Русский журнал, 18 марта 2003 Элиты-клиентелы как ключевой фактор политического развития центральноазиатских государствСергей Бирюков, к.п.н.
Недавнее "исчезновение" из публичной политики в начале
марта текущего года президента Узбекистана Ислама Каримова, которое некоторые
эксперты поспешили увязать с его болезнью и даже смертью, а также заметные
перестановки среди хакимов (глав) областей в Верховном суде и правительстве
Узбекистана - нарушили "межклановый баланс" и стимулировали борьбу
сформированных по "земляческому" принципу групп и "внеклановых субъектов" за
власть. В случае "невозвращения" Каримова, как полагают эксперты, борьбу за
власть между собой поведут тесно связанный с интересами узбекистанских таджиков
"джизакско - самаркандский клан" (лидеры - нынешний советник Каримова и бывший
глава минводхоза УзССР И.Джурабеков и глава МВД республики З.Алматов), ставящий
на поддержку США и их союзников по НАТО "ташкентско-ферганский клан" (лидеры -
сотрудник аппарата президента Т.Алимов и министр обороны Узбекистана К.Гулямов)
и дистанцировавшийся от кланов и пророссийски ориентированный премьер-министр
У.Султанов. Развертывание межклановой борьбы за власть грозит республике с ее
обострившимися в последнее время межнациональными противоречиями и социальными
проблемами гражданской войной, помноженной на раскол силовых структур по
этническому и клановому признаку и неизбежное при подобном раскладе
вмешательство внешних сил. В данном случае Узбекистан столкнулся с политической
"ловушкой", грозящей всем странам ЦАР в преддверии смены сформировавшихся еще в
советскую эпоху элит: для воплощения в жизнь модели либеральной демократии
отсутствуют социально-экономические и социокультурные предпосылки - условно
"просвещенная автократия" во главе с бывшим советским руководителем страны
находится под угрозой из-за отсутствия равного ему по политическому весу
наследника, а вспыхивающая после смерти "автократа" межклановая борьба неизбежно
оборачивается "откатом" назад ("демодернизацией") и создает угрозу для самого
существования государства. Для более глубокого понимания существа проблемы
рассмотрим природу и существующие модели межэлитных отношений в странах
Центрально-азиатского региона.
В жизни народов центрально-азиатского региона трудно
переоценить значение низшего, базового уровня самосознания и общественных
отношений, то есть системы субэтнических родственных, клановых,
патрон-клиентарных связей. Например, у узбеков ячейкой общества является махалля
(городской район), организованный как община с элементами самоуправления, а в
сельской местности - кишлак. В рамках остающихся и сегодня по преимуществу
традиционными среднеазиатских социумов кланово-земляческие институты играют
ключевую роль в процессах социализации, идентификации и решения практически всех
вопросов на местах. Советская власть, формально игнорировавшая традиционные
структуры центрально-азиатских социумов, из прагматических соображений во многом
способствовала укреплению кланового самосознания. В результате
авторитарно-иерархическая советская система слилась с традиционной схемой
общественных отношений, основанных на коллективистской солидарности и
повиновении "старшим".
При этом, если исламский "макроуровень" идентичности в
советскую эпоху активно вытеснялся (хотя и не был полностью замещен), заменяясь
"двойным" государственно-национальным самосознанием ("советский народ и
социалистическая нация"), то традиционное сознание на "микроуровне" -
кланово-трайбалистский, или "махаллистский", образ существования и мышления
сохранился. Различия в психическом складе разных групп узбеков (ферганцев,
кипчаков и хорезмийцев) породили труднопредставимый для 90-х гг. анахронизм,
когда для жителей Ташкента все остальные узбеки выступали как "харибы" (от
арабского gharib - "чужой", "чужак"). Возрожденное (да, собственно, и никогда не
угасавшее) мусульманское самосознание (с идентификационным "ключом" "Мен
мусольмонман" - "Я мусульманин"), как и в прежние века, не упразднило эти
локальные и групповые различия. Все это вместе взятое способствовало сохранению
и укреплению в Центральной Азии на редкость устойчивых и жизнеспособных структур
власти и влияния на региональном и микроуровне, которые в послесоветское время
возглавила прежняя номенклатурная элита. Государственная власть и элита при этом
формировались по принципу клиентелы - в основу которой была положена протекция
вышестоящих руководителей родственникам и землякам в обмен на их лояльность; на
основе отношений клиентелы формировались семейно-родовые, племенные и
земляческие кланы. В каждой из стран Центральной Азии клиентарная модель
формирования и функционирования элиты имеет свои специфические черты.
Таджикистан
Сложившийся в республике в советское время "клановый
баланс" в последние годы подвергся значительным изменениям. По имеющимся
наблюдениям, в последние годы в Таджикистане, как и во всем ЦАР, как правило,
наблюдается укрепление позиций знатных байских и манапских родов, которые
правили в конце XIX - начале XX вв. Так, если в течение 50 лет с 1946 г.
монопольно правил ходжентский (ленинабадский) клан, оттеснивший от власти
представителей южных кланов (Куляб, Бадахшан, Гарм и др.), то в начале 90-х гг.
последние попытались взять "исторический реванш". Выяснение отношений между
господствующими и "ущемленными" привело в итоге к гражданской войне 1992-1994
гг. в республике.
Одной из главных причин вспыхнувшего конфликта стало то,
что таджики (самый "старый" из оседлых народов Средней Азии) обладают очень
слабо выраженным национальным самосознанием и всегда были гораздо большими
патриотами своего оазиса, долины и сложившихся там культурно-хозяйственных
комплексов, нежели своего народа и своей нации. Таджикский язык в условиях
исторически сложившегося многоязычия туркестанского региона также мало
способствовал процессу самоидентификации. Помимо этого, ряд горных племен
Горного Бадахшана, приверженных исмаилизму и общинному строю и в силу своей
обособленности имеющих особый уклад жизни и весьма отличный от общетаджикского
язык (т.н. "восточноиранский диалект"), вообще не считают себя принадлежащими к
таджикскому этносу. Родоплеменному расколу после крушения искусственно созданной
государственности "советского типа" (Таджикская ССР, учрежденная в 1929 г.)
также способствовали значительные психологические и социокультурные различия
таджикских субэтносов. Так, например, для Ходжентской (Ленинабадской) области и
других северных регионов (Ура-Тюбе, Пенджикент, Исфара, Канибадам) характерны
более высокий уровень промышленного развития, образования и культуры, а для их
уроженцев - вполне обоснованные претензии на лидерство в республике (ходжентцев,
в частности, представляли последний "довоенный" президент республики Р.Набиев и
экс-премьер А.Абдулладжанов), стремление соединить экономическую свободу с
жесткой авторитарной властью. Проживающие в Центральном и Южном Таджикистане
кулябцы, каратегинцы и гиссарцы также весьма отличаются друг от друга по своим
ориентациям. Так, например, для жителей одного из самых слаборазвитых
сельскохозяйственных районов республики - кулябцев - свойственны сохранение
колхозно-общинного уклада, традиционализм, консерватизм, неинициативность,
низкий образовательный уровень, тяга к уравнительности и нетерпимость к врагам.
Именно по этим причинам кулябцы стали основной ударной силой
"прокоммунистического" Народного фронта Таджикистана, сражавшегося в период
гражданской войны 90-х гг. против "блока демократов и исламистов"
(Демократическая партия Таджикистана, Исламская партия Возрождения и др.).
Гиссарцы по типу культуры и мышления близки к ходжентцам и другим северянам, что
и предопределило их сходную политическую позицию в конфликте. Каратегинцы же, у
которых традиционализм и верность исламским традициям органично сочетаются с
готовностью и стремлением к экономическим и политическим переменам (при условии
соответствия традиционному "культурному коду"), стали основной опорой
"исламско-демократической оппозиции".
В результате гражданской войны 1992-1994 гг. произошло
изменение межкланового "баланса сил". Кулябцы, потеснив позиции ходжентцев,
сохранили под свои контролем Куляб, Курган-Тюбе и Душанбе с окрестностями,
провели на пост президента Э.Рахмонова. На остальных же территориях реальная
власть оказалась в руках региональных элит, далеко не всегда лояльных
центральной власти. Такая ситуация вынудила Рахмонова пойти на определенные
уступки, объявив курс на "национальное примирение" и пригласив в правительство
представителей исламско-демократической оппозиции - выходцев из оппозиционных
регионов (С.-А.Нури, Ш.Юсуфа и др.). В то же время ясно, что без наличия мощного
внешнего арбитра (в качестве которого сегодня выступает Россия) сохранение
межкланового баланса и внутреннего мира в Таджикистане, чья государственность
представляет собой по форме рыхлую конфедерацию, едва ли возможно
Туркменистан и Кыргызстан
В Туркменистане и Кыргызстане правящим режимам пока в
основном удается поддерживать определенный кланово-племенной баланс, обеспечивая
тем самым политическую стабильность. Так, современный Туркменистан контролируют
в основном текинцы (крупнейшее из туркменских субэтносов-племен) во главе с
Туркменбаши С.Ниязовым, но при этом в отдельных регионах достаточно сильные
позиции имеют представители других племенных общностей (йомуды, эрсари) - не
способные, однако, в силу своей малочисленности претендовать на господство в
масштабах всей республики. В Кыргызстане власть разделена между северными (Чу,
Иссык-Куль) и южной (Ош) группировками, своеобразным арбитром в отношениях между
которыми и одновременно "конструктором кланового баланса" пытается выступать
"европеизированный и нейтральный" президент А.Акаев. Пока созданная здесь модель
клановых отношений достаточно устойчива и функциональна, что позволяет не
допускать публичного выражения возникающих конфликтов либо быстро "гасить" их.
Однако социально-экономические трудности все чаще вызывают акции протеста
жителей юга и юго-востока республики, что вкупе со слабостью и неэффективностью
способно нарушить весь существующий "клановый баланс".
Помимо Таджикистана, большинство жителей которого так и
не воспринимают друг друга в качестве представителей единой этнической и
национально-государственной общности, определенные проблемы с выстраиванием
кланового баланса существуют сегодня у властей независимых Казахстана и
Узбекистана.
Казахстан
Наличие кланов у титульной нации Казахстана обусловлено
историческими особенностями ее прошлой кочевой жизни. Различные кочевые рода
были объединены в три рода: старший, средний и младший. При этом их названия не
связаны с численностью: по данным переписи 1989 г., насчитывается около 2 млн.
казахов старшего жуза, 3 млн. - среднего, и 1,5 млн. - младшего. Сами названия
жузов реально отражают их место в кочевой иерархии. При этом каждый из них
занимал свою определенную территорию: старший жуз - южный и юго-восточный
Казахстан, средний жуз - центральную, северную и восточную части страны, младший
жуз - Запад.
Характер взаимоотношений трех жузов с Россией также
неодинаков. В состав Российской империи сначала вошел младший, затем средний, и
только значительно позднее - старший жуз. Его представители объясняют это
присущим им "свободолюбием" и на основе этого заявляют претензии на верховенство
в нынешнем суверенном Казахстане (на деле же старший жуз был просто порабощен
джунгарами и по этой причине не мог принять подданство России).
Семьдесят лет Советской власти не уничтожили, а
несколько видоизменили порядок функционирования жузовой системы. Так, долгое
время в составе элиты Казахской ССР преобладали выходцы из среднего жуза,
территория которого соседствовала с промышленно развитыми областями России и
поэтому была наиболее урбанизированной и индустриализированной. Поэтому не
случайно, что первым казахом, занявшим пост первого секретаря ЦК Компартии
Казахстана, был также выходец из среднего жуза рода Аргын - Д.Шаяхметов.
Лидерство среднего жуза продолжалось до прихода к власти Л.Брежнева, который
способствовал возвышению Д.Кунаева - представителя старшего жуза из рода ысты.
Последний активно расставлял на ключевые посты в тогдашней республиканской
номенклатуре своих людей, однако отчасти был вынужден балансировать между
интересами разных жузов и русскоязычного населения. Так, например, не случайно,
что одно время правительство при нем возглавлял Б.Ашимов из рода аргын, а
Верховный Совет - кыпчак С.Ниязбеков (оба - из среднего жуза).
Впоследствии основная клановая борьба разворачивалась
между старшим и младшим жузом. Младший стремился подыгрывать то одному, то
другому, добиваясь при этом уступок с их стороны в виде отдельных номенклатурных
должностей. При Ю.Андропове едва не произошла своего рода "жузовая революция" -
представляющий младший жуз глава республиканского КГБ З.Камалиденов был выдвинут
на должность секретаря ЦК Компартии Казахстана по идеологии, и союзный генсек
видел в нем наиболее вероятного преемника Кунаева. Однако смерть Ю.Андропова и
"новый курс" К.Черненко не дали осуществиться этим планам - Кунаев сумел
выдвинуть на ряд ключевых постов своих протеже из старшего жуза (первый
секретарь столичного обкома партии С.Аухадиев и глава правительства республики
(с 1984 г.) Н.Назарбаев).
Именно поэтому нынешний президент Казахстана всячески
подчеркивает преемственность своего правления по отношению к эпохе Кунаева.
Однако стать прямым кунаевским наследником Назарбаеву помешала вспышка жузовой
борьбы после отстранения Кунаева решением пленума ЦК КПСС в декабре 1986 г. С
целью умиротворения враждующих кланов М.Горбачев был вынужден назначить первым
секретарем Компартии Казахстана фигуру, никак не связанную с "жузовой
иерархией", - бывшего главу Ульяновского обкома Г.Колбина. Однако не пожелавшие
расстаться с властью лидеры старшего жуза инспирировали массовые беспорядки и
столкновения (декабрь 1986 г., Алма-Ата), глубинные причины которых Москва
предпочла не выявлять или, по крайней мере, не обнародовать.
Восстановить свои позиции старший жуз сумел лишь в 1989
г., когда на волне разоблачений Кунаева и его политики первым секретарем
республиканской Компартии стал его бывший протеже Н.Назарбаев. Последний под
предлогом "чистки аппарата" отправил на пенсию представителей конкурирующих
жузов. Однако подлинный расцвет "жузовой системы" произошел уже в независимом
Казахстане, официальная идеология которого противопоставила "имперскому"
наследию традиционные ценности и уклад жизни. Теперь уже сам Назарбаев стал
вынужден лавировать между сталкивающимися притязаниями жузов на власть, что до
последнего времени ему сравнительно неплохо удавалось. Так, в частности, он
сумел нейтрализовать демократическую оппозицию: в результате роспуска
президентом парламента с политического олимпа были вытеснены глава младшего жуза
председатель Верховного Совета А.Кекильбаев и лидер среднего жуза - председатель
партии Народный конгресс Казахстана О.Сулейменов.
Нечто похожее происходило и с руководителями
казахстанского правительства. Так, например, представитель среднего жуза -
премьер-министр А.Кажегельдин - был терпим президентом на своем посту лишь до
тех пор, пока не покусился на преобладающие позиции старшего жуза (в вопросах о
распределении приватизируемой собственности). Одновременно Назарбаев использовал
Кажегельдина в качестве "мальчика для битья" - а бил за многочисленные
экономические и политические неудачи (сравнительно эффективный механизм
поддержания его личной власти). В результате новым премьером стал близкий к
младшему жузу Н.Балгимбаев, в свою очередь, отправленный в отставку за
произошедший в феврале 1999 г. обвал тенге и дефолт.
Одновременно значительной проблемой для самого
Назарбаева является его принадлежность к роду шапрашты, который, несмотря на
свое членство в старшем жузе, считается "второразрядным" и "захудалым". По этой
причине Назарбаев имеет реальные проблемы с "более знатными" претендентами на
власть из собственного жуза (бывший мэр Алма-Аты З.Нуркадилов и экс-председатель
пропрезидентской Партии народного единства Казахстана (ПНЕК) К.Султанов и др.).
С целью их ослабления Назарбаев, как полагают некоторые эксперты, настоял на
переносе столицы на исконную территорию среднего жуза - Акмолу, рассчитывая
столкнуть средний и старший жузы "лбами" и самому встать "над схваткой". Для
укрепления же власти своего семейного клана Назарбаев расставил на своих
родственников на ведущие позиции в СМИ (старшая дочь Дарига, фактически
возглавляющая республиканское телевидение), силовые ведомства и коммерческие
структуры (близкий родственник во главе Казкоммерцбанка). В этой связи следует
вспомнить и жену президента Казахстана Сару Алпысовну, возглавляющую
благотворительный Детский фонд, а также среднюю дочь Динару - руководителя Фонда
образования имени Нурсултана Назарбаева.
Узбекистан
В Узбекистане до последнего времени поддерживалось
равновесие между ташкентско-самаркандским (президент И.Каримов), джизакским и
ферганско-андижанско-наманганским (Ферганская долина) кланами. Оно
поддерживалось отчасти с помощи силы, и отчасти - за счет создания коалиции
самаркандцев с джизакцами против ферганцев. Однако вследствие ряда событий на
рубеже ХХ - XXI веков - серии взрывов в центре Ташкента 16 февраля 1999 г. с
целью покушения на И.Каримова - этот баланс был нарушен. Характерно, что глава
службы Национальной безопасности Узбекистана Р.Иноятов заявил, что теракт в
Ташкенте - "дело рук экстремистских сил из-за пределов страны и лиц, связанных с
ними в республике", а сам И.Каримов также публично заявил о "ваххабитском
следе". Однако эти заявления были лишь данью публичной риторике и идеологии.
Практически с самого начала ташкентскому руководству
было ясно, что удар по президенту Каримову направлен в первую очередь из
Ферганской долины, постоянного соперника Ташкента в борьбе за власть в
Узбекистане (в советское время это был так называемый "наманганский клан"
Усманходжаева). В 1992 г. Каримов жестко подавил ферганскую оппозицию, проведя
репрессии против ферганских исламских партий и организаций. Многие члены
организации были отправлены на долгие сроки в тюрьму, некоторые из лидеров
пропали без вести. Сейчас в соседнем Таджикистане быстро идет закрепленное
договорами вхождение во власть исламской оппозиции, союзной ферганской в
Узбекистане. Этот процесс не мог не повлечь за собой новых выступлений. В 1999
г. Каримову пришлось подавлять ферганскую оппозицию после терактов в долине
против милиционеров. В то же время успехи оппозиции в Таджикистане дают пример
результативности борьбы исламистов за участие во власти. Как следствие,
И.Каримов вынужден был новыми жесткими мерами укреплять свою власть.
Когда в конце 1998 г. Каримов произвел перестановки в
правительстве и в администрациях областей, не у дел остались крупные в
республике люди. И главное - "в связи с выходом на пенсию" был отстранен от
власти человек, считавшийся близким другом И.Каримова, - вице-премьер
Джурабеков. Он входил в структуру джизакского клана и при Ш.Рашидове занимал
пост руководителя министерства мелиорации и водного хозяйства, пережив на нем
четырех руководителей республики. Джурабеков всегда оказывал Каримову сильную
поддержку. В последние годы именно он контролировал продажу хлопка.
"Политический тяжеловес" сумел устоять пять лет назад, во время нашумевшего
убийства двух криминальных авторитетов, у одного из которых работал сын
Джурабекова.
Однако версия теракта как реакции на отставку
Джурабекова и "отстрел" его людей в 1998 г. выдвигалась как полуофициальная.
Действия всех сторон в борьбе кланов в Узбекистане было легко списать на акции
исламских радикалов. В начале 1999 г. Каримов снова, по традиции, настаивает на
роли (Ферганской) долины в обострении ситуации и выбирает эту версию как
основную идеологическую установку. Однако в это же самое время активно
циркулировали и другие оценки произошедшего. Так, журнал "Эксперт" в номере от
25 февраля 1999 г. опубликовал статью с анализом ситуации в Узбекистане, где
которой утверждалось, что представители "удушенного" президентом малого и
среднего национального бизнеса весьма недовольны правящим режимом. Исмаил
Джурабеков, возглавлявший в советский период "Главсредазирсовхозстрой" и затем
Госагропром, был назван автором статьи, со ссылкой на "самых информированных
аналитиков", "серым кардиналом" Узбекистана и единственным возможным лидером
противостояния Каримову. Автор статьи в "Эксперте" утверждал, что Джурабеков
навел мосты и с наманганскими муллами, и с московскими и нью-йоркскими
"крестными отцами" узбекского происхождения, и с таджикско-афганскими боевиками,
и, вероятно, с чеченским полевым командиром Хаттабом, в лагерях которого прошли
подготовку исполнители терактов. Косвенно подтвердил наличие объединенной
оппозиции себе и сам Каримов, назвавший имена обвиняемых в организации взрывов в
Ташкенте: Тахир Юлдашев и Мухаммад Солих. Первый из них - известный активист
фундаменталистской исламской оппозиции, активно действовавшей в Ферганской
долине Узбекистане, и воевавший затем в рядах таджикских "демоисламистов".
М.Солих - бывший лидер демократической партии "Эрк", принимавший участие в
"первых в Центральной Азии альтернативных президентских выборах в Узбекистане" в
1991 г., где проиграл Каримову. Последовавшие за этим арест активистов "Эрк" на
Украине и гибель в перестрелке с полицией некоторых участников покушения лишь
дают дополнительный повод для рассмотрения вышеназванной версии.
Все произошедшее дает основания предположить, что
хрупкий клановый баланс, удерживавшийся президентом Каримовым с 1991 г. путем
силового давления, в конце 1990-х годов оказался под угрозой. Каримов оказался в
ситуации своебразной "вилки": против него оказались настроены оба ведущих
узбекских клана - и наманганский, и джизакский. Каримов потерял опору в
джизакском клане, без которой он не сможет долго бороться с ферганской
оппозицией. В то же время экспертные оценки конца 90-х указывали на то, что
альтернативный лидер - Джурабеков - сумел начать строительство альтернативного
кланового баланса в Узбекистане, и именно это стало основной угрозой власти
Каримова. Причиной этого в тот период являлась неспособность нынешнего главы
Узбекистана реализовать надежды клановой элиты на получении своей доли в
региональном влиянии - прежде всего из-за неудач Каримова в борьбе за лидерство
в Центрально-азиатском регионе. Подобный расклад грозило ему потерей поддержки в
госаппарате (вовсе не лишенном "клановых симпатий"), а значит - и жизненно
необходимого "административного ресурса", без которого удержание личной власти и
сохранение стабильности в республике станет практически невозможным.
В распоряжении И.Каримова остается лишь геополитический
ресурс. Определенные надежды в этой связи Ташкент возлагал на Турцию -
налаженные связи с ней в период "общетюркского подъема" 90-х гг., - именно к ним
он обращается, развернув борьбу с клановой оппозицией. Однако в условиях, когда
активизирующаяся клановая оппозиция все теснее "смыкала ряды" с исламскими
радикалами внутри Узбекистана и на южных рубежах страны, это грозило
катастрофическими последствиями для режима Каримова и самой узбекской
государственности. Дважды повторившиеся - в августе 1999 г. и в сентябре 2000 г.
- прорывы из Таджикистана боевиков "Исламского движения Узбекистана" Джумы
Намангани сначала в Киргизию, а затем и в южные районы Ташкентской области, хотя
и были отражены с помощью военной силы, показали уязвимость позиций официального
Ташкента. В довесок, более чем напряженная ситуация сохраняется в узбекистанских
областях Ферганской долины, где активисты движения "Адолят" (ваххабиты),
несмотря на де-факто действующее там с начала 90-х чрезвычайное положение и
репрессии, сумели через систему подпольных мечетей наладить агитацию молодежи и
создать обученные боевые отряды, лидеры которых ожидают удобного
внешнеполитического момента для выступления. Военная операция США против
формирований "Талибана" на время сняла угрозу "экспорта исламской революции" в
Узбекистан, но не ликвидировала политического напряжение в самой республике.
Выход из ситуации для И.Каримова был возможен лишь на путях новой консолидации
вокруг себя элитных групп, что и было осуществлено посредством назначения на
пост советника опального ранее Джурабекова и политического возвышения части
"фергано-ташкентцев". Опираясь на результаты этого компромисса, Каримов сумел
беспроблемно переизбраться на пост президента Узбекистана в январе 2000 г.
Однако подобный мир был хрупким, а И.Каримов являлся единственным его гарантом.
В случае же его возможного преждевременного ухода от руководства государством
стране грозит "межклановая война" с описанными в начале статьи
последствиями.
|