Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №72(01.04.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


EurasiaNet,
21 марта 2003

Узбекистан отказывается от предлагаемых МВФ экономических реформ

Рустам Темиров

Узбекистан сопротивляется давлению, оказываемому на него Международным валютным фондом, и не желает проводить обещанные реформы несмотря на то, что основные экономические индикаторы свидетельствуют об ухудшении экономической ситуации в стране. Политические обозреватели заявляют, что упорное сопротивление реформам значительно повышает вероятность дестабилизация положения в Узбекистане.

В конце ноября завершила свою работу находившаяся в Узбекистане с двухнедельной миссией группа экспертов МВФ. Подводя итоги миссии, ее глава Эрик Де Врайер заявил, что узбекские власти решительно отклонили требование МВФ, касающиеся выполнения предыдущих обязательств, особенно в области валютно-денежной реформы. Недостижение договоренности означает, что в обозримом будущем МВФ вряд ли возобновит сотрудничество с Узбекистаном.

"Они [узбекские власти] не желают отказываться от своего контроля над экономикой и вводить подлинную экономическую свободу", – сказал Де Врайер. "Правительство не обладает достаточной информацией и не стоит на позициях реализма в оценке ситуации".

Осведомленный в вопросе о дискуссиях между МВФ и Узбекистаном экономист заявил, что представители фонда призвали правительство ввести свободно конвертируемую валюту и ликвидировать не приносящие доходов государственные предприятия. Однако, учитывая низкий уровень жизни людей, высокую безработицу и другие социальные проблемы, узбекские власти отказались от выполнения взятых ранее обязательств.

"Реформы явно потребуют значительных расходов, – сказал экономист. – Мы [Узбекистан], по-видимому, не готовы к таким расходам. Кроме того, сопротивление делу сотрудничества с МВФ, возможно, пользуется поддержкой коррумпированных группировок и отдельных лиц".

Еще один источник, осведомленный о позиции правительства, сказал, что власти обеспокоены возможными последствиями, к которым может привести конвертируемость национальной валюты – узбекского сума. Существует мнение, что такой шаг может вызвать экономические потрясения, при этом в пример приводят экономические кризисы в Турции, Мексике и Аргентине. Во всех трех случаях, по убеждению властей, экономический коллапс был вызван тем, что правительства этих стран стремились полностью выполнить жесткие требования МВФ.

"Рекомендации и схемы МВФ, [касающиеся] введения рыночных экономических принципов, не вполне применимы к местным условиям", – заявил источник.

Напряженность в отношениях между МВФ и Узбекистаном нарастала с середины 2002 г. В июне прошлого года представители фонда по завершении своего визита публично приветствовали усилия Узбекистана в деле проведения реформ, однако в частном порядке выразили озабоченность тем, что Ташкент не вводит конвертируемость валюты.

В последние месяцы Ташкент принялся возводить торговые барьеры, которые серьезно затруднили коммерческие связи между Узбекистаном и соседними государствами. Высокие тарифы на импорт привели к значительному спаду деловой активности внутри страны. Однако, согласно Де Врайеру, узбекские власти не желают менять свой курс.

Признаком разрыва отношений между Узбекистаном и МВФ стала внезапная отмена намеченной на 28 февраля пресс-конференции. Главной ее причиной, по мнению информированного источника, стало желание узбекского руководство избежать критики со стороны МВФ и распространения информации об этом через местные СМИ. В государственных средствах массовой информации широко освещалось прибытие миссии МВФ, однако газеты и телевидение не дали практически никакой информации о результатах визита.

Де Врайер признал, что в некоторых областях Узбекистану удалось продвинуться по пути реформ. Например, было уменьшено долговое бремя – с 4,9 млрд долларов в конце 2000 г. до 4,36 млрд в 2002 г. Тем не менее экономическая ситуация в целом остается сложной. ВВП упал с 400 долларов на душу населения в 1998 г. до 300 долларов в 2002 г. За тот же период на 50 процентов снизился уровень заработной платы, и сегодня среднемесячная зарплата составляет 29 долларов. Между тем темпы роста инфляции остаются на прежнем уровне и составили в 2002 г. примерно 30 процентов. Планируемый правительством рост инфляции составляет 22 процента.

Усиливая государственный контроль над экономикой, Каримов, по-видимому, делает ставку на силу как на лучший способ снижения недовольства населения экономической стагнацией и низким уровнем жизни. Однако многие иностранные аналитики считают, что экономическая политика правительства несостоятельна и приводит к усилению, а не снижению недовольства в обществе. Некоторые аналитики убеждены, что в результате событий последних месяцев, особенно значительного спада деловой активности, администрация Каримова превратилась в самый шаткий режим в Средней Азии.

"Еще не так давно большинство людей было убеждено, что [кыргызский президент Аскар] Акаев первым из среднеазиатских диктаторов оставит свой пост. Но должен сказать, что, как показывают события в Узбекистане, сегодня на первое место вышел Каримов", – заметил в частной беседе работающий в США политический комментатор.

Другие аналитики заявляют, что узбекские власти, возможно, рассчитывают на военно-стратегическое сотрудничество с Соединенными Штатами, которые, как они надеются, помогут Ташкенту решить экономические проблемы, не настаивая на проведении болезненных реформ. Каримов остается самым решительным сторонником позиции, занятой администрацией Буша по иракскому вопросу.

"Если в Ираке существуют программы по разработке химического, биологического и бактериологического оружия и если их не остановить вовремя, то завтра это оружие попадет в руки террористов и религиозных экстремистов", – сказал Каримов 6 марта на пресс-конференции. "И тогда, поверьте мне, за решение за этой проблемы примется весь мир, однако будет уже слишком поздно и ситуация выйдет из-под контроля".

Президент США Джордж У. Буш уже дал понять, что поддержка со стороны Каримов будет вознаграждена. По сообщению "Интерфакса" от 18 марта, Каримов получил от Буша письмо с выражением благодарности. "Буш выразил благодарность узбекскому президенту и правительству за поддержку в глобальной войне с терроризмом", – говорится в сообщении "Интерфакса". – "Президент США написал, что его страна не забудет тех, кто ее поддержал".


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ