное понимание того, почему Россия пошла на военную акцию в Южной Осетии. Интервью, которые наконец дали западным СМИ российские руководители, прояснили ситуацию.

Однако остается немало вопросов, касающихся Абхазии и Южной Осетии. Если их дипломатическое признание, как говорят в Москве, соответствует национальным интересам России, то почему ни президент Борис Ельцин, ни президент Владимир Путин не сделали этого важного шага? Тем более что в прошлом были ситуации, когда пойти на это можно было без вооруженного конфликта с Грузией, но с гораздо меньшим ущербом для своей международной репутации и, может быть, даже некоторой поддержкой в мире. Или российский национальный интерес возник совсем недавно, и в чем тогда он конкретно выражается? Если Россия, как говорят в Москве, хотела бы видеть Южную Осетию и Абхазию в СНГ и у этой организации есть соответствующее желание, то почему ни одна страна СНГ не только не признала эти две республики, но и не вышла из режима экономических санкций по отношению к ним? Представить себе, что Украина или, например, Азербайджан дадут согласие на их вхождение в СНГ, нельзя.

Будут ли эти республики стремиться войти в состав России? В отношении Абхазии - вряд ли, ибо в Сухуме с самого начала говорили о желании создавать независимое государство и прошли далеко по этому пути. Даже в Вашингтоне сегодня есть понимание того, что Абхазия в принципе в состоянии утвердиться как самостоятельное государство, тем более что нынешние власти этой республики продемонстрировали довольно высокий уровень демократичности и эффективности. Но Сухум, как известно, хотел бы стать офшором или иметь ассоциированные отношения с Россией. Последнее невозможно, ибо российская Конституция этого не подразумевает. Что касается офшора, то все будет зависеть от легитимности, то есть его международного признания Сухума. Нельзя же обманывать себя тем, что Россия здесь вошла в конфликт лишь с США и рядом западных стран. Она в конфликте со всем миром. Никарагуанское и еще два-три возможных исключения только подтверждают это. Какие варианты развития при этом есть у Южной Осетии? Сможет ли она стать самостоятельным государством и еще одним офшором? Трудно это представить. Войти в состав России она тоже не сможет, ибо с российской стороны это будет выглядеть как прямая аннексия, чего не было в мировой практике со времен Второй мировой войны.

Российский президент был абсолютно прав, когда сказал, что мир после августа 2008 года стал совершенно другим. Каким, пока непонятно.

США, и сейчас оставаясь единственной сверхдержавой мира, не справились с ролью единственного центра силы, способного нести полноценную ответственность за все на ней происходящее, обеспечивать стабильность и динамичное развитие мировой системы. Подавляющее большинство стран воспринимали миропорядок, сложившийся после окончания "холодной войны", как несправедливый, ибо все основные решения принимались в Вашингтоне. Особенно болезненно это воспринималось Москвой, которая поставила целью своей внешней политики сделать все, чтобы ликвидировать доминирование США. Сегодня говорить о таком доминировании не приходится, однако справедливости ради надо сказать, что основной вклад в его ликвидацию внесли сами США руками администрации Буша, безусловно, одного из самых неудачных президентов за всю историю этой страны. Вся мировая история однозначно свидетельствует, что любая монополия, даже самая мудрая и богатая, обречена на неудачу. Похоже, что все же однополярный мир был лишь периодом ухода от двухполярного мироустройства "холодной войны", когда Америка и СССР управляли мировыми процессами. Но к чему именно?

В последнее время в Москве все чаще говорят о многополярном мире, который начинает складываться на обломках несостоявшегося мира однополярного. Непонятно, что это такое, но считается, что он будет более справедливым и стабильным, ибо якобы сформируются несколько центров силы, которые будут соблюдать международный баланс и, соответственно, мир. Может быть. Хотя последнее утверждение, мягко говоря, сомнительно, если вспомнить, что все мировые войны начинались в условиях именно многополярного мира. В справедливости многополярного мира тоже можно сомневаться, особенно если посмотреть на него не из ядерных столиц типа Москвы, Вашингтона или Пекина, а глазами небольших стран, которые не будут играть никакой роли, но будут оставаться заложниками борьбы разных центров мировой силы. Это мы уже проходили в XX веке.

На мой взгляд, после признания Россией Абхазии и Южной Осетии мы движемся не в сторону формирования многополярного мира, а в сторону мира бесполярного. В котором не будет очевидных глобальных центров доминирующей силы, возможности региональных держав будут сильно ограничены, степень импровизации в мировой политике достигнет максимальной, внешнеполитическую стратегию заменит экспромт, а роль международных организаций будет сведена полностью на нет. Это будет мир, в котором глобальная война маловероятна, ибо он будет расколот на слишком много частей, чтобы в нем сформировались глобальные интересы. Однако его стабильность будет постоянно нарушаться многочисленными региональными конфликтами и войнами, которые и будут составлять основу мировой политики в ближайшем будущем. Можно сказать, что региональная нестабильность будет основой нового грядущего мирового порядка. Америке и России в этих условиях придется очень нелегко, ибо они традиционно готовились к другому типу противостояний. То, к чему движется мировая система, скорее сближает Москву и Вашингтон, а не разъединяет. У России на Кавказе появилось два новых союзника. Решительность Медведева принесет ей в этих условиях немало пользы.




Европа будет уважать волю России

Сегодня.ру, 1.09.08

Сергей Спиридонов

Вынужденная победа

Вне сомнения, отражение грузинской агрессии и предотвращение геноцида осетин стало значительной победой России, прежде всего нравственной. Происшедшее в начале августа, по мнению многих экспертов, как отечественных, так и зарубежных, явилось верным знаком начала выздоровления нашей страны и возвращения ею подобающего статуса на международной арене. С этим, конечно, трудно поспорить. Но при этом приходится констатировать, что цена этой победы оказалась весьма значительной. Две тысячи погибших мирных жителей, около сотни военнослужащих. Да и потом, воевать пришлось со своими бывшими (а возможно и будущими) соотечественниками. А это уже само по себе – трагедия. Кроме того, сам факт применения Россией силы дал дополнительный пропагандистский козырь врагам нашей страны в информационной войне, ведущейся против нас. Но это не так страшно, не будь войны в Южной Осетии, они бы нашли или придумали другой повод для демонизации России.

Ряд специалистов утверждает, что если бы наше руководство признало бы независимость Южной Осетии и Абхазии сразу же после провозглашения независимости Косово, этих жертв и разрушений можно было бы избежать. «В отличие от американцев Россия два десятилетия выступала главным спонсором системы международной безопасности, основанной на праве, а не на силе, - говорит председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев, - мы никого не признавали в одностороннем порядке, не применяли силу без санкции Совета Безопасности ООН. Косово стало Рубиконом. Наши партнеры показали, что готовы действовать в рамках международного права, только если это отвечает их национальным интересам. Например, их интересам отвечало покрывать грузинского президента притом, что международное право требовало хотя бы оценки его нападения на Южную Осетию. Россия не может «в одни ворота» жертвовать своими национальными интересами. Мы последние покидаем тонущий корабль международного права». А стоило ли так долго задерживаться на его борту? Во имя чего? Ведь за пребывание на его борту пришлось заплатить более чем двумя тысячами жизней своих граждан. И никто этого не оценил. Во всяком случае, даже факт геноцида, осуществленного грузинскими войсками в Южной Осетии, не добавил в глазах наших западных оппонентов легитимности российскому решению о признании самопровозглашенных республик.

В создавшейся ситуации военные сделали все что смогли, и сделали все как надо. Вопрос в том – сделали ли все российские политики для того, чтобы военным не пришлось работать? И главная претензия к нашим политикам такова: в начале игры инициатива находилась на стороне противника, и нам приходилось принимать вынужденные решения, продиктованные необходимостью. Но надо отдать должное – уроки пошли впрок. И признав независимость самопровозглашенных республик, Россия перехватила инициативу, «выпрыгнув за флажки», которыми Запад нас кропотливо обставлял все последние два десятилетия.

«Коварные» русские

Один британский журналист утверждает, что коварные русские заманили в Южной Осетии американцев в ловушку, усыпив их бдительность, жертвуя то одну, то другую пешку. И убедившись в своей безнаказанности и неспособности России отстаивать свои интересы, они намерились «окончательно решить осетинский вопрос». Надо сказать, что в этих рассуждениях есть определенная доля истины. Дело в том, что с момента «революции роз» Саакашвили получал непонятные «подарки» от руководства нашей страны. Да и в самой «розовой революции» наше внешнеполитическое ведомство сыграло довольно странную роль, «облегчив» Шеварднадзе процесс расставания с властью. Затем «сдали» Аджарию и Абашидзе. Саакашвили расходился все больше – он в прямом эфире оскорблял российских руководителей, а его … поздравляли с праздниками. Затем начались нападения на миротворцев. Их избивали (били генерала Кулахметова по лицу!), разоружали – все это снималось и транслировалось по грузинскому телевидению. Разумеется, после этого, уверенность в собственных силах и безнаказанности выросла до непомерных размеров. Но, разумеется, все это не было результатом «коварства Кремля». Дело было в обычном нашем стремлении «не нагнетать» и верности принципу «худой мир лучше доброй ссоры». Но это однозначно трактовалось как проявление слабости и беспомощности. Все это, в сочетании с нажимом из Вашингтона и обещаниями «прикрыть, если что» подтолкнуло Саакашвили к идее решить все проблемы разом.

Конечно, возможность ответных действий Москвы рассматривалась. Но даже в этом случае Саакашвили рассчитывал получить свои дивиденды. Если Россия не выступит, и ему удастся «зачистить» ЮО, частью уничтожив осетин, частью вытеснив их, выдавив за Кавказский хребет, «отлично». Если же наша страны выступит в защиту своих граждан и отразит нападение, это тоже «неплохо». Поскольку система договоров об урегулировании конфликтов будет разрушена, а нажим Запада «прогнет» Москву, и заставит принять новые правила игры, выгодные Тбилиси. Кроме того, статус «жертвы российской агрессии» должен был значительно увеличить шансы Грузии на скорейшее вхождение в НАТО. Примерно так рассуждали в Тбилиси и Вашингтоне. И когда в игру включился Саркози со своими то «пятью», то «шестью пунктами», стало казаться, что американо-грузинские планы будут реализованы. Ведь, как известно, во французской резолюции, внесенной в СБ ООН, из всех «пунктов» остался только один – об отводе российских войск. Она была отвернута, но дело свое сделала – Россия оказалась в положении «агрессора», осуждаемого международным сообществом. Еще немного, и политики в который раз проиграли бы победу военных. Но Дмитрий Медведев сделал неожиданный, сильный и единственно верный ход, сорвав с России паутину лукавых документов и соглашений, которой Запад снова тщательно опутывал нашу страну. И после признания независимости Южной Осетии и Абхазии весь мир оказался в качественно новой политической ситуации. Россия демонстративно отказалась играть по тем правилам, которые навязывает всей планете «Вашингтонский обком». Такое случалось и раньше, но тогда оппонентами США выступали страны, не имеющие такого потенциала и веса, как наша страна. Происшедшее поставило Запад в тяжелое положение: он пугал, пугал Россию, а она не испугалась. Что делать, приводить в действие свои угрозы? Попробуй, объяви Россию «изгоем» - себе дороже станет.

Что дальше?

«Южная Осетия и Абхазия – это реальность, с которой придется смириться нашим европейским коллегам», - сказал Президент России. И кое-кто на Западе с ним согласился. Британская газета Independent в редакционной статье отметила, что «Европа должна смириться с тем, что Россию нельзя принудить к выводу войск из Южной Осетии, но, возможно, ее удастся убедить вывести войска с территории собственно Грузии». А авторитетный германский политолог Александр Рар заявил: «В конце концов ЕС признает, пусть даже не вполне открыто, независимость Южной Осетии и Абхазии. Так же, как признает Тайвань, Палестину или Северный Кипр».

Примечательно, что призывы к трезвости и взвешенности раздаются не только из «старой Европы», но из стран бывшего соцлагеря, считающихся верными сателлитами Вашингтона. Так, президент Чехии Вацлав Клаус заявил: «Грузия первой совершила нападение на Южную Осетию. Было бы трагической ошибкой изображать Россию злодеем и вновь делить мир надвое. Россия - это не бывший Советский Союз». Говоря о признании Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, Вацлав Клаус отметил, что причиной такого шага со стороны России стало признание Западом Косово. «Если бы не было бы Косово, не было бы и признания независимости», - заключил чешский президент.

То, что Брюссель не решился «наказывать» Россию и собирается строить европейскую архитектуру не против Москвы, а вместе с ней, еще не значит, что все проблемы позади. Скорее всего, будут предприниматься попытки «объегорить» Москву в ходе различных переговоров и совещаний. Будут попытки давления как официального, так и неофициального. Будет, конечно же, финансирование террористического подполья и «агентуры влияния». Будет вестись и информационная война. Но, нас этим не удивишь – к подобным проявлениям «стратегического сотрудничества» наша страна уже привыкла. Главное, события в Южной Осетии показали наличие мощной политической воли российской власти (в отсутствии которой ее часто упрекали). И в очередной раз продемонстрировали подлинную сплоченность и единство российского народа, его способность к мобилизации в моменты испытаний, готовность прийти на помощь слабому, и идти на жертвы ради торжества справедливости. А с таким ресурсом едва ли стоит чего-то бояться.




На турецкой платформе

Новое Время (Ереван), 11.09.08

Артем Ерканян 

12-го августа в Москве премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган огласил свою инициативу, связанную с созданием “Платформы мира и стабильности на Кавказе”. Представители политического руководства Турции обсудили эту идею с лидерами всех четырех стран, которым она была адресована. Первый круг уже позади. Все соседи на словах приветствовали инициативу. Но впереди самое сложное. Теперь Анкара уже должна изложить конкретные детали своих планов, которые скорее всего вызовут в некоторых кавказских столицах вопросы, требующие весьма непростых ответов. 

К перспективам турецкой инициативы эксперты относятся достаточно скептически. Предложение неново. Ранее подобные идеи в разных формах и по разным поводам выдвигали Сулейман Демирель и Гейдар Алиев. Но тогда шансов на успех не было никаких. Причин как минимум две. Во-первых, в планах не была отчетливо оформлена роль России, без которой любой проект в регионе обречен на провал. Во-вторых, не приходилось верить в возможность участия Армении в сотрудничестве подобного формата. А без одной из трех южнокавказских стран партнерство не может быть полноценным и результативным. Сейчас ситуация несколько иная. Совершенно очевидно, что Анкара согласовала свои планы с Москвой, которая дала зеленый свет и обещала всяческую поддержку. Очевидно и изменение общего политического фона в регионе, который позволяет надеяться на то, что Турция готова видеть в лице Армении равноправного партнера. “Присоединение Армении к этому союзу послужит миру и стабильности в регионе”, — заявил Эрдоган. В то же время сам Ереван, соглашаясь играть в незнакомую игру, может не сильно опасаться, так как рядом будет союзник, знающий в играх толк. 

Но есть и существенные трудности, которые осложняют задачу авторов “Платформы”. Это прежде всего фактор Соединенных Штатов, которые осознают, что инициатива Эрдогана направлена прежде всего на ограничение роли Вашингтона в регионе. Турция стремится стать самостоятельным игроком и желает выйти из-под контроля американцев. Белый дом уже дал понять, что ему не нравится поведение Анкары. Помощник заместителя госсекретаря Метью Брайза достаточно прозрачно намекнул на то, что отношения руководства США с Турцией могут измениться, если Анкара и впредь будет позволять себе не согласованные с Вашингтоном действия. Брайза откровенно признался в том, что инициатива, озвученная Эрдоганом в Москве, оказалась для Джорджа Буша сюрпризом. Это позволяет заметить, что в отношениях между союзниками не все гладко. Соединенные Штаты обладают действенным механизмом, позволяющим воспрепятствовать реализации планов по созданию “Платформы мира и стабильности”. Этот механизм — Грузия, руководство которой наиболее скептически настроено в отношении перспектив пятистороннего партнерства. Министр иностранных дел уже заявила, что о сотрудничестве в подобном формате может идти речь лишь после ухода русских с территории Грузии. (Понятно, что имеется в виду территория Абхазии и Южной Осетии.) Всем ясно, что Москва уже никогда не уйдет из Сухуми и Цхинвали. Так что уже сейчас понятно, что Грузия намерена тормозить процесс сотрудничества кавказских государств, что, судя по всему, исходит и из интересов Вашингтона.

Впрочем, в Баку тоже не все верят в то, что “Платформа” способна стать той самой почвой, на которой все страны региона найдут понимание по принципиальным проблемам. Хотя азербайджанские лидеры публично на этот счет ничего негативного не говорят, анонимный источник в МИД Азербайджана высказал бакинским журналистам свое сомнение в перспективности затеи турецких партнеров. И это понятно. Ведь до сих пор официальный Баку избегал какого бы то ни было сотрудничества с армянской стороной и при этом делал все для вытеснения Армении из процессов региональной интеграции. А предложение Эрдогана предполагает достаточно тесное взаимодействие, результатом которого должна стать выработка общих “правил поведения”. Видение этих правил в Ереване и в Баку пока что полярно противоположное. Да и между Анкарой и Москвой есть принципиальные разногласия по наиболее важным проблемам. Эрдоган в Тбилиси заявил, что “территориальная целостность Грузии очень важна для Турции”. Между тем в Москве считают, что в этом вопросе поставлена жирная точка и тема территориальной целостности Грузии окончательно потеряла актуальность. Впрочем, следует заметить, что турецкий премьер часто противоречит сам себе. В присутствии Саакашвили он говорит одно, будучи гостем Медведева — совсем другое. “Я приехал продемонстрировать солидарность Турции с Россией”, — заявил он, прибыв из Тбилиси в Москву на следующий день после того, как российские самолеты разбомбили марнеульский аэродром, оснащенный турецкими специалистами. С одной стороны, Анкара выделяла миллионы долларов для оказания помощи грузинской армии, с другой — выказывала косвенную поддержку действиям российской стороны. 

Подходы официального Еревана к предложению Анкары, по-видимому, будут окончательно сформированы уже после предстоящей встречи министров иностранных дел. Переговоры Эдварда Налбандяна с Али Бабаджаном состоятся в последних числах сентября в Нью-Йорке. Ночной разговор министров в Ереване оказался продуктивным и создал почву для оптимизма, в том числе и в вопросе перспектив участия Армении в инициированной Турцией “Платформе”. Руководство Армении, похоже, не смущает даже то, что под видом консультаций вокруг принципов пятистороннего партнерства Анкара, по сути, предлагает посредническую миссию по урегулированию карабахского конфликта. Турецкая газета “Хурриет” утверждает, что в ходе переговоров с Сержем Саргсяном Абдулла Гюль предложил организовать встречу президента Армении с главой Азербайджана. При этом отмечается, что Саргсян уже дал свое согласие. Но самое любопытное то, что эта информация совпала с появлением в московской газете “Коммерсант” сведений об аналогичной инициативе Дмитрия Медведева. Это “совпадение” позволяет предположить, что речь идет об одном и том же. Судя по всему, идет подготовка к четырехсторонней встрече с участием президентов России, Турции, Армении и Азербайджана, в ходе которой кроме перспектив формирования “Платформы мира и стабильности” будет обсуждаться и карабахский вопрос. По-видимому, именно эту встречу и “анонсировали” “Хурриет” и “Коммерсант”. Роль посредника при этом каждая из газет приписывала своему лидеру. 

Но кто бы ни претендовал на роль “главного посредника”, Еревану опасаться нечего. Вовлечение в консультации вокруг “принципов поведения” в регионе уже само по себе выгодно Армении, так как позволяет наладить диалог с соседями без каких бы то ни было предварительных условий. И если соседи готовы разговаривать с нами без ультиматумов и требований, то почему бы нам не попытаться найти с ними общий язык? 




Ловушка Саркози

"Аргументы неделi" (Москва), 11.09.08 

Михаил Тульский

После признания Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии, жители этих республик, скорее всего, получат двойное гражданство. Для этого требуется внести поправки в наше законодательство.

Между тем высшее политическое руководство страны поначалу не планировало признавать независимость «сепаратистов». Когда Саркози и Медведев подписали 12 августа свой план из 6 пунктов, об этом и речи не шло. Но 13 августа в МИДе и Минобороны проанализировали текст договора на предмет его политических последствий для России. После чего Дм. Медведеву было доложено о «дипломатической» ловушке, подстроенной Саркози, и о том, что договор в том виде подписан ошибочно.

В частности, в пункте 6 Соглашения речь шла о «предоставлении Абхазии и Южной Осетии международных гарантий безопасности и стабильности». Это предусматривает введение войск на спорные территории. Причем состав войск утверждается Совбезом ООН. Россия же, по формулировкам международного права, вполне могла считаться стороной конфликта и быть в составе миротворческого контингента не имела права.

При этом Дм. Медведев, подписав Соглашение, публично пообещал соблюдать все его условия, в том числе о выводе войск. Саркози вел дело к тому, что, выиграв войну на полях сражений, Россия проиграла бы ее дипломатически.

Поэтому единственным способом выхода из «ловушки» стало признание независимости Цхинвала и Сухуми. А президенту Франции Николя Саркози понадобился почти месяц, чтобы попытаться надуть Кремль еще раз. Во всяком случае, по новому Соглашению наши военные должны покинуть обширную буферную зону вокруг признанных республик. А Саркози начал утверждать - что и Абхазию с Южной Осетией. Так и хочется вспомнить пословицу о том, что должно быть против любой хитрой ж...




«Железная Нино»

Московский Комсомолец , 12.09.08

Игорь Кармазин

У “грузинского Ющенко” появилась своя “Тимошенко”

Поражение Грузии в войне с Россией расшатало положение Саакашвили внутри страны. Первая “эйфория от поражения”, случившаяся на политическом олимпе в Тбилиси в августе, сменилась горьким осмыслением произошедшего.

О необходимости призвать Мишико к ответу заговорили не только оппозиционные политики, но и бывшие соратники Саакашвили. Экс-спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе потребовала создать комиссию, которая бы разобралась в начале конфликта.

Сразу после войны политическая элита Грузии отличалась невиданным единством. Бывшие непримиримые враги — оппозиция и власть — подписали Хартию во имя “сохранения государственности”. Впрочем, даже тогда подписи под Хартией поставили немногие оппозиционеры, но, по крайней мере, они не вели активных действий против президента Грузии. Народная поддержка Саакашвили также зашкаливала. Минул всего месяц, и пришло отрезвление.

— Мы считаем, что Саакашвили совершил грубейшие ошибки в управлении страной и привел ее к катастрофе, — заявил “МК” лидер оппозиционной Республиканской партии Давид Усупашвили. — Военное решение проблемы сепаратистских территорий было недопустимо! Война с Россией — чистое безумство! Необходимо было мирными способами показать миру агрессивные намерения России и не пропускать выпадов Москвы: ведь еще весной этого года Кремль стал в открытую вооружать Абхазию и Южную Осетию.

Кроме Республиканской партии с критикой режима выступили Лейбористская партия, партия “Новые правые”, а также альянс “Объединенная оппозиция Грузии”. Сказала свое веское слово и Нино Бурджанадзе — один из лидеров “революции роз”. Еще в мае она прервала сотрудничество с командой Саакашвили и вышла из органов действующей власти, будто предчувствуя грядущие провалы Мишико. “Железная леди грузинской политики” потребовала во время встречи в Германии независимого расследования войны с Россией. “Я хочу знать, что произошло в начале войны, — заявила Бурджанадзе. — Ведь неизвестно, был ли это всего лишь ответ на российские провокации. Если страна пережила такую трагедию, то у людей есть право знать правду”. Кроме того, Нино объявила о создании собственной партии, которая составит конкуренцию Саакашвили. В конце августа экс-спикер посетила США, после чего эксперты в один голос стали говорить о том, что Вашингтон готовит ее на смену Саакашвили. По словам Бурджанадзе, ставшей теперь наиболее сильным противником действующего президента внутри страны, отношения с Россией являются крайне важными для Грузии. “Мы соседи и не можем 50 лет ждать нового сближения”. Нино при этом выступает с не менее прогрузинской позицией. По ее словам, есть твердые доказательства того, что Российская армия намеревалась дойти до Тбилиси. А Западу не мешало бы все же ввести в отношении России какие-нибудь санкции типа ограничения соглашений о свободной торговле и упрощенном порядке выдачи виз. Так что Бурджанадзе вполне может перехватить у Саакашвили пальму “патриотизма”, заявив при этом о себе как о более вменяемом политике.

В ближайших планах у оппозиции — составить большинство в парламенте. “Мы выступаем за проведение весной внеочередных парламентских выборов, — сказал “МК” Давид Усупашвили. — Это позволит укрепить законодательную ветвь власти и разбавит в верхней палате представительство правящей партии”.

За последний месяц Бурджанадзе дважды ездила на “смотрины”в США . В конце августа она встречалась с кандидатом в вице-президенты Байденом.




Кукушкины дети

Грани.Ру, 12.09.08

Виталий Портников

 Сенсационное сообщение о готовности южноосетинского президента Эдуарда Кокойты присоединить только что признанную Россией республику к признавшему ее государству продержалось в информационном потоке всего несколько часов. И уступило место опровержению: Кокойты заявил, что ничего подобного не говорил, что об отказе от независимости и не помышляет – зато хотел бы присоединиться к Союзному государству России и Белоруссии.

Тоже хорошая идея. Которая заставляет усомниться в искренности слов южноосетинского президента относительно нежелания присоединяться к России. Нет, как раз в Россию он и хочет. Но в Москве вряд ли кто-то стремится подложить Западу еще и эту свинью – так что бывшего товарища Кокоева вовремя одернули другие ответственные товарищи.

С другой стороны, что нелогичного в том, что одна часть Осетии хочет объединиться с другой? Уже приходилось задаваться этим вполне оправданным вопросом. Осетинский народ имеет сегодня две государственные структуры. Одна – республика в составе РФ. Другую РФ считает независимым государством. Cлияние двух субъектов возможно опять-таки в двух формах. Либо независимое государство – прощай, территориальная целостность России! Либо республика в составе РФ – здравствуйте, международно непризнанные границы России! И то и другое, конечно, не очень хорошо. Но указ о признании Южной Осетии и Абхазии подписывал не я, а президент Дмитрий Медведев. К нему и обращайтесь.

Пока же ясно, что в Кремле совершенно не понимают, куда их деть. Россия оказалась в несвойственной для себя роли кукушки, лихорадочно ищущей гнезда неподалеку – но понимающей, что птенцов могут и заклевать. По-хорошему говоря, все "наши" республики должны входить в СНГ. Но кто же возьмет туда Южную Осетию и Абхазию? Это же надо сначала Украину выгнать – и если бы только Украиной все и ограничилось.

Можно еще перебирать разные ОДКБ, ШОСы, ЕвразЭСы и прочие величественные образования, но остается одно союзное государство. Только и присоединение к нему – процесс не одного дня. Можно представить себе, как обрадуется Александр Лукашенко, когда к образованию, созданному двумя вполне легитимными государствами, попробуют подключить две никем – кроме России и Никарагуа – не признанные республики. Как он будет юлить, что он будет за это просить. Да что там просить – требовать! Потому что тогда это должно быть уже полноценное государство. И президентом у него должен стать не Медведев. И не Багапш. Разве Александр Григорьевич не компромиссная фигура?

Словом, в своих попытках встроить свежепризнанные республики хоть в какую-нибудь конструкцию Россия будет открывать один ящик Пандоры за другим, в очередной раз убеждаясь, что никто ее не любит бескорыстно, что даже самым верным, самым искренним друзьям от нее что-то нужно. А между тем, если бы российская дипломатия работала не на телевидение и не на кремлевскую иллюзию величия, у нее даже сегодня оставался бы великолепный шанс выйти из ситуации с наименьшими потерями.

Балканисты знают, что косовские албанцы многие годы стремились скорее не к независимости края, а к его объединению с Албанией – а на независимость смотрели скорее как на промежуточный вариант. Поэтому провозглашение независимости Косово при международных гарантиях его неприсоединения к Албании может выглядеть не только насилием над Сербией, но и формой некоего компромисса. То же самое и с Южной Осетией – понятно, что ее жители в большинстве своем хотят в Россию. Российские гарантии неприсоединения этой территории к РФ могли бы также стать формой компромисса и сотрудничества с Грузией в будущем.

А распространенное утверждение, будто мятежные автономии потеряны Грузией навсегда, я бы повторять не стал. Когда Турция признала Северный Кипр, казалось, что это тоже навеки, что никогда киприоты не будут ходить из сектора в сектор и вести переговоры о воссоединении. Да, для этого понадобились десятилетия. Но почему бы не представить, что такие же переговоры спустя годы состоятся между президентами Грузии, Южной Осетии и Абхазии – и что они не приведут к появлению новой формы государственного сотрудничества на Кавказе? Но для того, чтобы такое сотрудничество стало возможным, России важно удержаться от аннексии территории Южной Осетии – хотя бы ради своего собственного будущего.




Дилемма-Независимость

«Зеркало»(Баку), 12.09.08

Р.Миркадыров

Президенты двух признанных Россией республик - Абхазии и Южной Осетии - озвучили свои планы относительно дальнейшего их статуса в присутствии премьера России Владимира Путина в ходе встречи с членами международного дискуссионного клуба "Валдай" в четверг в Сочи.

Южная Осетия намерена восстановить единство с Северной Осетией и войти в состав России, передали с пометкой "Молния" агентства "Интерфакс" и ИТАР-ТАСС, ссылаясь на слова главы Южной Осетии Эдуарда Кокойты. "Да, безусловно, мы войдем в состав России и не собираемся делать какую-то независимую Осетию, потому что исторически так сложилось, наши предки сделали этот выбор", - сказал Кокойты. Отметим, что Конституция РФ не препятствует принятию Южной Осетии в состав России.

Как отметил Кокойты, западные эксперты предлагали Южной Осетии уговорить Северную Осетию выйти из состава России. "Нам предлагали в свое время, особенно западные эксперты и политологи, чтобы мы уговорили Северную Осетию выйти из состава России. Нам обещали даже признание раньше, чем Косово, если мы убедим Северную Осетию выйти из состава России", - сообщил Кокойты.

Это заявление главы ЮО распространили все мировые агентства, но позднее "Интерфакс" передал, что в интервью агентству Кокойты дезавуировал свое собственное заявление, заявив, что его "не так поняли", и его республика не собирается отказываться от своей независимости и входить в состав России. "Видимо, меня неправильно поняли. Мы не собираемся отказываться от своей независимости, доставшейся нам ценой колоссальных жертв, и Южная Осетия не собирается входить в состав России", - сказал он.

"Многие в Южной Осетии говорят об объединении с Северной Осетией в составе России, и никто не может запретить высказывать подобные мысли. Но Южная Осетия не собирается входить в состав России", - подчеркнул он, пояснив, что планирует "более тесные отношения с РФ путем вхождения ЮО в состав союзного государства России и Беларуси".

Президент Абхазии оказался более последовательным. "Ассоциированное членство в РФ - вопрос сегодня так не стоит. Вопрос стоит о независимой Республике Абхазия. Никаких претензий, и Россия это заявляла, она не имеет и ничего отторгать не хочет", - заявил "президент Абхазии" Сергей Багапш.

Однако в ближайшее время республика намерена подать заявку на участие в союзном государстве Россия-Беларусь. Также не исключена возможность присоединения Абхазии к СНГ и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Абхазский лидер также сделал ряд заявлений о территориальных спорах с Грузией и о развитии экономики республики в условиях независимости.

Он подтвердил, что на днях Абхазия и Южная Осетия подпишут с Россией договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. По его словам, это будет основополагающий документ, после которого будут заключены дополнительные соглашения между различными министерствами и ведомствами. "Я думаю, что после подписания необходимых соглашений и документов с Россией мы будем делать заявку на участие в союзном государстве Россия-Беларусь", - сказал Багапш. "Но это будут решать те, кто там сейчас находится", - добавил он.

"Президент" также указал, что Абхазия не претендует "ни на один квадратный метр грузинской земли". "Но и свою территорию мы никому не отдадим", - подчеркнул он, отвечая на вопросы журналистов. Багапш уточнил, что эта позиция республики относится как к Гальскому району, так и к Кодорскому ущелью, которые являются приграничными районами. Он напомнил, что во время вооруженного столкновения с грузинской стороной они "вышли на реку Ингури, но отошли обратно, на свою территорию".

Между тем в начале этой недели глава МИД РФ Сергей Лавров заявил в интервью телеканалу "Россия", что вхождение Абхазии и Южной Осетии в состав ОДКБ юридически невозможно. "Это в правовом плане невозможно, хотя бы потому, что членами ОДКБ являются государства, и надо быть государством, которое признается всеми членами той или иной организации, чтобы получить членство", - сказал Лавров.

Комментируя перспективы признания независимости Абхазии и Южной Осетии другими государствами, министр отметил, что этот процесс будет неспешным. "Есть целый ряд причин, и можно о них говорить, но думаю, что все понимают, что каждая страна принимает решение о признании самостоятельно. Признание - это индивидуальный акт каждого отдельного государства, а не некая коллективная процедура", - сказал он.

В ОДКБ входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. Таким образом, министр иностранных дел России, по сути, признал, что большинство стран, входящих в ОДКБ, то есть ближайшие союзники Москвы, не собираются признавать независимость Южной Осетии и Абхазии.

А Вашингтон негативно воспринял сообщения о планах дислокации в Абхазии и Южной Осетии российских военнослужащих и обвинил Москву в нежелании выводить подразделения с прилегающих к этим республикам территорий Грузии. Напомним, что тот же С.Лавров накануне заявил, что военные РФ останутся в Абхазии и Южной Осетии по просьбе законно избранных руководств.

"Эти ребята пытаются при каждом удобном случае уклониться от обязательств, на которых их президент поставил свою подпись", - заявил пресс-секретарь Госдепартамента Шон Маккормак на брифинге в Вашингтоне. Госдепартамент критически воспринял решение разместить по 3,8 тыс. российских военнослужащих в Абхазии и Южной Осетии, сообщает "Интерфакс". "Это, конечно, будет нарушением соглашения о прекращении огня, подписанного в августе", - утверждал Маккормак. Россия должна подчиниться международным обязательствам, которые она на себя взяла, добавил он. "Русские должны уйти из Грузии и перестать искать оправдания, чтобы отказаться от этого", - сказал высокопоставленный дипломат.

Однако анекдот дня подоспел от "президента" России Дмитрия Медведева. Агрессия Грузии и ее продолжающаяся милитаризация ставят задачу перевооружения вооруженных сил РФ в число приоритетных, заявил президент РФ Дмитрий Медведев на совещании в Кремле, посвященном проблематике вооруженных сил РФ.

"Мы должны сконцентрироваться на вопросах переоснащения вооружений. Вне всякого сомнения, на эти решения повлияет и кризис на Кавказе, агрессия Грузии и ее продолжающаяся милитаризация - это ставит задачу, которую я сейчас сформулировал, в число высших приоритетов государства", - заявил Медведев.

Президент РФ отметил, что совещание посвящено тематике развития вооруженных сил и, прежде всего, приобретению новых видов вооружений, а также в целом проблематике модернизации ВС РФ на ближайшие годы. "Нам нужны современные, эффективные вооруженные силы, и это одна из ключевых задач государства", - подчеркнул Медведев.

Он напомнил, что некоторое время назад было принято специальное решение о существенном повышении денежного довольствия для лучших офицеров, которые находятся в частях постоянной готовности, и теперь настала пора сконцентрироваться на вопросах переоснащения армии. "Мы будем проводить учения, осуществлять визиты, причем будем заниматься этими мероприятиями не только в РФ, но и в странах-партнерах по ОДКБ, мы будем заниматься этими вопросами и с другими государствами, которые хотят расширения военного и военно-технического сотрудничества с РФ", - сказал Медведев. Он напомнил, что принял решение об осуществлении полета российской стратегической авиации в Венесуэлу по приглашению руководства этого государства.

Одним словом, получается, что не Иран с его ядерными амбициями, а крошечная Грузия, которая была разгромлена российскими войсками почти за считанные часы, заставляет Россию начать активно перевооружаться. Анекдот да и только...

А по поводу заявлений Кокойты остается только отметить, что его российским инструкторам необходимо вовремя корректировать "президента" независимой Южной Осетии. А то он по простоте душевной режет правду-матку и раньше времени раскрывает планы Москвы по формальной аннексии Южной Осетии, то есть международно признанной территории суверенной Грузии.

А сейчас о серьезном. Некоторые азербайджанские горе-политики и политологи в последнее время стали утверждать, что можно использовать российскую карту в собственных интересах. Все очень просто. Необходимо, как то предлагал председатель правления "Газпрома" господин Миллер, продать весь свой газ России и отказаться от политики интеграции в евроатлантическое пространство. Вот тогда Россия вернет Азербайджану Нагорный Карабах.

В принципе российские политологи, да и политики, близкие к Кремлю, открыто заявляют, что если Азербайджан возьмет курс на интеграцию в НАТО и будет ставить шпильки в реализацию политики Москвы, суть которой заключается в установлении полного контроля над маршрутами транспортировки энергоресурсов из Каспийского бассейна на мировые рынки, то нам стоит забыть о Карабахе. А вот в противном случае в Кремле еще могут подумать, намекают эти политики и политологи. То есть, как бы предлагается дилемма - интеграция в НАТО, газовые интересы или же Карабах.

В краткосрочной перспективе, на первый взгляд, если следовать предложенной Россией схеме, это может принести определенные дивиденды правящей элите.

Во-первых, освобождение оккупированных Арменией территорий, сохранение территориальной целостности, то есть в чисто формальном виде все это можно представить обществу как великую победу.

Во-вторых, хотя бы на первых порах изменение внешнеполитической ориентации можно будет представить продолжением сбалансированной политики и оправдать национально-государственными интересами, экономической выгодой. Кроме того, можно будет сослаться на усиление роли и влияния братской Турции, которая, опять же, скорее всего, выступит гарантом соблюдения интересов Азербайджана.

В-третьих, безусловно, ныне правящей элите намного комфортнее быть в компании с Россией и Турцией, которые, по разным причинам, не требуют от нас соблюдения принципов демократии и прав человека.

Однако не все так просто. Начнем с того, что нам по сути предлагают купить "кота в мешке". То есть, мы должны сегодня, сейчас отказаться от политики интеграции в евроатлантическое пространство, от проекта НАБУККО, а потом ждать, когда же Россия соизволит вернуть нам Карабах. Как в "Двенадцати стульях" - "утром стулья - вечером деньги, вечером стулья - утром деньги". То есть, как и герои "Двенадцати стульев", Россия хочет оставить за собой возможность нас "кинуть".

Тем более, что эта возможность России может пригодиться. Ведь нельзя же вообще не учитывать интересы Армении, которая является форпостом России на Южном Кавказе. А то она может вместе с Грузией "уплыть" в евроатлантическое пространство. Так что любые инициативы России по урегулированию карабахского конфликта, скорее всего, будут блефом.

Далее, на деле дилемма, предлагаемая Россией, звучит совсем иначе - Карабах или незавиcимость. Дело в том, что, лишившись поддержки Запада, Азербайджану будет некуда деться. Рано или поздно придется войти в ОДКБ. А ОДКБ Россия постепенно превращает в военно-политичеcкий союз по типу бывшего Варшавского договора. То есть всех членов ОДКБ, в лучшем случае, ждет судьба сателлитов, вассалов России. Любое неповиновение в рамках этого формата, рано или поздно, будет караться. Одним словом, мы может стать свидетелями еще не одного "черного января" или же "пражской весны".

Таким образом, и в Ереване, и в Баку должны осознать, что сегодня речь идет не только и даже не столько о Карабахе, а о сохранении государственной независимости двух этих стран. Кроме того, надо помнить, что комфорт, о котором речь идет выше, не гарантирован. Проблема заключается в том, что в Роcсии не любят богатых партнеров. Их просто уничтожают. У них вокруг все должны быть нищие. Ведь богатые склонны к самостоятельности.

И, наконец, надежды на Турцию, если ставится цель разыграть российскую карту, не оправданны. Дело в том, что Турции самостоятельно без поддержки Запада уж точно не удастся построить долгосрочные и равноправные отношения с Россией. Рано или поздно придется чем-то жертвовать. Тогда все забудут лозунг "Одна нация - два государства" и Анкара вынуждена будет "со слезами на глазах" сдать нас...


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ