Вечерний Минск, 14 марта 2003 Стандарт для граждан и государства
15 марта 1994 года была принята Конституция Беларуси.
Что сей знаменательный день означает для нашей страны, для каждого из нас? Об
этом сегодня размышляет председатель Конституционного суда Григорий
Василевич.
— Эта Конституция, на мой взгляд, подвела определенный
итог развитию Беларуси как независимой страны. Мы все помним, каким бурным было
начало 90-х годов — процессы распада СССР привели к тому, что Основной Закон,
принятый в 1978 году, потребовал пересмотра. В итоге четырехлетняя работа
увенчалась успехом: в 94-м новый документ определил важнейшие принципы
взаимоотношений государства и личности. Очень важным моментом стало то, что в
нем были закреплены как государственная, так и частная формы собственности, что
является основой свободного развития человека, а также идея политического
плюрализма, предполагающего многообразие взглядов, суждений, политических
организаций, предусмотрены совершенно иные принципы функционирования
государственной власти. В частности, введен принцип разделения властей. Замечу,
что он не исключает, а даже обуславливает взаимодействие разных ветвей власти.
Для того и был введен пост главы государства — Президента, выступающего в роли
своеобразного координатора их деятельности.
И все-таки самое важное в конституционном процессе то,
как институты государственной власти работают для граждан страны. С этой точки
зрения мы показали свою в хорошем смысле выживаемость, состоялись как
государство. Прошедшие двенадцать лет суверенитета и девять лет действия новой
Конституции свидетельствуют о том, что потенциал у нашего народа огромный. С
одной стороны, мы стремимся к построению суверенного государства, с другой — наш
Основной Закон не исключает союзов с другими государствами, то есть учитывает
мировую тенденцию к интеграционным процессам, развивающимся в противовес
глобализации.
Конституция — тот стандарт, которому должны следовать и
граждане, и государство. Надо иметь в виду, что она в большей мере, по словам
американского президента Томаса Джефферсона, является ограничителем власти
правительства. При этом, говоря о правах и свободах, нельзя забывать о том, что
у граждан есть и обязанности. Не выполняя своих обязанностей перед государством
и обществом, гражданин тем самым ограничивает права и свободы других.
Надо также учесть, что нормы Конституции будут
оставаться формальными до той поры, пока в сознании должностных лиц не
произойдут соответствующие изменения. В первую очередь они должны твердо
уяснить: согласно статье 137 Конституция — это акт, обладающий высшей
юридической силой, поэтому ее нормы в силу верховенства имеют непосредственное
действие. В случае пробелов в законодательстве или противоречия Конституции того
или иного подконституционного акта следует применять нормы Основного Закона.
Этому непреложному правилу должны следовать все государственные органы, а
Конституционный суд отвечает за обеспечение верховенства Конституции.
Стоит особо подчеркнуть: в результате ноябрьского
референдума 1996 года была принята новая редакция Основного Закона. Дело в том,
что в мировой практике очень часто после утверждения Конституции парламентами ее
текст выносится на всенародное обсуждение. Это логичный шаг — все-таки такой
важный документ должен быть принят всенародным волеизъявлением, после которого
уже никто не может претендовать на роль редактора его воли. К тому же через два
года после утверждения первоначального текста у нас уже был накоплен
определенный опыт применения Конституции 1994 года, поэтому стремление уточнить
ее отдельные положения вполне понятно.
Хочу обратить внимание на то, что разделы и нормы новой
редакции, посвященные правам и свободам граждан, получили более благоприятное
развитие, а перечень обязанностей не претерпел существенных изменений. Что же
касается органов власти, то произошло определенное перераспределение полномочий.
При этом конституционный принцип разделения властей остался базовым.
|