Деструктивный потенциал русинского движения на Закарпатья
Среди этнополитических проблем, с которыми
встретилась Украина в первые годы своей независимости, одной из острейших
является проблема русинов. Деструктивный потенциал русинского движения стал
долговременным фактором дестабилизации ситуации на Закарпатье. В связи с
потенциальной проблемой русинского этнотерриториального сепаратизма проблема
закарпатских русинов потребует внимательного изучения и повышенного внимания со
стороны государственных органов.
…Немало представителей закарпатской культурной
элиты 19 столетия были вынуждены ориентироваться на Российскую Империю,
которая объединяла все восточнославянские народы, а также отождествлять
русинское население с этническими россиянами, как единой восточнославянской
нацией. Русофильские и славянофильские настроения части населения
Закарпатья, усиленные послереволюционной эмиграцией выходцев из России, были и
остаются влиятельным фактором общественной и культурной жизни края…часть
населения продолжает декларировать свою этническую принадлежность как
русинскую.
В начале 1990-х годов проблема национальной идентичности
закарпатских русинов была поднята группой общественных организаций, которые ныне
составляют «русинское движение»
Главной идеей русинского движения является утверждение
закарпатских русинов как отдельной нации, а не этнической группы украинцев.
Среди основных структур, вовлеченных в развитие
русинского движения, следует выделить следующие.
Внутренние:
Русинские культурные организации,
Организации, созданные при Православной Церкви
Внешние:
Русинскую диаспору в Западной Европе, Америке и
Австралии;
Российскую Федерацию
Современное русинское движение на Закарпатье
В среде русинских культурных товариществ наиактивнейшими
являются Товарищество Подкарпатских Русинов, Общество им. А.Духновича, Русинское
научно-просветительское общество, клуб «Рутения»…Интеллигенция, которая
группируется вокруг русинских товариществ пытается развивать русинскую
литературу. Разрабатывается научная русинистика.
Все большую активность в русинском движении проявляют
организации, созданные при Украинской Православной Церкви. Участие православных
организаций в русинском движении тесно связана со славянофильскими и
русофильскими настроениями части населения, что на территории Закарпатья
имеет довольно богатую историю.
Смычка православной
составляющей с русинским движением особенно
небезопасна, поскольку придает этому движению дополнительное
идеологическое обоснование и вносит элемент противостояния православного
Закарпатья и соседней греко-католической Галичины.
Дополнительным импульсом русинскому движению дала
канонизация Украинской Православной Церковью св. Алексия (Кабалюка), который
инициировал процесс возрождения Православия на Закарпатье. Идеологи русинского
движения подчеркивают тот факт, что св. Алексий Кабалюк выступал за
присоединение Закарпатья к СССР на правах отдельной союзной
республики, для обоснования идеи дистанцирования Закарпатья от Украины.
Особенную обеспокоенность
вызывает деятельность протоиерея УПЦ Димитрия Сидора-настоятеля Собора
Христа-Спасителя в Ужгороде, неформального лидера русинского движения
Как заявляет в своих интервью о. Димитрий Сидор « в
движении русинов первоочередными является вопрос их признания отдельной
национальностью, а проблемы самосознания могут быть решены»
Отдельные высказывания Сидора превращаются в
завуалированные угрозы сепаратистского характера6 «История показывает, что те, кто не хотел признавать
русинов и Подкарпатскую Русь, в итоге теряли ее: австрийцы, венгры, чехи,
советы. Украина также ведет далеко не мирную политику касательно этносов».
Логическим продолжением этого заявления такое: если Украина не пойдет на
встречу требованиям русинов, не признает их отдельной национальностью и не даст
Закарпатью особого статуса, появятся более радикальные требования.
Справка: Под управлением о. Димитрия Сидора и слависта
Д. Попа ведется работа над русинско- украинским и украино- русинским
словарями… Возглавляемое Сидором Подкарпаторусинское общество св. Кирилла и
Мефодия вместе с другими русинскими организациями проводит конференции с
целью популяризации истории русинов и формирования специфически русинской
историософии. Вместе с журналистом Ю. Мегелой о. Димитрий Сидор регулярно издает
газету «Христианская семья», посвященную русинской культуре и закарпатскому
православию.
Избрание протоиерея Димитрия Сидора депутатом
Закарпатского областного совета расширяет возможности его влияния на
уровне представительской власти. В 1999 году Сидор был главным организатором
Пятого Всемирного конгресса русинов, который собрал более тысячи делегатов со
всего мира. Возглавление Сидором Молодежного общества преп. Моисея Угрина –связь
со всемирной православной молодежной организацией «Синдесмос», что дает ему
возможность расширять его коммуникативное поле практически на все мировое
православное сообщество.
Последней масштабной акцией русинского движения
стала организация и проведение 8-9 мая 2002 года Всеславянского Собора, делегаты
которого представляли православных верующих всех славянских народов.
Участники Всеславянского Собора приняли «Обращение к Президенту,
Верховного Совета и Кабинету Министров Украины о признании русинов Закарпатья
коренным народом»
Вызывает беспокойство позиция закарпатской политической,
научной и культурной элиты, которая хотя и дистанцируется от резких заявлений
русинства, но в целом лояльно настроена по отношению к русинскому движению…
В связи с этим следует отметить, что на
референдуме 1 октября 1991 года 78% населения Закарпатья высказалось за
создание на базе области самоуправляемой территории в составе Украины. А в 1992
году Закарпатский областной совет принял решение о признании русинской
национальности и обратился к Верховному Совету Украины с просьбой решить этот
вопрос на государственном уровне.
Участие авторитетных
представителей власти в мероприятиях, которые утверждают идею отдельной
русинской нации- небезопасное перенесение «русинской проблемы» в
политическую сферу.
Дальнейшая политизация
«русинского вопроса» признана реанимировать автономистские тенденции
закарпатских политиков.
Поддержка русинского движения из-за рубежа
…Наличие на Закарпатье сильных позиций УПЦ,
славянофильского и русофильских настроений использует своих
геополитических интересах Российская Федерация. Стимулируя развитие русинского
движения, давая ему информационную поддержку, Россия увеличивает свое влияние на
Украине.
Особенный интерес к русинскому движению проявляет
Институт Стран СНГ, действующий при поддержке правительства Москвы и Ю. Лужкова.
Имеют место регулярные контакты между протоиереем Димитрием Сидором и
руководством института - К.Затулиным и К.Фроловым.
Интерес России к Закарпатью можно понять в контексте
заявлений Затулина об условиях и гарантиях успешных украино - российских
отношений: «мы должны реально продемонстрировать свое сочувствие опыту
развития самоуправления в Украине. Е секрет, что в Украине в регионах власть не
избирается, а назначается президентом» и «нам надлежит думать, как развивать
приграничное сотрудничество, инициативу регионов.
Очевидно, что за этими заявлениями Затулина стоит
стратегия увеличения российского влияния на Украину через усиление
российского политического, экономического и культурного присутствия в
конкретных регионах Украины, в том числе - на Закарпатье.
Характерно, что в работе Девятого Всеславянского Собора
принял участие работник Института стран СНГ, секретарь экстремистской
организации Союз Православных Граждан Кирилл Фролов. Всецело поддерживает
русинское движение и глава закарпатского отделения Союза Православных Граждан,
руководитель фонда «Карпатороссия» Разгулов, стремящийся отождествить
закарпатских русинов с россиянами…
Выводы:
…признание государством национальности русинов имеет
далеко идущие разрушительные последствия для украинских национальных интересов и
всего центральноевропейского региона
…негативной фактором является поддержка русофильских и
славянофильских настроений в регионе Закарпатья Российской Федерацией, как
важный фактор идеологического влияния в регионе…
…втягивание в этнополитические проблемы Закарпатья
Православной Церкви приведет к тенденции идеологического размежевания на
религиозной основе грозит межрегиональным противостоянием Закарпатья с соседней
Галичиной.
… на базе этнической группы русинов действительно может
сформироваться отдельная русинская нация.
Если это произойдет, Украина столкнется комплексом
проблем, связанных с правами национальных меньшинств…
|