Александр Лукашенко, региональные элиты и местные выборы.Владислав Лосев (Минск)
2-го марта в Белоруссии состоятся выборы в
местные советы, которые будут первой крупной общественно- политической кампанией
после президентских выборов 2001 года. При этом, в отличие от всех
предыдущих выборов в представительные органы власти, которые проходили после
конституционной реформы 1996 года, в нынешней кампании принимают активное
участие и оппозиционные партии и организации.
Из всех политических сил вступивших в
борьбу за представительство в местных законодательных собраниях можно условно
выделить три предвыборных блока.
Во-первых, это президентский «блок»,
объединяющий тех соискателей депутатских мест, кандидатуры которых в той
или иной форме согласовывались с администрацией президента РБ. В случае
своего избрания «посланцы президента» должны будут составить
непосредственную опору А.Г. Лукашенко в местных органах власти, что
особенно важно в преддверии предстоящего этапа конституционных изменений,
призванных снять временные ограничения на пребывание одного лица в
должности главы белорусского государства.
Во-вторых, это «блок» местной
номенклатуры. Как известно, в течение всего времени правления Александра
Лукашенко администрацией президента особое внимание уделялось выстраиванию так
называемой вертикали исполнительной власти, которая по замыслу ее создателей
должна безоговорочно проводить в жизнь решения руководства республики. В целом,
эта задача была выполнена и система исполнительной власти в
Белоруссии работает как неплохо отлаженный механизм, который, в частности, во
многом обеспечил убедительную победу Александру Лукашенко на президентских
выборах 2001 года.
В то же время нельзя не понимать, что
нынешние и тем более будущие интересы местных и центральных властей в
Белоруссии, по всей видимости, будут совпадать далеко не во всем. Главная
задача, которую необходимо решить президенту и его администрации уже
в ближайшее время – это создание политических, экономических и прочих условий,
позволяющих наиболее безболезненно устранить из действующей конституции
Белоруссии нормы, которые препятствуют дальнейшему переизбранию А.Г. Лукашенко
на президентский пост.
Центральная же задача, стоящая перед
местной номенклатурой заключается не только в ее собственном политическом
выживании, но и в создании таких условий на местах, которые позволили бы ей в
недалеком будущем стать полноправными экономическими хозяевами в своих
регионах. А это возможно только в случае плотной смычки местных
исполнительной и представительной властей. Поэтому, в ходе протекающей
предвыборной кампании местные и региональные власти независимо от указаний из
Минска будут проводить в советы именно своих людей.
К тому же, белорусские местные власти уже
имеют немалый опыт комплектации «под себя» местных советов. Так, например, в
Минском областном совете текущего созыва подавляющее большинство депутатов
являются руководителями предприятий или колхозов и чиновниками (в том
числе на уровне начальников управлений) Миноблисполкома. Что же касается советов
более низкого уровня (городские, районные, сельские и т.д.), то там, за
исключением Минска и областных центров, картина носит еще более
недемократический характер, так как широко распространенной является практика
совмещений руководителями исполнительных органов власти своих постов с
должностями председателей соответствующих советов.
В качестве третьего «блока», добивающегося
избрания в местные советы выступают политические партии и независимые от властей
самостоятельные кандидаты, каждые из которых, естественно, преследуют свои
собственные цели. Единственно, что их всех объединяет, так это их общее
неприятие со стороны как местных, так и центральных властей. Некоторое
исключение составляет лишь пропрезидентская Коммунистическая партия Белоруссии
(КПБ), которой из властей придется бороться только с местной номенклатурой.
По понятным причинам политические
партии основной упор в своей предвыборной тактике сделали на попытку
«прорыва» в Минский городской совет, областные советы, городские советы
областных центров и крупных городов. В своих политических расчетах лидеры
оппозиции видят, в первую очередь, Минский городской совет в качестве
легитимного центра «сопротивления режиму».
Это прекрасно понимают в администрации
президента, и поэтому уже на этапе регистрации кандидатов был
произведен существенный отсев соискателей депутатских мест.
По данным Центральной комиссии по выборам
и проведению референдумов, в регистрации в качестве кандидатов в депутаты
отказано из числа подавших документы в Минский городской совет - 45,9
процентам, в областные советы – 26 процентам, в советы городов областного
подчинения – 13,8 процентам соискателей. А вот в отношении представительных
органов низшего уровня картина наблюдается совсем иная. Так, при выдвижении в
районные советы отказано в регистрации 1-му проценту, в поселковые советы – 0,7
процента и в сельские советы – 0,3 процента от подавших документы.
Уже первый этап предвыборной кампании
явственно свидетельствует о предсказуемости итогов выборов. Основная борьба, по
всей видимости, будет вестись между предвыборным «блоком» центральной власти и
кандидатами от местной номенклатуры и то в том случае, если
региональные элиты не найдут общего языка с Минском. Политические же
партии уже традиционно для Белоруссии, скорее всего, останутся на обочине
политической жизни, что при нарастающем всеобщем обеднении немаловажно для
сохранения политической стабильности в республике.
В своей дальнейшей государственной и
политической деятельности Александр Лукашенко помимо существующей властной
вертикали намерен опираться на Федерацию профсоюзов Белоруссии (ФПБ),
Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ) и местные советы.
В последнее время в структурах ФПБ
произошли серьезные кадровые изменения, позволившие в значительной степени
умиротворить профсоюзный актив и практически исключить вероятность перехода ФПБ
в оппозицию президенту. На руководящие должности ФПБ был делегирован ряд
высокопоставленных чиновников и ведущих специалистов из администрации президента
РБ во главе с нынешним председателем Федерации профсоюзов Леонидом Козиком.
Кроме этого, была полностью обновлена редакция органа ФПБ газеты «Белорусский
час».
Что касается БРСМ, то, несмотря на
внушительную численность ( 89 тысяч человек) эта организация на данный момент
носит скорее номинальный, чем дееспособный характер, так как подавляющее
большинство ее членов это школьники старших классов. По словам первого секретаря
БРСМ Александра Нахаенко в настоящее время в организации состоит 21 процент от
общего числа, имеющихся в республике старшеклассников и менее одного
процента от общего числа студентов, учащихся ПТУ и молодых рабочих.
Так, что БРСМ можно считать опорой президента с большой долей
условности.
По всем признакам, в 2003 году
администрацией президента намечено окончательно выстроить тот
общественно-политический «каркас», который призван стать опорой А.Г. Лукашенко в
реализации его стратегических политических замыслов. И, очевидно, по этому
центральная республиканская власть уделяет самое пристальное внимание казалось
бы вполне заурядным выборам в местные советы.
|