Православное обозрение «Радонеж», №11,2003 г. Лето Господне 2003-е: взгляд с острова
(Интервью со священником
Русской Православной Церкви За рубежом Эндрью Филлипсом, настоятелем храма Св.
Феликса и мч. Эдмунда в Феликстоу (Восточная Англия)
Вопрос: Отец Эндрью, чем Вам запомнился
минувший 2002 год?
Ответ: Мы видели и радость, и печаль. В
марте, к примеру, мы встречали у себя в храме чудотворную Курскую-Коренную икону
Пресвятой Богородицы.
Вопрос: Что Вы вы планируете на ближайшее
будущее?
Ответ: Из больших проектов прежде всего
надо взяться за постройку колокольни.
Вопрос: Какой она будет?
Ответ: Мы бы хотели взять за образец
колокольню церкви Пророка Илии в городе Помазатин в Косове, недавно сожженную
мусульманскими фанатиками при спокойном попустительстве НАТОвских, в том числе и
британских, войск. Ее архитектура во многом напоминала английские церкви времен
до норманнского вторжения. Думаю, правильно будет построить здесь такую же
колокольню как памятник распятому Косовскому краю и распятой Православной
Англии.
Вопрос: Большой ли у Вас приход и
возрастает ли он?
Ответ: Растет, но медленно. За год к нам
присоединилось несколько человек, православные иммигранты из Восточной
Европы.
Вопрос: А новообращенные?
Ответ: Новообращенных у нас не было вот
уже несколько лет. Последней была моя мать - упокой, Господи, ее душу.
Вопрос: Но вы хотели бы, чтоб обращений
было больше, не так ли?
Ответ: Людей нельзя толкать к Православию.
Наше дело - исполнять Божию волю, а не фантазировать.
Мне приходилось встречать немало
обращенных в ту или иную веру. Как правило, это был результат эмоционального
порыва; затем эмоции гаснут, и новообращенный уходит прочь. В Лондоне есть
церковь, где людей принимают в Православие буквально за неделю - но большинство
принятых остаются не дольше двух-трех месяцев… Таким порядком мы бы могли
«обратить» немало народу, да что толку? Они придут и уйдут. У нас для приема в
Православие требуется хотя бы год регулярного посещения церковной службы.
Вопрос: Вы, похоже, не очень-то жалуете
новообращенных?...
Ответ: Пожалуй, что и не очень! Сам
Спаситель говорил про книжников и фарисеев, которые обходят море и сушу, чтобы
обратить хотя бы одного, а потом делают его сыном геенны. К сожалению, среди
обращенных немало таких, кто даже за долгие годы так и не воспринял духа Святого
Православия; кто, подобно тем фарисеям, беспрестанно толкует про «миссии» и
«обращение инославных», кто механически цитирует церковные каноны без малейшего
понятия о сути дела, о существе православной жизни, - как они цитировали
Евангелие у себя в протестантских сектах до прихода в Церковь….
Вопрос: Но вы ведь и сами были обращены в
Православие?
Ответ: Да, когда-то давно. Но внутри я
ощущаю, словно я всю жизнь был православным. Если за два-три года у человека не
выветрилось умонастроение «новообращенного», с ним далеко не все в порядке.
Необходимо слиться с Церковью еще до крещения или миропомазания: тогда
«обращение» быстро остается позади, и вы действительно становитесь православным.
Православие нельзя назвать моим вторым «Я»: это мое первое «Я».
Вопрос: Бывают ли у вас в храме
посетители?
Ответ: Да, и немало. Но большинство
приходит лишь один раз и больше не появляется. Это просто любопытные, туристы, а
также ищущие, кому бы пожаловаться на своего священника или на какую-нибудь
религиозную группу в целом. Многие звонят по телефону, спрашивают, как до нас
добраться, - и так и не появляются.
Я начинаю относиться к гостям всерьез как
минимум после третьего визита. Понимаю и разделяю их недовольство нынешним
состоянием Англиканской или любой другой церкви, но чем я могу им помочь? Если
они не ходят в храм на службу, значит, Православие им не нужно. Читать
православные книги и не ходить в церковь - без толку. Я пытаюсь направить их по
конструктивному пути, подсказать какое-нибудь реальное дело. Как говорит
пословица, «Лучше зажечь одну свечу, чем сто раз проклясть темноту». Я и сам так
смотрю на мир.
Вопрос: Что еще вы можете сказать о
нынешнем времени перемен?
Ответ: Прошедший год был особенным годом
для обеих частей Русской Церкви - Московской и Зарубежной, - а она включает в
себя большинство православных верующих всего мира.
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, подробнее
о Зарубежной Церкви, к которой вы принадлежите.
Ответ: Как вам должно быть известно, в
конце 2001 года митрополит Виталий в возрасте 91 года ушел на покой. Он был
болен последние шесть лет, страдая от потери памяти и других связанных с
возрастом недугов.
Вслед за тем от Церкви откололись две
небольшие группы. Во-первых, ушло несколько человек зарубежного духовенства и
мирян, включая бывшего епископа, которого Синод еще ранее лишил сана. Они не
желали ничего знать о падении большевизма и освобождении Церкви в России; их
целью было превратить Зарубежную Церковь в некую фанатическую секту или закрытый
русский клуб, и потерпев неудачу, они ушли прочь. С тех пор они прокляли всех
остальных православных, в особенности нас, и теперь считают себя единственной
Православной Церковью на Земле. «Все это было бы смешно, когда бы не было так
грустно», - тем более что почти со всеми у них я лично знаком.
Далее, группа верующих в России, которая в
ожидании нормализации церковной жизни находилась в канонической зависимости от
Зарубежной Церкви, также оставила нас, но не возвратилась к Московской
Патриархии. Сначала эта группа была вместе с предыдущей, но затем образовала
отдельную секту со своими собственными «епископами».
Надо сказать, что это напоминает события в
Греческой Церкви: там в результате введения Нового стиля образовались
старостильные «юрисдикции», которые продолжают дробиться и проклинать весь мир и
друг друга (сейчас их, кажется, 14). То же самое происходит и в России среди
тех, кто променял Православие на фарисейство, невежество, подозрительность и
злобу. Лидер одной из таких сект в Суздале, давно низложенный бывший епископ
Валентин (Русанцев), печально знаменитый своими «подвигами» по растлению
малолетних, наконец-то отправлен в тюрьму на четыре года.
Вопрос: Как все это сказалось на состоянии
Зарубежной Церкви?
Ответ: Не так уж плохо. По крайней мере
некоторые в зарубежной части Русской Церкви стали возвращаться к позабытым было
православным корням. Еще с 60-х годов прошлого века, когда в нашу среду были
допущены антицерковные элементы (как бывший архим. Пантелеймон Метропулос и его
секта, именующая себя «Преображенским монастырем» в Бруклайне, шт. Массачузеттс;
ушли из Церкви в 1986 г. – пер.), у нас тоже стали развиваться фарисейские,
сектантские настроения, особенно среди новообращенных в Православие. Кое-кто из
них долгие годы отравлял воздух своим высокомерием и злобой. А сегодня, слава
Богу, они либо оставили Церковь, либо на глазах теряют влияние.
Вопрос: А что происходит между тем в
большей части Русской Церкви, в Московской Патриархии?
Ответ: И там тоже эпохальные перемены.
Прежде всего, Церковь в России свободна вот уже больше десяти лет: это позволило
ей обновиться и физически, и духовно. Сегодня здесь действует более восемнадцати
тысяч приходов, и, что особенно важно, сотни монастырей. Все больше и больше
становится молодых священников и епископов, не отягощенных печальным наследием
прошлых лет. Тысячи храмов восстанавливаются из руин, строятся заново. Обо всем
этом «свободная пресса» на Западе хранит гробовое молчание.
Однако еще важнее духовные события -
канонизация Новых российских мучеников и исповедников ХХ века, прославленных
Зарубежной Церковью двадцать лет назад, а также осуждение сотрудничества с
анти-христианской властью и компромиссов с другими религиями. Прославление
Новомучеников - настоящее чудо Божие, важнейший шаг по пути духовного
возрождения России. Православные люди молились об этом с 1917 года.… Вы
представить себе не можете, какой это для меня источник радости!
Вопрос: Однако имеет ли все это к вам
прямое касательство? Вы ведь здесь, в Англии, в Феликстоу, и русских у вас почти
нет….
Ответ: Надо учитывать, что за налаживанием
церковной жизни в России следуют перемены к лучшему и за рубежом. А это уже
напрямую касается нас. За последние годы Патриархия разрешила долголетние
конфликты со своими бывшими епископами в Париже и Вене. На Корсунскую кафедру в
Париже возведен превосходный епископ преосв. Иннокентий, и жизнеспособные
элементы уже покидают Константинопольскую юрисдикцию с ее масонскими корнями и
возвращаются в Русскую Церковь.
А за истекший год приходы Московской
Патриархии были открыты или обновлены в Риме, Мадриде, Барселоне, Лиссабоне,
Рейкьявике, Дублине, на Филиппинах, в Китае, Вьетнаме и Корее, - причем список
продолжает расти.
Вопрос: Ну, а в какой мере влияют эти
факты на ваш приход Русской Зарубежной Церкви?
Ответ: В очень большой мере! Сорок лет
подряд Православие на Британских островах страдало от вопиющего беспорядка и
безобразий. В результате немало священнослужителей и мирян вынуждены были даже
покинуть страну. Наконец-то, в прошедшем году Московская Патриархия приняла
первые меры к наведению порядка в своей юрисдикции. К сожалению, впрочем, дело
пока не пошло на лад, потому что назначенному сюда молодому епископу не хватает
осторожности и опыта пастырской работы за рубежами России.
Вопрос: Значит, его приезд не принес
облегчения?
Ответ: Да, в каком-то смысле ситуация
только обострилась. Но с другой стороны, она заметно улучшилась, поскольку у
Московской Патриархии теперь есть вторая, параллельная юрисдикция -
ставропигиальные приходы в Дублине и Манчестере. Священнослужители этих приходов
знают и любят Русскую Церковь; они хранят ей верность, не пытаясь подорвать ее
изнутри переходом на латинский календарь и модернистскими вывертами вроде
кремации трупов, духовенства в «собачьих ошейниках», женщин в брюках с
непокрытыми головами, причащения инославных верующих и упорствующих грешников, и
тому подобного.
Это значит, Русская Церковь на Британских
островах тоже вышла на путь возрождения. Могу назвать, по крайней мере, четыре
прихода, полностью верных русскому Православию: это упомянутые церкви в Дублине
и Манчестере, Успенская церковь на Гарвард Роуд в Лондоне и наша.
Вопрос: Но ведь даже эти четыре прихода -
в разных юрисдикциях, Московской и Зарубежной.
Ответ: Ну и что же? Духовно мы едины. Об
этом свидетельствуем не только мы, но и гости из России, которые приходят к нам,
не в силах вынести безобразий, творящихся в некоторых храмах Московской
юрисдикции. Последним был известный московский священник, о. Артемий Владимиров.
Он своими глазами увидел все то, что нам было известно уже долгие годы.
Вопрос: Если так, то почему же Зарубежная
Церковь до сих пор не объединилась с Московской Патриархией?
Ответ: Потому что процесс объединения идет
не сверху вниз, а снизу вверх, как и тому и следует быть. Административные меры,
как в Святой Земле пару лет тому назад, ничего кроме вреда не принесли. Русскую
Церковь объединяет не указ епископов, не формальное соглашение, а общая любовь
верующих людей к Святой Церкви, общее дело ее возрождения.
Вопрос: Есть ли основания для такого
оптимизма?
Ответ: Разумеется. Какие бы трудности ни
ждали нас впереди, какие бы засады ни устраивал нам сатана, все происходящее
сегодня - это исполнение наших самых заветных и дерзостных молитв… Через 15 лет,
в год столетия Русской Катастрофы, мы будем вместе праздновать победу Церкви над
дьяволом. Я хотел бы быть тогда в Москве. Но, знаете, в наших сердцах эту победу
мы празднуем уже сегодня! И больше того, возрождение Русской Церкви повлечет за
собой возрождение других Поместных Церквей на Балканах. Я надеюсь, например, что
через несколько лет они начнут возвращаться к православному календарю - Старому
стилю.
В ХХ веке Русская Церковь была распята на
Голгофе, снята с Креста, оказалась в гробу и спустилась в преисподнюю. На заре
XXI века мы становимся свидетелями ее воскресения.
Вопрос: Почему это произошло?
Ответ: Без сомнения, по молитвам Святых
Российских Новомучеников и Исповедников, чей голос соединяется с голосом Святых
этой страны, которых мы любим и почитаем. Только общее предстательство новых и
древних святых открывает нам путь к победе и вечному спасению.
|