Ольвия-пресс, 18 марта 2003 Интервью Президента ПМР И.СмирноваИгорь Петров
- Какие вопросы обсуждались во время вашего
недавнего визита в Москву? Были ли высказаны в Москве новые предложения по
урегулированию взаимоотношений между Приднестровьем и Молдовой?
- Моя рабочая поездка в Москву была связана с решением
ряда вопросов и, прежде всего, мы решали организационные вопросы, которые
способствовали бы выполнению постановления Верховного Совета нашего государства
по вывозу военной техники и боеприпасов. Кроме того, мы не могли обойти и ряд
других вопросов, касающихся хода переговорного процесса и нормализации отношений
с РМ.
- Вы знаете, что в феврале, именно после поездки в
Москву, господин Воронин впервые озвучил принцип урегулирования
молдо-приднестровских отношений путем создание федерации. На этой форме
строительства общего государства Приднестровье настаивает давно, и я в Москве
нашел для себя ряд подтверждений нашей позиции о создании федерации на
договорной основе. Такую форму восстановления территориальной целостности, как
вы знаете, поддержали страны-гаранты – РФ и Украина - и ОБСЕ, нет под этим
документом только подписи представителей Молдовы. Поэтому, обсуждая вопросы
вывоза боеприпасов и военной техники, мы обратили внимание российской стороны на
то, что меняется соотношение сил, и в этом случае мы предложили РФ рассмотреть
вопрос об исполнении гарантий миротворческим контингентом до завершения
переговорного процесса. Тем более что это один из основополагающих пунктов
гарантий в ходе процесса нормализации отношений между ПМР и РМ.
Российская Федерация имеет богатейший опыт исполнения
миротворческих функций в Приднестровье, где за все время не погиб ни один
военнослужащий. Это говорит не только о высокой организации исполнения
обязательств, но и главное - о доверии народа Приднестровья к РФ. Поэтому мы не
могли не обратиться к данной тематике.
Также очень досконально рассматривались
военно-имущественные вопросы. Я думаю, Россия располагает достаточным запасом
времени, чтобы в установленные сроки выполнить взятые на себя международные
обязательства по вывозу из Приднестровья боеприпасов и военного имущества. Вы
понимаете, что я говорю о Стамбульских соглашениях. Хотя по ДОВСЕ они
практически выполнены, Россия приняла на себя еще дополнительно обязательства -
по вывозу всех боеприпасов. Наши Верховный Совет и Совет обороны, учитывая тот
факт, что наличие в регионе российского вооружения не приносит нашему
государству ни политической, ни экономической пользы, пришли к решению
способствовать России в выполнении международных обязательств. Разработан график
вывоза вооружений - вы знаете, что один эшелон уже ушел и в настоящее время
находится под погрузкой еще один эшелон боеприпасов, и, я думаю, этот график
будет выполняться. Если подводить итоги визита, то в целом можно отметить, что в
Москве обсуждались три основных вопроса: военно-имущественные отношения
Тирасполя и Москвы, переговорный процесс и гарантии миротворческого контингента
России в ПМР.
- Как в Москве отнеслись к вашей инициативе?
- Могу заметить, что отнеслись с полным пониманием, ибо
для Москвы исполнение гарантийных обязательств миротворческим контингентом – не
новинка. Как вы знаете, в свое время мы обратились к странам-гарантам - России и
Украине – с просьбой разместить в регионе не только российский, но и украинский
воинский контингент, которые совместно обеспечивали бы поддержание мира. На тот
момент это была необходимая физическая гарантия - чтобы здесь больше никогда не
проливалась кровь. Что же касается сроков рассмотрения данной инициативы, то как
раз 20 марта приезжает 1-й замминистра иностранных дел России Вячеслав
Трубников, с которым мы этот вопрос обязательно еще раз обсудим, и, возможно,
появится результативный ответ на наши предложения.
Дальнейшее будет зависеть от позиции Молдовы – поддержит
она или не поддержит наши предложения. Реакция Кишинева позволит убедиться в
истинных целях молдавских властей. Тем не менее, вести диалог о создании
федерации на договорной основе в отсутствие гарантий нормализации отношений
очень тяжело. Я думаю, это очень важный вопрос и мы к нему еще не раз будем
возвращаться.
- Как вы относитесь к предложению Молдовы изменить
формат переговорного процесса и состав миротворческого контингента, в частности,
о передаче контроля за процессом урегулирования ОБСЕ?
- Если рассматривать данный вопрос в практической
плоскости, то можно отметить, что пока ни одна из мировых структур нигде в мире
не добилась успеха при выполнении миротворческих миссий. Внимательно отнеситесь
к этому, проанализируйте. От добра - добра не ищут, тем более что наше население
- и это очень важно! - считает российскую армию родной, с уважением относится к
российским солдатам. Я не зря подчеркнул, что при выполнении миротворческой
миссии в Приднестровье на боевом посту не погиб ни один военнослужащий. Кому как
не России выполнять эту задачу, если население с уважением относится к России и
ее миротворческому контингенту?
- Какова позиция Москвы по вопросу создания молдавского
федеративного государства на договорной основе, в которое войдет
Приднестровье?
- Я уже упоминал, что протокол о намерении создавать
федеративное государство на договорной основе давно подписан представителем
России господином Новожиловым. К сожалению, со стороны Молдовы его никто не
подписал. Впрочем, оно и неудивительно, ибо в своей осторожности представитель
президента РМ на переговорном процессе зашел так далеко, что не подписал даже
инициативу Воронина по созданию конституционной комиссии. Теперь Кишиневу
остается только «догонять» переговорный процесс, и господин Воронин, скорее
всего, все-таки подпишет этот протокол под воздействием стран-гарантов и ОБСЕ,
поскольку сложилась абсурдная ситуация: президент не подписывает протокол,
который сам же предложил, в то время как остальные участники переговорного
процесса его подписали.
- Уже сейчас муссируются слухи о том, что футбольный
матч, который пройдет на стадионе «Шериф» превратится в политический футбол, так
как президент Воронин якобы собирается приехать в Тирасполь - болеть за
молдавскую команду. Есть ли возможность использовать этот приезд для
политического контакта?
- Я думаю, что спорт и политика в какой-то мере
взаимосвязаны. Тем не менее, спорт есть спорт. Наши команды и клубы принимают
участие в чемпионате Молдовы, и если принято решение о проведении международного
матча у нас, в Тирасполе, то он будет проводиться строго в соответствии с
требованиями ФИФА. Что же касается приезда высокопоставленных лиц, то, как вы
понимаете, они должны подать заявку на посещение. Это необходимо вовсе не с
целью уязвить чье-то самолюбие, а исключительно с целью обеспечения безопасности
этих лиц. Пока такой заявки нет, а потому я не знаю, кто и куда собирается
ехать.
- Каково, на ваш взгляд, нынешнее состояние
переговорного процесса между Приднестровьем и Молдовой?
- Что бы там ни говорили в Кишиневе, мы ведем переговоры
не для того, чтобы кому-то показать: мы соответствуем европейским требованиям –
мы не хуже их, а для того, чтобы выполнить задачу, которая стоит перед нами.
Передо мной, как президентом, перед Верховным Советом - нормализовать отношения
с РМ. Это уже третий президент РМ, с которым мы ведем переговоры, и, наверное,
молдавской стороне пора понять, что только договорная федерация дает возможность
решить все вопросы. С соседями нужно устанавливать равноправные отношения, и
никто не должен диктовать свою волю.
- Как сейчас складываются у Приднестровья отношения с
западным сообществом и какова роль Запада в урегулировании отношений между
Приднестровьем и Молдовой?
- Я думаю, этот вопрос навеян недавним решением
Евросоюза, к которому присоединились США и, насколько мне известно, Румыния, об
ограничении въезда на территорию этих стран руководителей Приднестровья и
некоторых его граждан. Этот список, как мне кажется, был составлен наспех, что
свидетельствует о плохой информированности Евросоюза. Кстати, представители
Евросоюза впервые прибыли к нам именно для вручения этого решения. Это еще раз
доказывает, что у международных организаций совершенно однобокая информация,
предоставляемая Молдовой. Поэтому, выслушав представителей Евросоюза, а в числе
прибывших в Тирасполь были также посол США, Великобритании, представитель
посольства Франции, я пригласил делегацию ознакомиться с нашей инициативой по
мониторингу границ с Украиной. Более того, мы предложили посетить любой, по их
выбору, завод или учреждение, чтобы раз и навсегда похоронить ложь о
контрабанде, о продаже оружия, наркотиков и так далее. Вообще, вызывает
сожаление тот факт, что столь серьезные международные организации очень легко
поддаются на клевету и не дают себе труда выслушать и вторую сторону. Ведь даже
в списке, поданном в Европейский союз и утвержденном там, перепутаны имена, даты
рождения и прочие личные данные. Это говорит о том, что список составлялся в
срочном порядке и не без участия представителей Республики Молдова и посла США.
Это предположение подтвердилось в ходе беседы с ними.
Я еще раз хочу подчеркнуть, что ни Европейский союз, ни
США не являются участниками переговорного процесса. Я понимаю, что участие в
переговорном процессе – это ответственность и за народ Приднестровья, и за народ
Молдовы. Такую же ответственность возложили на себя Россия и Украина -
страны-гаранты. Отметьте еще одну особенность: представитель ОБСЕ отказался
приехать с делегацией Евросоюза, направлявшейся в Тирасполь, для того чтобы
вручить мне решение о запрещении въезда ряда руководителей ПМР в страны ЕС.
Значит, это решение было принято и без согласия ОБСЕ. Вот и судите сами. Очень
жаль, что отдельные личности, вмешиваясь в такие серьезные процессы, могут
влиять судьбы людей.
- Запад обещал десятки миллионов долларов в обмен на
вывод ОГРВ, в том числе и для народа Приднестровья. Получило ли Приднестровье
эти деньги?
- Во-первых, Приднестровье за вывоз вооружений никаких
средств не получало. Получим ли в дальнейшем, не знаю. Во-вторых, если это
случится - я вам сообщу.
- Приднестровье готовится к проведению референдуму "О
частной собственности на землю". Каково политическое значение этого мероприятия
для республики?
- Политическое значение имеют все вопросы
государственной важности. Что касается референдума о земле, то здесь речь идет,
в первую очередь, о правильном использовании основных фондов. У Приднестровья их
не так уж много, и земля - один из них. Поэтому мы предпринимали различные меры,
чтобы укрепить сельское хозяйство, поднять его на соответствующий уровень.
Экономика не терпит эмоций и каких-то необоснованных решений. Мы в этом
убедились на опыте ближайших соседей. К примеру, на Украине гораздо эффективнее
используется земля, когда у нее есть хозяин, собственник. Скоро вступит в права
посевная, в фермерских хозяйствах вспаханы площади, предназначенные под посевы.
В наших коллективных хозяйствах, которые уже и не колхозы - люди наделены
условными паями, эта работа практически не начиналась. Наделение населения
земельными паями мы проводили, начиная с 1999 года, причем не насильственным
путем. Сельчане получили наделы, которые теперь перейдут в их собственность.
Сразу возникает вопрос: а к какой форме собственности относить частные наделы? И
тут тоже можно обойтись без государственного диктата: сама жизнь подсказывает,
что объединение фермерских хозяйств в ассоциации или кооперативы позволяет при
концентрации основных фондов и более высоком уровне ответственности добиться
гораздо более высоких результатов. Я вам назову цифры: сейчас, даже по условным
паям, нашим пенсионерам, которые всю жизнь отработали в колхозах, принадлежит
52,3% всей земли - это к вопросу о социальной справедливости. Пенсионеры могут
сдавать ее в аренду, т.е. получат к пенсии определенную прибавку. Так что вопрос
о земле неслучайно вынесен на референдум: по Конституции такие вопросы решаются
только путем проведения референдума.
Что же касается беспокойства по поводу того, будут ли
скупать и продавать землю? – данный процесс будет регулироваться собственниками
земли, которые живут на ней, а также законами, которые только предстоит еще
разработать. Но опять же - это будут решать люди, которых всю жизнь земля
кормила, а они, в свою очередь, кормили большую часть населения нашего
государства. Поэтому говорить о том, целесообразно ли это делать, нет нужды. Это
необходимо делать. И земля должна быть частной собственностью. Наша
первостепенная задача состоит в том, чтобы Приднестровье было самодостаточным. А
для этого - еще раз повторюсь - экономика должна работать и управление ее должно
состоять из стольких звеньев, сколько их нужно, но дублирующих быть не должно. И
в промышленной области также нельзя обойти вниманием вопрос собственности. У нас
много предприятий различной формы собственности - коллективной, акционерной. К
примеру, 75-ю процентами акций завода «Электромаш» владеют рабочие этого
предприятия. У нас прошла приватизация жилищного фонда - люди приватизировали
квартиры. Так постепенно приходит осознание того факта, что собственность не
только благо - ею надо управлять, за нее надо отвечать, эффективно использовать.
В том числе и землю.
- В какой мере и как повлияла на экономику Приднестровья
и на благосостояние ее граждан экономическая блокада, в условиях которой
Приднестровье живет с августа 2001 года?
- С августа 2001 г. мы лишены таможенных печатей, в
результате чего мы потеряли в обороте более 170 млн. долларов. Более того,
Республика Молдова буквально отобрала у нашего населения около 2 млн. долларов -
это средства, которые пошли на оплату двойного оформления экспорта. Еще одна
громадная статья ущерба, нанесенного действиями Кишинева, – это прерванные
контракты, потеря рынков сбыта. Сорвано повышение пенсий и зарплат бюджетникам.
И я не думаю, что такие действия вызывают у населения Приднестровья доверие к
последующим заявлениям г-на Воронина. В том числе и к тому, в котором говорится,
что Молдова не претендует на нашу собственность. Может быть, он просто намекнул:
платите, мол, нам дань, а мы, может быть, разрешим вам жить. Тем не менее, мы
предпринимаем некоторые дипломатические меры, экономические шаги и продолжаем
жить.
|