Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №69(15.02.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
ТЕЛЕЦИКЛ «МАТЕРИК»
ФОРУМ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ГРУЗИЯ



Независимая газета,
3 февраля 2003

Грузию поставили на место

Анатолий Гордиенко

Совет Безопасности ООН дал понять, что российские миротворцы останутся в зоне грузино-абхазского конфликта. Не дождавшись от Совета Безопасности ООН желаемой активизации в урегулировании проблемы Абхазии и выдавливания из мирного процесса России, в Тбилиси не исключают принятия в ответ неких "драматических решений". Секретарь Совета национальной безопасности Грузии Тедо Джапаридзе в беседе с журналистами не исключил, что Тбилиси все-таки может принять решение о выводе российских миротворцев из Абхазии. Сейчас, добавил Джапаридзе, в решении абхазской проблемы наступает решающий этап, когда Грузия должна быть "готова ко всему".

Весьма прозрачный намек на возможное развитие событий озвучил по возвращении из Киева президент Грузии Эдуард Шеварднадзе: "Я, - сказал он, - не знаю, что произойдет, если миротворцы уйдут". Обеспокоенность Шеварднадзе понятна: альтернативы тем же Коллективным силам СНГ по поддержанию мира (КСПМ) нет.

Накануне состоявшегося в конце прошлой недели очередного заседания Совбеза ООН руководство Грузии, судя по всему, решило действовать на "абхазском направлении" по красивой, но весьма рискованной наполеоновской формуле: "Требуй невозможного - получишь максимум!" Отсюда и небывало жесткая позиция Совета национальной безопасности Грузии, и непривычный для такого рода собраний демарш Эдуарда Шеварднадзе, впервые в практике Содружества воспользовавшегося в столице Украины правом вето и добившегося исключения из обсуждения вопроса о мандате российских миротворческих сил в Абхазии, и шумное обсуждение абхазской проблемы в парламенте Грузии, где даже приняли "за основу" корявое, несогласованное постановление, в котором Россию обозначили как сторону грузино-абхазского конфликта.

Словом, делалось все, чтобы на подтолкнуть мировое сообщество к применению в отношении этой бывшей грузинской автономии 7-й главы Устава ООН, предусматривающей введение в действие так называемого "механизма принуждения к миру". Естественно, с вводом в зону грузино-абхазского конфликта международных миротворческих сил, которые и заменят-де там Россию. Говорили, правда осторожно, о появлении в проекте резолюции СБ ООН по Абхазии неких "новых элементов", способных переломить-таки ситуацию в пользу Грузии. В общем, ждали некоего прорыва.

Оказалось - напрасно. Вместо этого СБ ООН в своей резолюции # 1462, принятой единогласно и без каких-либо дебатов, в очередной раз призвал грузинскую и абхазскую стороны искать мирные пути решения проблемы. О действиях России в резолюции нет ни слова. Более того, Совет Безопасности на очередные шесть месяцев - до 31 июля 2003 года продлил мандат Миссии ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ).

Последнее весьма важно. По сути, этим пунктом резолюции Совбез ООН независимо от того, какое решение в феврале примет официальный Тбилиси, дал "добро" на дальнейшее пребывание в зоне грузино-абхазского конфликта КСПМ. Связь тут прямая. Руководство МООННГ уже не раз заявляло, что в случае вывода из зоны конфликта подразделений КСПМ пребывание там военных наблюдателей ООН станет невозможным, так как именно действующие в Абхазии под эгидой СНГ российские десантники являются гарантами их безопасности. И если, отмечается в ооновской резолюции, грузинская сторона все-таки решит не продлевать мандата КСПМ, СБ ООН оперативно, уже в середине февраля, вернется к рассмотрению мандата МООННГ. И еще: ожидалось, что позицию Тбилиси изложит в своем выступлении на заседании в Нью-Йорке посол Грузии в ООН Реваз Адамия, однако ему там слова вообще не предоставили.

В общем, Грузию в очередной раз поставили на место. Желающих менять Россию в зоне грузино-абхазского конфликта снова не оказалось.




Время МН,
13 февраля 2003

Моменты без истины. Сюжеты грузино-российского театра политического абсурда

 Сюжеты грузино-российского театра политического абсурда то и дело меняются: не успели утихнуть страсти по Панкисскому ущелью, как всплыли темы "ползучей аннексии Грузии со стороны России" и дальнейшей судьбы российских миротворцев в зоне грузино-абхазского конфликта.

Тбилиси и Москва во взаимных упреках и угрозах зашли настолько далеко, что их сегодняшние отношения приобрели некую виртуально-изощренную форму, в недрах которой элементарная истина затерялась окончательно.

Неласковый теленок. С подачи политиков российское массовое сознание представляет себе сегодняшние грузино-российские взаимоотношения приблизительно так: Грузия для России что чемодан без ручки - и нести тяжело, и бросить жалко. И при этом обе страны перманентно становятся в позу и пытаются доказать, что прекрасно проживут друг без друга.

Между тем процедура развода затянулась на 12 лет, по истечении которых у Грузии и России появился один судья на двоих - Вашингтон. И если вначале он делал вид, что его симпатии склоняются к Тбилиси, то теперь обратил свой взор на север. Причем настолько явно, что председатель парламента Грузии Нино Бурджанадзе раздраженно бросила: Вашингтон заставляет Грузию и Россию дружить через США. Это, однако, не освобождает ни Москву, ни Тбилиси от прямого и конструктивного диалога.

Бывший посол РФ в Грузии Феликс Станевский удивительно точно расшифровал диковинность грузино-российских отношений: ласковый теленок двух маток сосет, неласковый, оказывается, тоже. Россия оказывает Грузии массу услуг, но по-прежнему остается для нее страной, покрытой саваном из снега и злобы.

Между тем ненавистная страна-монстр трудоустроила сотни тысяч жителей Грузии, которые отправляют из России на родину поток валюты, превышающий всю западную помощь Грузии. 80% основной грузинской экспортной продукции приходится на Россию. Цитируя Станевского, Россия - главный рынок экспорта для грузинской культуры и внешняя база для ее науки. И, что всего важнее, Россия - единственный поставщик природного газа и основной экспортер в Грузию электроэнергии. Причем по ценам, гораздо ниже рыночных.

Какая муха укусила Грузию. Согласно версии грузинского политолога Рамаза Климиашвили, мух, которые укусили Грузию (читай: ошибок Москвы), было немало.

Первая и судьбоносная: 9 апреля 1989 года советские войска разогнали в Тбилиси мирную демонстрацию, в результате чего погибли и были отравлены газом десятки людей. В грузинском массовом сознании советские войска отождествлялись с российскими, и лозунг "Долой империю зла!" укоренился прочно и надолго.

Вторая, и тоже весьма серьезная: в преддверии кончины СССР был произведен неверный расчет результатов президентского правления в Грузии Звиада Гамсахурдиа. По словам Климиашвили, ЦК КПСС инспирировал приход Гамсахурдиа в Грузию с тем, чтобы тот развалил страну, дискредитировал национальную идею, на обломках которой можно было бы реанимировать "коммунистическую дружбу народов". Но СССР развалился прежде, чем замысел осуществился, и Грузия стала независимой.

В 1992 году там не без участия Москвы состоялось второе пришествие Эдуарда Шеварднадзе. По мнению Климиашвили, Москва верила в бывшего министра иностранных дел СССР и альтернативы ему не видела. Но тогда Шеварднадзе еще не обладал реальной властью на родине, и рычаги управления страной фактически находились в руках криминала. В итоге Грузия получила войну с Абхазией, которая еще больше обострила отношения двух стран.

Эффект бумеранга. Ситуация в Абхазии и вокруг нее усугубилась тем, что к военной, а по сути дела, бандитской разборке Москва позволила подключиться северокавказским соседям, в большинстве своем чеченцам. По свидетельству Климиашвили, Конфедерация горских народов Кавказа была создана и обучена российскими спецслужбами. Они прекрасно знали о бесчинствах, которые творили чеченцы с грузинами в Абхазии. Несколько позже Конфедерация вышла из-под контроля российских спецслужб, и вектор чеченской агрессии был перенаправлен на Россию. Чеченский фактор стал новым яблоком грузино-российского раздора. Возникла проблема Панкисского ущелья. По мнению некоторых экспертов, Шеварднадзе искусно эксплуатировал ее в отношениях с Москвой до тех пор, пока Вашингтон открыто не обнаружил там лагеря международных террористов. Тбилиси ничего не оставалось, как признать факт присутствия там очага терроризма.

"Гол в свои ворота". Именно так оценивает Климиашвили отказ Госдумы РФ ратифицировать в 1995 году грузино-российский рамочный договор. Грузинский политический радикализм в то время еще не окреп, и Тбилиси документ узаконил. Тогда парламентарии не усмотрели угрозы в том, что договор предусматривал 25-летнюю дислокацию российских военных баз на территории Грузии. По оценкам политолога, для России этот документ был хорош. Он давал возможность Москве выступать не посредником, как сегодня, а третьей стороной в любом конфликте, касающемся Грузии. То есть Россия с полным юридическим правом могла разрешать как абхазский, так и панкисский и любые другие кризисы.

Но Дума с подачи КПРФ решила, что раз Тбилиси пошел на ратификацию, значит, это хорошо для Грузии. А что хорошо для Грузии, то плохо для России. Такая логика привела к тяжбе двух стран по срокам вывода военных баз. В дело вмешалось международное сообщество, которому на Стамбульском саммите удалось вырвать у России обещание вывести свои базы из Грузии. Длительный торг загнал в тупик работу над новым рамочным договором: в нем до сих пор не оговорен блок политических и военных вопросов.

Синдром патернализма. Пока новая независимая Россия была увлечена раскладыванием внутриполитического пасьянса, ее влияние на Южном Кавказе заметно ослабло. Грузия же, как рыба-прилипала, привыкшая жить под брюхом у крупной акулы, нашла себе новых "старших братьев" - в лице США и международных организаций. В страну потекли кредиты и инвестиции, но ее ренессансу помешала тотальная коррупция. Однако главная цель была достигнута: Грузия по поводу и без оного стала злобно огрызаться на Россию и с помощью нового "старшего брата" вытеснять ее из стратегически важного для Москвы региона.

Однако времена меняются быстро, и не исключено, что Грузия если уже не попала, то наверняка попадет в сети, расставленные не без помощи Запада ее же собственными руками. У Запада же, как известно, нет друзей, но есть интересы. Последние, после 11 сентября 2001 года, все более стали смещаться к Москве. Казалось бы, самое время задействовать грузинский МИД, но, вероятно, в нынешнем его составе это нереально: грузинское внешнеполитическое ведомство приложило максимум усилий к тому, чтобы загнать грузино-российские отношения в тупик.

Эмоциональная дипломатия. Относительная активность грузино-российских контактов на уровне МИД началась в 1994-1995 годах. Но, по мнению депутата парламента дипломата Гамлета Чипашвили, контакты эти были омрачены ситуацией вокруг Абхазии. Из-за отсутствия профессионализма грузинские дипломаты оказались не в состоянии вести диалог на равных, срывались на эмоции, и в итоге все встречи и переговоры заканчивались для Грузии плачевно. Чего стоят хотя бы их бесконечные гневные ноты протеста, их агрессивная терминология, которой, кстати, грешит не только МИД, но и грузинский парламент. Так, отмечает Чипашвили, наиболее расхожим определением действий Москвы в отношении Тбилиси в устах местных дипломатов и политиков является "аннексия", причем никем еще юридически не доказанная.

В случаях же, когда МИД уполномочен проявлять активность, он хранит молчание. В качестве одного из примеров Чипашвили приводит ситуацию, когда грузинское внешнеполитическое ведомство не отреагировало на ввод в Кодорское ущелье подразделений Минобороны Грузии, проигнорировав тем самым договоренности по демилитаризации ущелья. Соответственно отношения Грузия - Россия и Грузия - Абхазия обострились еще больше.

Тостующий пьет до дна. Эффект разорвавшейся бомбы произвело в Грузии одностороннее введение Москвой визового режима. Cегодня уже никто не помнит, что первый тост за его здравие был поднят председателем парламентского комитета по обороне и безопасности Ревазом Адамия.

Российская сторона неоднократно предлагала Грузии обговорить детали визового режима, но безуспешно. В результате с молчаливого согласия грузинского МИД был задействован его наиболее жесткий вариант. А этого, уверен Чипашвили, вполне можно было избежать. Тостующий же Адамия сегодня далеко - он представляет интересы Тбилиси в ООН и не устает поносить Россию. Рядовые же граждане Грузии до дна испили горькую чашу проблем на границах обеих стран. Грузия была наказана, но в контексте безопасности новый визовый режим ничего не дал и России.

Политики двойных стандартов. Еще две проблемы: быть или не быть электричке Сухуми - Сочи, предоставлять или нет жителям Абхазии российские паспорта? Строго говоря, Россия действительно нарушила нерадивое с политической и морально-этической точек зрения решение руководителей государств Содружества о транспортно-экономической блокаде Абхазии. Но Шеварднадзе не поднял этого вопроса на саммите СНГ и приберег его для личного торга с Путиным.

Кроме того, Шеварднадзе никак не отреагировал на массовое принятие своими соотечественниками российского гражданства, но зато поднял шум, когда это сделали жители Абхазии. Наивно думать, что он узнал об этом всего месяц назад. Просто он опять-таки припас ее для торга с Путиным накануне продления мандата российских миротворцев в зоне грузино-абхазского конфликта. Не иначе как президенты откровенно заигрались на двойных стандартах, которые блокируют любую надежду на потепление. Спорт спортом, но людей жалко.

Мнение эксперта:

Сергей Апатенко, зампредседателя комитета по странам СНГ и делам соотечественников:

Российско-грузинские отношения нельзя назвать простыми. Мы старательно дистанцировались друг от друга, при этом взаимные упреки сыпятся с обеих сторон. Дипкорпусу двух стран нужно приложить максимум усилий, чтобы скорее найти общий язык. В Грузии есть силы, которым выгодно нынешнее состояние отношений между нашими странами, им нужно лишний раз прогнуться перед хозяевами и показать преданность Западу. Но Запад далеко, а мы рядом, и пока газ и свет Грузия получает из России по ценам ниже рыночных.




Civil.Ge,
13 февраля 2003

Заговор против кого? Возможность "бархатного переворота" порождает сомнения

Джаба Девдариани

Распространенными за последнее время слухами о возможном "бархатном перевороте" и подготовке к свержению власти Шеварднадзе, очевидно, сам Шеварднадзе попытался нащупать почву, вследствие чего получил желаемые результаты.

Уставшее от постоянной неопределенности и ожиданий заговоров-переворотов население уже слишком затрудняется отличить предвыборную кампанию от правды.

О подготовке заговора первые заявления прозвучали по независимому телеканалу "Рустави-2" 4 февраля. Ссылаясь на анонимный источник, телекомпания сообщила, что несколько высокопоставленных государственных чиновников, в том числе государственный министр Автандил Джорбенадзе, министр внутренних дел Коба Нарчемашвили и некоторые лидеры про-правительственной партии Союз граждан Грузии, собравшись в неофициальной обстановке, планировали переворот, в результате которого вместо Шеварднадзе к рулю власти должен был прийти Джорбенадзе.

Эти слухи слишком быстро распространились в обществе, так как возможность свершения переворота подтвердили также и некоторые лидеры ведущей оппозиции. Бывший председатель парламента, ныне лидер оппозиционных "Объединенных демократов" Зураб Жвания и лидер Национального движения, председатель тбилисского Сакребуло (муниципалитет) Михаил Саакашвили подтвердили, что владеют информацией об этих возможных событиях.

Волне сообщений о готовящемся перевороте новый толчок 5 февраля дал лидер также оппозиционной партии "Новых правых" Леван Гачечиладзе, заявив, что участники заговора хотели, чтобы, переведя в прямое подчинение государственному министру министерств по обороне, ВД и ГБ, таким образом, расширит его полномочия. Согласно этой же информации, совершенное 3 февраля нападение на Штаб-квартиру "Новых правых" было частью планов по разжиганию политической дестабилизации в стране.

Реакция президента Шеварднадзе явно двусмысленной была. С одной стороны он заявил, что такие слухи абсолютно беспочвенны, но в тоже время, подчеркнув, что разговоры о перевороте в присутствии жен и детей "нецелесообразны", явно намекнул на ту "семейную обстановку", в которой якобы и состоялась встреча "конспираторов". В то же время президент поручил генеральному прокурору расследовать данное дело.

Несмотря на недостаточность улик, разговоры о джорбенадзевском перевороте все никак не стихают.

Удивительно только, как эти слухи не дошли до Шеварднадзе, если все лидеры оппозиции "слышали о тайной сходке", которая якобы состоялась во время новогодних праздников.

Если даже и поверим, что Шеварднадзе изолированный патриарх, все равно существуют много правительственных чиновников, которые были обязаны знать о существовании таковых планов и действовать соответственно.

Это суждение особенно оправданно, если учесть, что вина на участие в "большом заговоре" не ложится на всех без исключения официальных лиц из правительства. Если верить "Новым правым", которые лучше всех "знакомы" с деталями "заговора", в тайной сходке не принимали участия ни министр государственной безопасности Валерий Хабурдзания, ни министр обороны Давид Тевзадзе, ни глава разведдепартамента Автандил Иоселиани и ни руководитель погранведомства Валерий Чхеидзе.

С другой стороны, Автандил Джорбенадзе не является таким уж популярным политиком, который мог бы надеяться в случае переворота на широкую поддержку. Во время опроса общественного мнения, проведенного в декабре 2002 года, 57,2% опрошенных негативно охарактеризовали Джорбенадзе.  В результате этого опроса по уровню непопулярности государственный министр отстал лишь от президента Шеварднадзе, набравшего аж целых 65,8% негативных голосов.

Если где и смог Джорбенадзе усилить свое влияние, это всего лишь находящаяся под его личным началом Государственная канцелярия и "Союз граждан Грузии". Наверно в этом и нужно искать ответа на вопрос, почему так долго остается открытой тема государственного переворота.

На протяжении последних месяцев от исполнительных властей часто исходили слухи, что Шеварднадзе все более и более недоволен деятельностью Джорбенадзе, так как он усилил свои позиции в кулуарах, вместо того, чтобы брать на себя огонь критики, направленный на президента.

Еще на съезде СГГ 30 июня 2002 года Шеварднадзе намекнул, что возможно Джорбенадзе станет его преемником в 2005 году. Но многие аналитики считают, что этим самым президент подставил государственного министра под пресс интриг со стороны представителей власти и оппозиции для балансирования его растущего влияния.

Именно таким же способом Шеварднадзе "выбросил в лапы" противников в 2001 году тогдашнего председателя парламента Зураба Жвания, когда заранее предложил ему пост на еще не существующей должности премьер-министра.

В то же время оппозиция опасалась, что Джорбенадзе сумеет возродить про-президентскую партию "Союз граждан Грузии", так как СГГ имеет возможности с помощью местных администраций фальсифицировать результаты парламентских выборов, назначенных на осень 2003 года.

В настоящее время Джорбенадзе лично возглавляет работу над новым избирательным законодательством, которое представляет собой жизненную важность для оппозиции в преддверии парламентских выборов.

В итоге, оказывается, что этим сильным ударом по государственному министру нарушение баланса в Государственной канцелярии в ущерб Джорбенадзе пришлось кстати общим интересам президента и оппозиционных сил.

Дальнейшее развитие событий будет зависеть от того, на какой шаг пойдет Джорбенадзе в этой обстановке, как публично, так и в кулуарах. Пока он предпочитает отмалчиваться, но для того, чтобы отразить обрушившуюся против него бурю, несомненно, ему необходимо действовать безотлагательно.




Независимая газета,
14 февраля 2003

Грузия готова стать плацдармом США

Игорь Плугатарев

Грузия собирается не только политическими, но и практическими действиями поддержать Соединенные Штаты в их войне против Ирака. Это стало известно из сообщения Би-би-си вчера утром после возвращения из Тбилиси заместителя госсекретаря США по вопросам стратегической безопасности Стивена Редмейкера, который в начале недели провел в Тбилиси переговоры с Эдуардом Шеварднадзе. Речь идет о предложении грузинского президента на время кампании против Ирака разместить американские боевые самолеты на военном аэродроме Вазиани в 50 км от Тбилиси для атаки целей на территории Ирака.

Руководитель службы международных отношений госканцелярии Грузии Шалва Пичхадзе заявил, что Грузия не давала согласия на создание на территории республики американских военных баз: "Это лишено здравого смысла, так как наши аэродромы не приспособлены для приема американской военной авиации. Их переоснащение потребует немалых ресурсов и времени". Однако к вечеру вчерашнего дня секретарь Совета национальной безопасности Грузии Тедо Джапаридзе подтвердил, что Тбилиси действительно готов оказать США практическую поддержку в войне против Ирака.

Между тем, по данным источников "НГ" в Тбилиси, стратегический объект Вазиани (а это бывшая российская военная база, переданная Грузии в июле 2001 г.) обладает всей необходимой инфраструктурой, способной обеспечивать взлет-посадку и обслуживание военных самолетов, и поддерживается грузинскими военными в надлежащем состоянии. И источники в Пентагоне недвусмысленно утверждают, что в военном ведомстве США уже обсуждается вариант возможного включения этой площадки в систему военно-воздушных баз Америки.

По мнению эксперта Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, с практической точки зрения это вполне может соответствовать действительности. Грузия ценна тем, что это немусульманская страна. Тут нет опасности возмущения местного населения против американского военного присутствия, чего нельзя сказать о Кувейте, Бахрейне или Катаре, не говоря уже про Саудовскую Аравию или Турцию. Кстати, на этот фактор обратил внимание сам Шеварднадзе, который в интервью Национальному радио еще 10 февраля заявил о том, что, согласно результатам проведенного в Тбилиси опроса, 80% жителей столицы поддерживают его позицию в отношении Ирака. А значит, у американских военных проблем не будет.

Взамен предоставления баз Шеварднадзе просит Вашингтон оказать давление на Москву, чтобы Россия как можно быстрее вывела свои военные базы с грузинской территории.

Какая реакция может последовать со стороны России в этой ситуации, предсказать нетрудно. Собственно, демарш Пентагона и рассчитан на то, чтобы прозондировать это. Хотя решение Грузии не нарушает ни один из договоров в рамках СНГ. Напомним, что Грузия вышла из Договора о коллективной безопасности, а рамочный договор с Россией так и остался неподписанным.




Время новостей,
14 февраля 2003

"Если грузины попытаются закрыть нам море, мы их обстреляем"

В субботу истекает срок, отведенный Грузии Советом Безопасности ООН на определение судьбы российских миротворцев в Абхазии, мандат которых истек 31 декабря прошлого года. Как будут развиваться события? На вопросы собкора газеты "Время новостей" в Тбилиси Михаила ВИГНАНСКОГО отвечает премьер-министр Абхазии Геннадий ГАГУЛИЯ.

- Каковы ожидания Абхазии по вопросу продления мандата российским миротворцам?

- Пусть Грузия решает, нужны они ей или нет. Президент России на саммите СНГ в Киеве ясно и четко сказал, что в случае вывода миротворцев кто-то должен взять на себя ответственность за последствия. Поэтому Грузия, прежде чем решить что-либо, должна хорошенько подумать. Мне кажется, что еще больше, чем мы, Грузия заинтересована сохранить миротворцев. Ведь вслед за ними зону конфликта покинут военные наблюдатели ООН. И мы с Грузией останемся один на один.

- В вашем министерстве обороны мне сказали, что смогут сменить миротворцев подразделениями абхазской армии в течение суток. С другой стороны, пограничники Грузии готовятся закрыть доступ в абхазские порты. То есть новая конфронтация неизбежна?

- Если они попытаются закрыть нам море, мы будем их обстреливать. А что нам остается делать? Это акватория Абхазии, и незачем иностранным плавсредствам там находиться, у них нет такого права. С подачи Грузии это может привести к непредсказуемым событиям.

- В Абхазии опасаются, что против нее будут использованы подготовленные американскими инструкторами грузинские контртеррористические батальоны?

- Мы знаем, что американцы готовят батальоны, но куда они пойдут, нас не очень интересует. Если к нам, то предупреждаем, что это опасно, можно и жизнь потерять.

- Грузинская разведка говорит, что на территории Абхазии могут быть лагеря чеченских боевиков.

- Это в Грузии, в Панкиси есть лагеря подготовки террористов. И весь мир об этом знает. При чем здесь Абхазия? Зачем валить с больной головы на здоровую?

- Но ведь Чечня поддерживала вас в войне с грузинской армией.

- Нас не Чечня поддерживала, а отдельные добровольцы, это разные вещи.

- Что вы думаете о будущем Чечни?

- Это внутреннее дело России. Чечня проведет референдум, сделает свой выбор. Между Абхазией и властями Чечни, новыми или старыми, сейчас нет никаких отношений.

-- В Тбилиси протестуют против того, чтобы Абхазия тоже стала внутренним делом России. Я имею в виду получение российского гражданства в массовом порядке. Вот вы -- гражданин России?

- Да. У нас многие приняли российское гражданство, мы же в вакууме существовать не можем. У нас граждан России на сегодня -- 40--50%, на рассмотрении еще очень много заявлений. Думаю, российскими гражданами станут процентов 80. И чего протестовать? Владимир Владимирович в Киеве сказал, что 650 тысяч грузин в последнее время получили гражданство России. Почему одним можно, другим нельзя?

- Электричку пустили Адлер--Сухуми, не спросив разрешения Грузии. Это правда, что скоро пойдет поезд Сухуми--Москва?

- Зависит от того, договоримся ли мы с теми коммерческими структурами, которые осуществляют все это. Если они почувствуют, что это прибыльно, -- да. Это коммерция. И не надо обвинять в этом Россию, что она что-то нарушила. Ее роль в грузино-абхазском урегулировании была, есть и будет приоритетной для всего мира. Россия -- это посредник, который четко выполняет поставленные задачи. Ни один пункт Россия не нарушила и поблажек нам никаких не делает. Да, есть решение СНГ не иметь с Абхазией контактов на государственном уровне. У нас их и нет. А на коммерческой основе контакты решением СНГ не запрещены.

- Путин говорил о синхронизации процесса: с одной стороны, открытие железной дороги, с другой -- возвращение грузинских беженцев в Абхазию.

- А мы не препятствуем возвращению. В Гальский район вернулись уже тысяч 40--45. Мы просим международные организации их зарегистрировать и помочь экономически.

- Переговоры между Тбилиси и Сухуми сейчас заморожены. Есть перспективы?

- Трудно сказать. Доверия у нас к Грузии сейчас никакого. Взять ту же железную дорогу. Разве не здраво ее восстановить, ведь в этом сколько государств заинтересовано. Мы не считаем, что политические круги в Грузии заинтересованы решать с нами вопросы. Десять лет ведем переговоры, но никакой конкретики. О чем можно говорить, если одна электричка вызвала такой "хай".




Время новостей,
14 февраля 2003

Морской бой по-грузински. Абхазия готова защитить свой флот и дачи россиян

Михаил Вигнанский

Грузия заявила, что все суда, следующие в Абхазию, во избежание транзита оружия, боевиков, наркотиков, контрабанды должны будут проходить досмотр в Поти и только потом получать разрешение продолжить курс. Как сказал начальник штаба пограндепартамента Корнелий Салия, в связи с тем, что территория непризнанной республики не контролируется, вполне допустимо попадание в Абхазию нежелательных лиц и нелегальных грузов. Совет национальной безопасности Грузии в ближайшие дни обсудит проблему охраны акватории Черного моря. Президент Шеварднадзе пообещал усилить с этой целью подразделения морских пограничников.

Служба береговой охраны Грузии состоит из двух дивизионов -- аджарского и потийского. Общее число патрульных, сторожевых и спасательных плавсредств составляет 35 единиц. В Тбилиси говорят, что при соответствующем финансировании акваторию в Абхазии прикроют. В ответ замминистра обороны Абхазии Гарри Купалба сказал, что "абхазский ВМФ достаточно оснащен, чтобы контролировать свою акваторию и не допустить туда грузинские суда". "Попытки взять под контроль абхазскую акваторию приведут к столкновениям на море", -- сказал он.

По данным, полученным газетой "Время новостей", ВМФ Абхазии -- это три дивизиона, базирующихся в Сухуми, Пицунде и Очамчире (ранее в этом городе располагались российские морские пограничники, от которых остались жилые и служебные помещения и мастерские). На вооружении у абхазов два "Грифа" и четыре бывших прогулочных катера, оснащенных пушками. Аналогично в случае необходимости могут использоваться сейнеры. В ВМФ Абхазии есть еще три батареи и бронепоезд, который сейчас находится на запасном пути -- в депо в Сухуми. Его можно также использовать при обороне столицы Абхазии от морского десанта. Штаб ВМФ Абхазии дислоцируется в Сухуми на территории рыбоперерабатывающего завода. Есть еще три радиолокационные стационарные установки. По некоторым данным, в абхазской армии и во флоте активно зазывают на службу отставных российских военных, предлагая им хорошие условия -- к примеру, дачи на побережье.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ