Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №69(15.02.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
ТЕЛЕЦИКЛ «МАТЕРИК»
ФОРУМ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Дальнее зарубежье: Лучшие люди Русской Зарубежной Церкви выступают за воссоединение с Московским Патриархатом.

Кирилл Фролов

Ниже помещается интервью со священником Русской Православной Церкви Заграницей отцом Эндрю Филлипсом, обратившемся в Православие англичанином, поклонником и патриотом России и русской культуры. Как известно, русские православные иерархи прекратили контакты с Московским Патриархатом, который стал заложником богоборческой власти для того, чтобы иметь возможность свободно говорить о положении Церкви в СССР. После прекращения политики госатеизма и  освобождения Русской Патриаршей Церкви это разделение видится бессмысленным. Стороны постепенно движутся к единству. Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви дал высокую позитивную оценку Социальной Концепции Русской Православной Церкви, принятой на Архиерейском Соборе 2000 г., в которой, в частности, утверждается, что Церковь может и отказать в доверии государству, если его действия будут смущать верующих (например, в случае предательства национальных интересов). В ноябре 2002 года в Москве состоялась совместная конференция представителей Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви, которая получила высокую оценку Зарубежного Синода, состоявшегося в начале февраля 2003 г.  Воссоединение отечественной и зарубежной частей Русской Православной Церкви должно стать мощным фактором консолидации Русского мира, окончательно ликвидировать последствия его раскола двадцатого века, придать мощный импульс духовному возрождению самой России. Это прекрасно понимают как сторонники Возрождения, так и противники.  Мы уже неоднократно касались темы противодействия некоторых внутриэлитных групп РФ  национальному духовному ренессансу страны. Речь, в частности, идет о  политике руководства  Фонда Эффективной Политики, направленой на раскол и ослабление Русской Православной Церкви, срыв воссоединения  Зарубежной Церкви с Русской Православной Церковью. Эта политика заключается в искусственном раздувании  маргинальной микроскопической группы, состоящей из нескольких десятков человек, именующих  «Российской Православной Автономной Церковью (РПАЦ)». Эти люди   утверждают, что все  Православные Церкви мира отступили от Православия, что Православие сохранила только  эта горстка людей, возглавляемая осужденным за педофилию Валентином Русанцовым, изгнанным из Московской Патриархии, и из Русской Зарубежной Церкви. Весь абсурд заключается в том, что авторы этих смехотворных заявлений получили в свое распоряжение огромный информационный ресурс ФЭПа-«Русский журнал», «Портал. Кредо.РУ» и близкую группе Павловского газету «Консерватор». Сам Глеб Павловский своими заявлениями в поддержку «РПАЦ» компрометирует политиков, от имени которых он выступает. Так, летом 2001 года Павловский заявил, что «тот кто выступает против Валентина Русанцова, выступает против Президента Путина» (!). Совсем недавно «Кредо» заявило, что православные составляют ..менее ).0, 1% населения России. Такие утверждения могут просто дезориентировать ведущие политические силы страны, например, «Единую Россию», политтехнологические  услуги которой предлагает Павловский. В результате реальный многомиллионный православный электорат может отшатнуться от «партии власти» и поддержать оппозицию.

Публикуемое ниже интервью интересно и в контексте положения Православия в Великобритании. Уход на покой главы приходов Московского Патриархата в Великобритании митрополита Сурожского, выдающегося русского иерарха,  Антония (Блюма) спровоцировал антицерковные СМИ («Кредо») на кампанию по «похоронам» русской церковной миссии в Великобритании. Очевидно, эта кампания скоординирована с силами, добивающимися геополитического поражения РПЦ.  Между тем, хоронить Русскую Православную Церковь в Великобритании рано. Митрополит Антоний, уходя на покой, создал баланс между епископом . Василием (Осборном), вероятным  его преемником , окормляющим английскую паству, и епископом Керченским Анатолием, назначенным окормлять русскую паству  Великобритании.   Последнее решение - за Московским Патриархом. Очевидной является необходимость   сильной фигуры, которая обеспечит будущее Православия в Великобритании, будет иметь стратегию его развития, сочетающую миссию среди англичан и консолидацию русской паствы. Обе задачи равно необходимы, особенно в контексте либерального разложения англиканской церкви. Сурожская епархия Русской Православной Церкви должна быть готова к массовому приему англичан, разочаровавшихся в англиканстве. Очевидно, что необходимо опередить в этом вопросе Константинопольский Патриархат и ислам, активно играющий на кризисе западного христианства. В этой связи вызывает несогласие позиция «пассивного миссионерства», защищаемая о. Эндрю Филлипсом. Видимо, в нем говорит строгий английский консерватизм. Все же нынче Церковь сама должна идти навстречу  людям, а не выжидать, пока они «дозреют». А то могут «дозреть» до квазитрадиционалистской  «исламской альтернативы», не заметить Православия. Но это частное мнение ничего не меняет в принципиальных позициях, отраженных в интервью английского православного священника Русской Зарубежной Церкви.




Православное обозрение «Радонеж», №11,2003 г.

Лето Господне 2003-е: взгляд с острова

   (Интервью со священником Русской Православной Церкви За рубежом Эндрью Филлипсом, настоятелем храма Св. Феликса и мч. Эдмунда в Феликстоу (Восточная Англия)

Вопрос: Отец Эндрью, чем Вам запомнился минувший 2002 год?

Ответ: Мы видели и радость, и печаль. В марте, к примеру, мы встречали у себя в храме чудотворную Курскую-Коренную икону Пресвятой Богородицы.

Вопрос: Что Вы вы планируете на ближайшее будущее?

Ответ: Из больших проектов прежде всего надо взяться за постройку колокольни.

Вопрос: Какой она будет?

Ответ: Мы бы хотели взять за образец колокольню церкви Пророка Илии в городе Помазатин в Косове, недавно сожженную мусульманскими фанатиками при спокойном попустительстве НАТОвских, в том числе и британских, войск. Ее архитектура во многом напоминала английские церкви времен до норманнского вторжения. Думаю, правильно будет построить здесь такую же колокольню как памятник распятому Косовскому краю и распятой Православной Англии.

Вопрос: Большой ли у Вас приход и возрастает ли он?

Ответ: Растет, но медленно. За год к нам присоединилось несколько человек, православные иммигранты из Восточной Европы.

Вопрос: А новообращенные?

Ответ: Новообращенных у нас не было вот уже несколько лет. Последней была моя мать - упокой, Господи, ее душу.

Вопрос: Но вы хотели бы, чтоб обращений было больше, не так ли?

Ответ: Людей нельзя толкать к Православию. Наше дело - исполнять Божию волю, а не фантазировать.

Мне приходилось встречать немало обращенных в ту или иную веру. Как правило, это был результат эмоционального порыва; затем эмоции гаснут, и новообращенный уходит прочь. В Лондоне есть церковь, где людей принимают в Православие буквально за неделю - но большинство принятых остаются не дольше двух-трех месяцев… Таким порядком мы бы могли «обратить» немало народу, да что толку? Они придут и уйдут. У нас для приема в Православие требуется хотя бы год регулярного посещения церковной службы.

Вопрос: Вы, похоже, не очень-то жалуете новообращенных?...

Ответ: Пожалуй, что и не очень! Сам Спаситель говорил про книжников и фарисеев, которые обходят море и сушу, чтобы обратить хотя бы одного, а потом делают его сыном геенны. К сожалению, среди обращенных немало таких, кто даже за долгие годы так и не воспринял духа Святого Православия; кто, подобно тем фарисеям, беспрестанно толкует про «миссии» и «обращение инославных», кто механически цитирует церковные каноны без малейшего понятия о сути дела, о существе православной жизни, - как они цитировали Евангелие у себя в протестантских сектах до прихода в Церковь….

Вопрос: Но вы ведь и сами были обращены в Православие?

Ответ: Да, когда-то давно. Но внутри я ощущаю, словно я всю жизнь был православным. Если за два-три года у человека не выветрилось умонастроение «новообращенного», с ним далеко не все в порядке. Необходимо слиться с Церковью еще до крещения или миропомазания: тогда «обращение» быстро остается позади, и вы действительно становитесь православным. Православие нельзя назвать моим вторым «Я»: это мое первое «Я».

Вопрос: Бывают ли у вас в храме посетители?

Ответ: Да, и немало. Но большинство приходит лишь один раз и больше не появляется. Это просто любопытные, туристы, а также ищущие, кому бы пожаловаться на своего священника или на какую-нибудь религиозную группу в целом. Многие звонят по телефону, спрашивают, как до нас добраться, - и так и не появляются.

Я начинаю относиться к гостям всерьез как минимум после третьего визита. Понимаю и разделяю их недовольство нынешним состоянием Англиканской или любой другой церкви, но чем я могу им помочь? Если они не ходят в храм на службу, значит, Православие им не нужно. Читать православные книги и не ходить в церковь - без толку. Я пытаюсь направить их по конструктивному пути, подсказать какое-нибудь реальное дело. Как говорит пословица, «Лучше зажечь одну свечу, чем сто раз проклясть темноту». Я и сам так смотрю на мир.

Вопрос: Что еще вы можете сказать о нынешнем времени перемен?

Ответ: Прошедший год был особенным годом для обеих частей Русской Церкви - Московской и Зарубежной, - а она включает в себя большинство православных верующих всего мира.

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, подробнее о Зарубежной Церкви, к которой вы принадлежите.

Ответ: Как вам должно быть известно, в конце 2001 года митрополит Виталий в возрасте 91 года ушел на покой. Он был болен последние шесть лет, страдая от потери памяти и других связанных с возрастом недугов.

Вслед за тем от Церкви откололись две небольшие группы. Во-первых, ушло несколько человек зарубежного духовенства и мирян, включая бывшего епископа, которого Синод еще ранее лишил сана. Они не желали ничего знать о падении большевизма и освобождении Церкви в России; их целью было превратить Зарубежную Церковь в некую фанатическую секту или закрытый русский клуб, и потерпев неудачу, они ушли прочь. С тех пор они прокляли всех остальных православных, в особенности нас, и теперь считают себя единственной Православной Церковью на Земле. «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно», - тем более что почти со всеми у них я лично знаком.

Далее, группа верующих в России, которая в ожидании нормализации церковной жизни находилась в канонической зависимости от Зарубежной Церкви, также оставила нас, но не возвратилась к Московской Патриархии. Сначала эта группа была вместе с предыдущей, но затем образовала отдельную секту со своими собственными «епископами».

Надо сказать, что это напоминает события в Греческой Церкви: там в результате введения Нового стиля образовались старостильные «юрисдикции», которые продолжают дробиться и проклинать весь мир и друг друга (сейчас их, кажется, 14). То же самое происходит и в России среди тех, кто променял Православие на фарисейство, невежество, подозрительность и злобу. Лидер одной из таких сект в Суздале, давно низложенный бывший епископ Валентин (Русанцев), печально знаменитый своими «подвигами» по растлению малолетних, наконец-то отправлен в тюрьму на четыре года.

Вопрос: Как все это сказалось на состоянии Зарубежной Церкви?

Ответ: Не так уж плохо. По крайней мере некоторые в зарубежной части Русской Церкви стали возвращаться к позабытым было православным корням. Еще с 60-х годов прошлого века, когда в нашу среду были допущены антицерковные элементы (как бывший архим. Пантелеймон Метропулос и его секта, именующая себя «Преображенским монастырем» в Бруклайне, шт. Массачузеттс; ушли из Церкви в 1986 г. – пер.), у нас тоже стали развиваться фарисейские, сектантские настроения, особенно среди новообращенных в Православие. Кое-кто из них долгие годы отравлял воздух своим высокомерием и злобой. А сегодня, слава Богу, они либо оставили Церковь, либо на глазах теряют влияние.

Вопрос: А что происходит между тем в большей части Русской Церкви, в Московской Патриархии?

Ответ: И там тоже эпохальные перемены. Прежде всего, Церковь в России свободна вот уже больше десяти лет: это позволило ей обновиться и физически, и духовно. Сегодня здесь действует более восемнадцати тысяч приходов, и, что особенно важно, сотни монастырей. Все больше и больше становится молодых священников и епископов, не отягощенных печальным наследием прошлых лет. Тысячи храмов восстанавливаются из руин, строятся заново. Обо всем этом «свободная пресса» на Западе хранит гробовое молчание.

Однако еще важнее духовные события - канонизация Новых российских мучеников и исповедников ХХ века, прославленных Зарубежной Церковью двадцать лет назад, а также осуждение сотрудничества с анти-христианской властью и компромиссов с другими религиями. Прославление Новомучеников - настоящее чудо Божие, важнейший шаг по пути духовного возрождения России. Православные люди молились об этом с 1917 года.… Вы представить себе не можете, какой это для меня источник радости!

Вопрос: Однако имеет ли все это к вам прямое касательство? Вы ведь здесь, в Англии, в Феликстоу, и русских у вас почти нет….

Ответ: Надо учитывать, что за налаживанием церковной жизни в России следуют перемены к лучшему и за рубежом. А это уже напрямую касается нас. За последние годы Патриархия разрешила долголетние конфликты со своими бывшими епископами в Париже и Вене. На Корсунскую кафедру в Париже возведен превосходный епископ преосв. Иннокентий, и жизнеспособные элементы уже покидают Константинопольскую юрисдикцию с ее масонскими корнями и возвращаются в Русскую Церковь.

А за истекший год приходы Московской Патриархии были открыты или обновлены в Риме, Мадриде, Барселоне, Лиссабоне, Рейкьявике, Дублине, на Филиппинах, в Китае, Вьетнаме и Корее, - причем список продолжает расти.

Вопрос: Ну, а в какой мере влияют эти факты на ваш приход Русской Зарубежной Церкви?

Ответ: В очень большой мере! Сорок лет подряд Православие на Британских островах страдало от вопиющего беспорядка и безобразий. В результате немало священнослужителей и мирян вынуждены были даже покинуть страну. Наконец-то, в прошедшем году Московская Патриархия приняла первые меры к наведению порядка в своей юрисдикции. К сожалению, впрочем, дело пока не пошло на лад, потому что назначенному сюда молодому епископу не хватает осторожности и опыта пастырской работы за рубежами России.

Вопрос: Значит, его приезд не принес облегчения?

Ответ: Да, в каком-то смысле ситуация только обострилась. Но с другой стороны, она заметно улучшилась, поскольку у Московской Патриархии теперь есть вторая, параллельная юрисдикция - ставропигиальные приходы в Дублине и Манчестере. Священнослужители этих приходов знают и любят Русскую Церковь; они хранят ей верность, не пытаясь подорвать ее изнутри переходом на латинский календарь и модернистскими вывертами вроде кремации трупов, духовенства в «собачьих ошейниках», женщин в брюках с непокрытыми головами, причащения инославных верующих и упорствующих грешников, и тому подобного.

Это значит, Русская Церковь на Британских островах тоже вышла на путь возрождения. Могу назвать, по крайней мере, четыре прихода, полностью верных русскому Православию: это упомянутые церкви в Дублине и Манчестере, Успенская церковь на Гарвард Роуд в Лондоне и наша.

Вопрос: Но ведь даже эти четыре прихода - в разных юрисдикциях, Московской и Зарубежной.

Ответ: Ну и что же? Духовно мы едины. Об этом свидетельствуем не только мы, но и гости из России, которые приходят к нам, не в силах вынести безобразий, творящихся в некоторых храмах Московской юрисдикции. Последним был известный московский священник, о. Артемий Владимиров. Он своими глазами увидел все то, что нам было известно уже долгие годы.

Вопрос: Если так, то почему же Зарубежная Церковь до сих пор не объединилась с Московской Патриархией?

Ответ: Потому что процесс объединения идет не сверху вниз, а снизу вверх, как и тому и следует быть. Административные меры, как в Святой Земле пару лет тому назад, ничего кроме вреда не принесли. Русскую Церковь объединяет не указ епископов, не формальное соглашение, а общая любовь верующих людей к Святой Церкви, общее дело ее возрождения.

Вопрос: Есть ли основания для такого оптимизма?

Ответ: Разумеется. Какие бы трудности ни ждали нас впереди, какие бы засады ни устраивал нам сатана, все происходящее сегодня - это исполнение наших самых заветных и дерзостных молитв… Через 15 лет, в год столетия Русской Катастрофы, мы будем вместе праздновать победу Церкви над дьяволом. Я хотел бы быть тогда в Москве. Но, знаете, в наших сердцах эту победу мы празднуем уже сегодня! И больше того, возрождение Русской Церкви повлечет за собой возрождение других Поместных Церквей на Балканах. Я надеюсь, например, что через несколько лет они начнут возвращаться к православному календарю - Старому стилю.

В ХХ веке Русская Церковь была распята на Голгофе, снята с Креста, оказалась в гробу и спустилась в преисподнюю. На заре XXI века мы становимся свидетелями ее воскресения.

Вопрос: Почему это произошло?

Ответ: Без сомнения, по молитвам Святых Российских Новомучеников и Исповедников, чей голос соединяется с голосом Святых этой страны, которых мы любим и почитаем. Только общее предстательство новых и древних святых открывает нам путь к победе и вечному спасению.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ