КАЗАХСТАН
Би-Би-Си, 18 февраля 2003 Год Казахстана в РоссииТимур Варки
Визит Нурсултана
Назарбаева в Москву официально открывает год Казахстана в России. Об этом
президенты двух стран договорились еще в конце прошлого года, который прошел не
столько под знаком Украины в России, сколько под знаком поддержки Москвой
президента Леонида Кучмы.
Вообще эти годы братских республик в России, по мнению
некоторых экспертов, напоминают о советских традициях проводить декады и
месячники культуры или озеленения, а то и пятилетки индустриализации или
коллективизации.
Вполне в духе советского призыва "больше товаров,
хороших и разных" Владимир Путин, встречая Назарбаева в Кремле, отметил, что
ждет от этого года больше контактов в области не только культуры, но и
позитивных изменений в политике и экономике.
Назарбаев ответил заверениями в дружбе и заявил, что
между двумя странами "нет взаимных долгов и никаких противоречий, никаких
нерешенных проблем. И на равноправных условиях сотрудничая, сохраняя то доброе
отношение, то братство, которое было, президенты должны еще дальше продвинуть
доверие и сотрудничество между двумя государствами".
Удобный партнер
Президент Казахстана - один из самых удобных для
Владимира Путина переговорщиков в СНГ. Интеграционный напор казахстанского
лидера после ухода Бориса Ельцина перестал пугать Кремль и встретил у его нового
хозяина доброжелательное отношение.
Сегодня у Казахстана
и России, пожалуй, действительно нет серьезных противоречий. К обоюдному
удовлетворению решен вопрос о продлении аренды космодрома Байконур, значение
которого после трагедии шаттла "Колумбия" еще более выросло.
Казахстан получает не только средства от аренды
космодрома Россией, но и поднимает свой престиж, участвуя в международных
космических проектах и начиная с помощью России создавать национальную
космическую программу
Кроме того, в последнее время Казахстан пошел навстречу
"Газпрому", у которого из-за несговорчивости Туркменбаши Сапармурата Ниязова
могла образоваться "дырка в трубе", проложенной в рамках проекта "Голубой поток"
в Турцию.
И, наконец, речь идет также о перспективном
сотрудничестве с "Лукойлом". Вскоре в Астану должна отправиться делегация
"Лукойла" для заключения договоренностей по совместной разработке казахстанской
части каспийского шельфа.
Второй южный рубеж СНГ
Кроме того, информированные источники среди российских
экспертов- международников говорят, что Москва и Астана договариваются об
обустройстве второго рубежа СНГ (после таджикско-афганского) по южной границе
Казахстана, который отделит Казахстан и Россию от Афганистана с его опиумными
плантациями и от остальной Центральной Азии с натовскими авиабазами.
И, наконец, год Казахстана в России призван, по мнению
экспертов, стать годом самого Назарбаева, нуждающегося в поддержке Москвы в
противостоянии с набирающей силу оппозицией.
КУБ Кz, 16 февраля 2003 Политические итоги работы правительства Казахстана.Андрей Чеботарев
28 января исполнился год действующему правительству
Республики Казахстан, возглавляемому премьер-министром Имангали Тасмагамбетовым.
Как известно, 16 января этого года президент РК
Нурсултан Назарбаев провел совещание с членами правительства, на котором были
подведены предварительные итоги 2002 года, рассмотрены вопросы о выполнении
поручений и заданий главы государства руководителями министерств и ведомств и об
укреплении дисциплины и порядка в системе исполнительной власти.
Несмотря на свою "молодость", правительству пришлось
выслушать серьезную критику со стороны президента по ряду упущений и недостатков
в своей работе. Правда, эта критика касалась в основном деятельности
правительства в экономической сфере. По понятным причинам политическая сторона
работы правительства не затрагивалась. Хотя именно ей нужно было уделить особое
внимание. Казалось бы, что с приходом к руководству правительством человека,
который по своей прежней работе в госаппарате курировал внутреннюю политику, в
этой сфере произойдут определенные улучшения. Однако случилось все наоборот.
Правительство оказалось неспособным пойти на
мало-мальский диалог с обществом и его институтами, особенно с оппозицией. Оно
также показало свою невосприимчивость не только к любой критике (за исключением,
конечно, идущей от президента), но и поступающим в его адрес конструктивным
предложениям по эффективному решению актуальных политических и
социально-экономических проблем. Вместо этого оно фактически начало "крестовый
поход" на всех инакомыслящих. Отсюда откровенно политические судебные процессы
по явно надуманным уголовным основаниям над лидерами движения "Демократический
выбор Казахстана" Мухтаром Аблязовым и Галымжаном Жакияновым, а также известным
журналистом Сергеем Дувановым, осужденных к различным срокам лишения свободы.
Другим "достижением" правительства на поприще борьбы с
инакомыслием стало оказание давление на ряд независимых СМИ, которое привело
либо к их закрытию (газеты "Время По", "Республика-2000"), либо вынужденной
смене владельцев и переходу на лояльные к властям позиции (телеканал "Тан").
Крепкими "орешками" в этих условиях остаются пока что газеты "Сол дат" и
сменившая уже три названия "Ассанди таймс", прессинг в отношении которых не
прекращается.
Самым же ощутимым ударом властей по оппозиции стало
принятие в июле 2002 года нового закона «О политических партиях». Великий
русский полководец Александр Суворов говорил, что воевать нужно не числом, а
умением. Казахстанские же власти решили взять оппозицию именно числом. Речь идет
об увеличении требуемого законом числа членов партий для их государственной
регистрации с 3 до 50 тыс. человек и наличия у партий своих филиалов во всех
областях республики. За неисполнение этих требований партии буквально
приговариваются судом к ликвидации.
В итоге уже 4 партии (РНПК, Народный конгресс, "Азамат",
"Казак ели") фактически сошли с политической арены, отказавшись исполнять данный
закон, расценив его недемократическим и неконституционным. Правда, нужно
заметить, что инициатором его принятия выступило не правительство, а
поддерживающая его партия "Отан" через своих парламентариев. Однако у
правительства имеется достаточно рычагов, чтобы заблокировать еще на стадии
обсуждения в комитетах палат парламента любой неугодный им законопроект. Это,
кстати, произошло с разработанным партией "Ак жол" проектом закона "О свободе
слова, получения и распространения информации в РК". Так что правительство было
явно не против принятия нового закона о политических партиях в таком
"драконовском" содержании.
Последний случай, кстати, наглядно показывает, что
правительство как-то дистанциировалось от процессов и событий во
внутриполитической сфере. А потому оно отдало ее на "откуп" всем, кто пожелает
туда влезть. Следствием такого подхода стало чрезмерное вмешательство в политику
представителей правоохранительных органов, взявших на себя непомерные задачи
играть роль политического сыска и даже "борца" за "чистоту" существующего
политического порядка.
В итоге - уже отмеченные выше политические процессы,
основанные на доказанных защитой обвиняемых фактах фальсификации доказательств и
нарушениях уголовно-процессуального законодательства во время ведения следствия,
а также сопровождаемые нарушениями элементарных человеческих прав этих лиц во
время их содержания под стражей. Даже этот год силовики начали с возбуждения
финансовой полицией уголовного дела в отношении председателя исполкома РНПК
Амиржана Косанова, инкриминируя ему нарушения Налогового кодекса.
Причем подобные игры силовиков в "большую политику" уже
обернулись трагедией - смертью при загадочных обстоятельствах в камере одного из
райотделов полиции дочери известного общественно-политического деятеля и
журналиста Лиры Байсеитовой Лейлы. МВД же по принципу "своих не сдавать"
представило все так, что девушка сама свела счеты с жизнью. Так или иначе, но
все эти дела вызвали широкий международный резонанс, способствующий ухудшению
имиджа Казахстана за рубежом.
Кроме того, при попустительстве властей в политику вошла
так называемая "третья сила", представители которой совершили разбойные
нападения на редакции газет "Сол дат" и "Деловое обозрение "Республика". В
первом случае были избиты сотрудники, во втором – сожжен офис редакции. Затем в
подъезде своего дома "неизвестными" был избит Сергей Дуванов.
Примечательно, что по всем этим фактам была реакция со
стороны главы государства, который осудил нападение на журналистов и потребовал
от правоохранительных органов найти преступников. Но, как говорится в известной
басне, "а воз и ныне там". Единственно, что удалось разыскать и привлечь к
ответственности лиц, избивших ведущего Коммерческого телеканала Артура
Платонова. Причем "злоумышленниками" оказались отставные сотрудники полиции.
В случае с Платоновым показательно выступление 19
августа прошлого года на пресс-конференции председателя исполкома Конгресса
журналистов РК Дариги Назарбаевой. По ее словам, "складывается ощущение, что г-н
Тасмагамбетов живет в другой стране и управляет правительством другой страны,
что происходит в обществе их не касается, и всякий раз выставляется Президент, а
всем очень уютно и удобно за его спиной сидеть". С учетом приведенного выше
можно полностью согласиться с этими словами.
Деятельность этого правительства также характеризуется
закрытостью, что особенно касается принимаемых им решений. Соответствующая
информация, которая попадает в СМИ, видимо, через пресс-службу правительства,
является, как правило, сжатой и неконкретизируемой, больше напоминая набор
статданных. Все это создает впечатление, что правительству выгодно скрывать
достоверную информацию о реальном положении дел в тех или иных сферах общества.
Попросту говоря, ему нечем особо здесь похвастаться.
От общения с прессой закрыт и премьер-министр. Разве что
можно вспомнить его апрельский дебют, когда он на заседании парламента дал ответ
на запрос депутатов мажилиса Серикболсына Абдильдина и Бориса Сорокина
относительно наличия у Казахстана секретных зарубежных счетов, открытых по
распоряжению президента РК. Как известно, Тасмагмбетов тогда заявил, что
подобных счетов у Казахстана нет, за исключением… секретного валютного фонда,
созданного еще в 1996 году. Его основу составили средства в сумме 1 млрд.
долларов США, вырученные от продажи 25 % акций нефтяного месторождения Тенгиз.
По утверждению премьера, данный фонд был создан и действует исключительно в
интересах страны и его средства были лишь дважды использованы в критические для
республики дни. Первый раз в 1997 году, когда долг правительства перед
пенсионерами составил примерно 36 млрд. тенге и мог вызвать социальный "взрыв".
Второй раз - в 1998 году, когда произошел мировой финансовый кризис и обвал
рубля в России и к осени дефицит бюджета составил около 400 млн. долларов США.
Однако это признание премьера нельзя назвать удачным.
Во-первых, он не ответил по существу вопросов, заданных ему депутатами. Тем
самым он дал им и всей политической оппозиции возможность вновь обратиться к
теме тайных зарубежных счетов высокопоставленных чиновников РК, по фактам
наличия которых уже не первый год ведется расследование в США и Швейцарии, и
постоянно поднимать ее во время своих публичных выступлений и в СМИ.
Во-вторых, ряд депутатов парламента негативно отнеслись
к данному заявлению главы правительства. Их очень сильно задело то, что наличие
у страны секретного валютного фонда долгое время скрывали и от них.
Примечательно, что такие настроения показали даже отдельные лояльные к властям
депутаты. В частности, депутат от пропрезидентской партии "Отан" Татьяна
Квятковская открыто заявила, что правительство в рассматриваемом случае
обманывает "избранников народа".
В-третьих, по словам той же Квятковской с ссылкой на
свидетельство неизвестных чиновников, долги по пенсиям были выплачены в 1997
году за счет кредитов Международного валютного фонда. В этом случае закономерно
возникает вопрос: если названные долги погашались за счет секретного фонда, как
утверждает премьер, то куда же делись деньги МВФ? А если все же это были деньги
МВФ, то тогда куда "ушли" 36 млрд. тенге? Так что, хотели сделать как лучше, а
вышло как всегда…
Одной из больших ошибок правительства можно назвать и
нежелание поддерживать конструктивные отношения с партией "Ак жол" и ее
лидерами, со многими из которых еще недавно сам премьер и другие чиновники
работали чуть ли не бок о бок. Предложения партии по улучшению налоговой и
социальной политики были названы лично премьером популистскими. Хотя, поведи
себя правительство и его глава совсем по-другому, они могли бы получить в лице
"Ак жола" реальную и сильную группу поддержки своей политики.
Можно по-разному относиться к данной партии и ее
лидерам. Однако, видимо, не случайно, что спасать ситуацию, во всяком случае в
экономике, руководство страны призвало именно их. Сперва во власть вернули
Кайрата Келимбетова, ныне являющегося министром экономики и бюджетного
планирования. А не так давно на должность помощника президента РК по
экономическим вопросам был назначен сопредседатель "Ак жола" Ураз Джандосов.
Выходит, что президент страны не разделяет политические оценки своих подчиненных
из правительства. А это уже одна из существенных ступенек на пути к отставке. Не
случайно, видимо, и то, что, не проработав еще и года, это правительство
подверглось в 2002 году нескольким структурно-организационным и кадровым
изменениям. Чего не наблюдалось за его предшественниками.
Работу правительства также сопровождала серия
коррупционных скандалов, в результате которых лишились своих кресел министр
транспорта и коммуникаций Аблай Мырзахметов, первый вице-министр энергетики и
минеральных ресурсов Булат Елеманов, вице-министр сельского хозяйства Толеухан
Нуркиянов, вице-министр транспорта и коммуникаций Руслан Туякбаев, вице-министр
природных ресурсов и охраны окружающей среды Мажит Турмагамбетов. Такого,
произошедшего за период менее года, в Казахстане прежде никогда не было.
В то же время начавшаяся в прошлом году очередная
кампания по борьбе с коррупцией ощутимых результатов не дала. Как всегда борьба
велась с отдельными лицами, а не с условиями и факторами, благоприятствующими
коррупции. В итоге "флагман" этой кампании, созданная при президенте Комиссия по
борьбе с коррупцией и соблюдению служебной этики госслужащими, куда входит
немало членов правительства, после отставки ее председателя Сата Токпакбаева
бесшумно замкнулась сама в себе.
В результате такой "борьбы" Казахстан по Индексу
восприятия коррупции за 2002 год, представленный международной организацией
"Транспаренси Интернешнл", опустился на 17 позиций по сравнению с 2001 годом,
заняв 88-е место и получив 2,3 балла. Это является довольно низким показателем,
свидетельствующим о том, что уровень коррупции в республике заметно вырос, а
уровень борьбы с нею – снизился. К тому же из других стран СНГ ниже Казахстана
по ИВК находятся только Молдова и Азербайджан.
Не все ладно в 2002 году было и в отношениях между
правительством и бизнесом. Вместо реальной поддержки субъектов малого и среднего
бизнеса, о чем заявляет в своих программах уже не первое правительство, власти
допускают неправомерное вмешательство в сферу частного предпринимательства.
Только за 9 месяцев 2002 года количество проверок субъектов бизнеса со стороны
всевозможных органов, по данным министра индустрии и торговли Мажита Есенбаева,
увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2001 года на 31%. Органами
финансовой полиции в это же время было возбуждено 55 уголовных дел по фактам
незаконного вмешательства госслужащих в предпринимательскую деятельность.
А ведь именно такие незаконные вмешательства и проверки,
особенно со стороны фискальных органов, является одной из главных причин,
заставляющих бизнесменов "сворачивать" свое дело или уводить капиталы за рубеж.
И как всегда решать эту проблему пришлось не правительству, а президенту страны.
На прошедшем в сентябре прошлого года очередного Форума предпринимателей
Казахстана глава государства поручил правительству принять надлежащие меры для
улучшения своих взаимоотношений с бизнесом. Правда, существенных результатов в
выполнении правительством этого поручения пока не видно.
Вообще, практически весь год за правительство все решал
президент. Именно он выдвинул идею создания постоянно действующего Совещания по
выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского
общества (ПДС) для обеспечения конструктивного взаимодействия между государством
и такими институтами гражданского общества. Само правительство до этого не
додумалось. Более того, бросившись выполнять задание главы государства по
созданию ПДС, оно его чуть не "завалило".
По логике вещей, правительству следовало бы разработать
и предложить на обсуждение участникам совещания уже на самом первом его
заседании проект Положения о ПДС, в котором были бы четко расписаны функции,
структура, регламент и другие вопросы организационного характера данного органа.
Однако такой документ почему-то появился лишь на втором заседании ПДС. В итоге
целых два заседания были посвящены решению вопросов организационно-правового
характера. Причем правительство предпочло уступить здесь лидерам партии "Ак
жол", которые представили свой альтернативный проект. Стало быть, аналогичный
документ правительства сильно проигрывал "акжоловскому", раз оно решило так
спокойно отказаться от его обсуждения.
Кроме того, правительство, стремясь собрать в ПДС в
основном нужных и лояльных к себе персон, явно допустило перебор в этом деле.
Вместе с тем тех, с кем действительно нужно вести диалог, оно как-то и не
стремилось заинтересовать участием в совещании. Такое критическое положение
вокруг ПДС начало выправляться лишь в этом году, когда на его последнем
заседании появились лидер Компартии Казахстана Серикболсын Абдильдин и известный
правозащитник Евгений Жовтис. С другой стороны, активно участвующие до этого в
работе ПДС лидеры "Ак жола" решили приостановить это свое участие по причинам
того, что здесь к их предложениям проправительственное большинство не спешит
прислушиваться.
В конце 2002 года правительство "образцово" провело
довыборы депутатов мажилиса вместо выбывших в трех избирательных округах,
обеспечив всеми "правдами", а еще больше неправдами, избрание депутатами удобных
им лиц. Причем лично сам премьер проявил тут инициативу, посетив свою родную
Атыраускую область и побеседовав с одним из лидеров предвыборной гонки
советником президента национальной компании "Казмунайгаз" Нурпеисом Махашевым,
после чего тот неожиданно снял свою кандидатуру. В итоге на выборах в
Курмангазинском избирательном округе "победил" аким Махамбетского района
Узаккали Елеубаев, который, видимо, работал с Тасмагамбетовым еще во время его
пребывания в должности акима Атырауской области.
Большие "пробелы" имеются и во внешнеполитической
деятельности правительства. В частности, на фоне очевидной подготовки США к
войне с Ираком МИД РК занял сдержанную позицию по этому вопросу, переадресовав
его решение Совету безопасности ООН. Видимо, не желая обидеть Вашингтон, ставший
за последние годы чуть ли не главным "интендантом" казахстанской армии и
нефтяным инвестором. Хотя если эта война произойдет, то ее последствия очень
сильно и негативно отразятся на экономике Казахстана, зависимой в основном от
внешних вливаний и колебаний мировых цен на сырье. В связи с этим можно было бы
обозначить свое отношение к ней более жестче, как это сделали, к примеру,
Германия и Франция.
Более того, подписав в июле прошлого года с США
меморандум о предоставлении их самолетам, в том числе боевым, возможности
вынужденной посадки в аэропорту Алматы, МИД РК не подумал о том, к чему это
может привести. Ведь вряд ли в случае войны с США Ирак будет особо разбираться,
кто его действительный военный противник, а кто просто "младший помощник" этого
противника. Ракетный удар от него в этом случае могут получить и те, и
другие.
МИД не удосужился подготовить, несмотря на наличие у
него своей Дипакадемии, и представить главе государства достойные представлять
интересы Казахстана за рубежом кадры. В результате многие действующие послы
вынуждены работать сразу по 3-4 странам. Политика неэффективной дипломатии
остается в силе. Непонятно так же, зачем главе МИДа понадобилось при таком
дефиците кадров увеличить штат своих заместителей до 5 человек? Тем более, что
до сих пор кресла двоих из них пустуют.
Кстати, проблема кадров является общим для всего
правительства. И решить ее оно намерено вполне характерным для его закрытости от
общества способом – фактическим отказом от ротации госслужащих по конкурсной
системе. Соответствующий законопроект с поправками к закону "О государственной
службе" в скором времени должен быть принят. По мнению экспертов, его принятие,
в частности, позволит вновь назначенным руководителям министерств и ведомств
приводить с собой и без труда назначать на должности в вверенном ему органе
людей со своей прежней работы. Так что уровень кумовства и сопутствующей ему
коррупции в системе государственной службы обещает подрасти.
Наконец, сильно возмущают обещания правительства
улучшить ситуацию в социальной сфере, поскольку все делается с точностью до
наоборот. Показательна здесь, к примеру, попытка правительства провести через
парламент закон, отменяющий льготы в виде бесплатного проезда на всех видах
транспорта, бесплатного медобслуживания и приобретения лекарств, получения ссуды
на жилье для жителей Приаралья, давно признанного зоной экологического бедствия.
По мнению властей, этих людей лучше переселить в другие регионы страны, чем
тратить деньги на спасение Приаралья и поддержку его жителей. Благо, что даже
самые лояльные парламентарии не поддались таким "соблазнам" и решили до 2005
года этой темы не касаться. Но если вдруг завтра подобные социальные
"эксперименты" действующего правительства все же будут продолжены, то рост
социальной и, как следствие, политической напряженности в стране, несмотря на
работу ПДС и иже с ним, станет неизбежным.
АПИ, 14 февраля 2003 Активизация российских нефтяных компаний в КазахстанеЗауре Кистауова, эксперт Службы экономического анализа Агентства политических исследований "APR"
Пока Соединенные Штаты Америки заняты наращиванием
напряженности в Персидском заливе и поиском более или менее основательных причин
для начала войны за нефтяные поля Ирака, в это время Россия пытается успеть, как
можно больше расширить свои интересы на Каспии.
Недавний визит президента российского нефтяного гиганта
ЛУКОЙЛ Вагита Алекперова и многообещающие результаты встреч на высшем уровне,
явился очередным этапом укрепления сотрудничества Казахстана и России в
нефтегазовой отрасли.
Итоги переговоров можно назвать прорывом ЛУКОЙЛА в
сотрудничестве с Казахстаном. Он получил одобрение со стороны казахстанских
властей на разведку нового, еще неоткрытого месторождения вблизи
казахстано-российского месторождения Хвалынское, а также получил операторство на
месторождении Центральное, 50% которого принадлежит ЛУКОЙЛу.
Более того, ЛУКОЙЛ и КазМунайГаз приняли решение, что к
концу текущего года они создадут совместное нефтяное предприятие, аналогично
КазРосГаз, созданного в прошлом году.
Создание совместного газового предприятия между
КазТрансГазом и российским Газпромом явился хорошим достижением для Казахстана,
который до недавней поры попросту сжигал в факелах половину из ежегодной добычи
(около 13 миллиардов кубометров) из-за отсутствия возможностей продавать его за
рубежом.
Благодаря этой сделке Казахстан получил возможность
заработать на реализации своего газа. В свою очередь Газпром также сможет
сохранить свои позиции на европейском рынке сбыта, несмотря на падение своего
уровня добычи и истощение запасов голубого топлива.
Кроме того, руководство "Газпрома" решило отойти от роли
посредника в газовом бизнесе между Казахстаном и Европой и сейчас рассматривает
возможность приобретения газовых активов в Казахстане, а также совместного
освоения Имашевского газоконденсатного месторождения на западе республики.
Для ЛУКОЙЛа российские аналитики считают Каспийский
прорыв удачным шагом, что обусловлено изменениями в стратегии дальнейшего
развития самой компании.
"Российским компаниям нужно более активно выходить на
Каспий. Качество и размеры запасов в этом регионе действительно многообещающие,
и если наши нефтяники замешкаются, то их место займут западные конкуренты. В
этом плане стратегия ЛУКОЙЛа - правильная, и другим компаниям стоит взять ее на
вооружение", - говорит аналитик российской аналитической группы Тройка-Диалог
Валерий Нестеров.
ЛУКОЙЛ сменил свои приоритеты еще в прошлом году, когда
ее президент заявил, что не планирует более приобретать новые активы в дальнем
зарубежье. Компания намерена наращивать объемы нефтедобычи за счет существующей
производственной базы в России, а также за счет своей активизации в странах,
входивших ранее в состав СССР, заявил Алекперов.
В Казахстане ЛУКОЙЛ является участником трех крупнейших
нефтяных проектов. Это разработка Тенгиза, Карачаганака и Кумколя. Однако ее
суммарная доля в добыче на этих месторождениях, едва ли превышает 1.5 миллионов
тонн нефти и газового конденсата ежегодно.
Российский гигант пока заметно отстает от своих
российских конкурентов по темпам роста нефтедобычи, и компания планирует
исправить ситуацию за счет разработки казахстано-российских углеводородных
ресурсов Каспийского моря.
Некоторые аналитики говорят, что договоренности
Казахстана и ЛУКОЙЛа очень симптоматично выглядят на фоне сужения деятельности
российской нефтяной компании в Ираке. Не исключено, что Алекперов сейчас просто
ищет альтернативу иракскому проекту в Казахстане и Азербайджане.
Однако российские аналитики не связывают расширение
деятельности ЛУКОЙЛа в Казахстане с его неудачей в Ираке.
Сужение деятельности ЛУКОЙЛа в Ираке, конечно имеет
негативный эффект для деятельности компании в целом, но это никак не связано с
планами компании в Казахстане, считает Анна Буденко, отраслевой аналитик из
российского Альфа Банка.
Единственной причиной расширения деятельности ЛУКОЙЛА
Буденко называет истощающиеся нефтяные резервы компании в Западной Сибири, что и
заставляют ЛУКОЙЛ искать дополнительные источники сырья в том числе и в
Казахстане.
Инвестиции в Ираке для ЛУКОЙЛа не являлись ближайшей
перспективой, если учитывать ситуацию на ближневосточном регионе. И поэтому
планы разработки месторождений в Ираке никак не могли повлиять на расширение ее
деятельности в Казахстане, считает Валерий Нестеров.
По его мнению, сотрудничество с Казахстаном можно
ожидать более плодотворным, чем в Ираке из-за сравнительно стабильной
политической обстановки и благоприятного инвестиционного климата в стране.
Исторически сложившиеся добрососедские взаимоотношения стран играют немаловажную
роль для сотрудничества, считает Нестеров.
Казахстан всегда был естественным партнером для России,
обе страны должны априори сотрудничать хотя бы потому, что у них общая
экспортная структура, говорит он.
Инвестиции ЛУКОЙЛА в Казахстан, можно считать более
защищенными, чем например в Ираке, так как риски совместного освоения
месторождений на Каспии делятся с местной компанией КазМунайГаз, говорит Анна
Буденко.
Более того, по мнению Нестерова, Казахстан имеет
страновой риск гораздо ниже, чем, к примеру, в Азербайджане, откуда ЛУКОЙЛ в
данный момент выводит свои активы, говорит Нестеров.
По его мнению, Азербайджан гораздо более подвержен
проамериканским настроениям, и его бизнес проекты осуществляются не из
экономических, а из политических побуждений.
В свою очередь казахстанские аналитики связывают
активизацию деятельности российских компаний, как следствие новой геополитики
России в регионе. Ни для кого не секрет, что в последнее время засилье
американских компаний практически во всех крупных проектах Казахстана дают
Соединенным Штатам Америки хорошую возможность для влияния на политические
решения Казахстана.
Расширение взаимного сотрудничества в нефтегазовой сфере
значительно активизировалась после прихода к власти в России Владимира Путина,
который в свое время в отличие от своего предшественника ясно для всех
обозначил, что центрально-азиатский регион является зоной стратегических
интересов России.
Поэтому как следствие новой политики основными
представителями российского нефтяного бизнеса в Казахстане выступают с одной
стороны государственная газовая компания ГАЗпром, а с другой стороны, фактически
проправительственная нефтекомпания ЛУКОЙЛ, говорят аналитики.
Учитывая высказывания аналитиков можно сказать, что
Россия, посредством активизации нефтекомпаний в Казахстане, тем самым подходит к
тому этапу, когда стратегический интерес в регионе будет подкрепляться также
взаимными экономическими обязательствами.
Экспресс-К №31 (15191), 18 февраля 2003 Если Родина-мать позоветНиколай Халабузарь, Алексей Банцикин
Министр
обороны намерен сплотить народ и армию
Если завтра война - каждый десятый казахстанец должен
будет надеть военную форму. Южный военный округ Казахстана уже сейчас готовится
к возможным последствиям начала боевых действий в Ираке, а Министерство обороны
разрабатывает новые сигналы тревоги.
Вчерашнее выступление министра обороны РК Мухтара
Алтынбаева в парламенте затронуло важнейшую тему этих дней - грядущую войну на
Ближнем Востоке и возникающие в этой связи угрозы для Казахстана. И хотя от
комментария насчет возможного участия в боевых действиях Мухтар Алтынбаев
отказался, сославшись на то, что "на этот счет имеется четкое политическое
решение", полностью избежать этой темы оказалось невозможно.
- Не стоит преуменьшать возможные угрозы. Если
подтвердится, что Ирак имеет ядерное оружие, это будет серьезным сигналом для
нас, - считает министр обороны. - Западные регионы нашей республики вполне могут
оказаться в радиусе действия ракет, которые, как говорят, находятся в Ираке…
Очевидно, что возможность оказаться пусть даже случайной
мишенью для воюющих сторон делает в эти дни первоочередной задачей возможную
защиту от подобных рисков. Понимают это и в министерстве: по словам министра,
главным фронтом деятельности Минобороны сейчас является планирование совместных
действий вооруженных сил всех силовых ведомств в условиях конфликта.
- Мы уже завершили планирование в Министерстве обороны,
- пояснил Алтынбаев. - План утвержден президентом. Завершено планирование на
уровне округов, и сегодня мы приступили к постановке задач дивизиям и отдельным
бригадам. На днях начал действовать новый боевой сигнал на случай приведения
войск в состояние полной боевой готовности…
Кстати, войск в Казахстане сейчас не так уж и много:
сегодня численность казахстанской армии равна 74 тысячам человек, хотя несколько
лет назад цифра была иной - 120 тысяч. Мухтар Алтынбаев нашел множество
аргументов в пользу такого сокращения - высвобожденные средства позволили
вернуть утраченный смысл словам "боевая учеба", реализовать программу подготовки
офицеров. И большая численность вооруженных сил, по мнению министра, не нужна в
принципе: конечно, можно довести армию и до полумиллиона и держать войска
повсюду, но уж больно разорительным это окажется для страны, и потому 78 тысяч
вполне достаточно. А что касается боеспособности, так она должна зависеть не от
количества, а от качества и, конечно же, боевой техники. К тому же, как
подчеркнул г-н Алтынбаев, с созданием военных округов и мобильных сил ВС у
Казахстана появилась возможность в случае необходимости перебросить на участок,
где возникла угроза, силы и средства, способные защищать границы. Но,
возвращаясь к текущим событиям, нельзя не спросить: а сможет ли эта небольшая
армия противостоять всем угрозам? Только британский корпус, перебрасываемый в
район предполагаемых боевых действий с Ираком, равен половине казахстанской
армии (около 40 тысяч)…
- Ответ на вопрос, как мы будем противостоять в случае
возникновения военной угрозы Казахстану, - это ответ на вопрос о готовности сил
территориальной обороны, - заявил Мухтар Алтынбаев. - В свою очередь
территориальная оборона - это около 1,5 миллиона вооруженных человек, которые в
определенный срок могут быть поставлены в ружье…
Вот вам и возможность всеобщей мобилизации. Конечно,
если только война, не дай Бог, коснется страны. Сам министр не хотел бы
рассматривать этот крайний вариант.
- Если мы доведем дело до военного конфликта, то,
значит, мы "ноль" как политики и как дипломаты. Нам лучше дружить с соседями, в
частности, с Китаем и Россией. Во всяком случае, в заключенных нами
международных договорах бряцать на границе оружием не допускается.
Gazeta.kz, 27 февраля 2003 По карману ли нам профессиональная армия?Александр Лебедев
После того как министр обороны недавно выступил в
парламенте с докладом о реформах в армии, эта тема вышла на авансцену внимания
общественности и СМИ.
Такого не было давно, обычно вооруженные силы у нас мало
кого интересуют. Но теперь повод более чем важный: переход к профессиональной
армии, при чем уже довольно скоро, к 2010 году.
Военное руководство не обсуждает вопрос реально это или
нет. Подразумевается, что этот важнейший для будущего армии шаг будет сделан.
Но, не смотря на эту по военному четко демонстрируемую уверенность, сомнения все
же остаются.
Почву для них дает очень простой, почти арифметический,
подсчет. Или лучше сказать, социально-арифметический. Понятие профессиональная
армия подразумевает, что служат в ней профессионалы, чем бы они не занимались:
водили автотранспорт, чинили технику, стреляли из автомата. При чем все эти
названные качества почти универсальны для большинства солдат-профессионалов, к
ним должны прилагаться специфические индивидуальные способности, например,
обезвреживать или ставить мины, снайперски стрелять, быть специалистом по
обращению с высокоточным и сложным вооружением (а оно основано на компьютерных
технологиях) и многое другое. Иными словами, профессиональный солдат это в
первую очередь серьезный специалист в какой-то сфере, и лишь потом - человек,
носящий форму и автомат. И сколько же может составлять денежное содержание
такого специалиста?
Очевидно, что человек, хорошо знающий оружие, физически
и морально подготовленный к стрессовым ситуациям и нагрузкам, владеющий навыками
рукопашного боя, без особых проблем способен найти "на гражданке" вполне
приличную работу в охранной фирме, которых вокруг немало, или личным
телохранителем. На них спрос тоже устойчив. Специалист, способный ремонтировать
танки и БТР найдет себя на СТО или в любой фирме, имеющей не очень сложное
техническое оборудование, хотя бы по выпуску макарон. О людях, понимающих в
технике с программным управлением, и говорить не приходится, они везде желанные
работники. И все названные категории специалистов при этом могут рассчитывать на
зарплаты, наверное, от 250 долларов. Это минимум. А в некоторых категориях даже
начальная ставка должна быть заметно выше, исходя из сегодняшней ситуации на
рынке труда. Способна ли армия платить столько солдатам-контрактникам?
А ведь содержание военнослужащего должно складываться не
только из его прямой зарплаты, есть еще расходы на питание, обмундирование,
медицинское обслуживание, страховка на случай увечья или гибели, что не редкость
и в мирное время. И все это должно быть на другом качественном уровне, чем
сейчас, иначе никто в армию не пойдет и в качестве контрактника. А еще
необходима нормальная социальная инфраструктура в виде сервисных центров, мест
отдыха для самих контрактников и их семей. Далеко не все воинские части
расположены в крупных городах, где эти вопросы уже решены, в отдаленных
гарнизонах все это надо будет "тянуть" военным властям.
Дальше арифметические подсчеты выглядят так. Контрактник
тогда военный профессионал, когда идет в армию служить-работать на длительный
срок. Иначе он тот же солдат срочной службы, только получающий зарплату. Значит,
министерству обороны (а в итоге бюджету страны) придется постоянно решать
вопросы с индексированием зарплат контрактникам, увеличением содержания тем, кто
служит давно.
По официальным данным на военные нужды Казахстан в
последние годы тратит 1% от ВВП. Учитывая, что его объем в прошлом году составил
3747,2 млрд. тенге, военное финансирование кажется не таким уж маленьким. Но и
все остальные расходы министерству обороны надо делать из этих денег, а они не
маленькие: создание западного военного округа почти на пустом месте, закупка и
ремонт техники и боеприпасов, подготовка офицеров в военных училищах, проведение
учений…
При всех экономических успехах страны последних трех лет
с трудом верится, что удастся гарантированно решить все вопросы с созданием
профессиональной армии за оставшиеся семь лет. Тем более при такой
общеэкономической неуверенности в завтрашнем дне из-за вероятного снижения цен
на нефть. Наверное, можно создать отдельные экспериментальные части из
контрактников и постепенно нарабатывать опыт, в том числе и финансирования их.
По такому пути пошли в России, и развивается этот процесс там очень сложно, хотя
всем ясно, что уровень профессионализма вооруженных сил должен быть выше. Но и
политикам, и генералитету ясно, что с финансами "в стране напряженка", и не
время отваживаться на такие заявления, что к такому-то году армия станет
профессиональной.
|