КАЗАХСТАН
Новое поколение (Казахстан), 17 марта 2003 Американская мечтаАсан Куанов, Ботагоз Сейдахметова
Нефтяные
тузы лоббируют подключение Казахстана к "Баку-Джейхану"
Нефть - это деньги,
приправленные соусом политических интриг. Чем больше первого ингредиента, тем
острее становится соус. Тесто пирога - нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан -
взбивают, что называется, всем миром, приглашая принять в этом участие и нашу
страну. При этом Россия - давний стратегический партнер Казахстана - остается за
бортом. Мечты сбываются. Американские.
В понедельник, когда простые граждане "отходили" от
празднования Международного женского дня, в Алматы съехались нефтяные тузы. В
одном из фешенебельных отелей Алматы собрались вместе: политики - представитель
государственного департамента США по Каспийскому региону Стивен Манн и министр
энергетики Казахстана Владимир Школьник, бизнесмены - президент Государственной
нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) Натик Алиев и глава "Казмунайгаза" Ляззат
Киинов, строители нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД). Очередное рабочее
совещание по стыковке нефтетранспортных систем Актау - Баку и Баку - Джейхан
проходило за закрытыми дверями.
На следующий день бизнесмены и строители (политики
разъехались) встретились с журналистами и приоткрыли завесу тайны над итогами
очередного раунда переговоров. По словам Натика Алиева, в настоящее время
Казахстан и Азербайджан разрабатывают документы относительно стыковки двух
нефтяных веток: Актау-Баку и Баку-Тбилиси-Джейхан.
Один из вопросов рабочего совещания, по словам его
участников, касался способов транспортировки нашей нефти из Актау в Баку. Как
заявил управляющий директор "Казмунайгаза" Каиргельды Кабылдин,
технико-экономическое обследование аспектов транспортировки Актау - Баку
показало, что есть возможность прокладки трубопровода на этом участке. "Между
Актау и Баку около 254 километров, что для трубопровода не является большим
расстоянием. Однако на первых порах более эффективно будет возить танкерами", -
сказал он. В настоящее время из морпорта Актау ежегодно отгружается танкерами
около 5 миллионов тонн нефти, но пока только в сторону Ирана.
Четыре нефтяные компании, занимающиеся разведкой и
разработкой углеводородов в казахстанской части Каспия, имеют 15-процентную долю
участия в проекте БТД, что дает им право качать по этой трубе 150 тысяч баррелей
в сутки. В целом магистраль рассчитана, по минимальным расчетам, на 50 миллионов
тонн нефти в год.
Строительство БТД оценивается в 2,9 миллиарда долларов,
50 процентов этой суммы будет израсходовано уже в этом году, чтобы выполнить
половину работ. Участники пресс-конференции полагают, что магистраль будет
введена в эксплуатацию осенью 2004 года, еще около 5 месяцев потребуется, чтобы
заполнить трубу нефтью. "Речь идет о большой нефти. Я думаю, что этот маршрут
нам понадобится в 2008-2009 годах, пока же мы застолбили дорогу для участия
наших компаний в проекте "Баку - Джейхан", - заявил Кабылдин.
Большая нефть, ко всему прочему, вызывает большие
хлопоты, связанные с экологией и так называемыми "горячими" точками. Однако, как
заверил "НП" представитель компании-оператора проекта "BTC Co", во-первых,
маршрут трубопровода огибает такие места, как Панкисское ущелье и районы
нестабильности в Турции. Во-вторых, труба тянется под землей даже в горных
районах. В-третьих, ответственность за сохранность маршрута лежит также на
правительствах стран, где проходит БТД, которые должны охранять нефтепровод, как
и другие свои национальные стратегические объекты.
По окончании рабочего совещания спецпредставитель США по
вопросам Каспия Стивен Манн дал эксклюзивное интервью "НП".
- Г-н Манн, какова цель вашего приезда в Казахстан?
- В моей работе Казахстан всегда имеет чрезвычайное
значение. Между Казахстаном и США существует много вопросов по каспийской
энергетике. Партнерство по энергетике было закреплено во время визита президента
Назарбаева в декабре 2001 года в Вашингтон.
В данный момент цель моей поездки - участие в
переговорах по экспортному маршруту Актау - Баку - Тбилиси - Джейхан. Первые
обсуждения проходили в Лондоне 9 декабря прошлого года, где мы договорились о
строительстве трубопровода приблизительно в первом квартале этого года.
Результаты переговоров положительные, и это больше, чем
я ожидал. У нас более хороший настрой и лучшее взаимопонимание. Нам предстоит
обсудить непростые вопросы: как создать новый маршрут для казахских объемов в
трубопроводной системе БТД.
- Вы обсуждаете вопросы транспортировки нефти по Каспию.
Но ведь юридический статус моря до сих пор не определен...
- Я полагаю, что юридический статус - это вопрос,
который должны определять правительства двух государств. Американская сторона
обсуждала тему транскаспийского трубопровода, и наше мнение - что этот вопрос
предстоит решить правительствам Туркменистана и Азербайджана, без участия других
сторон.
Мы - США - не определяем, как должен решаться вопрос
делимитации. И если эта делимитация по секторам, по процентам - ее должны решать
пять прикаспийских стран. Мы считаем, что делимитация должна быть мирная. Мы
считаем, что никакая делимитация не должна мешать экспорту нефти и газа по
Каспийскому морю.
Нужно заметить, что Казахстан, Азербайджан и Россия уже
согласились на принципы делимитации Каспийского моря. Мне кажется, что раздел по
модифицированной срединной линии - будущий путь делимитации Каспийского
моря.
- Господин Манн, известно, что нефть и политика -
понятия взаимосвязанные. Предстоящая война в Персидском заливе уже сегодня
повлияла на мировые цены на нефть. Как, по-вашему, ситуация вокруг Ирака
скажется на инвестиционном климате на Каспии?
- То, что происходит на Каспии с нефтью и инвестициями,
во многом уже определено. С моей точки зрения, инвестиции в этот регион уже
сделаны и продолжаются. По-моему, каспийские страны должны приложить все усилия,
чтобы стать привлекательным местом для новых инвестиций. Потому что, несмотря на
нефть Персидского залива, существует сильная глобальная конкуренция. И Казахстан
конкурирует не с Азербайджаном и не с Россией. Главные конкуренты Казахстана -
это экваториальные страны, такие как Бразилия, а также Канада.
- Есть у Казахстана потенциал для глобальной
конкуренции?
- Существуют опасения в отношении того, что в Казахстане
меняется инвестиционный климат, и меняется не в лучшую сторону. И это одна из
целей моего визита - заняться рассмотрением этого вопроса. Но промедление в
решении вопроса о вступлении "Тенгизшевройла" в Фазу-2 вызвало обеспокоенность в
среде инвесторов по поводу незымблемости контрактов. Мое мнение - в этом вопросе
нельзя торопиться с выводами.
Нам сказали, что для Казахстана важно, чтобы повысился
уровень инвестиций в местную промышленность, чтобы использовать местную рабочую
силу в секторе нефти и газа. Это вопрос для иностранных экспертов. Самый главный
фактор - это не ситуация в Персидском заливе. Это ситуация в мире, в Казахстане,
Азербайджане, Туркменистане. Это поворотный фактор для американских инвестиций,
я уверен.
- Как вы думаете, в связи с усилением значения Каспия,
возможно ли усиление американского военного присутствия в этом районе? Например,
для охраны трубопровода?
- Я считаю, что ответственность за безопасность
трубопровода несут сами страны, через территорию которых проходит трубопровод.
Мы лишь скромно поддерживаем усилия консорциума и стран.
- Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация в
Каспийском регионе?
- Самое главное в развитии Каспийского региона - это
вопрос распоряжения нефтяной прибылью. Но настоящее экономическое развитие
невозможно без верховенства закона. Любое дело, будь то нефтяная компания или
малый бизнес, невозможно начать без защиты со стороны государства. Поэтому я
считаю, что экономическое развитие неизбежно связано с политическими правами.
Идеальный климат для инвестиций - это тот, в котором поддерживается темп
инвестиций. Поэтому прозрачность процессов чрезвычайно важна.
Навигатор Кz, 17 марта 2003 Грядут перемены на властном Олимпе Казахстана?!Ерлан Сагындыков
Дождались
"престолонаследника"?!
Нынешняя ситуация в среде людей, делающих Realpolitik на
высшем казахстанском уровне, и на административном Олимпе Астаны, примечательна
тем, что она ничем иным, кроме лихорадки в ожидании близкого наступления крутых
перемен в коридорах правящей власти, характеризоваться не может. Ее пульс
особенно остро ощущается тогда, когда посещаешь кабинеты в администрации
президента, канцелярии правительства и Парламенте. Причем чем выше служебный
статус их хозяев, тем больше нервозность. Чиновники нервничают так, как они,
быть может, не нервничали никогда прежде со времен возникновения на политической
карте мира независимой Республики Казахстан. И ожидаемые близкие перемены, можно
сказать, стоят таких острых переживаний. Ведь речь идет не об обычном, вновь и
вновь повторяющемся тасовании кадров на постах министров и областных акимов.
Берите, так сказать, выше. Ибо речь, судя по всему, идет о запуске такой
политической технологии, какая в Российской Федерации была опробована в самом
конце 1999 года. То есть, похоже, настает час, так сказать,
"престолонаследника". И имя его уже у всех в коридорах власти на устах –
Алтынбек Сарсембай, занимающий сейчас пока еще должность посла Казахстана в
стольном граде Москве.
Как это следует из неофициальных высказываний,
технология по типу былой российской практики запущена у нас уже в действие. И
она зашла уже настолько далеко, что, говорят, наступил уже этап согласования
фигуры "казахстанского Путина" в международной сфере. Другими словами, сейчас
как бы уже идет отработка кандидата на роль "престолонаследника" на предмет
того, как же могли бы отнестись сильные мира сего на его возвышение в
Казахстане. Зондаж, утверждают неформальные источники, проходит пока не без
успеха. Свою немалую лепту в успешное продвижение этой задачи вносит, видимо, и
то обстоятельство, что претендент пребывает постоянно в Москве, где традиционно
и фактически решается судьба власти в Казахстане, не в Астане, где просто
происходит объявление принятого по этому вопросу решения.
Проект "Ак жола" оказался
проектом смены власти?..
Сейчас уже становится понятно, что часть тех
представителей политического истеблишмента, кто взорвал 15 ноября вялое течение
политической жизни в Казахстане, в пух и прах раскритиковав свое же
правительство и объявив о создании ДВК, с самого начала поступали согласно
собственному отдельному сценарию и играли свою отдельную игру. Если все то, о
чем в виде предположительной актуальности и политического прогноза шла речь в
первой части материала, хотя бы весьма и весьма относительно соответствует
действительности, становится очевидным следующее. Группа высокопоставленных
государственных деятелей, которые входят в узкий круг лиц, посвященных в детали
чрезвычайного плана по передаче власти, должного быть запущенным в час "х",
приняла решение о вхождении в тактический союз с группой бывшего министра
М.Аблязова и бывшего акима Г.Жакиянова, которые тогда активно "прессовались"
правоохранительными органами и, в конце концов, должны были или уступить и
изъявить покорность, или пойти на что-то экстраординарное, чтобы как-то отбиться
от давления.
К началу ноября, когда депутат Мажилиса Т.Тохтасынов,
примыкающий по жизни к этим "бунтарям" от истеблишмента, в Парламенте сделал
очень резкие заявления в адрес отдельных представителей правящих кругов, стало
понятно, что полюбовного разрешения конфликта между ними и официальным
руководством не будет. И тогда, когда М.Аблязов и Г.Жакиянов были уже готовы
встать на "тропу политической войны" с руководством страны, выяснилось, что они
в этом своем решении не одни. Вместе с ними выступила публично и заявила о
политическом расхождении с правительством целая группа действующих
высокопоставленных чиновников. Многие из них впоследствии "отыграли" назад. А
вот те, кто казался наиболее близким к правящему руководству страны, - а именно
О.Джандосов, который всегда был на хорошем счету у президента и удостаивался от
него самых ответственных в стране постов, А.Байменов, которому в прошлом
доводилось возглавлять даже администрацию главы государства, и Б.Абилов, с
которым в первую очередь был связан введенный оппозицией на заре приватизации
термин "экономика племянников", - остались в ряду новой оппозиции. Хотя именно
они-то, казалось бы, не должны были создавать трудности для правящих верхов.
Спустя некоторое время эта группировка несколько дистанцировалась от наиболее
радикальной части ДВК во главе с "мятежными" М.Аблязовым и Г.Жакияновым и
создала новую партию – "Ак жол". К тому времени стало понятно, по какому
признаку определяется линия размежевания между ними. В учредителях "Ак жола"
общим было то, что все они как бы были засвечены как состоявшие в дружеских или
просто близких отношениях с вышеназванным А.Сарсембаевым. Последний в период
"бунта на корабле" тоже лишился занимаемой должности – секретаря Совета
безопасности. И через некоторое время отправился в Москву в качестве вновь
назначенного посла в "первопрестольной"...
Потом одни пошли под суд, а
другие – во власть…
Теперь, если смотреть с высоты нынешнего времени, все
то, что предпринимала "акжоловская" группировка в конце 2001 года и
впоследствии, смотрится как нечто вроде инсценировки с заранее предусмотренными
вариантами дальнейшего развития. "Ак жол" как партия зарегистрирован наряду с
двумя другими бесспорно провластными партиями, "Отаном" и Гражданской партией.
При этом у него перед последними двумя одно преимущество. На "Ак жоле" флер
оппозиционности, который сопровождает его с тех пор, как в прошлом его нынешние
лидеры как бы заодно вместе с М.Аблязовым и Г.Жакияновым, отправленными
впоследствии в неволю, выступили против правительства. А "Отан" и Гражданская
партия возникли таким порядком, каким традиционно уже возникают все провластные
партии. То есть – практически во исполнение указания самих же властей. И, по
сути дела, общественность их считает "партиями власти". И правильно считает.
Однако такие партии - плохая подмога руководству государства в их спорах с
западными и международными структурами, упрекающими Казахстан в изъянах
демократии и многопартийности. Один только "Ак жол" в этом смысле как бы
является безупречной партией.
В публичных выступлениях его лидеры продолжают делать
значительный акцент на оппозиционном происхождении своей партии. И спорить с
ними вроде как трудновато. Поскольку тот же О.Джандосов и А.Байменов полтора
года назад совместно с нынешними "сидельцами" М.Аблязовым и Г.Жакияновым, в чьей
оппозиционности никто не сомневается, появлялись перед журналистами на экранах
телевизоров и сделали историческое заявление. Таким образом, получается, что
последние двое своей дальнейшей плачевной судьбой проторили дорогу лидерам "Ак
жола" и самой партии в как бы узаконенную оппозиционность.
Потом одни пошли под суд и в зону отсиживать
определенный им срок, а другие - в лидеры узаконенной Минюстом РК партии, в
помощники президента по ключевым экономическим вопросам. Причем, как утверждают
неофициальные источники, О.Джандосов, едва ли не самым последним из числа
"бунтарей" ноября 2001 года вернувшийся в окружение президента, "под знамена"
вновь призван, похоже, с одной задачей – "копать" под действующего
премьер-министра. Как бы то ни было, с момента появления в администрации
президента он, говорят, сконцентрировался на анализе прошлой и настоящей
деятельности И.Тасмагамбетова на посту главы правительства. И вроде как уже
"накопал" очень много такого, что, будучи представленным вниманию президента,
делает положение премьер-министра все более и более шатким…
Как дальше могут развиваться
события?..
Одни из наблюдателей полагают, что цель этой акции –
замена И.Тасмагамбетова О.Джандосовым к моменту смены власти на самом высшем
уровне. Другие же считают, что такая именно задача не ставится. Мол, главное –
это не допустить формирования такой ситуации, когда бы на высших государственных
исполнительных должностях одновременно оказались представители группировки
А.Сарсембая и И.Тасмагамбетов. Всем им известно, что, несмотря на все перемены
последних лет, А.Сарсембаев и И.Тасмагамбетов как были, так и продолжают
оставаться непримиримыми противниками. За все 10 лет, в течение которых они
находятся в окружении президента, там не было другой пары лиц, которые столь
ожесточенно противостояли друг другу. Говорят, это стойкое взаимное неприятие
восходит корнями еще к временам комсомольского прошлого этих двоих… С тех пор
"война" между ними шла с переменным успехом. Да и глава государства, похоже,
имел в виду то, что ни одна из двух группировок, возглавляемых А.Сарсембаем и
И.Тасмагамбетовым, не должна приобретать решающий перевес. К первому традиционно
примыкает нынешний секретарь Совбеза М.Тажин, а к второму – аким
Западно-Казахстанской области К.Кушербаев.
С 1993 года ни разу не было такого, чтобы присутствие
представителей этих двух пар возле президента было бы нарушено в пользу одной из
них. В середине 1990-х г.г., когда И.Тасмагамбетов из помощников выдвинулся в
вице-премьеры у А.Кажегельдина, а К.Кушербаев стал пресс-секретарем президента,
казалось, что они получили решающий перевес над группировкой А.Сарсембая. Тем
более что И.Тасмагамбетову удалось, пользуясь своей близостью к
премьер-министру, рассорить его со своим извечным противником… Но не тут-то
было. Президент пошел навстречу просьбе А.Сарсембая и вывел возглавляемое им
Минпечати из состава правительства и подчинил напрямую своей администрации. Оно
стало называться Государственным агентством по информации. В это же время его
партнер М.Тажин был выдвинут на должность зама руководителя администрации
президента. Равновесие было восстановлено. И когда А.Кажегельдин ушел,
пошатнулись уже позиции И.Тасмагамбетова. А А.Сарсембай вернул свое министерство
в состав правительства и вроде бы получил решающее преимущество. Такая ситуация
сохранялась несколько недель. Потом статус-кво было восстановлено.
И.Тасмагамбетов получил такой же пост, какой занимал М.Тажин, – зама
руководителя администрации президента. А К.Кушербаев стал министром.
Противостояние вновь приобрело зеркальный характер. Потом И.Тасмагамбетов
отправился в провинцию на должность акима. Когда он вернулся в правительство, в
провинцию "акимить" отправился уже К.Кушербаев.
В начале 2002 года равновесие сил вновь было нарушено.
И.Тасмагамбетов стал премьером, а А.Сарсембаев, как бы попав в опалу, отправился
в Москву. М.Тажин был возвращен с поста председателя КНБ обратно на должность
секретаря Совбеза и вроде бы перестал проявлять активность. Эта ситуация
представлялась странной для посвященных людей до недавнего времени. И теперь
получается, что группировка А.Сарсембая все же переиграла И.Тасмагамбетова, за
которым, кроме К.Кушербаева, который всегда был себе на уме, и нет никакой
команды. А А.Сарсембай своим уходом как бы в оппозицию увеличил ряды своих
сторонников. Один из них уже занимается И.Тасмагамбетовым. Другой звонок для
него прозвенел буквально сегодня. Отстранен от своей должности Л.Киинов,
пришедший к руководству вновь созданным "Казмунайгазом" одновременно с приходом
И.Тасмагмабетова на пост премьера. Следовательно, "отстрел" его людей уже
начался. И теперь остается ждать того, когда А.Сарсембай вернется, образно
говоря, на белом коне в Казахстан?!
"НГ" 25.03.2003. Независима газета, №58 (2891) Война играет на руку КазахстануВасилина Васильева
Место
американских нефтяных компаний в Центральной Азии могут занять российские
Провал американских надежд на быструю войну в Ираке
может существенно обогатить ряд нефтяных стран. Например, Казахстан, который
Турция уже включила в список основных поставщиков нефти на время войны в Ираке.
В ближайшие дни Турция обещает купить пробную партию казахстанской нефти в
объеме 140 тыс. тонн. Ранее Анкара закупала нефть у Ирака, однако в связи с
американским вторжением в страну все иракские трубопроводы закрыты.
В перспективе к Турции может присоединиться Китай,
который также получает основную часть сырья с Ближнего Востока. Если война
примет затяжной характер, не исключено, что Пекин активизируется в реализации
проекта по строительству нефтепровода Западный Казахстан - Западный Китай.
Китайское руководство еще до начала иракской военной кампании стало задумываться
о приобщении к каспийскому пирогу - месяц назад две китайские нефтекомпании
выкупили 16% акций у традиционного (и одного из мощных) инвестора Казахстана -
британской компании "Бритиш Газ".
Однако при реализации любого сценария иракской войны у
Астаны есть серьезный риск потерять основного инвестора - Соединенные Штаты.
Сейчас Вашингтон не торопится делать ставки на каспийскую нефть. Наоборот, на
днях Служба геологической разведки США подвергла сомнению официальные данные
казахстанских властей о запасах нефти в стране. По мнению службы, цифра в два с
половиной миллиарда тонн нефти, о которой заявляет правительство Казахстана,
отражает данные обо всех, в том числе неизвлекаемых, запасах углеводородов. Как
считает американское ведомство, вероятность того, что такое количество нефти
может быть добыто, очень мала - не более 50%. На 95% Служба геологической
разведки США уверена в том, что объем разведанных извлекаемых запасов в три раза
меньше объявленных казахстанской стороной данных. Так как Служба геологической
разведки США является государственным ведомством, распространяемые ею данные
принимаются за основу всеми другими американскими агентствами.
По мнению экспертов, место американских и британских
нефтегазовых компаний на казахстанском шельфе Каспия займут российские. "Уже
сейчас очевидно, что Россия будет вытолкнута с иракского нефтяного рынка и
лакомые куски иракского нефтяного пирога при самых выгодных инвестиционных
условиях получат американские и британские нефтегазовые компании, - считает
директор казахстанской Группы оценки рисков Досым Сатпаев. - Даже в случае
допуска россиян к иракским месторождениям они все равно будут работать на
существенно худших условиях. В таком случае часть своих инвестиционных планов
российские компании могут переориентировать на Каспий. Тем более что в последние
два года и Кремль активно выражал заинтересованность в сотрудничестве российских
нефтегазовых компаний с Казахстаном. Под эту инициативу даже подготовлены
совместные проекты. Например, подписано двустороннее соглашение на разработку
казахстанских месторождений Хвалынское, Центральное и Курмангазы. Однако
сотрудничество в нефтяной сфере с Астаной россиянам обойдется дороже, чем с
Багдадом - издержки при активной работе на Каспии будут выше, чем в Ираке. Но в
случае выдворения из Ирака у России не останется иного перспективного
выбора".
Как считает большинство экспертов, война в Ираке в любом
случае приведет к окончательной победе Вашингтона над режимом Хусейна, что,
несомненно, скажется на ценовой конъюнктуре на мировом рынке нефти. Но даже в
случае быстрой победы Соединенным Штатам понадобится не один год, чтобы
восстановить иракскую нефтяную промышленность, а это не приведет к резкому
падению цены на нефть. Так что у нефтяного Казахстана есть время хорошо
пополнить свою казну и параллельно слезть с "сырьевой иглы".
ARG, 27 марта 2003 Раздел "нефтяного пирога" Ирака может ударить по интересам Казахстана
Группа оценки рисков (ARG) - Caspian Group.
Во время активной дискуссии по поводу предстоящей войны
в Ираке, мало кто обратил внимание на сообщение журнала "Newsweek" по поводу
того, что среди крупнейших нефтяных компаний мира уже началось соревнование за
контроль над иракскими месторождениями, и победу в нем, вероятнее всего, одержат
американские и британские корпорации ExxonMobil, ChevronTexaco", Shell и BP.
Странно, что эта новость не привлекла слишком большого
внимания в Казахстане, в отличие от ультиматума Буша-младшего, перспективы
которого и так были ясны. Но не ясными остаются перспективы тех же российских
нефтегазовых компаний в пост-садамовском Ираке, хотя версию журнала "Newsweek"
вряд ли можно назвать безосновательной и случайной. Древний принцип "победитель
получает все!", до сих пор актуален в современном мире. США четко дали понять
всем, кто именно будет участвовать в разрезании иракского "нефтяного пирога" с
начинкой в 200 миллиардов баррелей. Как не странно, но в результате этого могут
пострадать не только Россия с ее экономическими интересами в Ираке, но и
Казахстан так же.
Если гипотетически представить, что "ExxonMobile",
"ChevronTexaco", "Shell" and "BP" получат доступ к богатейшим иракским
месторождениям на долгосрочной основе, то, хотим мы того или нет, но этим
компаниям придется внести существенные изменения в свою инвестиционную стратегию
на ближайшие несколько лет. Даже в случае быстрой победы США в Ираке,
потребуется около 3 лет для того, чтобы помочь запустить иракскую нефтегазовую
индустрию на полную мощность. Если результатом войны будет нанесение серьезного
ущерба этой индустрии, то потребует больше времени и денег для ее реконструкции.
Но "игра стоит свеч" и инвестиции в Ирак, даже очень крупные, в любом случае,
окажутся более предпочтительными для инвесторов, чем неясные нефтегазовые
перспективы Каспийского региона. Как подчеркивает "Newsweek", только эти
кампании обладают ресурсами для того, чтобы восстановить прежние объемы добычи
иракской нефти при одновременном освоении новых месторождений.
В глаза бросается то, что из четырех названных компаний
все четыре ведут свои работы и в Казахстане. Более того, для руководства страны
именно эти и другие крупные западные нефтегазовые компании относятся к категории
стратегических инвесторов, на которые пока еще делается большая ставка. Не стоит
забывать и о том, что в 2003 г. Казахстан собирается проводить тендеры на
разработку новых каспийских месторождений, которые, по планам правительства,
должны принести республики новые инвестиции. Но вряд ли этим планам суждено
сбыться в случае переориентации ExxonMobil, ChevronTexaco", Shell, BP и других
компаний на иракский рынок. Для таких опасений есть вполне реальные основания,
если учесть степень привлекательности ближневосточной нефти, которая по
качеству, запасам и путям транспортировки не идет ни в какое сравнение с
месторождениями Каспийского моря, которое к тому же до сих пор не могут
поделить. На этом фоне, слишком оптимистичным звучит заявление вице-премьера
Казахстана Карима Масимова о том, что к 2015 г. республика сможет привлечь в
свою нефтегазовую сферу около 80 миллиардов долларов. Единственное, что сближает
Ирак и Каспий, так это высокий уровень политических и инвестиционных рисков. Но
для любого инвестора, риск это не только потенциальная угроза его интересам, но
и потенциальные возможности успеха, который все-таки будут связывать, скорее с
иракской нефтью, чем с той же казахстанской.
IWPR, 28 марта 2003 Казахстан не ждет от войны в Ираке ничего хорошегоАманжол Смагулов – псевдоним журналиста из Алматы
Относительная близость Казахстана к театру военных
действий в Ираке вызывает тревогу властей, и они посчитали необходимым усилить
меры безопасности.
При этом руководство страны занимает осторожную позицию
в иракском вопросе. Выражая обеспокоенность тем фактом, что США и их союзники
начали военные действия без санкции ООН, официальная Астана старается, тем не
менее, не слишком критиковать Вашингтон, ведь американские компании вкладывают
значительные средства в экономику страны.
В то время как эксперты и простые казахстанцы выражают
опасения, что война в Ираке может негативно отразиться на экономике страны,
государственные чиновники уверяют, что конфликт не повлечет за собой никаких
финансовых последствий для Казахстана, по крайней мере, в обозримом будущем.
Еще до начала англо-американского вторжения в Ирак
власти Казахстана усилили в стране меры безопасности. По приказу Минобороны был
усилен радиолокационный контроль воздушного пространства, а противовоздушные
силы приведены в состояние повышенной боеготовности.
Были проведены учения сил по предотвращению
террористической и диверсионной деятельности. В ряде областей приняты меры
биологической защиты. МВД усилило патрулирование посольств и стратегических
объектов.
Военное руководство называет это превентивными мерами на
случай возможных "побочных проявлений" конфликта. Казахстан находится от Ирака
на расстоянии 1500 км и вполне досягаем для сбившейся с курса ракеты класса
"Томагавк".
При этом руководство Казахстана очень осторожно в своих
высказываниях, не желая ссориться с США – крупным инвестором в экономику
страны.
18 февраля - за два дня до начала военной операции в
Ираке – МИД Казахстана выступил с официальным заявлением, в котором подтвердил
свою позицию: иракскую проблему нужно решать исключительно мирным путем при
участии ООН.
Правда, истинным виновником конфликта официальная Астана
назвала Саддама Хусейна с его якобы "неконструктивной позицией". Кроме того,
руководство Казахстана сделало реверанс в сторону Вашингтона, заявив, что
"Казахстан остается привержен основополагающим принципам сотрудничества с
США".
Позиция властей существенно расходится с мнением простых
казахстанцев. Согласно последнему опросу общественного мнения, 64,3% жителей
Алматы – крупнейшего города страны – виновником войны называют США, которые, по
их мнению, стремятся получить контроль над нефтяными ресурсами Ирака и диктовать
свои условия мировому сообществу.
70,3 процента жителей Алматы считают, что война США с
Ираком неизбежно отразится на Казахстане. Из них около 54 процентов отметили,
что эта война может повлечь за собой ухудшение экономического положения и
условий жизни рядовых казахстанцев.
Эксперты предсказывают, что при быстрой победе США над
Ираком казахстанская экономика действительно может серьезно пострадать. Нефтяные
ресурсы Ирака перейдут под контроль США, которые таким образом получат
возможность влиять на уровень мировых цен на нефть. Казахстан потеряет солидную
часть доходов госбюджета вследствие снижения цен на нефть, являющуюся в
последние годы основным источником экономического роста страны.
Падение цен на нефть способно также ухудшить положение в
нефтяной отрасли соседней России, в результате чего последняя может блокировать
транспортировку казахстанской нефти через свои нефтепроводы на мировой
рынок.
Кроме этого, возможное ухудшение экономической ситуации
в России приведет к дальнейшему ужесточению ее миграционной политики, что
отразится и на Казахстане, имеющем с Россией самую протяженную сухопутную
границу в мире. На территории Казахстана может оказаться значительное количество
сезонных трудовых мигрантов из Центральной Азии, которые, не сумев пересечь
российскую границу, будут искать работу в Казахстане.
Эксперты казахстанской Группы оценки рисков (ARG)
предупреждают, что если вследствие войны в Ираке возникнет кризис в экономике,
то неизбежно и снижение уровня жизни населения, а также сокращение
государственных расходов на социальную сферу, развитие науки, образования и
оборону, что может привести к росту социальной напряженности.
Учитывая, что война с Ираком потребует от США больших
финансовых затрат, некоторые эксперты предполагают возможное сокращение
финансирования со стороны Вашингтона на развитие демократии, гражданского
общества и неправительственного сектора в том числе и в Казахстане, что может
привести к резкому снижению уровня активности многих казахстанских НПО.
Большинство аналитиков уверены, что судьба страны будет
зависеть от скоротечности военной кампании в Ираке. В случае затяжной войны
положение Казахстана выглядит отнюдь не удручающе. Астана получит подарок в виде
высоких цен на нефть и временного зазора, который позволит ей упрочить свои
позиции на нефтяном рынке.
Руководство Казахстана настроено оптимистично, заявляя,
что при любом развитии ситуации в Ираке экономика страны в 2003 году не
пострадает. Эту мысль неоднократно озвучивал председатель Национального банка
Григорий Марченко, по прогнозам которого в этом году серьезного снижения цен на
нефть не произойдет.
Его оптимизм подкреплен средствами так называемого
Национального фонда, сумма которых составляет около 2 миллиардов долларов. По
мнению Марченко, эти средства позволят защитить бюджет в течение 2 лет, даже
если цены на нефть упадут до 10 долларов за баррель.
Эксперты ARG считают, что война в Ираке должна
насторожить казахстанскую оппозицию, которая и так много потеряла после сделки
между США и странами Центральной Азии, в результате которой Вашингтон пошел на
сотрудничество с диктаторскими режимами региона в обмен на их содействие в
"борьбе с терроризмом".
Сами оппозиционные политики предостерегают президента
Назарбаева, что если он будет продолжать управлять страной авторитарными
методами, его в конечном итоге ждет судьба Саддама.
"Пример Хусейна показателен. Все должны понять, что
любая диктатура рано или поздно падет", - предупреждает член политсовета
движения "Демократический выбор Казахстана" Петр Своик.
Подобную оценку разделяет и президент Казахстанской
ассоциации политологии Нурболат Масанов: "Диктаторские режимы будут наказаны, и
демократия восторжествует. Руководству Казахстана следует извлечь из этого урок
и вступить в диалог с оппозицией".
|