Союз-Инфо, 3 февраля 2003 На прошлой неделе в Москве прошел очередной "круглый стол", посвященный российско-белорусским отношениямМарина Ермоленко
На прошлой неделе в Москве прошел
очередной "круглый стол", посвященный российско-белорусским отношениям.
Представители московского правительства, постоянных и временных органов Союзного
государства, руководители российско-белорусских предприятий, политологи и
журналисты отвечали на вопрос - "Союзное государство - есть ли фундамент?".
Вопрос, как признают сами организаторы - редакция газеты
"Трибуна", трудный. И риторический. Позиция "Трибуны", сказано
было во вступительном слове, известна - газета поддерживает идею строительства
Союзного государства и стремится рассказывать, как много "ниточек"
связывает нас еще с советских времен. Вот только ниточки имеют обыкновение со
временем истончаться, да и фундамент из них ненадежный, констатировали участники
форума.
Свои варианты проекта строительства СГ предложили производственники
- исполнители двух самых, пожалуй, известных и значительных союзных программ
- "Автодизель" и "Союзный телевизор". Гендиректор МФПГ "Белрусавто"
Олег Данилов и заместитель гендиректора МФПГ "Электронные технологии"
Петр Кустливый единодушно утверждают - фундамент у Союза есть, но весьма ветхий.
Новый, союзный, имел все шансы появиться, но бюджет-2003 эти шансы отобрал.
Странно было из уст производственников слышать высокие
слова о необходимости кардинальной перемены гражданской позиции российских и
белорусских промышленников. Речь идет, прежде всего, о жестокой конкурентной
борьбе между отечественными предприятиями. Причем, когда в честной борьбе победить
не удается, вывешиваются политические флаги, замечает Данилов.
Конечно, конкуренция - двигатель прогресса. Но не в
нашем случае. Дело в том, что в своей конкурентной борьбе российские и белорусские
автопромышленники и электронщики растрачивают силы, столь необходимые им в общей
борьбе с "третьей" стороной - конкурентами из Китая, Западной Европы,
США.
Союзные программы - это и есть та база, площадка, на
которой могут встретиться и заключить перемирие отечественные предприятия. Такой
площадкой была программа "Автодизель" - на ней встретились и договорились
о сотрудничестве все без исключения монстры тяжелого автопрома.
Что касается телевизоров, ситуация здесь мало отличается
от автопромовской. Ежегодно на территории Союзного государства продается около
5 млн. телевизоров и только 20% из них - наши. Любой здравомыслящий предприниматель
понимает, что кредит на организацию серьезного производства под 12% сроком на
2 года заранее обрекает дело на провал. А только такие условия может сегодня
предложить государство исполнителям союзной программы. "Только начали подниматься,
как нам обрубили сук", - так выразился г-н Кустливый. На самом деле, подняться
удалось довольно высоко - в 1998 году в Беларуси и России производилось менее
340 тысяч телевизоров, а сегодня в одной Беларуси производится более 1 млн.
приемников. Что и не нравится российским электронщикам. Так, Российская ассоциация
товаропроизводителей и торговых объединений (РАТТО) направила в администрацию
российского президента послание, в котором попросила принять все меры, чтобы
освободить российский рынок от "белорусских захватчиков". Понять их
можно - в Беларуси "телевизионщики" имеют от государства такие преференции,
которые российским и не снились.
Может, такое послание и нужно, но в графе "захватчики"
должны быть другие имена, китайские производители, к примеру.
Точка зрения заместителя госсекретаря СГ Сергея Калашникова
противоположна - практику "сглаживания конкурентных противоречий"
он считает "порочной". А фундамент у Союза есть, - сказал, как отрезал,
Сергей Калашников. Но для него фундамент - это, прежде всего, обустройство внешних
границ Союзного государства, единое оборонное, таможенное пространство, общие
тенденции развития экономического и политического пространства. То есть контур,
по мнению заместителя Госсекретаря СГ есть, осталось наполнить его внутренним
содержанием. Вот тут возникают проблемы - нельзя, к примеру, построить единое
экономическое пространство, не соблюдая единые правила. Например, для тех же
"телевизионщиков". Одной рукой правительство Беларуси лишает своих
электронщиков льготного кредитования, тем самым уравнивая их с российскими,
а другой - освобождает отечественных производителей от некоторых налогов. То
есть опять мы "на том же месте, в тот же час". Сергей Калашников недоумевает
- то ли цели у нас декларативны, то ли механизмы под эти цели еще не созданы.
Политолог Александр Фадеев недоумевает по другому поводу
- как можно при такой неопределенности позиций внутри самих органов Союзного
государства вообще создать какой-то фундамент? Впрочем, трудно говорить о фундаменте,
когда неизвестно еще, что будем строить - завод или фабрику, заметил он. Становится
понятно, сказал Александр Владимирович по окончании "диспута", почему
до сих пор не готов Конституционный акт.
Похожую позицию заняла и белорусский депутат, председатель
комиссии Парламентского Собрания по информационной политике Наталья Машерова:
"Не нужно обманывать себя - фундамента у Союза пока нет, и под несуществующее
здание он не возводится". Строительство Союзного государства должно идти
динамично, но на его пути естественны торможение, споры и всякие кочки, - считает
депутат. "Необходимо преодолеть инертность, политики должны проявить политическое
бесстрашие, жесткий расчет. Масштабней нужно смотреть на наш Союз, думать о
наших потомках", - призвала Наталья Машерова. А мы все оглядываемся с опаской
на Советский Союз в его худших проявлениях. Впрочем, иногда нелишне отступить,
чтобы набраться сил для новой борьбы.
Александр Фадеев тоже предлагает сделать шаг назад,
чтобы вспомнить о союзном Договоре. В нем записано, что Конституционный акт
должен разрабатываться народными избранниками - парламентариями. И ведь был
такой этап, когда совсем недавно проект Конституционного акта был именно в их
руках. Фадеев предлагает сделать еще один шаг назад - в 1998-99 гг., когда национальные
парламенты одобрили законопроект о проведении выборов в союзный парламент. Почему
же тогда перед Союзным государством зажегся красный свет? Ответ, по мнению Фадеева,
очевиден: союзный парламент становился наднациональным органом, принимающим
законы прямого действия. Одним словом, слишком велики оказались его полномочия.
Политическая элита России и Беларуси выстраивала тогда свою вертикаль власти,
а этот орган никак в ее вертикаль не вписывался.
Но коль уж время вспять не повернуть, надо смотреть
вперед - а прогнозы А. Фадеева неутешительны. Конституционный акт, который готовится
не народом, а людьми, назначенными властью, будет, по мнению Фадеева, таким
же нежизнеспособным документом, как и ряд других российско-белорусских соглашений.
Полномочия союзного парламента в этом документе, как считает политолог, будут
ограничены до удобоваримого национальными политическими элитами состояния -
декоративного.
Как видим, в канун заседания комиссии по разработке
проекта Конституционного акта участники нашего "круглого стола" воздерживаются
от победного "ура". Почему же? Усталость появилась у строителей Союза
от того, что цели не видно, отвечает Наталья Машерова. На что политолог Фадеев
философски замечает: "Сейчас много говорится о том, что все устали, - на
самом деле, от чего уставать-то - от нормальной, рутинной работы, коей и является
строительство?"
|