Независимая Молдова, 20 марта 2003 Федерализация как выход из кризисаА.Сафонов, политолог (Тирасполь)
Совершенно очевидно, что переговоры по урегулированию
отношений между Кишиневом и Тирасполем вступили в новую фазу. С одной стороны,
посредники поддерживают инициативы Президента Молдовы Владимира Воронина,
озвученные полтора месяца назад. С другой - Верховный Совет ПМР рекомендовал
приднестровскому президенту Игорю Смирнову обеспечить беспрепятственный вывоз
военного имущества ОГРВ из региона. 11 февраля в ТВ-программе "Время" И. Смирнов
подтвердил, что помех не будет; несколькими днями раньше министр иностранных дел
ПМР Валерий Лицкай высказался в том смысле, что беспрепятственный вывоз есть
помощь в поддержании имиджа Москвы на фоне необходимости выполнения решения
Стамбульского (1999 г.) саммита. Но оглянемся вокруг! Происходящее с нами вовсе
не является чем-то особенным. В Сочи Владимир Путин и Эдуард Шеварднадзе
обсуждали возможность федерализации Грузии с премьер-министром Абхазии Георгием
Гагулия. На Кипре ООН поставила вопрос предметно: или греческая и турецкая
общины находят общий язык, или в Евросоюз примут только признанную - греческую -
часть Кипра. У нас, конечно, свои особенности, но все равно видно, что в
надвигающемся мировом хаосе Европа боится дать повод хоть кому-то для распада,
поскольку всё сразу же начнет развиваться по принципу "домино". Строго говоря,
уже после принятия в декабре 1994 г. Закона о статусе Гагаузии Молдова с точки
зрения конституционного права стала т.н. сложным унитарным государством. Уже
тогда вопрос её принципиально нового устройства стал вопросом времени. Ну, а
после подключения к переговорам США и поддержки ими идеи федерализации стало
ясно, что перед нами - единственный путь решения 13-летнего противостояния.
Но все это - лишь общие контуры. Куда важнее
представлять себе трудности и подводные камни, с которыми можно встретиться в
процессе урегулирования.
Во-первых, это разные валютные системы. Уже сейчас в
Тирасполе высказывается мнение: даже при поэтапном переходе к единой "денежке"
нужно иметь в федеративном государстве несколько эмиссионных центров. (На манер
США, где некоторые штаты в своё время таким образом стремились получить гарантии
против возможных "перегибов" федерального центра.)
Во-вторых, различные силовые структуры. За 13 лет
дезинтеграции по обе стороны Днестра выросло своё молодое чиновничество и свои
силовики. И те, и другие (в особенности - молодые функционеры, которые уже и не
помнят СССР или помнят его смутно) связывают перспективы своего карьерного роста
с новыми независимыми государствами. Не едины и силовики. Если, к примеру,
сыскарю придется ловить преступных авантюристов, маньяков и прочих ублюдков при
любом режиме и статусе государства, то что делать пограничнику или таможеннику,
стоящему где-нибудь на КПП в районе Бендер? Об этих людях придётся думать,
разрабатывать какие-то меры их социальной адаптации. Ведь не секрет, что на
постсоветском пространстве среди людей с ружьем есть и такие, кто в силу своих
способностей могут лишь лениво слоняться взад-вперед и совать в карман
засаленный доллар, милостиво разрешая проезжать мимо униженному и задавленному
(чтобы не сказать хуже) "челноку". Ни в какую фирму такого "бойца" просто не
возьмут, и он отлично это понимает. Понятное дело, немало таких людей окажется
ярыми поборниками статус-кво. Повторяю: желательно предусмотреть и их социальную
защиту, дабы они не торпедировали весь процесс урегулирования. В истории
примеров тому тьма.
В-третьих, надо уже сейчас думать об изучении в учебных
заведениях общественных дисциплин. Понятное дело, "Историю Румынии", особенно в
интерпретации откровенно дурацкого учебника П. Панаитеску (1943 г., фашистских
времен), который пытались не от большого государственного ума спустить в
приднестровские школы лет 12-13 назад, никто в Приднестровье изучать не будет. В
том числе - и самые умеренные приднестровцы. А, с другой стороны, с вышедшей
недавно "Историей ПМР" вряд ли согласятся те, кого лидер ХДНП Юрий Рошка год
назад сорвал с занятий и вывел на площадь. Значит, в любом случае не избежать в
той или иной форме смешанной комиссии и компромиссного учебника (при том, что
любые другие учебники также будут иметь право на жизнь).
В-четвертых, хотя по важности, это, наверное,
первоочередной вопрос - собственность. В 1990 г. начали делить власть, но уже
война 1992 г. показала, что кровь льётся, прежде всего, из-за дележа
национальных богатств. Итак, мы наблюдаем элиты. Заставить кого-либо отдать всё
- не выйдет. Вывод: придется договариваться, т.е. что-то будет в федеральной
собственности, а чем-то придется "помазать по устам" денежным людям. Основные
противоречия всплывут при сопоставлении законов о приватизации и земельных
законодательств. Не секрет ведь, что с 6 апреля в ПМР намерены запустить
механизм введения частной собственности на землю.
В-пятых, это проблема внешней политики. Ну, тут легче,
чем было 10 или даже 5 лет назад. Кишинев активно работает с Москвой, а у
приднестровцев довольно прочные экономические связи с Западом. Куда металлурги
Рыбницкого ММЗ гонят свою готовую продукцию? Да почти на 100% в США. Так что, я
думаю, у будущей федерации есть прекрасная возможность сформулировать
сбалансированную внешнеполитическую концепцию.
По сути дела, с точки зрения решения внутренних проблем
федерализация Молдавии (в том числе, принятие общей Конституции) - оптимальный
выход. Правда, некоторые говорят ещё и о возврате к ситуации 1918-1940 гг., т.е.
разделе по Днестру, с перспективой дележа бывшей МССР между Румынией и Украиной.
О сомнительности этой "перспективы" сказано немало. Что добавить к сказанному?
Ну, хотя бы то, что в 1990 г. в состав ПМР вошли правобережные Бендеры. А кто в
случае раздела отпустит их в Украину? И что такое Левобережье без Бендер?
Заштатный украинский район. К тому же украинский унсошник - такой же
националист, как и те, кто рыдали от умиления, глядя на венчание некоей
полузабытой дамы с памятником Штефану Великому. Следовательно, возможно лишь
нахождение через переговоры компромисса между Кишиневом и Тирасполем на основе
федерализации. Процесс тяжелый, даже мучительный, но что делать? Думается,
противники такого выхода на обоих берегах должны всё же осознать реальное
положение дел. Предложенная федерализация - не только способ покончить с
репутацией "горячей точки", хотя у нас, слава Богу, уже почти 11 лет как не
стреляют. Это ещё и вариант вернуть сотни тысяч людей, которые разбежались по
белу свету в поисках лучшей доли. По некоторым подсчётам, в ПМР сегодня реально
проживает 400 с небольшим тысяч человек (в 1990 г., по официальным данным, было
750 тыс., в 1998 г. - уже 650 тыс.) В Тирасполе называют иной раз 80-100 тыс.
жителей (вместо 186 тыс. 13 лет назад), в Бендерах сегодня, думаю, живёт всего
тысяч 70... А разве в правобережной Молдове лучше? Наше население в огромной
массе - пенсионеры, а каждый год, месяц и день неурегулированности лишь
уменьшают процент трудоспособного населения. Что будет завтра?
И в заключение скажу о позиции таких стран, как США,
Россия, Украина, таких организаций, как Евросоюз и ОБСЕ. Хотя этот момент
требует отдельного анализа, но общая тенденция видна: каждый из этих игроков по
своим, конечно, соображениям, хочет изменить ситуацию. И идею федерализации они,
как уже говорилось выше, поддерживают. Радикалы по обе стороны Днестра должны
понять: в данном случае упорствовать бессмысленно, а надо садиться и
договариваться, ибо у больших игроков всегда есть масса средств воздействия,
влияния и даже прямого давления на игроков маленьких. Раньше Кишиневу и
Тирасполю удавалось играть на противоречиях - сегодня ситуация принципиально
иная. Но разве это плохо? Мы имеем отличный шанс усадить облечённых властью
политиков за стол переговоров и создать общую Конституцию. Пусть она не решит
всех проблем, но таким образом мы постараемся свести недовольство каждой из
сторон (сколько их в конце концов окажется - другой вопрос) к приемлемому
минимуму. А разве не в этом суть компромисса?
|