Соотечественники - иностранцы в РоссииАлександра Докучаева
Какие бы мероприятия, касающиеся зарубежных российских
соотечественников, не проводили в течение последнего года, самым острым вопросом
на них был новый закон о гражданстве Российской Федерации. Так было и на
заседании Консультативного совета субъектов Российской Федерации по
международным и внешнеэкономическим связям при МИД России 18 марта 2003 года, о
котором сообщаем выше. Консультативный совет рассмотрел опыт Москвы по работе с
соотечественниками и рекомендовал другим субъектам России расширять свою
деятельность по оказанию поддержки русским людям, оказавшимся в странах СНГ и
Прибалтики. Прямо вопросов гражданства повестка дня не касалась, но в
выступлениях послов РФ в странах СНГ, председателя комитета Госдумы по
делам СНГ и связям с соотечественниками Б.Пастухова, директора Московского Дома
соотечественника К.Затулина – проблемы с оформлением российского гражданства
нашими соотечественниками обоснованно названы наиболее болезненными в настоящее время.
Еще в мае пошлого года на Парламентских слушаниях «О
положении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в
государствах-участниках СНГ и странах Балтии, и мерах по их поддержке и защите»
говорилось о сотнях обращений соотечественников с протестами против новых
жестких правил приобретения российского гражданства, которые вводились новым
законом. Соотечественники остались не услышанными. В нарушение существующего с 1
июня 2000 года Федерального закона «О политике Российской Федерации в отношении
соотечественников за рубежом» в новом законе о гражданстве
проигнорировано само понятие «соотечественник» и, соответственно, никаких особых
правил в приобретении гражданства для этой категории не предусмотрено.
Хотя действовавший до 1 июля 2002 года закон о гражданстве также не давал
возможностей для обретения российского гражданства всем нашим соотечественникам
в упрощенном (регистрационном) порядке, как это записано в законе о
соотечественниках, но все-таки Россия принимала в свое новое гражданство тех,
кто остался за ее границами в декабре 1991 года. Для них была возможность
получить гражданство РФ в порядке регистрации в странах проживания по супругу,
живым родителям, имеющим гражданство РФ, а также обратившись к Президенту
РФ.
Сейчас все бывшие граждане СССР (за очень небольшим
исключением), кто не успел или не сумел подать заявления о желании оформить
гражданство Российской Федерации до 1 июля 2002 года, приравнены к эфиопам,
китайцам и другим, далеким и чужим для России народам.
Зарубежные соотечественники лишены возможности принять
гражданство в странах проживания. Только те, кто имеет особые заслуги перед РФ
(закон не уточняет, кто именно – относятся ли к таковым участники Великой
Отечественной войны, чернобыльцы, служившие в горячих точках - неизвестно) или
имеет нетрудоспособных родителей, граждан РФ, или проживают в бывших
союзных республиках и не получили гражданства (это «неграждане» Латвии и
Эстонии) имеют шанс обратиться за гражданством в посольства Российской
Федерации. Соотечественники из других стран, где принят «нулевой» вариант
предоставления гражданства – не попадают под это правило. Даже того, кто
все еще живет со старым советским паспортом, то есть не оформил гражданство
страны проживания – Россия считает отрезанным ломтем, и разговор с ним, как с
аборигеном из Новой Зеландии.
Закон очень жестко относится к иностранным претендентам
на российское гражданство. Оно бы и не плохо. Ведь за последние 10 лет наша
страна, правда. стала проходным двором. Но при чем тут наши соотечественники, в
которых, по заверению самого Президента России – Родина очень нуждается?
Но сейчас при приезде в Россию на постоянное место
жительства (ПМЖ) соотечественники оказываются иностранцами и должны в соответствии с законом о правовом положении
иностранных граждан прожить в РФ не менее 7 лет (а
родившиеся на территории РФ! – не менее 2-х лет!), чтобы
получить право подать заявление о приеме в гражданство РФ.
Для легального нахождения в РФ соотечественники
должны в течение трех месяцев решить вопрос с приобретением жилья и
легальной работы - источника существования. Без этого не получить разрешение на
временное пребывание, а затем, (через год) – разрешение на постоянное проживание
- вид на жительство. Если разрешения на временное проживание нет, то находиться
в РФ можно не более 3-х месяцев.
Только после пяти лет проживания
по виду на жительство можно подать заявление на гражданство РФ. Срок
сокращен - до 3 лет для бывших граждан РФ, - до 1 года для родившихся в РСФСР; для состоящих в
браке с гражданином РФ не менее 3 лет; для стариков, имеющих
трудоспособных детей, граждан РФ; для особо нужных в РФ лиц; при
предоставлении статуса беженца или политического убежища.
Люди попадают в «замкнутый круг»: с негражданами – не
оформляют трудовых отношений, а без легальной работы нельзя даже начать
процесс приобретения гражданства – получить разрешение на временное проживание,
а затем – вид на жительство. Кроме того возникают труднопреодолимые проблемы с
жильем, без наличия которого (регистрации) также не найти легальной работы.
Нет никаких послаблений и для тех, кто приехал из стран
СНГ и Прибалтики, уже находится на территории РФ несколько лет, но не
оформили гражданство. Они попадают под общее правило, то есть должны оформлять
разрешение на временное проживание, затем вид на жительство в соответствии с
установленными сроками с сегодняшнего числа. Хотя, это «сегодняшнее число»
– это еще не наступило. В настоящее время (законы
вступили в силу 1.07.2002, и 1.11.2002!!) ни временных
разрешений, ни видов на жительство не выдается -
не готова нормативная база. Так что эта категория людей (а это десятки, если не
сотни – тысяч) – сейчас стали нелегалами, даже если имеют жилье, работу, а
многие - и в выборах участвовали по старым, советским паспортам.
Эти вопиющие прорехи в законе подвигнули депутатов к
новому витку законотворчества. В течение полугода со дня вступления в силу
закона о гражданстве депутатами Госдумы внесено уже пять предложений о внесении
изменений и дополнений в этот закон: от депутата А.И.Гурова и сенатора
Н.Я.Медведева (21.09.2002), отдепутатов В.В.Похмелкина и С.Н.Юшенкова
(27.09.2002), от группы депутатов (Б.Б.Надеждин, В.И.Алкснис, А.Г.Чехоев,
А.И.Лукьянов, С.А.Попов, Г.Б.Мирзоев, Б.Н.Пастухов, В.Е.Коптев-Дворников –
8.10.2002), от группы депутатов (Е.П.Ищенко, С.И.Зигидуллин, Н.В.Коломецев,
А.А.Оргалайнен, Н.В.Арефьев – 19.02.2003), от депутата Г.И.Тихонова
(21.02.2003). Ни одно из этих предложений пока не включено в план
законодательной работы Госдумы. Первые три – в конце февраля с.г. рассмотрены на
профильном комитете – Комитете по государственному законодательству и
рекомендованы к отклонению. Главная причина отклонений в том, что поправки
позволяют слишком широкому кругу лиц претендовать на упрощенную процедуру
приобретения российского гражданства. Корректно выделить российских
соотечественников из постсоветских стран не удается.
Выход из тупиковой ситуации видят в принятии
нового закона - о репатриации. В этом законе должна быть введена новая
категория лиц – репатрианты. Для них, и только для них должны быть прописаны
облегченные правила восстановления юридической связи с Родиной – Российской
Федерацией – приобретения ее гражданства. Конечно, принятие этого закона должно
сопровождаться с одновременными изменениями закона о гражданстве, в котором
необходимо прописать процедуру получения гражданства репатриантами.
Проект закона о репатриации давно разработали в Совете
по переселенческим организациям при Председателе Государственной Думы. Сейчас.
говорят, подготовлен проект этого закона в недрах Федеральной миграционной
службы. Скорей бы дошел этот закон до Госдумы и прошел бы до подписи
Президента!
Но пока приходится жить в новых условиях вступивших в
силу, но не работающих законов. В феврале текущего года в Государственной Думе
состоялось совместное заседание Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с
соотечественниками и Комитета Совета Федерации по делам СНГ. Рассматривался
вопрос «О некоторых итогах реализации федеральных законов «О гражданстве
Российской Федерации» и «О правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации», о чем писали в бюллетене №. 69.
В заседании кроме депутатов двух комитетов
(Госдумы и Совета Федерации) участвовали представители МВД, ответственные
за паспортно-визовую и миграционную службу, руководство МИДа, отвечающее за
работу с соотечественниками, в том числе, и Департамента консульской службы
(ДКС) МИДа, начальник Управления Президента РФ по вопросам гражданства,
представители столичных ведомств, соотечественники из-за рубежа, правозащитники,
другие заинтересованные общественные организации.
Ведомства отчитались, что сделали все для того, чтобы
законы начали работать. Ими изданы необходимые приказы, написаны инструкции. Тем
не менее, законы по сей день не действуют в полном объеме. Еще не хватает 6
подзаконных актов из 17, для того чтобы люди смогли воспользоваться этими
законами. Задерживает Минтруд, Министерство по налогам и сборам, еще какие-то
ведомства, на заседании не присутствовавшие. А пока людей футболят от одного
чиновничьего стола к другому, не давая возможности легализовать свое положение в
России, отказывая в приеме документов на гражданство.
Вопрос: почему законы введены в действие без
подготовленной нормативной базы? – повис в воздухе. Ответа не было. Возможно, из
соображений политкорректности депутаты не стали обострять. А ведь подобное
положение, когда государство выпускает неработающие законы, свидетельствует о
полной профнепригодности государственного аппарата.
Куда же смотрит Президент?
|