Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №69(15.02.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
ТЕЛЕЦИКЛ «МАТЕРИК»
ФОРУМ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

В ЗЕРКАЛЕ СМИ



Арминфо,
31 января 2003

По мнению российского эксперта, перспективы разрешения конфликтов на постсоветском пространстве неоднозначны

Перспективы разрешения конфликтов на постсоветском пространстве являются неоднозначными. Об этом в интервью Общественному Телевидению Армения заявил советник мэра Москвы, директор Института стран СНГ Константна Затулин.

По его словам, самое главное завоевание в разрешении нагорно-карабахского конфликта - достижение режима прекращения огня. Сомнительно, чтобы в ближайшее время произошла ломка установившегося "статус-кво". Сама попытка сломать "статус-кво" более болезненна и более чревата, чем сохранение того, что есть. Нагорный Карабах сегодня развивается, налицо поддержка армянской диаспоры и Армении и это позволяет нагорно-карабахскому конфликту отличаться от других конфликтных зон на постсоветском пространстве; отметил Константин Затулин,

Он заметил, что, скажем, Приднестровье: не имеет такой прямой поддержки, как поддержка Нагорному Карабаху со стороны армянской диаспоры, В Абхазии, например, в последнее время что-то стало меняться, но кроме России, ей не на кого опереться. Недавний кризис в российско-грузинских отношениях, связанный с запуском поездов; как будто преодолен в ходе встречи Владимира Путина с Эдуардом Шеварднадзе. России надоело нести на себе бремя санкций блокады Абхазии, не было никаких перспектив в урегулировании конфликта путем блокады Абхазии, поскольку консервировалась взаимная ненависть. Тем более, что Россия теряла и людей - так называемые партизаны за прошедшие годы убили около 90 российских солдат и офицеров из миротворческого контингента. Поэтому не всегда понятна реакция грузинских парламентариев, требующих немедленно остановить электричку Сочи - Сухуми, пуск которой у измученного населения Абхазии вызвал больше энтузиазма, чем запуск первого космического корабля. Было бы понятнее, если бы грузинские парламентарии протестовали бы против того, что электричка ходит только до Сухуми, а не по всей ветке в этом направлении, в том числе и до Армении. Эта проблема не решается все прошедшие 9 лет. Нынешнее прагматичное руководство России видит, что на сегодняшний день блокада - худший путь в урегулировании конфликта. Если бы Грузия нашла сегодня в себе силы помочь разоренной при ее участии Абхазии, это быстрее восстановило бы доверие между грузинским я абхазским народами, решило бы проблему беженцев. В Москву в очень воинственном настроении приехала спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе, требовала извинений за оскорбленную Грузию, а уехала с совсем другими чувствами. И для Армении очень существенно, чтобы заработали все прерванные коммуникации, что тут же скажется и на стоимости жизни в Армении, сказал директор Института СНГ.

Возвращаясь к нагорно-карабахскому конфликту, он подчеркнул, что не видит никакой перспективы для военного реванша, хотя в Азербайджане периодически раздаются такие голоса. Это - блеф, считать, что нефтяные разработки принесут деньги для финансирования реванша. Капитал очень боязлив и инвесторы вкладывают деньги не дня того, чтобы эти деньги шли на войну, а хотят стабильности в Азербайджане. Главное - что все перспективы урегулирования только мирные, а если так, то нет никакой перспективы, что Нагорный Карабах перестанет быть армянским и перейдет в состав Азербайджана на началах какой-то автономии. В России уже давно свыклись с мыслью, что Михаил Горбачев был не во всем прав, что Борис Ельцин поторопился, а Советский Союз распался. Вернуть Нагорный Карабах Азербайджану, или Абхазию' Грузии примерно то асе самое, что восстановить СССР, заметил Константин Затулин.




Арминфо,
31 января 2003

Глобализация влияет на отношения между государствами СНГ следующим образом - каждое государство ищет свою нишу вне привычного пространства, считает российский эксперт

Процессы глобализации влияют на отношения между странами СНГ, каждое государство начинает искать свою нишу вне привычного пространства. Об этом в интервью Общественному Телевидению Армении заявил советник мэра Москвы, директор Института стран СНГ Константин Затулин.

По его словам, в этой связи можно вспомнить недавнее разделение СНГ на собственно Содружество и организацию ГУУАМ. Есть также группа стран, в том числе и Армения, ставшие участниками Договора о коллективной безопасности, есть страны, являющиеся участниками Евразийского Экономического Сообщества (ЕВРАЗЭС). Есть страны, которые сделали выбор, согласно которому свою независимость они смогут построить, опираясь, скажем, на Россию, не сливаясь с ней при этом в единое государство. Другая группа стран СНГ заявила, скажем, в Брюсселе или в Нью-Йорке, что не намерена опираться в своем развитии на России. Это, прежде всего страны, входящие в ГУУАМ. Причем сегодня этот лагерь не настолько монолитен, как несколько лет назад. Причина - новые отношения России с Молдовой или с той же Украиной. Но, так или иначе, идея ГУУАМ была в том, чтобы создать блок стран, которые не хотят сближаться с Россией, хотят сближаться с Западом и в неявной форме выступать противовесом СНГ, подчеркнул Константин Затулин.

Комментируя нынешний уровень армяно-российских отношений он заметил, что несмотря на то; что еще в советское время у коммунистического Центра вызывал раздражение нагорно-карабахский конфликт, с момента обретения Арменией независимости, в армяно-российских отношениях не было момента, когда можно было сказать о какой-то враждебности. Эти отношения все время развивались по восходящей линии, а за последнее время многое сделано в сфере, которая прежде считалась отстающей. Армения ликвидировала сваи задолженности перед Россией и хромавшая прежде по объективным причинам экономическая сфера начинает развиваться.




Арминфо,
31 января 2003

В Армении, к счастью, нет таких убийственных предвыборных технологий, связанных с "черным пиаром", как в России, считает российский эксперт

В Армения, к счастью, в ходе предвыборной кампании нет таких убийственных предвыборных технологий, связанных с "черным пиаром", как в России, скажем, накануне выборов в Государственную Думу в декабре 1999 года. Об этом в интервью Общественному Телевидению Армении заявил советник мэра Москвы, директор Института стран СНГ Константин Затулин.

По его словам, Россия тогда показала, как не следует пользоваться. предвыборными технологиями и проводить предвыборную кампанию. Чего стоил, например, "телекиллер по имени Сергей Доренко, который, слава Богу, очень скоро сошел затем с телеэкранов", заявил Затулин, добавив, что тележурналистика Сергея Доренко была разрушительной и для политической элиты России, и для российского общества. Тем не менее, Россия несколько опережает Армению в смысле опыта проведения предвыборных кампаний и использования соответствующих технологий, сказал Константин Затулин. Он также отметал, что заметил развешанные везде огромные предвыборные щиты одного из кандидатов (имеется в виду плакат лидера "Национального единения" Арташеса Гегамяна). Российские политтехнологи уже давно не советуют кандидатам выпячивать себя подобным образом, потому что это вызывает обратные чувства, близкие к раздражению. Избирательная кампания должна быть более скромной, более достойной, без уничижительных оценок в адрес соперников, сказал российский эксперт.




Арминфо,
31 января 2003

Армянский народ не нуждается в подсказках и сам определит, кто ему сегодня нужен в качестве главы государства, считает российский эксперт

Армянский народ не нуждается в подсказках и сам определит, кто ему сегодня нужен и кто его устраивает в качестве главы государства. Об этом в интервью Общественному Телевидению Армении заявил советник мэра Москвы, директор Института стран СНГ Константин Затулин.

В продолжение темы выборов он напомнил слова, сказанные бывшим премьер-министром Греции Константином Караманлисом - "легко управлять богатым и умным народом, еще легче - бедным и глупым, но очень трудно быть во власти у бедного и умного народа". По словам российского эксперта, руководители Армении всегда были и остаются в центре обсуждений, жесткой критики, что нормально. Нынешняя предвыборная кампания в Армении неравномерно разделена между действующим главой государства, который должен за все отвечать, и выступающими против него остальными 10 кандидатами. С этой точки зрения, при уважении ко всем претендентам на президентское кресло, в России складывается такое впечатление, что исход борьбы предрешен в пользу Роберта Кочаряна, Те политики, которые могли бы бросить вызов президенту Армении, уже сошли с политической арены и сегодня на политической сцене республики нет по-настоящему значительных фигур. У тех же, кто оспаривает сегодня у Роберта Кочаряна президентское кресло, политический расцвет еще впереди и трудно представить, что они смогут обойти нынешнего президента, являвшегося безусловным фаворитом, подчеркнул Константин Затулин.




Арминфо,
31 января 2003

У России разное качество отношений с государствами региона южного Кавказа, считает советник мэра Москвы, директор института стран СНГ

У России разное качество отношений с государствами региона Южного Кавказа. Об этом р интервью Общественному Телевидению Армении заявил советник мэра Москвы, директор Института стран Содружества независимых государств Константин Затулин.

По его словам, если Армения является стратегическим союзником России в регионе, членом военно-политического Союза (Договор о коллективной безопасности), в который входит и Россия, то подобного рода взаимных обязательств у России нет в отношениях с Грузней и. Азербайджаном. Затулин отметил тот факт, что в Грузии вот уже много лет остаются нерешенными базовые вопросы - не восстановлена территориальная целостность, а самое главное - складывается впечатление, что руководство страны взяло неверный курс. Вместо того, чтобы пытаться сглаживать конфликты, из Тбилиси звучат обвинения в адрес России и кого угодно, но только не в свой адрес. Это консервирует взаимную неприязнь сторон конфликта, будь это конфликт между Грузией и Абхазией или Грузией и Осетией.

Что же касается Азербайджана, сказал Константин Затулин, то эта страна живет ожиданиями перемен, смены власти. Трудно сказать, когда это произойдет, много раз это пророчили, во всяком случае, многие эксперты склоняются к тому, что существующая сегодня в Азербайджане внутренняя стабильность может смениться дестабилизацией ситуации в случае ухода с политической арены нынешнего президента страны Гейдара Алиева. На этом фоне Армения остается геополитическим союзником России, во всяком случае, российское руководство имений так ее оценивает и желает ей всего наилучшего, поскольку у России нет так много союзников, тем более настолько верных, как Армения, подчеркнул советник мэра Москвы, директор Института стран СНГ.




Союз-Инфо,
3 февраля 2003

На прошлой неделе в Москве прошел очередной "круглый стол", посвященный российско-белорусским отношениям

Марина Ермоленко

На прошлой неделе в Москве прошел очередной "круглый стол", посвященный российско-белорусским отношениям. Представители московского правительства, постоянных и временных органов Союзного государства, руководители российско-белорусских предприятий, политологи и журналисты отвечали на вопрос - "Союзное государство - есть ли фундамент?".

Вопрос, как признают сами организаторы - редакция газеты "Трибуна", трудный. И риторический. Позиция "Трибуны", сказано было во вступительном слове, известна - газета поддерживает идею строительства Союзного государства и стремится рассказывать, как много "ниточек" связывает нас еще с советских времен. Вот только ниточки имеют обыкновение со временем истончаться, да и фундамент из них ненадежный, констатировали участники форума.

Свои варианты проекта строительства СГ предложили производственники - исполнители двух самых, пожалуй, известных и значительных союзных программ - "Автодизель" и "Союзный телевизор". Гендиректор МФПГ "Белрусавто" Олег Данилов и заместитель гендиректора МФПГ "Электронные технологии" Петр Кустливый единодушно утверждают - фундамент у Союза есть, но весьма ветхий. Новый, союзный, имел все шансы появиться, но бюджет-2003 эти шансы отобрал.

Странно было из уст производственников слышать высокие слова о необходимости кардинальной перемены гражданской позиции российских и белорусских промышленников. Речь идет, прежде всего, о жестокой конкурентной борьбе между отечественными предприятиями. Причем, когда в честной борьбе победить не удается, вывешиваются политические флаги, замечает Данилов.

Конечно, конкуренция - двигатель прогресса. Но не в нашем случае. Дело в том, что в своей конкурентной борьбе российские и белорусские автопромышленники и электронщики растрачивают силы, столь необходимые им в общей борьбе с "третьей" стороной - конкурентами из Китая, Западной Европы, США.

Союзные программы - это и есть та база, площадка, на которой могут встретиться и заключить перемирие отечественные предприятия. Такой площадкой была программа "Автодизель" - на ней встретились и договорились о сотрудничестве все без исключения монстры тяжелого автопрома.

Что касается телевизоров, ситуация здесь мало отличается от автопромовской. Ежегодно на территории Союзного государства продается около 5 млн. телевизоров и только 20% из них - наши. Любой здравомыслящий предприниматель понимает, что кредит на организацию серьезного производства под 12% сроком на 2 года заранее обрекает дело на провал. А только такие условия может сегодня предложить государство исполнителям союзной программы. "Только начали подниматься, как нам обрубили сук", - так выразился г-н Кустливый. На самом деле, подняться удалось довольно высоко - в 1998 году в Беларуси и России производилось менее 340 тысяч телевизоров, а сегодня в одной Беларуси производится более 1 млн. приемников. Что и не нравится российским электронщикам. Так, Российская ассоциация товаропроизводителей и торговых объединений (РАТТО) направила в администрацию российского президента послание, в котором попросила принять все меры, чтобы освободить российский рынок от "белорусских захватчиков". Понять их можно - в Беларуси "телевизионщики" имеют от государства такие преференции, которые российским и не снились.

Может, такое послание и нужно, но в графе "захватчики" должны быть другие имена, китайские производители, к примеру.

Точка зрения заместителя госсекретаря СГ Сергея Калашникова противоположна - практику "сглаживания конкурентных противоречий" он считает "порочной". А фундамент у Союза есть, - сказал, как отрезал, Сергей Калашников. Но для него фундамент - это, прежде всего, обустройство внешних границ Союзного государства, единое оборонное, таможенное пространство, общие тенденции развития экономического и политического пространства. То есть контур, по мнению заместителя Госсекретаря СГ есть, осталось наполнить его внутренним содержанием. Вот тут возникают проблемы - нельзя, к примеру, построить единое экономическое пространство, не соблюдая единые правила. Например, для тех же "телевизионщиков". Одной рукой правительство Беларуси лишает своих электронщиков льготного кредитования, тем самым уравнивая их с российскими, а другой - освобождает отечественных производителей от некоторых налогов. То есть опять мы "на том же месте, в тот же час". Сергей Калашников недоумевает - то ли цели у нас декларативны, то ли механизмы под эти цели еще не созданы.

Политолог Александр Фадеев недоумевает по другому поводу - как можно при такой неопределенности позиций внутри самих органов Союзного государства вообще создать какой-то фундамент? Впрочем, трудно говорить о фундаменте, когда неизвестно еще, что будем строить - завод или фабрику, заметил он. Становится понятно, сказал Александр Владимирович по окончании "диспута", почему до сих пор не готов Конституционный акт.

Похожую позицию заняла и белорусский депутат, председатель комиссии Парламентского Собрания по информационной политике Наталья Машерова: "Не нужно обманывать себя - фундамента у Союза пока нет, и под несуществующее здание он не возводится". Строительство Союзного государства должно идти динамично, но на его пути естественны торможение, споры и всякие кочки, - считает депутат. "Необходимо преодолеть инертность, политики должны проявить политическое бесстрашие, жесткий расчет. Масштабней нужно смотреть на наш Союз, думать о наших потомках", - призвала Наталья Машерова. А мы все оглядываемся с опаской на Советский Союз в его худших проявлениях. Впрочем, иногда нелишне отступить, чтобы набраться сил для новой борьбы.

Александр Фадеев тоже предлагает сделать шаг назад, чтобы вспомнить о союзном Договоре. В нем записано, что Конституционный акт должен разрабатываться народными избранниками - парламентариями. И ведь был такой этап, когда совсем недавно проект Конституционного акта был именно в их руках. Фадеев предлагает сделать еще один шаг назад - в 1998-99 гг., когда национальные парламенты одобрили законопроект о проведении выборов в союзный парламент. Почему же тогда перед Союзным государством зажегся красный свет? Ответ, по мнению Фадеева, очевиден: союзный парламент становился наднациональным органом, принимающим законы прямого действия. Одним словом, слишком велики оказались его полномочия. Политическая элита России и Беларуси выстраивала тогда свою вертикаль власти, а этот орган никак в ее вертикаль не вписывался.

Но коль уж время вспять не повернуть, надо смотреть вперед - а прогнозы А. Фадеева неутешительны. Конституционный акт, который готовится не народом, а людьми, назначенными властью, будет, по мнению Фадеева, таким же нежизнеспособным документом, как и ряд других российско-белорусских соглашений. Полномочия союзного парламента в этом документе, как считает политолог, будут ограничены до удобоваримого национальными политическими элитами состояния - декоративного.

Как видим, в канун заседания комиссии по разработке проекта Конституционного акта участники нашего "круглого стола" воздерживаются от победного "ура". Почему же? Усталость появилась у строителей Союза от того, что цели не видно, отвечает Наталья Машерова. На что политолог Фадеев философски замечает: "Сейчас много говорится о том, что все устали, - на самом деле, от чего уставать-то - от нормальной, рутинной работы, коей и является строительство?"




Росбалт,
5 февраля 2003

Никто всерьез не занимается правовой защитой россиян, проживающих за границей, считает директор Института стран СНГ Константин Затулин

"За пределами России проживают около 20 миллионов русских граждан, и никто всерьез не занимается их правовой защитой", - считает директор Института стран СНГ Константин Затулин. Как передает корреспондент "Росбалта", об этом он заявил в среду на встрече с журналистами в Москве.

Напомним, что в 1994 году была создана ассоциация "Родина", а в 1996 году появился фонд "Россияне", однако, по словам Затулина, "ничего не получилось, потому что проворовались".

Директор Института стран СНГ сообщил, что 29 января 2003 года мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение о создании "Центра гуманитарного и делового сотрудничества с соотечественниками за рубежом - Московского дома соотечественника". "Новая организация поможет нашим общинам за рубежом встать на ноги, и, быть может, приблизиться к таким диаспорам, как еврейская или армянская", - отметил Константин Затулин.




Союз-Инфо,
5 февраля 2003

Москва позаботится о соотечественниках

В Москве открывается Центр гуманитарного и делового сотрудничества с соотечественниками за рубежом - Московский Дом соотечественника.

Об этом сообщил сегодня на встрече с журналистами директор Института стран СНГ, директор Дома соотечественника Константин Затулин. Распоряжение о создании Дома соотечественника было принято правительством Москвы 29 января 2003 г.

По данным К. Затулина, у трети москвичей родные и близкие проживают в ближнем и дальнем зарубежье. Поэтому, по мнению К. Затулина, Москва играет особую роль в деле всесторонней поддержки россиян за рубежом и интеграции соотечественников в экономическую и культурную жизнь России. "Русский мир экстерриториален, а Москва - собирательница российского народа", - сказал К. Затулин. Однако, по словам директора Дома соотечественника, столица не собирается подменять деятельность федерального правительства, а будет лишь дополнять ее.

Мэрия Москвы выделила под Дом соотечественника старинный особняк в Столешниковом переулке, общей площадью 1286 кв. м., но, как сообщил К. Затулин, здание нуждается в капитальном ремонте, и поэтому в этом году ожидается лишь символическое открытие Дома.




РИА "Новости",
5 февраля 2003

В 2003 году из федерального бюджета на поддержку соотечественников за рубежом планируется выделить 210 млн рублей

В 2003 году из федерального бюджета на поддержку соотечественников за рубежом планируется выделить 210 млн рублей. Об этом, как передает корреспондент РИА "Новости" сообщил в среду на пресс-конференции в Москве директор "Центра гуманитарного и делового сотрудничества с соотечественниками за рубежом - Московский дом соотечественника", директор Института стран СНГ Константин Затулин.

По его словам, из выделяемых средств 116 млн рублей предполагается использовать на проведение мероприятий по поддержке культуры, на оказание юридической, экстренной гуманитарной помощи, информационной поддержки, проведение мероприятий, посвященных знаменательным датам России, олимпиад школьников и конкурса "Лучший учитель года" непосредственно в странах проживания соотечественников.

С участием общественных организаций соотечественников планируется провести в странах их проживания мероприятия, связанные с 300-летием Санкт-Петербурга, 200-летием со дня рождения Федора Тютчева, празднованием Дня России (12 июня) и Дня славянской письменности и культуры.

Кроме того, начиная с 2003 года планируется провести специальное мероприятие, посвященное празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

На конкурсной основе предполагается разместить заказы в российских издательствах на поставку для нужд образовательных учреждений с русским языком обучения учебной, справочной и иной литературой.




РИА "Новости",
5 февраля 2003

В странах СНГ на сегодняшний день проживает около 20 млн этнических русских

Около 20 млн этнических русских проживают на сегодняшний день в странах СНГ.

Об этом, как передает корреспондент РИА "Новости", сообщил в среду на пресс-конференции в Москве директор "Центра гуманитарного и делового сотрудничества с соотечественниками за рубежом - Московский дом соотечественника", директор Института стран СНГ Константин Затулин.

По его словам, около 2 млн русских проживают в Белоруссии, более 7 млн - на Украине /около 1 млн - в Крыму/, 1,5 млн - в Узбекистане.

Количество русских в Латвии и Эстонии составляет треть населения, около 15-17 процентов - проживают в Литвии.

Затулин отметил также резкое сокращение русской диаспоры в Казахстане.

Вместе с тем около 10 млн этнических русских проживают в странах дальнего зарубежья.




РИА "Новости",
6 февраля 2003

В Москве будет создан Центр гуманитарного и делового сотрудничества с соотечественниками за рубежом

"Центр гуманитарного и делового сотрудничества с соотечественниками за рубежом - Московский дом соотечественника" будет создан в российской столице.

Об этом, как передает корреспондент РИА "Новости", сообщил накануне на пресс-конференции в Москве руководитель центра, директор Института стран СНГ Константин Затулин.

По его словам, Дом соотечественника будет многофункциональным. В нем планируется организовать "приемную" с целым рядом специалистов - юристов, психологов, готовых оказать любую помощь и поддержку.

Планируется выделить также помещение для "зала встреч" соотечественников, издавать газету в виде сайта в Интернете.

Издание именно электронной газеты, по словам Затулина, сопряжено с тем, что доставка российской прессы в страны СНГ может осуществляться нерегулярно в связи с нежеланием распространять российскую информацию.

Вместе с тем, в компетенцию центра будет входить налаживание взаимодействия с государственными структурами стран Содружества для полноценной поддержки этнических русских за трубежом.

Кроме того, при Московском доме соотечественника планируется создать целый ряд центров, которые будут заниматься защитой прав, обретением гражданства и трудоустройства. Центры будут организованы по странам и различным категориям соотечественников - ветераны, молодежь и др.

Вместе с тем, предполагается создать общественный совет, который будет состоять из представителей российских диаспор за рубежом, а также попечительский совет, который предположительно возглавит мэр Москвы Юрий Лужков.

Помимо этого, планируется организация конкурсов "Таланты нашего зарубежья", в частности, в номинации - "Самый лучший спортсмен в русском зарубежье", а также проведение различных спартакиад.




КоммерсантЪ,
6 февраля 2003

Русская диаспора хочет жить культурнее

Екатерина Фоменко

Вчера директор Института стран СНГ Константин Затулин рассказал журналистам о том, как обстоят дела с открытием в столице московского дома соотечественников. Оказалось, что на прошлой неделе Юрий Лужков распоряжение о создании такого дома и даже выделил под него 1300 кв. м в Столешниковом переулке. Несмотря на это, Константин Затулин считает, что правительство неправильно распределяет бюджетные деньги, выделяемые русской диаспоре.

Идея создания московского дома соотечественников возникла два года назад, но предложение правительству Москвы о его постройке Константин Затулин сделал только в апреле 2002 года. Еще через полгода на "круглом столе" "Зарубежная диаспора: экономический потенциал России" на это предложение откликнулся мэр Москвы. Юрий Лужков сказал, что дом соотечественникам нужен, он будет его поддерживать и выделит помещение. Наконец, неделю назад столичный градоначальник издал распоряжение, которым передает под новое учреждение дом 6, строение 2 в Столешниковом переулке.

Константин Затулин новому дому рад, хоть и говорит, что откроется он не скоро. Дело в том, что помещение требует капитального ремонта; его должны произвести инвесторы, которые получат подряд на реставрацию соседних строений. Конкурс на получение этого подряда завершится только в мае, и господин Затулин уверен в том, что окончательное открытие московского дома соотечественников состоится не раньше конца года. "Этот дом мы придумали для того, чтобы у тех, кто считает себя этническими русскими, но живет в другой стране, было куда обратиться, - рассказал Константин Затулин журналистам. - Он будет и приемной, и местом встречи, и юридической консультацией. Сейчас за всем этим людям обратиться некуда".

Несмотря на то что дела у соотечественников идут все лучше и забота о них с прошлого года возложена на вице-премьера Валентину Матвиенко, которая возглавляет правительственную комиссию по делам соотечественников, господин Затулин считает, что никаких серьезных перемен в положении русских за рубежом не произошло. "Все дело в распределении бюджетных средств, которые ни МИД, ни МВД толком не могут освоить, - сказал он. - МИД, который должен на следующей неделе представить перечень направлений использования бюджетных средств на поддержку соотечественников, не предлагает своей программы. Он просто суммирует запросы русских культурных центров в странах СНГ. В итоге получается, что 210 млн рублей пойдут на проведение субботников, ремонт оград вокруг памятников, встречи у этих памятников, учебники и повышение квалификации учителей русского языка. Такая поддержка к укреплению русской диаспоры не приведет". Господин Затулин считает, что эти средства нужно распределить иначе: создать представительства за рубежом, наладить общение русских по Интернету, начать выпускать русскоязычные журналы и газеты и защитить русский язык.

Представительница русской диаспоры в Венгрии Елена Кошич с мнением Константина Затулина согласна. "Наша главная проблема в том, что мы ничего не знаем о России, - рассказала она корреспонденту "Ъ".- Газеты на русском очень дорого стоят, и их мало, а русский культурный центр, который находится в Будапеште, за последние два года не сделал ни одной культурной программы".

Кроме распределения бюджетных средств Константин Затулин предлагает правительству создать комитет по делам соотечественников и миграции, поскольку считает, что одной Валентине Матвиенко с этой задачей справиться сложно. Однако пока правительство никакого решения по этому вопросу не приняло.




Мегаполис-Континент,
6 февраля 2003

Москва своих не забывает

Яна Амелина

В июне московское правительство примет комплексную целевую среднесрочную программу поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы. На днях прошло ее обсуждение.

Столичная мэрия давно оказывает значительную помощь тем, кто не по своей воле оказался за пределами России. Только в прошлом году в школы с преподаванием на русском языке в странах СНГ и Прибалтики отправили почти 250 тысяч учебников более чем на 3 миллиона рублей. Переподготовку в России прошли около 150 преподавателей из государств ближнего зарубежья. В Литве, Латвии и Эстонии действовала программа "Стипендия мэра Москвы", давшая возможность получить высшее образование десяткам наиболее подготовленных русских студентов. Вскоре ее планируется распространить и на государства СНГ.

В Риге московская мэрия купила здание для Московского культурно-делового центра, а в Симферополе открыла Русский культурный центр - второй на Украине после львовского. В Москве проводились "круглые столы" по проблемам соотечественников и Дни культуры соседей по Содружеству.

Теперь, когда стало ясно, что работа с российскими соотечественниками - не разовая акция, в Департаменте международных связей мэрии создали соответствующий отдел. Пришло время подумать и о долгосрочных планах. Приоритетами новой программы объявлены содействие организациям и объединениям соотечественников в самоорганизации диаспоры, обеспечение их экономического, информационного и культурного взаимодействия, а также создание разветвленной информационной сети, способной обеспечить целостное представление о состоянии и развитии "русского мира" и помогающей прогнозировать развитие социально-политических и культурных процессов, происходящих в российском зарубежье.

Предполагается создание международной организации зарубежных соотечественников, оказание им правовой помощи, мониторинг их прав и законных интересов, поддержка, в том числе финансовая, общественных объединений и организаций диаспоры, ее культурных, образовательных и информационных проектов, русского языка, образования и культуры в государствах проживания, развитие экономического сотрудничества Москвы и диаспоры, поддержка социально незащищенных слоев соотечественников. В 2002 году на эти цели московское правительство выделило 120 миллионов рублей. Планируется, что в ближайшие годы финансирование комплексной программы будет происходить в не меньших объемах за счет средств столичного бюджета и внебюджетных фондов.

Активно обсуждается предложение директора Института стран СНГ Константина Затулина об открытии Московского дома соотечественника. Под его крышей начнут работать центр по защите прав русскоязычного населения в странах СНГ, центр поддержки русского языка и культуры, центр изучения русской диаспоры, литературный архив русского зарубежья, молодежный центр, постоянная экспозиция, рассказывающая о деятельности правительства Москвы в области поддержки соотечественников за рубежом. Предполагается и издание информационного листка, а в дальнейшем - полноценной газеты. При Московском доме соотечественника будут организованы Попечительский и Общественный экспертный советы, объединяющие спонсоров и друзей русской диаспоры.

Представители русских организаций и общин постсоветского пространства, участвовавшие в обсуждении программы мэрии, высказали ряд замечаний и предложений, касающихся наиболее рационального распределения денег. Так, председатель Всеукраинского общества русской культуры "Русь" Валентина Ермолова призвала московское правительство оказать поддержку русскому образованию на Украине, особенно высшей школе, формированию русскоязычных библиотек, изданию новых, непредвзятых, учебников истории. Нужно, считает она, помогать и канонической Украинской православной церкви Московского патриархата. По ее словам, русские Украины постепенно теряют надежду на помощь России в решении проблем русского образования, языка и .культуры. Возглавляемое Ермоловой общество за десятилетие своего существования получило из России всего один компьютер и один факс. По ее мнению, "русский фактор" на последних выборах в Верховную раду Украины не сработал потому, что русские, видя реакцию российского руководства, говорили: все равно все бесполезно.

Для русских, проживающих в Узбекистане, одна из важнейших проблем - организация заочного обучения в российских вузах. По словам председателя Русского культурного центра Узбекистана, члена Совета соотечественников при Государственной думе РФ Сергея Зинина, в настоящее время около 10 тысяч граждан, в основном славяне, учатся в России заочно, однако руководство Узбекистана чинит им различные препятствия. В этом государстве запрещена деятельность представительств иностранных вузов, а выезд в Россию на сессию стоит чрезвычайно дорого. Большие сложности возникают и при подтверждении полученного заочно диплома. При этом количество мест на русских отделениях в местных институтах гуманитарного профиля составляет всего 8-9 процентов от общего числа, а в технических - не более четверти. На сегодня число русских в Узбекистане составляет около миллиона, а русскоязычных - 2,5 миллиона. Как сообщил С. Зинин, около 16-17 тысяч русских стоят в очереди на получение российского гражданства.

У русских Казахстана - свои сложности. Как рассказала председатель Казахстанской ассоциации учителей русских школ Ольга Сарманова, им присылают российские учебники и пособия, запрещенные к использованию в русских школах Казахстана. Кроме того, Россия берет на себя доставку книг только до казахстанской границы. Чтобы растаможить груз и переслать его по назначению, требуется около пятисот долларов, которых у местных русских просто нет. Учитывая, что использовать подарок они тоже толком не могут, такая помощь представляется напрасной тратой денег. Ольга Сарманова предложила сократить количество присылаемых учебников, заменив их обучающими программами на современных аудио- и компьютерных носителях, которые гораздо легче распространять, а также русской художественной литературой для пополнения школьных библиотек. Характерно, что с такой же просьбой она обращалась к Московскому комитету образования более года назад, однако пока все осталось по-прежнему.

Хочется надеяться, что демонстрируемый сейчас системный подход столичного правительства к решению проблем соотечественников позволит устранить подобные досадные огрехи. Предложенная мэрией программа хотя бы в небольшой мере поможет удовлетворению экономических, культурных и информационных потребностей русских, оказавшихся за пределами России. А там, возможно, и федеральное правительство подтянется.




Арминфо,
10 февраля 2003

Наличие в России большой армянской диаспоры, исторической диаспоры позволяет удерживать культурное и духовное развитие Армении в русле не только армянского, но и русского или русскоязычного мира

Наличие в России большой армянской диаспоры, исторической диаспоры позволяет как бы удерживать культурное и духовное развитие Армении в русле не только армянского мира, но и в русле русского или русскоязычного мира. Об этом в ходе интервью российской телекомпании "ТВЦ" заявил известный политолог, директор Института стран СНГ Константин Затулин.

По его словам, Армения среди республик СССР всегда была наиболее моноэтнически однородной республикой. И проблемы русской диаспоры в чистом виде после распада Советского Союза в Армении не возникало. Всегда была проблема русскоязычных армян. По их настоянию, например, создан Российско-Армянский университет. Русский язык продолжает оставаться очень популярным в Армении, его преподают в школах. Хотя сегодня высказываются мнения о том, что русский язык мог бы войти в число языков для обязательного обучения в школах. Этот вопрос обсуждается в парламенте, в политических кругах и, может быть, он будет разрешен в ближайшее время, отметил Константин Затулин.




Арминфо,
10 февраля 2003

Роберт Кочарян является наиболее авторитетным политиком в Армении, о чем свидетельствуют и любые опросы общественного мнения, считает российский политолог

Роберт Кочарян является наиболее авторитетным политиком в Армении, о чем свидетельствуют и любые опросы общественного мнения. Об этом в ходе интервью российской телекомпании "ТВЦ" заявил известный политолог, директор Института стран СНГ Константин Затулин.

По его словам, этот факт никак не отменить и мало кто сомневается в том, что Роберт Кочарян будет переизбран. "Я, не вмешиваясь во внутренние дела Армении, хотел бы сказать, что есть хорошая русская поговорка: "От добра добра не ищут". По всей вероятности, в Армении у политического класса хватит мудрости, чтобы при любом исходе выборов не продолжать междоусобную борьбу "не на жизнь, а на смерть", - отметил Константин Затулин. По его мнению, действительно к действующей власти, особенно такой небольшой республики как Армения, всегда есть претензии, потому что, как говорил премьер-министр Греции: легко руководить народом бедным и глупым, легко руководить народом умным и богатым, но вот народом, который одновременно умный и бедный (сегодня на постсоветском пространстве у нас многие народы оказались в таком положении), руководить довольно тяжело, потому что он постоянно будет находить поводы для критики действующей власти, до тех пор, пока не станет богатым. "Я хочу сказать, что я желаю армянам и всем нам как можно быстрее стать богатыми, но поводов для критики в Армении, как и в любой другой бывшей союзной республике, а ныне независимом государстве, достаточно. И это отражается, конечно, на избирательной кампании", - сказал Константин Затулин, добавив, что Армения для России - союзник, отношения с которым даже в случае смены действующей власти не подлежат какому-то пересмотру.




Профиль,
10 февраля 2003

"Союз" нерушимый

Владимир Жарихин

 Катастрофа американского "Шаттла" показала, что спешить со сворачиванием российских военных программ совсем не стоит.

 Удивительное дело: второй раз за последние годы американцы попадают в тяжелое положение, и уже второй раз выручает их только Россия. Та самая Россия, которая, казалось бы, недостаточно демократична, недостаточно рыночна, недостаточно технологична и вроде бы только тем и живет, что экспортирует нефть и газ в демократичную, рыночную, технологичную Европу.

 После трагедии 11 сентября оказалось, что реальную помощь США в борьбе против Талибана и Аль-Каиды оказала именно Россия, вооружив Северный альянс, предоставив и разведывательные данные, и возможности для базирования сил антитеррористической коалиции в Центральной Азии.

 Сейчас, когда весь мир скорбит о гибели американских и израильского астронавтов, когда стало понятно, что программа запуска космических кораблей системы "Шаттл" будет заторможена на многие месяцы, а то и годы, Международную космическую станцию, в которую американцы, россияне, европейцы, японцы вложили миллиарды долларов, смогут спасти только российские "Союзы" и "Прогрессы".

 Конкретные причины катастрофы Колумбии мы узнаем еще не скоро, но давно стало понятно, что в саму компоновочную схему "Шаттлов" был заложен органический порок, который уже второй раз приводит к трагедии. Американские конструкторы настолько были заворожены гениальной "королевской пакетной схемой", что довели ее до абсурда, засунув космический корабль фактически между ракетным ускорителем и топливным баком. Таким образом, астронавты оказались заложниками любой нештатной ситуации на стадии выведения "челнока" на орбиту. например, взрыва ракетного пакета, как это произошло с "Челленджером", или частичного отрыва элементов конструкции с повреждением ниже расположенного "челнока", что, видимо, и послужило причиной катастрофы "Колумбии".

 Следует заметить, что все российские космические корабли Королев, разумно не надеясь на полное "укрощение огня", всегда располагал выше ракетного пакета. Это позволило разработать для корабля "Союз" уникальную систему аварийного спасения космонавтов на стартовом участке полета. Многие уже подзабыли, что в 1983 году ракета, выводившая в космос Владимира Титова и Геннадия Стрекалова, взорвалась на старте, и не менее "эффектно", чем Челленджер, но космонавты остались живы. Спасательная система буквально вырвала их из языков пламени.

 Однако это совсем не означает, что у них все плохо, а у нас все хорошо.

 Просто трудно не заметить, что Россия приходит на выручку Соединенным Штатам именно там, откуда в последнее десятилетие ее упорно стремились вытеснить глобалисты-теоретики типа Збигнева Бжезинского.

 Хорошо, утратила бы окончательно свое влияние Россия в странах Центральной Азии, вывела бы 201-ю дивизию из Таджикистана, прекратила бы помощь Северному альянсу в Афганистане, покаялась бы в своих имперских грехах. Тогда Соединенным Штатам пришлось бы вышибать Талибан не только из Афганистана и ловить сподвижников бен Ладена по всем памирским высокогорьям, причем без всякой возможности опереться на сухопутные базы.

 Ну хорошо, свернула бы окончательно Россия свою программу пилотируемой космонавтики как наследие "холодной войны" и рудимент имперского величия. Сейчас мир не только скорбел бы по поводу гибели семи астронавтов на "Колумбии", но и высчитывал: на сколько времени осталось питания и кислорода обитателям Международной космической станции и успеют ли туда долететь модифицированные "Шаттлы"?

 Надеясь, что в "год 03" российская скорая помощь США больше не понадобится, все же опасаюсь, что при таком развороте дел с Ираком какой-нибудь российский имперский рудимент снова окажется нужен им позарез.




РБК,
10 февраля 2003

Россию зовут назад в СССР

Но разговоры о расширении Союза России и Белоруссии, скорее всего, останутся предвыборными лозунгами

В пятницу президент Молдовы Владимир Воронин посетит Москву. Как ожидается, на переговорах с Владимиром Путиным будет обсуждаться возможность присоединения Молдовы к союзу России и Белоруссии. Впрочем, воссоздание единого государства – скорее миф, о котором гораздо выгоднее говорить, чем осуществлять в реальности. Страны бывшего СССР представляют для России интерес как рынки сбыта промышленной продукции, а не как поле для имперской экспансии.

Как сказал в беседе с корреспондентом РБК глава Комиссии по внешней политике Парламента Республики Молдова Андрей Негуца, правящая Партия коммунистов сохраняет заявленный на выборах 2001 года курс на присоединение к Союзному государству. «Мы используем наш статус наблюдателя в Союзе и следим за развитием событий», -- говорит г-н Негуца. Он отметил, что пока парламент Молдовы до сих пор не подготовил необходимые документы для вступления республики в Союз – главным образом в силу внутриполитических причин. Прошлогодние беспорядки, организованные прозападными оппозиционными партиями, вынудили руководство Молдовы «затормозить» движение в сторону России. Тем не менее, коммунисты не теряют оптимизма и заявляют, что идею вхождения Молдовы в Союз поддерживает, по крайней мере, половина населения страны.

Впрочем, слухи о возможном присоединении к Союзному государству той или иной страны бывшего СССР циркулируют с завидной регулярностью. Особенно часто об этом начинают говорить накануне встреч Владимира Путина с лидерами стран СНГ. Например, тема присоединения Армении к союзному договору активно продвигалась в СМИ накануне визита Роберта Кочаряна в Москву в январе этого года. Тем не менее, слухи остались слухами и реальных шагов к объединению не последовало. «Раскрутка» идей объединения с Россией и поддержка со стороны России для лидеров многих стран СНГ является просто-напросто политической платформой. Так, слухи о присоединении Армении к Союзному государству вполне логично укладываются в предвыборную кампанию Роберта Кочаряна. А курс на сближение с Россией и благосклонность к русскоязычному населению фактически привела к власти молдавских коммунистов во главе с Владимиром Ворониным два года назад.

Вопрос заключается в том, имеют ли все разговоры о расширении Союзного государства реальные основания и насколько самой России выгодно объединять вокруг себя страны бывшего СССР. «Для России это безусловно выгодно – милости просим, но сначала надо понять, куда Молдова будет вступать», -- сказал РБК заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. По его мнению, есть два варианта присоединения Молдовы к Союзу: либо сначала формируется Союзное государство России и Белоруссии, а затем Молдова присоединяется к нему, либо Молдова входит в состав учредителей союза уже сейчас. «Приход третьей стороны в союз может усложнить процесс объединения, но с другой стороны может и облегчить его», -- отмечает г-н Жарихин. По его мнению, третья сторона могла бы сгладить противоречия, которые становятся наиболее острыми, когда в переговорах участвуют лишь две страны.

«У России есть заинтересованность в подобном стремлении государств СНГ», -- соглашается руководитель спецпроектов Института социальных систем МГУ Дмитрий Бадовский. «Желание сблизиться с Россией должно поддерживаться. Мы не можем отталкивать тех, кто стремится к нам», -- говорит он. Вместе с тем, по его мнению, объединение как можно большего числа стран СНГ в рамках Союзного государства – это не то, что нужно России в обозримом будущем. «Расширение формата союза переводит проблему на другой уровень, который для России не очень выгоден», -- говорит г-н Бадовский. «Пока мы не можем решить вопросы с Белоруссией на двустороннем уровне. А появление новых субъектов лишь осложнит эти проблемы, идея союза будет размываться, появятся возможности для дополнительных политических игр», -- отмечает он. По мнению Дмитрия Бадовского, России выгоднее вести двусторонние переговоры с каждой из заинтересованных стран, чем пытаться объединить всех и сразу в рамках одного союза.

Впрочем, разговоры о расширении Союзного государства, безусловно, продолжатся и в России, и в странах бывшего СССР. Особенно популярной эта тема будет накануне парламентских и президентских выборов в России. Ведь не секрет, что имперские амбиции и идея воссоздания Советского Союза могут обеспечить политическую партию стабильным рейтингом. Но экономическая экспансия в страны «ближнего зарубежья» представляется гораздо более важной, чем попытки политического объединения. По мнению Дмитрия Бадовского, перспективы экономического роста и «амбициозности» целей России во многом определяются именно контролем над этими рынками. Экспорт энергоресурсов обеспечил России неплохие темпы роста в последние годы. Но бесконечно наращивать объемы экспорта сырья для того, чтобы экономика росла дальше, невозможно. Перед Россией неизбежно встает вопрос о расширении несырьевого экспорта, то есть поставок промышленной продукции. С этой точки зрения рынки стран СНГ для России особенно важны, потому что на них российские товары могут конкурировать с иностранными.

Роль России на рынках стран СНГ высоко «оценивают» и на Западе. Например, на этой неделе Европейская комиссия порекомендовала Казахстану «преодолеть зависимость от импорта российских товаров». По мнению экспертов директората «А» Еврокомиссии, такая зависимость мешает развитию собственной промышленности и сельского хозяйства Казахстана и в конечном итоге приведет к экономическому кризису в республике. Комиссия даже пообещала полностью компенсировать «кратковременные убытки», которые Казахстан понесет в случае отказа от российских товаров. «Зависимость» от поставок российских товаров наблюдается не только в Казахстане, но и в других странах. Для той же Молдовы Россия выступает основным экспортером, на порядок опережающим поставщиков из других странбывшего СССР.

Отдел политики РИА "РосБизнесКонсалтинг"




"Росбалт",
11 февраля 2003

Диаспора обретает "московскую прописку"

Яна Амелина

На днях мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение о создании в столице Центра гуманитарного и делового сотрудничества с соотечественниками за рубежом - Московского дома соотечественника (МДС).

Путь от идеи, высказанной директором Института стран СНГ Константином Затулиным весной прошлого года (он и назначен директором МДС), до начала ее воплощения оказался довольно коротким.

Правда, прежде чем новое заведение откроет свои двери для соотечественников, нужно дождаться, чтобы пока еще не найденные инвесторы привели в порядок выделенное МДС здание в Столешниковом переулке - оно нуждается в капитальном ремонте.

В планах директора МДС - открытие приемной для решения разнообразных вопросов, возникающих у соотечественников, в частности, касающихся их репатриации и трудоустройства в России, создание интернет-газеты. Этот Дом, по словам К. Затулина, станет посредником в осуществлении контактов соотечественников с госструктурами на московском и федеральном уровнях. Московский дом соотечественника должен способствовать самоорганизации русской диаспоры за рубежом, осознанию ею своих интересов.

Всё это невозможно без финансовой поддержки, которую обещает Москва в рамках своей программы поддержки соотечественников на 2003-2005 годы, а также создаваемый сейчас Попечительский совет МДС. Правда, российские предприниматели пока настороженно относятся к предложениям войти в него.

Как известно, после расформирования в октябре 2001 года Министерства РФ по делам Федерации, национальной и региональной политики, регулирование миграции отошло в ведение МВД, а 25 миллионов зарубежных соотечественников "распределили" между МИДом и правительственной комиссией по их делам - это не считая Росзарубежцентра и московской мэрии. Получилось точь-в-точь по пословице - "у семи нянек дитё без глаза". Лучше всего это иллюстрирует распределение предназначенных для соотечественников казенных денег.

В 2001 году значительная часть из 120 миллионов рублей, выделенных Правительственной комиссии по делам соотечественников (ПКДС) из государственного бюджета, стала "резервом экономии средств" и вернулась в бюджет: чиновники так и не сумели найти им применение.

В 2002 году ПКДС пыталась распределить между соотечественниками в государствах СНГ и Прибалтики уже целых 135 миллионов рублей. Сделать это сумели только в декабре, по быстрому списав остаток средств в посольства России в этих странах (но 301 тысяче рублей применения все же не нашлось). На оказание информационной, правовой и экстренной гуманитарной помощи туда отправили 77,5 млн. рублей.

Они пошли на организацию школьных олимпиад по русскому языку, литературе и естественным наукам, а также ряда научно-практических конференций, выставок и литературных вечеров, проведение конкурса "Лучший учитель русской словесности", закупку видеокассет и компьютерных программ по обучению русскому языку и литературе. За этот же счет оказывалась медицинская помощь ветеранам и оформлялась подписка для пенсионеров из ближнего зарубежья на "Российскую газету", приходящую, правда, с большим опозданием.

Остальные деньги израсходовали в России. 37 млн. рублей потратили на закупку и поставку в СНГ и Прибалтику учебников и другой литературы на русском языке. 16,7 млн. руб. ушли на проведение курсов повышения квалификации для учителей русских школ в институтах и университетах Ростова, Воронежа, Санкт-Петербурга, Москвы и Омска. На курсах в России побывали 886 учителей из всех республик бывшего СССР, кроме Киргизии - местные преподаватели повышали квалификацию на базе Славянского университета в Бишкеке.

Без малого 17 млн. руб. ПКДС потратила на организацию оздоровительного отдыха в России детей - эта забота коснулась 1076 ребят. Эти три статьи расходов - единственные, финансирование которых так или иначе обязательно осуществляется на протяжение уже нескольких лет.

Наконец, в конце декабря в Московской области прошла конференция под названием "Интеллектуальный мост Москва-Запад. Проблемы и перспективы", затраты на которую составили 2,5 млн. рублей. "Тема конференции - странная для соотечественников, - прокомментировала это мероприятие заведующая отделом диаспоры Института стран СНГ Александра Докучаева, - разве что, как намек на то, что с принятием драконовского закона о гражданстве Россия для соотечественников становится не матерью, а в лучшем случае - мостом на Запад".

В 2003 году распределению Правительственной комиссией по делам соотечественников подлежат уже 210 миллионов рублей. На литературные вечера и мероприятия, посвященные юбилейным датам Великой Отечественной войны, предусмотрено 32 млн. руб., на учебники - 60 млн. руб., на "учение и лечение" (поддержку русской культуры, конкурсы типа "Лучший учитель", оздоровительный отдых, экскурсии по России, медицинскую реабилитацию ветеранов, школьные олимпиады, курсы повышения квалификации учителей и т.п.) - 88 млн. руб. Всё остальное уйдет на всю ту же подписку, гуманитарную и правовую помощь остро нуждающимся соотечественникам.

Построчное распределение сметы по предложениям, поданным организациями соотечественников через посольства России, еще только готовится. Однако уровень большинства мероприятий, к сожалению, поражает своей незначительностью. В Азербайджане, к примеру, просят деньги на проведение встреч с ветеранами, субботник на братском кладбище и даже на "возложение цветов и проведение традиционной встречи у памятника А.С. Пушкину". Не способны сделать это самостоятельно и на Украине. А в Грузии, оказывается, без помощи России не могут поставить ограду вокруг памятника Пушкину в Тбилиси. Там же считают необходимым подписаться за счет Москвы на газету "Аргументы и факты".

Интересно, что, скажем, в Таджикистане тамошние русские нацелены только на детский отдых, учительские курсы и "проведение мероприятий по поддержке и пропаганде русской культуры в течение года" - других заявок от них не поступало. Многие просят денег на изготовление русских народных костюмов, покупку музыкальных инструментов, поддержку своих печатных изданий.

Разумеется, предложения русских организаций зарубежья вовсе не исчерпываются приведенными выше примерами - соотечественники из многих государств, в особенности прибалтийских и той же Украины, представили вполне разумные и разносторонние программы. Однако немалое количество пустяковых заявок должно заставить Правительственную комиссию задуматься над изменением порядка их приема, повышением обоснованности финансовых требований, чтобы не поощрять за счет российских налогоплательщиков возможную симуляцию "бурной деятельности".

Как отметил Константин Затулин, в России как не было, так и нет единого органа, занимающегося проблемами соотечественников. Разумным выходом из создавшегося положения могло бы стать создание Госкомитета по делам соотечественников и миграции. Концентрация всех средств и материальных возможностей, а также всей ответственности за решение этих двух взаимосвязанных проблем в одних руках - лучшее решение в том случае, если российское государство действительно намерено налаживать постоянную работу с русской диаспорой постсоветского пространства.




Литературная газета,
12 февраля 2003

А русских в Украине все меньше

Владимир Поляков

Во время недавнего визита президента России Путина в Украину был открыт Год России в Украине, подписаны десять двусторонних документов.

Прокомментировать некоторые итоги встреч Путина и Кучмы мы попросили директора Института стран СНГ Константина ЗАТУЛИНА:

- Вообще я с сомнением отношусь к достижениям Года Украины в России. Это был год очередных уступок России в пользу Украины, год активизации проукраинского лобби в России и дальнейших потерь веса и влияния русского фактора в Украине.

Перефразируя известную американскую поговорку "если ты такой умный, то почему такой бедный", скажу: "Если наши отношения с Украиной так хороши, то почему число русских с 89-го года там уменьшилось на четверть?" (По данным прошлогодней украинской переписи, число русских в Украине уменьшилось на 26,6%). Все эти годы, месячники показные не заменяют долгосрочную, последовательную политику. На мой взгляд, цели политики и интересы России в Украине недостаточно определены и артикулированы.

Наша цель там не состоит в том, чтобы ЛУКОЙЛ или "Славнефть" приобрели очередную заправку или даже нефтеперерабатывающий завод, хотя это и неплохо. Это мало что добавляет к возможностям России в Украине. Это далеко не главное. Наша цель (скажу ужасную вещь) даже не в том, чтобы был там газопроводный консорциум, что тоже важно, но тоже далеко не главное. Критически важных элементов нашей политики в Украине, о чем я не раз говорил, три.

Первое - это демократизация и федерализация Украины. Демократизация выведет на активные политические позиции массы русского населения Украины, которые сегодня загнаны в "политическое гетто". "Гетто" не в прямом смысле, но нет там партий, в полной мере выражающих интересы русских. Или они устарели, как компартия, или очень слабы, получая на выборах мизерные доли процента, потому что вся государственная машина Украины работает против них.

Второй важный элемент - русский язык как государственный на Украине. Это опять же не угрожает ее независимости, но разрушает проект построения антироссийского государства. Потому что невозможно быть антироссийским государством с официальным русским языком.

Третье - светская власть Украины не должна вмешиваться в дела православной церкви, что власть постоянно делает, желая создать "домашнюю церковь", отделенную от Московской патриархии. Общее церковное пространство в силу долгой исторической традиции - гарантия сохранения мира между нашими странами.

Подписанный Договор о государственной границе Украины и России важен, но о нем я пока знаю лишь по изложениям и комментариям. К сожалению, он не предъявлен пока широкой публике. Вся сухопутная граница теперь делимитирована. Вопрос о Севастополе с точки зрения права был решен в рамках Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Границы были зафиксированы в том виде, в каком они существовали на момент его подписания, тогда Севастополь числился за Украиной. Новый договор ничего не меняет.

Но принятие его повлечет неизбежные последствия, к которым постоянно подталкивают в Украине, - возведение всей пограничной "дури" в "полнопрофильном" размере. Если на это хватит средств, пока их недостаток сдерживает… Приход новых властей на Украину может ознаменоваться возведением китайской стены по всей российско-украинской границе. В ряде случаев она разделит пополам деревни.

Есть другой вопрос - о морской границе, касающийся Азовского моря и Керченского пролива. В Договоре о границе этот вопрос не оговорен, остался неразрешенным. Это плохо, потому что мы подписываем все, что нас просит подписать украинская сторона, но вместе с тем откладываем на будущее все спорные вопросы. Мы не смогли доказать свою правоту в вопросе о морской границе.

Мы считаем, что надо совместно использовать ресурсы Азовского моря и устанавливать границу по дну. Украина же считает - надо по поверхности. По украинской версии, фарватер Керченского пролива принадлежит Украине (из-за бездумных прошлых решений). Поэтому корабль, идущий из российского черноморского порта Новороссийск в российский же азовский порт Таганрог, должен будет платить Украине таможенные и прочие проливные сборы. Их размеры могут быть сегодня мизерными, но завтра стать такими, что судоходство придется прекратить. Мы спохватились, но несколько поздновато и пока не можем настоять на своем варианте.

Подписано очень важное межправительственное соглашение о создании филиалов российских вузов в Украине и украинских в России. Много лет наш проект Черноморского филиала МГУ в Севастополе успешно работал, но оставался неузаконенным в Украине. Теперь эта проблема снята, но надо еще посмотреть подробности этого соглашения. Я бы не хотел, чтобы в филиале МГУ преподавали украинскую версию истории, по которой Мазепа и Бандера - герои. В филиалах российских вузов преподавание должно идти по российским программам - в этом смысл их существования в Украине.

Хорошо, что Путин встречался с Ющенко, политиком проамериканской ориентации. Ненормальна ситуация, когда политические контакты сосредоточиваются лишь на президенте Кучме, завершающем свой последний срок. Я не сторонник того, чтоб вслед за Немцовым и Хакамадой выбирать Ющенко президентом Украины уже сейчас, контакты надо развивать со всеми кандидатами в президенты - с Тимошенко, Симоненко, Морозом… На общественном уровне, на посольском… К сожалению, в этом отношении наше посольство в Украине не очень мудрое, хоть и очень важное. Отчего часто возникают неприятные для России ситуации вокруг вопроса, связанного с будущим президентом Украины.




ПОСТСКРИПТУМ.
Россия - Грузия в зеркале "Персонального дела"

В прошлом номере нашего бюллетеня мы впервые представили вниманию наших читателей новую рубрику "Персональное дело", которая появилась в ответ на открывшуюся в грузинской прессе кампанию по обличению директора Института стран СНГ во всех бедах этой страны. Сегодня нам вновь приходится продолжать поднятую тему.

Бурю эмоций у бдительных телезрителей вызвало участие К.Затулина 20 января в прямом эфире программы "Ночной курьер" грузинского телеканала "Рустави 2". В ходе передачи директор Института стран СНГ аргументировал свою точку зрения на природу проблем Грузии, ситуацию в Абхазии и др.

К сожалению, мы не располагаем видеозаписью и, соответственно, стенограммой эфира 20 января на «Рустави – 2». Предлагаем Вашему вниманию материалы из грузинской прессы и комментарий к ним Константина Затулина.




Свободная Грузия,
7 февраля 2003

Не вешайте лапшу на уши

Открытое письмо З.Месхишвили, директора Отраслевого научно-исследовательского института ЭИТСКИ

В конце января нашим гостем передачи "Ночной курьер" был московский политолог Затулин. Высказанные им соображения по абхазской проблематике остались практически без оппонирования, что оставило ложное впечатление об их логической и аргументированной обоснованности. В связи с этим прошу нижеприведенное рассматривать как чуть запоздалое "телефонное подключение" слушателя передачи и в приемлемой для вас форме довести до сведения как телезрителей, так и господина Затулина.

Господин Затулин! По поводу высказанных вами некоторых соображений (о допущении массового принятия жителями Абхазии российского гражданства, о законности открытия железнодорожного сообщения Адлер-Сухуми), как в известном фильме, "я вам одну умную вещь скажу, только вы не обижайтесь" - они точно характеризуются хорошим русским изречением "вешать лапшу на уши".

И вот почему.

Вы считаете, что жителя Абхазии, принявшего российское гражданство, например, Петрова (как вы сами отметили), не интересуют политические проблемы. И напрасно считаете. Товарищ Петров, которому каждый день внушают, что скоро в Абхазии вместо грузинской будет распространена российская юрисдикция, проявляет смекалку, и в вопросе гражданства держит нос по ветру.

Так же смекалист, например, и житель Латвии, господин Сидоров, который зная наверняка, что там-то российская юрисдикция уж точно никогда не распространится, всеми возможными путями, в том числе и обращением в Европейский суд в Страсбурге, совершенно разумно стремится получить гражданство не России, а именно страны проживания - Латвии. Кстати, сама Россия его всемерно в этом поддерживает.

Если принятие жителями Абхазии российского гражданства не политическое решение, то как тогда объяснить тот факт, что военнослужащий российских войск в Таджикистане, герой России, видимо, после долгих мытарств, не сумев даже принять участие в "массовой подаче заявлений", смог стать российским гражданином лишь по прямому указанию президента России в ответ на его открытое на весь мир телеобращение.

Что, закон о российском гражданстве не везде одинаков?

Некоторые наши коллеги проблемы, возникшие в российско-грузинских отношениях, и те, которые не исключено, также искусственно будут провоцироваться в будущем, считают нестоящими "истерики", слишком мелкими, особенно для такой огромной страны, как Россия. Россия, действительно, крупная держава, но Грузия не посудная лавка, чтобы топтаться в ней аки слон.

И еще, как вы думаете, господин Затулин, какова будет реакция, если жителям Чечни предложат американское гражданство?

Правильно думаете. Я тоже считаю, что поголовно все ухватятся за такую возможность. А если назначат и авиарейс Флорида-Чечня, правда, приватный, "антикоррупционный" и "лишь в два дня раз"? А если затем, чтобы не допустить "создания каких-то анклавов и гетто", откроют прямое сообщение Вашингтон-"резиденция Масхадова"?

Как на это отреагирует Россия? Ее законное в таком случае возмущение вы тоже сочтете за истерику"?

Я уверен, что и наши многочисленные друзья и коллеги по данной совместной работе не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Калуге и Рязани, Краснодаре и Ростове-на-Дону, Ельце и Твери, Великих Луках и Екатеринбурге вряд ли солидарны с высказыванными вами соображениями.

Так что, друг (вы же наш соотечественник), не гоже ходить в чужой монастырь со своим уставом.




№3 (76) 2003 г., Кавказский акцент

Постыдное поражение

Гурам Гвинчидзе

Всего лищь несколько дней прошло с того вечера как г-н К. Затулин, директор Института стран СНГ, дав согласие ведущей телеканала "Рустави-2" г-же Э. Хопери на свое участие в ее программе, изложил грузинским телезрителям свое видение недавних тревожных и многозначительных событий в Абхазии, свою, личную, как он особо подчеркнул, оценку данной ситуации.

К мнению г-на Затулина мы вернемся чуть позже и не раньше того, как попытаемся уяснить для самих же себя: какова была цель прошедшей передачи, которая, как мы, очевидно по своей наивности, предполагали, была задумана как политические дебаты (в противном случае присутствие г-на Р. Сакварелидзе становилось непонятным), но в которой львиная доля эфирного времени была использована г-ном Зетулиным, чтобы с удивительной беззастенчивостью и бесподобным артистизмом, перевирая факты, обвинить Грузию во всех мыслимых и немыслимых грехах, поучить нас уму-разуму и дать мудрые, советы на будущее, в основе которых, увы, была лишь одна генеральная идея: как нам, грузинам наилучшим способом ублажить Россию. Может, руководство телеканала "Рустави-2" сильно озабоченное тем, что та антигрузинская трибуна, которую г-н Затулин имеет в России, по их мнению, для него явно недостаточна, и поэтому любезно решило предоставить означенному господину дополнительные возможности, в гуще событий, так сказать?

В таком случае становится еще более непонятным смысл коротенькой заключительной беседы г-на Сакварелидзе и госпожи ведущей уже после того, как г-н Затулин отключился: если уж и была такая полная убежденность в бессмысленности диалога, так стоило ли огород городить? Тем более, что вряд ли сыщется в нашей стране, да и за ее пределами также, личность, которая может поверить в то, что г-на Затулина можно повернуть лицом к нам. Поэтому удивительно ли, что мастерское передергивание фактов, назойливое выпячивание второго, подчеркнуто бытового, плана, маскировка имперских аппетитов сердобольными вздохами по поводу горчайшей участи абхазов (и ни слова о грузинах-беженцах!), жонглирование полуправдой вызвали сильнейшее раздражение у наших телезрителей. Разумеется, нет, так же, как неудивительно и то, что у другой части эта встреча, ее содержание и итоги вызвали полное недоумение в основе которого один вопрос: мы ожидали чего-то другого? Эрудиция и профессионализм г-на Сакварелидзе в его узкой специальности достаточно высоки и мы с удовольствием почерпнем от них в других ситуациях, но, что представляют из себя затулины, пастуховы и им подобные нам самим достаточно хорошо известно. Но печально не это. Печально то, что наше недоумение касалось не только факта предоставления трибуны г-ну Зэтулину, его внутригрузинской риторике хотя в основном, конечно же этим обстоятельствам, но также и то, что мы далеко уже не в первый раз становимся свидетелями того, как самонадеянность, недостаток образования, удручающе низкий уровень полемических кондиций приводил нас к поражению в дебатах с российскими оппонентами, к поражениям постыдным. Понимает ли в полной мере тот, кто попадает в означенную ситуацию, что победа в споре приходит не к тому, кто сознает сбою правоту, а к тому, кто может ее защитить. Нет места в подобного рода дебетах встречах, переговорах или как их там еще называть, реверансам, китайским церемониям, улыбочкам, благодарностям за беседу, извинениям за отнято драгоценное время: не те времена, не та ситуация, и не те отношения. Это г-н Затулин должен был быть благодарным за любезную возможность, предоставленную ему телеканалом "Рустави - 2" выложить нам, грузинам, его программу развала нашего государства, аннексии нашей территории, ту программу, которую, по его же словам, ему не удалось сообщить спикеру нашего парламента г-же Н. Бурдженадзе на этих днях в Москве.

С чем пришла на встречу с г-ном Затулиным, бескомпромиссным, жестким, хитрым и умным врагом нашего государства, тонким и ловким полемистом, "хозяйка" программы, на которой без сомнения, лежит полная ответственность за подготовку всей и инфраструктуры встречи, а также ее стратегия? Увы с удивительной по своей бездарности технологией, которую вчерашние смазливенькие студенточки, в сегодняшние информационные дивы (уж такими во всяком случае они сами себя видят) могут воспроизвести с закрытыми глазами, даже в коматозном состоянии, поскольку и технология-то, будем честны, донельзя убога: столкнуть лбами в прямом эфире пару-тройку наших горе-политиков в базарной склоке, покачаться в волнах фимиама, изливаемого на них с деревенской фамильярностью этими же, постыдно попирающими свой ранг, господами и … на свет появляется особа, преисполненная чувством собственной непогрешимости. значительности н полной уверенности в своем праве безнаказанно вершить судьбами людей. Правда с удручающими провалами в воспитании и образовании, но кого интересуют подобные пустяки? Вот с этим багажом и заявилась ведущая "Рустави-2" на встречу с г-ном Затулиным, очевидно, намереваясь украсить им интерьеры своей студии. Не тут-то было! Это была попытка с негодными средствами. Да и роль г-на Сакварелидзе в программе г-жи Хопория выглядела достаточно неопределенно: или он изначально уверенный, по его же собственным словам, в бессмысленности диалога с г-ном Зетулиным, должен был отказаться от участия, или, поскольку он все-таки оказался в эфире, его участие должно было быть намного более жестким, четко аргументированным, оснащенным значительно большим количеством фактов и, что самое главное, ориентированным на разоблачение в наших глазах глубинных замыслов антигрузинской стратегии г-на Затулина. Его прямой обязанностью было донести до нас, во-первых, то, что институт, возглавляемый г-ном Затулиным, т.е. Институт стран СНГ - это благонравная, почти что на уровне рождественских сказок, полностью фальшивая вывеска. Уж не знаю, как определены в российских спцслужбах функции этого, с позволения сказать, института, но мы. я думаю, с достаточной степенью достоверности можем дать приличествующее ему название, хотя бы вот такое: Институт удовлетворения империалистических аппетитов России. Это единственная функция института г-на Затулина и никто не поручится за то, что не в его недрах была разработана стратегия развала нашей страны, аннексии ее территории. Без сомнений и начавшаяся глобальная паспортизация, проводимая Россией среди населения, проживающего в денный момент на территории : Абхазии, и железнодорожное сообщение между Сухуми и Сочи лишь очередные ее этапы. Разумеется, выдача Россией своих паспортов населению - это аннексия части нашей территории в чистом виде, несмотря на псевдологические упражнения г-на Затулина с гипотетическим г-ном Петровым. Но странно ли, с какой настойчивостью г-н Затулин старался привязать к этой теме идею необходимости принятия Грузией двойного гражданства? Эта странность кажущаяся и ответ лежит на поверхности: представим на мгновение, что обширной русской диаспоре, компактно проживающей в Эстонии, в районе Нарвы, российское правительство предложило российские паспорта и российское гражданство. Разумеется, те русские, которые сейчас проживают в Эстонии, несмотря на довольно строгие законы принятия в гражданство Эстонии, отнюдь не горят желанием именно таким образом зафиксировать свою преданность исторической родине.

Но давайте, все-таки, это представим, как и то, что какая-то часть русского населения на это пойдет. Что за этим последует? Немедленно, возможно сразу же вслед за соблюдением всех формальностей они будут депортированы на свою историческую родину, как лица, нарушившие визовый режим. Г-ну Затулину совсем не нужно появление бывших граждан Грузии, проживавших на территории Абхазии и получивших гражданство России, на территории России: теряет смысл основной замысел стратегии аннексии, цель которой очевидна - сперва поголовная паспортизация, затем регулярное железнодорожное сообщение. Разумеется, глупейшие рассуждения г-на Затулина о преимуществах железнодорожного транспорта перед гужовым и его праведное негодование по поводу поборов российских пограничников-взяточников нас изрядно повеселили, но развеяв эту дымовую завесу, мы обязаны осознать с полной ответственностью и дать понять г-ну Затулину, что мы отлично это понимаем, что именно регулярное железнодорожное сообщение и есть очень серьезный показатель стабильности существующего положения, т.е. Абхазия без грузин, так сказать - символ независимости, фактического отделения Абхазии от Грузии де-юре. Итак - паспортизация, железнодорожное сообщение, затем референдум, разумеется, в отсутствии грузинского населения Абхазии, темой которого без сомнения будет настоятельная просьба бедствующего населения Абхазии о включении ее в состав России, затем обязательное кривлянье российских властных структур и наконец "вынужденное" согласие, исключительно ради спасения страждущих. Ни разу в течение получасовой программы г-н Затулин ни единым словом не затронул тему возвращение беженцев к могилам своих предков в Абхазии. Он говорил обо всем, о том, что грузины перевирают количество депортированных из Абхазии грузин, о том, что лишь часть из них живет в Грузии, правда, нехотя признав, что - большая, что миллион грузин проживает в России, не упомянув о том, что это самая бесправная и угнетаемая часть теперешнего населения России, что на бессовестной эксплуатации этих изгоев, лиц кавказской национальности россияне бессовестно наживаются. Г-н Затулин очень суетился со своим планом урегулирования грузино-абхазского конфликта, напирал на то, что единственный путь - это путь экономического возрождения Абхазии. Разве с этим можно спорить? Не ощущает ли г-н Затулин анекдотичность ситуации, когда он, россиянин, за экономическое возрождение Абхазии, а Грузия, видите ли, против, и далее, развивая эту мысль, как же будут относиться абхазы к грузинам, страдая от этого противодействия. Со своей стороны, хотелось бы поинтересоваться, не беспокоит ли г-на Затулина мысль, что за более чем десять лет конфликта в Абхазии, стараниями россиян выросло поколение, которое ненавидит грузин, а в Грузии - как абхазов, так и россиян? И тем не менее, мы согласны с г-ном Затулиным: Абхазия без сомнения очень нуждается в экономическом возрождении, но в нем должно принять участие все население Абхазии без исключения. Этот благословенный край должен наконец увидеть лучшие времена. Право приложить к этому благородному делу руку имеют не только абхазы, как убежден г-н Затулин, но и грузины, которые, как мне кажется, вполне его заслуживают, приложив на этой земле более двух тысяч лет.

Пройдет несколько десятков лет, а может, это случится и значительно раньше, но полностью убежден, что новые поколения россиян будут стыдиться той кровавой роли, которую сыграла Россия на Южном Кавказе. Это не только Грузия, но это и Карабах и Азербайджан. А если окинуть взглядом мир, то это и Приднестровье, и Прибалтика, и Египет, и Афганистан, и Чехословакия, и Венгрия, и Ангола и т.д. Удивительно, но и г-н Затулин уповает на грядущее поколение. Чем руководствуется этот господин в своих надеждах? Если исходить из специфики его менталитета, империалистических амбиций, упертости в своей вере в гегемонистскую миссию России, то ответ очевиден.




Комментарий: Очередное последнее слово подсудимого.

Когда я читаю нечто вроде откликов наших друзей из Грузии на свое выступление в прямом эфире, мне на память приходит труд одного француза XIX века. Его книга называлась «Слова, сказанные на лестнице» - о том, что могли бы возразить на ставшую крылатой фразу исторические современники, если бы нашлись что ответить. Это сборник несостоявшихся изречений «крепких задним умом», которые додумались, но поздно, уже «спускаясь по лестнице».

Я, конечно, благодарен телеканалу «Рустави – 2» и ведущей – г-же Хоперия, которую уничтожает на страницах «Кавказского акцента» достопочтенный джентльмен, «крепкий задним умом» Г.Гвинчидзе. Сотрудники «Рустави-2», возможно, сами не желая того, провели эксперимент, полезный для излечения от того сумеречного состояния, в которое впадают некоторые представители грузинской элиты как только речь заходит об Абхазии или Осетии или России. Они предложили дискуссию в прямом эфире. Оказывается, это теперь трудно: уметь спорить и доказывать. Легче браниться и кичиться перед родной аудиторией «в записи». Чтобы излечиться от дурных привычек, нужна добрая воля. Когда ее нет, как, например, у уважаемого З.Месхишвили, мы вновь слышим об «американском гражданстве для жителей Чечни», и об «авиарейсе из Флориды», и о «прямом сообщении Вашингтон – резиденция Масхадова». Человеку явно нехорошо.

Я в своем интервью говорил о том, что за десять лет в Тбилиси не додумались не до чего умнее, чем вывод: «Чем хуже для Абхазии, тем лучше для Грузии». Ведь вот же и господин Гвинчидзе прямо таки испереживался от того, что электричка – это шаг к железнодорожному сообщению, т.е. к стабильности в Абхазии. Ужас!

Что-то подсказывает мне, что в следующий раз, если такой будет, господа Месхишвили и Гвинчидзе, невзирая на занятость, сами бросят мне перчатку. Впрочем, писать в своей газете с маленькой буквы и во множественном числе фамилии непонравившихся тебе общественных деятелей России много безопаснее, чем бороться на людях с «бескомпромиссным, жестким, хитрым и умным … тонким и ловким полемистом» и проч.

Спасибо Вам, дорогие.

Ваш Константин Затулин.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ