Новое поколение (Казахстан), 17 марта 2003 Американская мечтаАсан Куанов, Ботагоз Сейдахметова
Нефтяные
тузы лоббируют подключение Казахстана к "Баку-Джейхану"
Нефть - это деньги,
приправленные соусом политических интриг. Чем больше первого ингредиента, тем
острее становится соус. Тесто пирога - нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан -
взбивают, что называется, всем миром, приглашая принять в этом участие и нашу
страну. При этом Россия - давний стратегический партнер Казахстана - остается за
бортом. Мечты сбываются. Американские.
В понедельник, когда простые граждане "отходили" от
празднования Международного женского дня, в Алматы съехались нефтяные тузы. В
одном из фешенебельных отелей Алматы собрались вместе: политики - представитель
государственного департамента США по Каспийскому региону Стивен Манн и министр
энергетики Казахстана Владимир Школьник, бизнесмены - президент Государственной
нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) Натик Алиев и глава "Казмунайгаза" Ляззат
Киинов, строители нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД). Очередное рабочее
совещание по стыковке нефтетранспортных систем Актау - Баку и Баку - Джейхан
проходило за закрытыми дверями.
На следующий день бизнесмены и строители (политики
разъехались) встретились с журналистами и приоткрыли завесу тайны над итогами
очередного раунда переговоров. По словам Натика Алиева, в настоящее время
Казахстан и Азербайджан разрабатывают документы относительно стыковки двух
нефтяных веток: Актау-Баку и Баку-Тбилиси-Джейхан.
Один из вопросов рабочего совещания, по словам его
участников, касался способов транспортировки нашей нефти из Актау в Баку. Как
заявил управляющий директор "Казмунайгаза" Каиргельды Кабылдин,
технико-экономическое обследование аспектов транспортировки Актау - Баку
показало, что есть возможность прокладки трубопровода на этом участке. "Между
Актау и Баку около 254 километров, что для трубопровода не является большим
расстоянием. Однако на первых порах более эффективно будет возить танкерами", -
сказал он. В настоящее время из морпорта Актау ежегодно отгружается танкерами
около 5 миллионов тонн нефти, но пока только в сторону Ирана.
Четыре нефтяные компании, занимающиеся разведкой и
разработкой углеводородов в казахстанской части Каспия, имеют 15-процентную долю
участия в проекте БТД, что дает им право качать по этой трубе 150 тысяч баррелей
в сутки. В целом магистраль рассчитана, по минимальным расчетам, на 50 миллионов
тонн нефти в год.
Строительство БТД оценивается в 2,9 миллиарда долларов,
50 процентов этой суммы будет израсходовано уже в этом году, чтобы выполнить
половину работ. Участники пресс-конференции полагают, что магистраль будет
введена в эксплуатацию осенью 2004 года, еще около 5 месяцев потребуется, чтобы
заполнить трубу нефтью. "Речь идет о большой нефти. Я думаю, что этот маршрут
нам понадобится в 2008-2009 годах, пока же мы застолбили дорогу для участия
наших компаний в проекте "Баку - Джейхан", - заявил Кабылдин.
Большая нефть, ко всему прочему, вызывает большие
хлопоты, связанные с экологией и так называемыми "горячими" точками. Однако, как
заверил "НП" представитель компании-оператора проекта "BTC Co", во-первых,
маршрут трубопровода огибает такие места, как Панкисское ущелье и районы
нестабильности в Турции. Во-вторых, труба тянется под землей даже в горных
районах. В-третьих, ответственность за сохранность маршрута лежит также на
правительствах стран, где проходит БТД, которые должны охранять нефтепровод, как
и другие свои национальные стратегические объекты.
По окончании рабочего совещания спецпредставитель США по
вопросам Каспия Стивен Манн дал эксклюзивное интервью "НП".
- Г-н Манн, какова цель вашего приезда в Казахстан?
- В моей работе Казахстан всегда имеет чрезвычайное
значение. Между Казахстаном и США существует много вопросов по каспийской
энергетике. Партнерство по энергетике было закреплено во время визита президента
Назарбаева в декабре 2001 года в Вашингтон.
В данный момент цель моей поездки - участие в
переговорах по экспортному маршруту Актау - Баку - Тбилиси - Джейхан. Первые
обсуждения проходили в Лондоне 9 декабря прошлого года, где мы договорились о
строительстве трубопровода приблизительно в первом квартале этого года.
Результаты переговоров положительные, и это больше, чем
я ожидал. У нас более хороший настрой и лучшее взаимопонимание. Нам предстоит
обсудить непростые вопросы: как создать новый маршрут для казахских объемов в
трубопроводной системе БТД.
- Вы обсуждаете вопросы транспортировки нефти по Каспию.
Но ведь юридический статус моря до сих пор не определен...
- Я полагаю, что юридический статус - это вопрос,
который должны определять правительства двух государств. Американская сторона
обсуждала тему транскаспийского трубопровода, и наше мнение - что этот вопрос
предстоит решить правительствам Туркменистана и Азербайджана, без участия других
сторон.
Мы - США - не определяем, как должен решаться вопрос
делимитации. И если эта делимитация по секторам, по процентам - ее должны решать
пять прикаспийских стран. Мы считаем, что делимитация должна быть мирная. Мы
считаем, что никакая делимитация не должна мешать экспорту нефти и газа по
Каспийскому морю.
Нужно заметить, что Казахстан, Азербайджан и Россия уже
согласились на принципы делимитации Каспийского моря. Мне кажется, что раздел по
модифицированной срединной линии - будущий путь делимитации Каспийского
моря.
- Господин Манн, известно, что нефть и политика -
понятия взаимосвязанные. Предстоящая война в Персидском заливе уже сегодня
повлияла на мировые цены на нефть. Как, по-вашему, ситуация вокруг Ирака
скажется на инвестиционном климате на Каспии?
- То, что происходит на Каспии с нефтью и инвестициями,
во многом уже определено. С моей точки зрения, инвестиции в этот регион уже
сделаны и продолжаются. По-моему, каспийские страны должны приложить все усилия,
чтобы стать привлекательным местом для новых инвестиций. Потому что, несмотря на
нефть Персидского залива, существует сильная глобальная конкуренция. И Казахстан
конкурирует не с Азербайджаном и не с Россией. Главные конкуренты Казахстана -
это экваториальные страны, такие как Бразилия, а также Канада.
- Есть у Казахстана потенциал для глобальной
конкуренции?
- Существуют опасения в отношении того, что в Казахстане
меняется инвестиционный климат, и меняется не в лучшую сторону. И это одна из
целей моего визита - заняться рассмотрением этого вопроса. Но промедление в
решении вопроса о вступлении "Тенгизшевройла" в Фазу-2 вызвало обеспокоенность в
среде инвесторов по поводу незымблемости контрактов. Мое мнение - в этом вопросе
нельзя торопиться с выводами.
Нам сказали, что для Казахстана важно, чтобы повысился
уровень инвестиций в местную промышленность, чтобы использовать местную рабочую
силу в секторе нефти и газа. Это вопрос для иностранных экспертов. Самый главный
фактор - это не ситуация в Персидском заливе. Это ситуация в мире, в Казахстане,
Азербайджане, Туркменистане. Это поворотный фактор для американских инвестиций,
я уверен.
- Как вы думаете, в связи с усилением значения Каспия,
возможно ли усиление американского военного присутствия в этом районе? Например,
для охраны трубопровода?
- Я считаю, что ответственность за безопасность
трубопровода несут сами страны, через территорию которых проходит трубопровод.
Мы лишь скромно поддерживаем усилия консорциума и стран.
- Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация в
Каспийском регионе?
- Самое главное в развитии Каспийского региона - это
вопрос распоряжения нефтяной прибылью. Но настоящее экономическое развитие
невозможно без верховенства закона. Любое дело, будь то нефтяная компания или
малый бизнес, невозможно начать без защиты со стороны государства. Поэтому я
считаю, что экономическое развитие неизбежно связано с политическими правами.
Идеальный климат для инвестиций - это тот, в котором поддерживается темп
инвестиций. Поэтому прозрачность процессов чрезвычайно важна.
|