Правда Ру, 10 февраля 2003 Китай наступает на рынки Центральной АзииЮрий Разгуляев
С помощью недавно созданного Евразийского
экономического сообщества – ЕврАзЭС – Киргизия пытается прорвать экономическую
блокаду, в которой она оказалась в последние годы.
Ее относительная изоляция связана прежде
всего с тем, с тем, что в Центральной Азии идет интенсивный процесс укрепления
границ. Имевшие раньше чисто символическое значение линии размежевания
превращаются в неприступные преграды и для людей, и для товаров. Только в первые
недели нынешнего года Узбекистан, например, наглухо закрыл свои границы с
Казахстаном и Киргизией. В Ошской области даже был разрушен мост через реку
Кара-Суу, по которому узбеки и киргизы попадали на рынки друг к другу. Такая же
ситуация складывается и на юге Казахстана.
Астана, в свою очередь, ввела огромные
сборы за транзит грузов через свою территорию. Именно эта антирыночная мера, по
мнению экспертов, сразу в несколько раз сократила товарообмен Киргизии с
областями Сибири.
Реакцией Киргизии на эти дискриминационные
меры стало строительство в столичном аэропорту "Манас" крупных грузовых
терминалов. С их помощь республика надеется преодолеть таможенные и пограничные
барьеры, разъединяющие сегодня страны Центральной Азии. Одновременно,
естественно, в другую сторону развернутся и торговые потоки.
В частности, большие надежды возлагает
Киргизия на развитие торговых связей с Китаем. Этот южный сосед уже стал
практически главным торговым партнером Киргизии. Только в прошлом году
товарооборот с этой страной увеличился на шестьдесят процентов, а импорт – почти
вдвое. Еще больше укрепятся эти связи, если Киргизия будет включена в
транспортный межконтинентальный коридор "Север-Юг", в значительной степени
повторяющий Великий шелковый путь. Тогда для Киргизии откроются рынки Индии,
Пакистана, стран Юго-Восточной Азии. Ведь древняя торговая магистраль еще много
веков назад соединяла Европу с Востоком, создавая на своем пути крупные торговые
центры. Один из них уже в наше время может стать Ош - южная столица
Киргизии.
Китай за последнее время заметно усилил
свое торговое присутствие в регионе. Его крупные торговые фирмы объединились с
местным челночным бизнесом и стали главными поставщиками дешевых товаров на
рынки Сибири и Урала. Но это всего лишь первый шаг. Киргизско-китайская комиссия
по торгово-экономическому сотрудничеству уже завершила разработку специальной
программы крупномасштабного и долгосрочного партнерства двух стран. В нее
включено более пятисот проектов с участием китайского капитала, некоторые из
которых уже реализованы. Недалеко от Бишкека, например, запущена бумажная
фабрика. А с нынешнего года открыт воздушный коридор через китайскую территорию
в страны юго-восточной Азии. То есть бишкекский аэропорт "Манас" становится
крупной перевалочной базой для грузопотока из Китая в Европу. По подсчетам
специалистов, транзит грузов из Европы в Азию через Киргизию может принести в
казну этой республики до 250 миллионов долларов. То есть практически удвоит ее
сегодняшний бюджет.
К сожалению Россия во всех этих проектов
принимает довольно слабое участие. И это грозит тем, что, уступив Соединенным
Штатом приоритет военного присутствия в Центральной Азии, она может потерять и
свои торговые связи, уступив их более напористому и даже агрессивному Китаю.
|