Политические партии накануне выборовАлександр Фадеев
«Левые так подлы,
а правые – так безнадежно глупы» (В.Х.Даватц)
Белорусские политические структуры
готовятся к мартовским выборам в местные органы власти. Абсолютное большинство
политических активистов рассматривает данную избирательную кампанию как первую
проверку сил перед будущими парламентскими, а главное – президентскими выборами.
Из стана оппозиции на сей раз не слышится призывов бойкотировать выборы,
наоборот, оппозиционные политические группы и партии во всех регионах и довольно
деятельно повели свою предвыборную эстафету.
Основная политическая партия республики –
партия управленцев – в отличие от прошлой парламентской избирательной гонки,
которую в известном смысле она тогда пустила на самотек, сегодня демонстрирует
консолидацию и стремление не допустить оппозиционеров ни в какие органы
представительной власти. Для этого используются и испытанные административные
методы; так, например, до нынешних выборов в местные советы не была допущена
примерно половина кандидатов, представляющих оппозиционные партии, «по
техническим причинам»(ошибки в заполнении анкет, деклараций и т.п.). Кандидаты
социал-демократического крыла оппозиции жалуются на цензуру Центральной комиссии
по выборам и проведению референдумов РБ, которой подвергаются, в частности,
выступления кандидатов в депутаты от Грамады. Кроме того республиканский эфир в
значительной степени был огражден от российских электоронных СМИ с целью
минимизации воздействия политических и идеологических центров России на
потенциальных избирателей и вообще внутриполитическую ситуацию в Белоруссии. Эти
же основания, как надо полагать, послужили и поводом для прекращения вещания
православной радиостанции «Радонеж» на территории РБ, которая работает с
благословления Патириарха Московского и всея Руси.
В целом позиции кандидатов от правящего
класса выглядят достаточно не убедительно, им трудно рассчитывать на массовую
поддержку электората. Дело в том, что граждане республики в известной мере
дезориентированы: обещанных правительством еще в прошлом году изменений, ведущих
к поднятию уровня жизни, не наступило, а именно с улучшением своего
материального положения белорусы связывают и развитие демократизации в стране, и
успех реформ «сверху». В этом отношении возрастают шансы независимых кандидатов:
у них предвыборные программы более радикальны и соответствуют ожиданиям
избирателей. Отмечен рост числа таких кандидатов, и он будет еще более заметен
во время будущих парламентских выборов.
Другие политические организации,
оппозиционные партии, пока заметной роли в политической жизни республики
не играют. Их состав невелик, в основном членами таких оппозиционных групп
являются представители интеллектуального слоя, творческой интеллигенции, которые
отражают определенные интересы узкой элиты белорусского социума. Кроме того,
практически ни одна оппозиционная партийная структура в Белоруссии не может
рассматриваться как устойчивая, а по своему характеру, формам организации и при
отсутствии реальной опоры на массы их трудно отнести и к демократическим
партиям. На фоне пассивности белорусского общества, его деполитизации,
объективной и вынужденной оторванности граждан республики от политической
деятельности сфера функционирования групп оппозиции чрезвычайно мала.
Зачастую поле деятельности каждой из
политических партий этого крыла объективно ограничено теми канонами, которые
выработались или сложились внутри самой организации. Роднит эти группы прежде
всего неприятие существующего сегодня в Белоруссии политического режима и
отрицательное отношение к предшествующему ему государственно-политическому
устройству в виде союза республик – СССР. Отличительной чертой белорусских
оппозиционеров следует считать ставку на овладение всеми рычагами высшей власти,
а не на длительную и трудную работу по инициированию переворота в общественном
сознании, идеологическому овладению массами. Ведущей идеей их партийных программ
выступает моделирование государственного и общественного строя республики
согласно западноевропейским образцам и в сжатые исторические сроки. Основным
критерием истинности такой стратегии приводится высокий уровень жизни,
материального достатка и качества услуг в развитых странах Старого света, что в
условиях белорусских реалий выглядит весьма выигрышно.
Самое радикальное оппозиционное
объединение – партия БНФ и общественно-политическое движение «Адраджэньне» -
поспешило в канун выборов выступить с новой партийной программой, которая была
обнародована в середине января. В ней впервые столь цинично и открыто был
провозглашен курс на вступление Белоруссии в Североатлантический альянс и
Евросоюз. Таким образом объединение Валентина Вечерки окончательно подтвердило свой
отказ от политики сохранения любой ценой государственного суверенитета и
национальной независимости Белоруссии, которую пыталось проводить на протяжении
ряда лет, объявив ее стратегической и принципиальной линией своей партии. Такую
подмену партийной стратегии вряд ли можно назвать неожиданной, прозападный курс
БНФ просматривался с первых дней его основания. И все же следует указать на
непосредственную причину столь явного политического кульбита лидеров Фронта.
Ну, во-первых, политические эмиссары БНФ
все последнее время были заняты решением важнейшей с их точки зрения задачи:
определить истинное отношение Запада и Москвы к опрометчиво заявленному
белорусским президентом Александром Лукашенко желанию баллотироваться на третий
президентский срок, изменив соответствующим образом конституцию Республики
Беларусь. Именно этому были посвящены их вояжи в ряд стран Западной Европы и
США, а также в столицу России осенью-зимой прошлого года. Еще более серьезные
опасения оппозиции были связаны и со слухами о том, что Лукашенко подобно
известному югославскому политическому лидеру И.Б.Тито попытается получить
неограниченный сроками мандат на президентство(по итогам референдума или от
Национального Собрания). Действительно, Иосип Броз Тито «на основании
волеизъявления трудящихся Югославии» был Скупщиной(парламентом) СФРЮ в мае 1974
г. избран пожизненно на пост президента республики. Поэтому так важно для
функционеров оппозиции (и не только БНФ) было получить политические гарантии,
что ни Запад, ни соседняя Россия такой поворот событий не допустят. И такие
твердые заверения, пусть и косвенным путем, были получены.
Во-вторых, интеграционные инициативы
российского лидера Владимира Путина, а главное - приближение намеченных сроков
перехода Белоруссии на российский рубль уже не позволяли оппозиционерам и в
дальнейшем уповать исключительно на демагогические приемы, ставившие их в лагерь
защитников полностью суверенного и независимого государства белорусов. Возникла
необходимость сбросить политическую маскировку и открыто и недвусмысленно
назвать своих истинных союзников. Лидер БНФ-«Адраджэньне» В.Вечерко сделал это,
характеризуя новую программу своей партии: «Мы – единственная партия, которая
провозглашает вступление Беларуси в Евросоюз и НАТО в качестве программных
целей». По мысли Вечорки выбор Западной Европы сделан в качестве альтернативы
созданию союзного государства с Россией, пророссийскому курсу Лукашенко и в
противовес идее Путина о вхождении Белоруссии в состав России.
Интересно, что русские и русскоязычные
граждане республики, если исходить из новой программы Фронта, фактически
оказываются вне политики, поскольку достижение исторической «цивилизационной»
перспективы планируется вести на основе объединения социума исключительно вокруг
белорусского языка и белорусской же «исторической памяти» и культурной традиции.
Объективно к этому располагает и пассивная позиция самих русскоязычных граждан
республики, которые в силу «проклятой русской неспособности к организации»,
свойства, столь блистательно некогда подмеченного Иваном Тупиковым, так и не
смогли создать дееспособных политических структур, направленных на отстаивание
собственных национальных и социально-культурных интересов.
В любом случае все попытки БНФ(А)
выставить свою партию в качестве политической организации, базирующейся на
принципе морали, выглядят достаточно беспомощно. Вряд ли в демократических
странах Европы и мира готовы отказаться от общечеловеческих моральных принципов
в угоду некой чисто белорусской морали, как ее понимают в партийных рядах
Фронта. Да и в самой Белоруссии согласно самым оптимистичным прогнозам пока
готовы оказать поддержку БНФ на предстоящих выборах в местные советы
только 0,5% потенциального электората.
Больше всего прошло регистрацию кандидатов
от Либерально-демократической партии, которую считают вполне лояльной к власти и
только по недоразумению отнесенной к независимым политическим структурам
республики. Вполне успешным был старт в предвыборной гонке и у Белорусской
социал-демократической партии (Народная Грамада), которая сумела провести за
рогатки регистрации почти 70% от числа своих кандидатов. Лидер БСДП(НГ)
Николай Статкевич считает, что в этом им помог опыт участия в предшествующих
избирательных кампаниях, которые другие оппозиционные группы игнорировали,
объявляя бойкот, например, выборам в нижнюю палату парламента. Объединенная
гражданская партия (ОГП) бывшего гонителя белорусского комсомола Анатолия
Лебедько, как представляется, потеряла надежду одержать победу в провинции
и делает ставку на избирателей столицы, где планирует провести в советы не менее
12 своих членов. Предвыборная стратегия ОГП основана на открытом диалоге с
избирателями, но сегодня слабо верится, что такой «разговор с населением»
принесет партии места в местных советах, – ее престиж существенно подорван
известным телефонным скандалом «Немцов-Лебедько» и вообще контактами с
российским СПС.
Левый фланг оппозиции сегодня выглядит
ослабленным. Коммунистическое движение в Белоруссии испытывает явную
растерянность, колебания. Об этом свидетельствуют и попытки отдельных
коммунистических функционеров и групп найти точки взаимосоприкосновения с
властью, либо, наоборот, как секретарь ЦК ПКБ Сергей Калякин сомкнуться на почве борьбы с
президентской администрацией с правыми политическими группами, вступить с ними в
партнерские отношения, найти союзников и опору в рядах российского СПС,
известного своей нетерпимостью к Лукашенко (и, заметим, ненавистью к
коммунистическим догмам). Обе коммунистические партии республики активно
пытаются использовать в своих партийных интересах, отстаивании своей идеологии
элементы отрицательного опыта и негативной переоценки обществом процесса реформ
главным образом в России, а также в соседних Литве и Польше. Но на этом
поприще им составляет острую конкуренцию сам государственный идеологический
аппарат РБ, который задействует в своих собственных целях весь потенциал
официозных электронных и печатных СМИ.
Белорусские профсоюзы в прошлом году
окончательно подпали, как известно, под управление государственных чиновников.
Малая их часть в виде Белорусского конгресса демократических профсоюзов под
руководством Александра
Ярошука судорожно пытается в этих обстоятельствах сохраниться как
элемент независимого белорусского профсоюзного движения. В отстаивании своего
независимого от государства статуса БКДП сегодня ориентируется на Международную
конфедерацию свободных профсоюзов(МКСП), затеяв процедуру вступления в ряды этой
организации в качестве единственного свободного профцентра Белоруссии,
представляющего интересы ее неправительственных профсоюзных структур. Скорее
всего в середине лета этого года этот процесс будет юридически оформлен. Но уже
не дожидаясь вступления БКДП в свои ряды, Международная конфедерация свободных
профсоюзов обратилась к управлению Евросоюзом с требованием приступить к
процедуре лишения Беларуси всех торговых льгот за игнорирование рекомендаций МОТ
и за нарушение властями этой республики международно признанных стандартов в
отношениях между государством и профсоюзами, «элементарных прав профсоюзного
движения», что несовместимо с европейской системой преференций.
Перед выборами обозначили себя и
немногочисленные политические активисты из среды белорусских предпринимателей.
Наиболее заметны среди них две группы – Республиканский стачечный комитет
предпринимателей Валерия Левоневского и организация «Частная собственность»
Леонида Малахова. Пока они видят свою задачу, скорее, в привлечении внимания к
себе средств массовой информации, прибегая при этом к весьма экзотическим
акциям: призывая в период между двумя турами предстоящих выборов к
«республиканской» забастовке предпринимателей, маршам протеста в центре Минска и
т.п.
Вообще отдельные белорусские независимые
эксперты утверждают, что местные выборы принесут в совокупную копилку
оппозиционных партий до 10% от числа всех избирателей. Скорее всего и эта цифра
является несколько завышенной. Она исходит, как представляется, из результатов
исследований социологов, зафиксировавших значительное падение общественного
рейтинга Александра Лукашенко. Вполне возможно, что это соответствует
действительности, но вот перейдет ли часть разочаровавшихся избирателей в стан
друзей оппозиции – это большой вопрос. Прогноз, в данном случае, лучше делать не
на сомнительных данных социологических опросов перед выборами, а на основе
реальной картины в лагере оппозиции. Неоднократные призывы радикалов к ее
консолидации, созданию коалиции повисли в воздухе. Острое соперничество
партийных «морализаторов» не способствует объединению усилий по борьбе с
нынешним режимом, оппозиция продолжает не только оставаться расколотой, но и
тяготеет к переводу партийной конкуренции на рельсы неприкрытой политической
борьбы между враждующими группами с использованием всего арсенала средств. Это
неумолимо диктует сама логика борьбы за власть в контексте осознания
сегодняшними политическими маргиналами слабости и конечности власти президента
Лукашенко.
Действительно, республика переживает
достаточно сложный этап своего развития, нарастают многочисленные внутренние
факторы, свидетельствующие об остром экономическом и политическом кризисе в
Белоруссии. Очевидно, что без проведения масштабных хозяйственных и
социально-политических трансформаций администрация Лукашенко обречена, она не
сможет удержать власть. Такой возможный исход (с учетом белорусских политических
реалий и потенциала выживаемости режима) зависит не столько от действий слабых
политических групп и «карликовых» партий внутри республики, сколько
предопределяется воздействием внешних сил и обстоятельств.
Сами же реформы в Белоруссии, на наш
взгляд, вряд ли будут проведены сверху, поскольку этому мешает качество властной
элиты, консервативной, продолжающей тяготеть к распределительной и
социально-ориентированной модели государственного устройства с единственным
центром управления, фактически исповедующей левые, социал-демократические
идеологические принципы. Этому препятствуют также отсутствие
финансово-материальных резервов, изобилия годных для экспорта природных
ресурсов, способных стабилизировать такой переход, и психологической готовности
к таким новациям корпуса чиновников, не говоря уже об обществе.
Государственный аппарат, скорее всего, будет и дальше стремиться сохранить за
собой главные контролирующие и регулирующие функции, собственность на основные
средства производства. Кроме того, и это, видимо, хорошо понимает Лукашенко,
система республиканского управления в ее нынешнем виде не выдержит неизбежно
возникающих в ходе масштабной трансформации социальных, экономических и
политических конфликтов, а, следовательно, рухнет вся вертикаль власти. А этого
допустить, как считают в Минске, ни в коем случае нельзя.
Очевидно, что во всех странах,
осуществивших относительно недавно трансформацию, переход к либеральным
принципам, развитие широкой демократии и формирование эффективной, рыночной
экономики диктовался не деятельностью политических, оппозиционных партий, а
государственной политикой, проводимой правительствами и их лидерами. Процесс
этот сопровождался вовсе не активизацией политической активности общества, а,
как раз, наоборот – массовой деполитизацией. Весь комплекс задач, которые
необходимо решать в процессе реформ, может поднять только само государство,
задействуя буквально все свои стратегические резервы, что и происходило в
центрально- и восточноевропейских странах. При этом нельзя отрицать, что
оппозиционные структуры в некоторых странах Восточной Европы дали толчок,
импульс, позволивший ускорить движение к реформам. Но этого не удалось бы
достичь, если бы не сложились благоприятные для этого внешние обстоятельства,
международные условия, не было бы фактора мощной поддержки из вне.
|