Карательная миграционная политика Российской Федерации – угроза национальным интересам страныАлександра Докучаева
Под этим лозунгом 28 апреля с.г. в
Институте развития прессы прошла пресс-конференция, организованная по итогам
Круглого стола по проблемам прав и свобод человека и гражданина. Сам Круглый
стол 10 апреля был созван Международной правозащитной Ассамблеей при содействии
Российского Красного Креста. На пресс-конференции итоги Круглого подводили
президент Международной правозащитной ассамблеи М.Г.Арутюнов, сотрудник
Института политологии РАН В.И.Переведенцев, известные правозащитники Л.М.
Алексеева и Л.А.Пономарев, специалист по вопросам гражданства, народный
депутат РФ созыва 1990-1993 годов А.А.Мостовой. Заявленные для участия в
пресс-конференции представители ФМС-МВД и Госдумы отсутствовали, так что задать
вопросы о том, как же быть бедным мигрантам-соотечественникам в новых условиях
было некому. Пришедшие на пресс-конференцию услышали отчет о прошедшем Круглом столе.
М.Арутюнов, рссказавший о результатах дискуссии 10
апреля, подчеркнул, что во всем мире миграция населения признается фактором,
способствующим развитию государств, росту их экономического и интеллектуального
потенциала. Многие высокоразвитые государства проводили и проводят
протекционистскую политику, стимулирующую приток мигрантов, основываясь
преимущественно на экономических и гуманных соображениях.
Иное отношение к мигрантам в
Российской Федерации.
Российская миграционная
политика, формируемая в недрах Администрации Президента Российской Федерации и
закрепленная принятыми Государственной думой в 2002 году законами «О
гражданстве Российской Федерации» и «О правовом положении иностранных граждан в
Российской Федерации», ориентирована на предельное ограничение прибытия и
обустройства мигрантов на российской территории.
Такая политика поставила
миллионы мигрантов, проживающих в Российской Федерации, в первую очередь имеющих
паспорта республик бывшего СССР, или национальные паспорта государств,
образовавшихся на постсоветском пространстве, практически перед неразрешимыми
проблемами. Их одномоментно перевели в категорию нелегальных мигрантов.
Одновременно перед гражданами бывшего СССР, проживающими за пределами Российской
Федерации, воздвигнут непреодолимый «железный занавес».
Если ранее они, надеялись на
поддержку, понимание и обустройство в Российской Федерации, то сегодняшняя
организационная и кадровая вакханалия в службах, занятых решением миграционных
проблем, лишила их такой надежды.
Под предлогом борьбы с
криминальными элементами, наркокурьерами и т.п. Российская Федерация проводит по
существу карательную политику в отношении мигрантов, в первую очередь –
иммигрантов с постсоветского пространства.
Участники заседания
отметили, что, даже оставляя в стороне вопросы гуманизма и морали, в том числе
вопросы защиты мигрантов от многочисленных и непрерывных поборов со стороны
работников правоохранительных органов и др., лица и организации,
формирующие и реализующие миграционную политику, должны были бы
озаботиться будущим Российской Федерации.
Дело в том, что
в Российской Федерации постоянно снижается численность населения – по
разным данным на семьсот тысяч – один миллион человек в год. По этой
причине в ближайшие 10 – 20 лет громадные Восточно-Сибирские и
Дальневосточные территории могут обезлюдить, и возникнет опасность потери
контроля над частью российской территории.
По мнению участников
заседания одним из немногих факторов, способных, если не предотвратить снижение
численности населения, то хотя бы замедлить этот процесс, является поддержка и
развитие внешней иммиграции, в первую очередь из государств, образовавшихся на
постсоветском пространстве.
Участниками Круглого стола
были приняты следующие предложения по корректировке миграционной политики.
1. Вывести Федеральную
миграционную службу из состава МВД, поскольку задачи этого ведомства и
менталитет его работников ориентированы исключительно на борьбу с
правонарушениями, а не на прием и обустройство мигрантов, и создать
самостоятельное Министерство по миграционной политике или иное самостоятельного
ведомства, о чем неоднократно поступали предложениям от специалистов в
области миграции.
2. Внести дополнения и
изменения в действующие законы «О гражданстве Российской Федерации» и «О
правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ориентировав их
на упрощение процедуры приобретения российского гражданства и получения вида на
жительства, в первую очередь для граждан, прибывающих в Российскую Федерацию с
постсоветского пространства. В связи с этим целесообразно повторно вынести на
рассмотрение Государственной думой в первом чтении законопроект «О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»,
предложенный депутатами С. Юшенковым и В. Похмелкиным.
3. Срочно поставить на учет
и легализовать по упрощенной процедуре пребывание в Российской Федерации
мигрантов всех категорий, в первую очередь граждан бывшего Советского Союза,
выдать им российские документы, удостоверяющие личность, предоставить им
возможность трудоустройства с оплатой труда без дискриминации и т.п.
Борьба с криминальными
элементами должна вестись не огульно, причисляя к ним всех мигрантов, а в
индивидуальном порядке.
4. Гражданам бывшего СССР,
прибывшим в Российскую Федерацию до 31 декабря 2000 года и фактически
проживающим на российской территории, предоставить гражданство Российской
Федерации без требования отказа от иного гражданства и регистрации по месту
жительства.
5. Гражданам, не
отказавшимся добровольно по своей инициативе от гражданства РСФСР и
Российской Федерации в период проживания за пределами Российской Федерации,
подтвердить гражданство Российской Федерации без требования отказа от иного
гражданства.
6. Продолжительность
проживания на российской территории мигрантов исчислять по факту и с момента их
фактического проживания, а не с момента получения вида на жительство.
7. Обратиться к средствам
массовой информации, в первую очередь электронным, с предложением систематически
информировать население о позитивном вкладе мигрантов в социально-экономическое,
культурное и научное развитие российского государства.
8. Решить кадровые вопросы
структур, определяющих миграционную политику Российской Федерации, в
соответствии с решениями Чрезвычайного съезда в защиту мигрантов, состоявшегося
в 2002 году.
Участники Круглого стола
выразили надежду, что Государственная дума Федерального Собрания Российской
Федерации, органы исполнительной власти Российской Федерации любого уровня,
Администрация Президента Российской Федерации и лично Президент Российской
Федерации озабочены перспективами долговременного развития и положения
Российской Федерации в изменяющемся мире. Именно поэтому они надеются, что
органы законодательной и исполнительной власти со всей серьезностью отнесутся к
требованию участников круглого стола отказаться от нынешней карательной
миграционной политики, которая представляет реальную угрозу национальным
интересам Российской Федерации, и переориентируют миграционную политику на
созидательные процессы во имя достижения процветания Российской Федерации.
В.Переведенцев в своих комментариях предостерег, что при
нынешних темпах уменьшения населения страны в России к средине XXI века
останется всего 80-90 миллионов человек, 50% которых будет старше пенсионного
возраста. Поправить положение может только выстроенная миграционная политика,
привлекающая в Россию людей. Правозащитники обратились за помощью к
представителям СМИ, число которых на пресс-конференции можно было сосчитать по
пальцам на одной руке.
А.Мостовой призвал бороться в судах за
восстановление российского гражданства, которого, по его убеждению, вопреки
Конституции были лишены люди еще первым, 1992 года, законом о гражданстве
РФ. Его точка зрения на проблему гражданства для соотечественников из СНГ
выражена в его статье, публикуемой ниже. Проблему иллюстрирует также
статья, поступившая с Урала.
Эра предательства...Анатолий Мостовой
"Невежество всегда на
что-нибудь
испражняется"
А. и Б. Стругацкие.
Брошенные Россией?
Однажды в Ташкенте наблюдал я безжалостную
картину. До двух тысяч человек ежедневно собиралось возле посольства России на
окраине города. Среди них - десятки и сотни военнослужащих из бывшей 40
Армии ("громовцы"), которая была выведена из Афганистана, дислоцировалась в
Туркестанском Военном Округе, там же была расформирована и люди брошены на
произвол судьбы м местных националистов. Лишь отслуживших срочную службу
все-таки вывезли в Россию.
Эти офицеры и прапорщики не признаваемые
гражданами России туляки, воронежцы и белгородцы не стесняясь в выражениях
проклинали российские власти, призывали на их головы кары земные и небесные.
Они, не пожелавшие служить в узбекской армии, выезжали на Родину налегке, едва
ли не с одними "тревожными" чемоданами, распродав за бесценок нехитрый свой
скарб.
Офицеров было столько, что посол вынужден
был для военных организовать отдельную очередь за получением гражданства,
для чего был поставлен отдельный стол во дворе посольского, еще не обустроенного
особняка.
Как не понять этих молодых, высушеных афганским
солнцем, крепких мужчин, оказавшихся в полной власти
инструкций и рекомендаций, растоптавших самые святые их чувства, их
достоинство. Прошедшие афганскую войну, они представить
себе не могли, что с ними так поступит Родина, снящаяся по
ночам.
Под чужим солнцем пустыни остались они наедине со
своими бедами, без средств.
Не меньшие очереди были и есть в Баку и Кишиневе, в
Алма-Ате и Тбилиси.
"С.
М. Шахраю. Я, Юрьев Владимир Николаевич, подполковник запаса. До сентября
1992 года служил в течение 26 лет... Мои жена и дочь вписаны в мое личное
дело, а их заставляют доказывать, что они имеют право на
гражданство, несмотря на то, что родились и длительное время жили в
России (здесь и далее выделено мной. А. М.) Да и в Азербайджан они попали
не по своему желанию, а потому, что мне было приказано служить там... Все
могу понять и все оправдать: и сдачу моей части в армию
другого государства, и то, что меня с семьей бросили за кордоном, и
невыполнение закона "О статусе военнослужащих". Но я не понимаю, почему мои
родные не имеют права в любой точке России по справке из
военкомата немедленно получить вкладыш в паспорт,
удостоверяющий их Российское гражданство?"
Подобных писем тысячи. Многие миллионы людей оказались в
момент крушения Союза ССР за пределами России. Одни, как
подполковник Юрьев и его семья, как "афганцы" - выполняли приказ. Другие
были направлены после окончания техникумов и вузов для работы в союзных
республиках, приобщать народы национальных окраин бывшего Российского
Государства к мировым достижениям, учить их строить дома и
самолеты, обводнять голодные степи... Третьи по комсомольским путевкам и
по приказу партии восстанавливали разрушенные
землетрясениями Ашхабад и Ташкент, возводили высочайшую плотину
Нурекской ГЭС... Оставались обслуживать возведенные ими объекты, жить при
них.
Миллионы сынов и дочерей своих “Россия – щедрая душа”
рассеяла по просторам СССР.
Но вот СССР не стало. Люди оказались жителями новых
суверенных государств. Государств, в большинстве
пропитанных ненавистью к русским, к их лицам, музыке.
Тысячи людей обращаются в российские
посольства в "новом зарубежье". За помощью, за защитой. А им
говорят: "Вы утратили Российское гражданство, и если хотите снова стать
гражданами России, то должны заново приобрести гражданство, купить его!"
Без защиты.
Чиновники, которым доверили исполнять Закон
от имени России, извратив его, предали десятки миллионов своих
сограждан. Люди выстроились в очереди к зданиям посольств и консульств под
российским флагом.
Люди задают недоуменные вопросы. Люди стучаться в самые
высокие двери.
А в ответ им: Вы больше не граждане
России...
Они не знают, что предала их не Россия... что не
российские законы лишили их гражданства. Внушают им мысль об утрате,
якобы, российского гражданства чиновники, жиреющие на человеческом
горе, эксплуатирующие невежество массы россиян и их
неумение защищаться. Да и как защитишься? Обращаться в Алма-атинский или
Ташкентский суд с жалобой на русское посольство? А вчера
приходили местные бандиты и сказали: " Вот тебе мешок урюка - и
убирайся из квартиры, не то прирежем, как баранов..." Легче дать
взятку…
Эта катавасия продолжается уже 12-й год, с 6 февраля
1992 года. Давным-давно тем, от кого зависит решение этого вопрос, ясно, что
совершается преступление. Но прекратить они его не в состоянии, страшно. Страшно
за карьеру, за новенький орден «За заслуги перед Отечеством», за профессорское
звание, за должность академика РАН.
Вот модель. В Ростове на Дону родились и жили
братья-близнецы, как говорят биологи – однояйцовые, у них даже отпечатки пальцев
идентичные. Выросли, окончили Институт связи, поехали трудиться. Один работал в
Виннице, инженером на АТС, другой в Воронеже телевизоры делал. В это время
распался Союз, и братья вернулись под отчий кров. Один гражданин, а другого
милиция называет иностранцем и паспорт не дает, предлагает вопрос гражданство
решать через вид на жительство и далее, всего не менее пяти лет…
Это из жизни. Это правда. В каком случае такое может
быть?
Вариантов три.
Первый – если Россия, как в свое время Австралия, только
что заселилась людьми и только что возникло государство.
Второй – Россия была, а вот гражданства у нее не было. И
возникло оно впервые лишь 6 февраля 1992 года.
Третий вариант. Гражданство было, государство Россия
была, но новый закон о гражданстве лишил одного брата гражданства.
Есть ли четвертый вариант, интеллектуалы сетевые,
придумайте. А я пока разьясню, что второй и третий тоже не «проходные» (ведь
первый – глупость и без доказательств!) и докажу, что все уже 11 лет совершаемое
вокруг гражданства – преступление российских чиновников против собственных
граждан и собственного государства. Может, кто из вас заглянет в УК РФ, что там
за такое полагается (противозаконное лишение избирательных прав,
воспрепятствование исполнению гражданского долга - службе в армии, да много
чего.
Гражданство
вечно...
Российское подданство стало российским гражданством 1
сентября 1917 г., когда было подписано Постановление временного
Правительства:
"Считая нужным положить предел внешней неопределенности
государственного строя, ...Временное правительство объявляет,
что государственный порядок, которым управляется Российское
Государство, есть порядок республиканский и провозглашает Российскую
Республику.
Министр-председатель Керенский
Министр юстиции Зарудный"
Подданные, бывшие объектами права, как дома или лошади,
получавшие “сверху” от правителей, права и обязанности, стали
гражданами, т.е. субъектами права, носителями суверенитета и
единственным источником власти в своем государстве.
Этот день и есть день победы первой и единственной
русской революции. Все остальное заурядные путчи. Ленин – юрист – это понимал,
поэтому называл октябрьские события 1917 г. переворотом.
Российская республика просуществовала недолго, пока не
“устал караул” Анатолия Железнякова. Тут же была провозглашена Российская
Социалистическая Республика, и следом РСФСР. Но большевики, разогнав
«учредиловку», были озабочены тем, чтобы стать легитимным демократическим
правительством, а для этого должны были определить, кто есть граждане, потому
что гражданин источник всей власти в демократическом государстве. Кого
подпускать к избирательным урнам? И поступили совершенно точно, приняв данность
- граждане - "все подданные бывшей Российской империи, являвшихся таковыми
по состоянию на 7 ноября 1917 года" – Конституция РСФСР 1918 года.
Потом образовался Союз ССР. Сохранилось ли российское
гражданство в этот период? Да, сохранилось. Российское гражданство было
реальностью. И оно было основным: "О порядке приема в гражданство РСФСР (Закон
от 8 июля 1981 года). Статья 1. Иностранные граждане и лица без гражданства,
имеющие постоянное жительство на территории РСФСР, независимо от их
расовой и национальной принадлежности, пола, образования и языка
могут быть по их ходатайствам приняты в гражданство РСФСР и тем самым в
гражданство СССР".
Все сферы жизни российского гражданина
(исключение составляли военная служба и пенсионное обеспечение, единые для
СССР) регулировались законодательством союзных республик, в том числе и России:
Уголовный Кодекс РСФСР, Жилищный кодекс РСФСР, Закон об административных
правонарушениях... Это доказывает еще раз - гражданин России общался со своим
государством - Российской Федерацией, гражданином которого являлся.
И лишь вторично он был гражданином СССР.
Гражданство СССР было своеобразным надгражданством... Сравните с
процессами, которые сейчас идут в Европе. Правда, и республиканские и союзное
гражданства назывались одинаково, советскими, по форме власти, обычное
качественное прилагательное.
Например, Л. Корвалану, спрятавшемуся в Москве от А.
Пиночета, не могли дать паспорт, пока он не получил республиканского
гражданства. А вот сразу дать гражданство СССР, и тем самым пустить к
избирательной урне, было нельзя. Вот так-то!!!
В декабре 1991 г. произошла новая трансформация - развал
СССР. Еще до денонсации союзного Договора 1922 года российское гражданство
защитила поправка к Конституции от 15 декабря 1990 года, принятая расстрелянным
Съездом народных депутатов: "Никто не может быть лишен своего
гражданства или права изменить свое гражданство". Особо замечу, что
тогда в России закон о гражданстве был приведенный выше (81 г.), априори
считалось, что гражданство потомственное вне компетенции государства, и поэтому
он касался только приема в гражданство. В США и сейчас закон называется «О
предоставлении гражданства США» - парни «оттуда» - поправьте. Поэтому
разработчики нового закона и принимавший его Верховный Совет не могли
выйти за пределы формулы "никто не может быть лишен своего гражданства...",
принятой Съездом, не нарушив действовавшей в тот момент Конституции. Более
того, исходя из норм Конституции, действовавшей до принятия нынешней,
никакой республиканский орган не имел права лишения гражданства.
Здесь придется сделать маленькое отступление, потому,
что читатель может подумать: “О каком российском гражданстве он говорит, если
тут же признает, что полноценного закона РСФСР о гражданстве не было?” Отвечаю.
В соответствии с нормами международного права отсутствие закона о гражданстве
вовсе не означает что нет самого гражданства. В Англии, например, нет
конституции, но мы говорим, что это государство – конституционная монархия,
более того, одно из самых демократических государств мира.
Через год, 22 ноября 1991 года ВС РСФСР еще упрочил
российское гражданство, записав в "Декларации прав и
свобод человека и гражданина": “Ст. 5 п. 2. Гражданин РСФСР не может
быть лишен гражданства Российской Федерации или выслан за ее пределы". Это было
дублирующее положение, страховка от дураков - есть такое понятие у разработчиков
техники и технологий.
Пираньи
С вступлением 6 февраля 1992 года в силу Закона
РСФСР "О гражданстве РСФСР" началось невероятное...
Чиновники МВД и МИДа под покровительством
Комиссии по вопросам гражданства при президенте России (полагаю, сначала в силу
безграмотности, а не коммерческого интереса, который возник, похоже,
позднее) навязали обществу немыслимое: якобы 6 февраля 1992 года прежнее
российское гражданство (почти у 100 процентов граждан - по рождению)
исчезло и возникло новое - по признанию! По их мнению, все потомственные
россияне, оказавшиеся в этот момент проживающими за пределами России -
перестали быть ее гражданами, а проживающие в России из
граждан по рождению превратились в граждан по признанию. Они об этом
неоднократно писали и в газетах, включая правительственную “Российскую
газету”.
Анализ серии Указов Б. Ельцина по вопросам гражданства
заставляет сделать вывод, что и он согласился с тем, что
утратил гражданство по рождению и стал гражданином Российской Федерации по
признанию, сменив данное предками и Богом на пожалованное его же чиновниками.
Более поздний анализ показал, что это предательство – скорее тонкий расчет, чем
обычная наша бестолковость. Приближались выборы президента России. Б. Ельцин
претендовал на второй срок. Мог ли он рисковать? Ведь если бы, как того требует
Конституция, в избирательные списки внести еще 20-30 миллионов граждан, то
победа Зюганову была бы обеспечена. Коммунисты, известные своим
поверхностным подходом к решению любых проблем (этому и учит диалектика, которую
они учили не по Гегелю, а по конспектам ВПШ), этого не понимали. А
Б.Ельцин и его аппарат прекрасно понимали, что зарубежные граждане России
не проголосуют за главного подписанта Беловежских соглашений – они уже досыта
хлебнули националистического беспредела на окраинах распавшейся империи. Ведь их
нужно (государство обязано было) подпустить к избирательным урнам. Ведь
проживание гражданина за пределами России не умаляет его прав и не освобождает
от обязанностей. Видите, сетевики, в этой конституционной формуле - и решение
проблемы призыва в Российскую Армию, но нашим чиновникам, видно, выгоднее
участковых по квартирам гонять…
Таким образом, по произволу государственных органов -
Администрации президента, МВД и МИДа - была ликвидирована
юридическая преемственность между настоящим и прошлыми поколениями
россиян.
Не от этого ли большинство наших бед?
Гражданственность - такая тонкая духовная материя, что
ее исчезновение вроде бы и незаметно обывателю. Однако в практике это
проявилось, прежде всего, в предательской государственной политике
по отношению к россиянам, проживающим за пределами Родины. Это оказалось
выгодным МИДу, который избавился от необходимости
защищать своих зарубежных граждан - одной из главных функций министерства
иностранных дел любого цивилизованного государства.
“24 июня двое лиц местной
национальности избили и изнасиловали мою мать. Насилие произошло рано утром,
когда моя мама шла, как обычно, на работу пешком. Произошло это напротив
памятника погибшим в Великой Отечественной войне. В прокуратуре потребовали
доказательств насилия и справки медэкспертизы. Хотя следы насилия были видны на
всем теле. После этого моя мама от стыда и бессилия отказалась от дальнейших
разбирательств, прошу предоставить нам статус вынужденных переселенцев и
вернуться в Россию, а в случае отказа прошу не разглашать вышеизложенное” -
Нет человека - нет проблемы! И вот уже
вводятся экономические санкции против Абхазии, в
которой проживают тысячи граждан России.
Гайдаровские санкции против Абхазии бьют, прежде
всего, по ним. Оторванные от Родины границами и междоусобицей,
многие россияне оказываются в тяжелейшем положении, умирают от...
голода! Но поскольку они, вследствие чиновничьего произвола, якобы и
не граждане уже, то молчит МИД, молчит, обычно шумливая по пустякам,
так называемая совесть нации - интеллигенция. Молчат российские
"правозащитники". Я лично трижды передавал С. Ковалеву документы о
нарушениях законов в области гражданства. И что же... Ни
одного слова из его уст по этому поводу.
В блокаде, в том числе и со стороны России (иначе и не
было бы никакой блокады, нам же ясно) десять лет находится Приднестровье, две
трети населения которого – потомственные граждане России, т.е. и по праву почвы
и по праву крови.
Тонкая ткань российской гражданственности является
духовной основой российского патриотизма. Если гражданин безразличен
государству, государство не может рассчитывать на преданность
гражданина ему. И сколько бы громких слов в защиту, якобы,
соотечественников не говорили российские власти, - нет им веры. Ведь
в практике тут и там люди сталкиваются с одним - нет больше того,
что связывало всех нас столетиями - осознания принадлежности к великой общности
- подданству Государства Российского.
Перестал быть гражданином и великий патриот России
Кузьма Минин: ведь прежнее российское гражданство "исчезло" 6 февраля 1992 года!
Перестали быть гражданами миллионы русских солдат, похороненных в Бресте и
Киеве, в Беслау и Берлине, у Порт-Артура и в Манчжурии.
"Конституция - для
негров..."
Этот чиновничий беспредел, жертвой которого стали
десятки миллионов граждан России, должен был, казалось
бы, прекратиться, после того, как Гражданин России А. Смирнов, не
захотел отрекаться от своих предков и получать гражданство от чиновников взамен
гражданства от Бога, от своих предков, от Родины. Он вернулся в Россию из Литвы
и в современной России не нашлось суда, который бы следовал Закону,
вопреки воле чиновников. Все они, включая Верховный Суд
России, отказали А. Смирнову в иске, отказали ему в праве быть гражданином
России по рождению. Вот как сильно для судебных чиновников слово Старой площади!
А может быть такова их квалификация?!
Однако надо отдать должное Конституционному Суду. Он
один лишь проявил мудрое мужество и подтвердил правоту А. Смирнова.
После решения КС, казалось бы, и самым упертым чиновникам стало ясно:
родившийся на территории России, где бы он потом не оказался, остается
гражданином России, пока сам не пожелает выйти из гражданства,
письменно заявив об этом государству и получив соответствующее решение
Президента, оформленное Указом или, в некоторых случаях, решение других
государственных органов.
Наступил предел беспределу! - облегченно
вздохнет читатель...
Как бы не так! Конституция - она для
негров, утверждал некогда один следователь КГБ. То же с готовностью
проводят в жизнь чиновники МИДа и сегодня, уже при новом Президенте, которому
эта проблема, похоже, не известна во всей глубине. Но теперь чиновники делают
вид, что Постановление КС касается едва ли не одного А. Смирнова, в
крайнем случае, только узкой группы лиц, подобных ему, видимо в надежде на
неискушенность наших граждан и странное нежелание журналистов касаться этой
темы. Есть свидетельства о случаях, когда чиновники заявляли, что это
Постановление КС вообще касается только одного А. Смирнова!…
Это заставляет меня процитировать установочную часть
Постановления КС, дабы расставить точки над "i".
Конституционный Суд "установил: ...употребленное в
части второй статьи 13 Закона российской федерации "О гражданстве
Российской Федерации" применительно к указанным в ней лицам выражение "считаются
состоявшими в гражданстве Российской Федерации" означает, что такие лица
считаются состоявшими в российском гражданстве по рождению не только в
прошлом, до утраты ими гражданства бывшего СССР, но и после этого они
продолжали и продолжают сохранять российское гражданство вплоть до
момента, пока оно не будет прекращено на основании
одного только их собственного волеизъявления. Они не утрачивают его в силу
одного только факта проживания за пределами Российской Федерации на момент
вступления в силу названного Закона...".
А теперь напомню указанный текст Закона: "Статья
13. Признание гражданства Российской Федерации. 2. Лица, родившиеся 30
декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются
состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если родились
на территории Российской Федерации или если хотя бы один из родителей на момент
рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории
Российской Федерации. Под территорией Российской Федерации в данном случае
понимается территория Российской Федерации по состоянию на дату рождения".
Ветеран Великой Отечественной войны А. Ханинев
обращается в Государственную Думу Российской Федерации: "Прошу вас ходатайствовать перед
Президентом о срочном восстановлении российского гражданства, чтобы я имел
возможность вернуться на Родину полноправным
гражданином, получив компенсацию потерь. Умирать в плену не намерен" -
и рассказывает, как его лишили гражданства: -
"пригласив меня на выборы в Госдуму РФ, консульский отдел российского
посольства в Германии лишил меня гражданства России и одновременно
избирательного права, испортив паспорт штемпелями "аннулировано"...
Жалобы, неоднократные, на имя Президента с просьбой восстановить
гражданство, не достигали цели: или исчезали на почте или направлялись в
МИД, где скрывались без ответа мне..." (Видимо, А. Ханинев
проговорился, что будет голосовать не так, как указано послу. А.М.)
А вот еще пример конкретной судьбы гражданина
России. "Уважаемый Господин Президент!
Вынужден обратиться к Вам, этот вопрос волнует не только меня, но и сотни
других граждан, моих знакомых и т.д.
Я, Мартенс Николай,
прожил в Союзе 45 лет, а теперь России, от гражданства никогда не
отказывался, родился там (в Соликамске, Урал) и вырос, служил в
Сов. Армии. У меня кончился срок действия (5 лет) Паспорта, теперь я
никто, должен принять Российское Гражданство. Как же я должен принимать
гражданство, если из него не выходил? И родом из России. У меня там живет
сын. Прожил пол жизни там!.. Убедительно прошу, разъясните мне
эту ситуацию.
Звонил, писал в
посольство. Никто не может объяснить. И за это должен еще заплатить
деньги. С уважением к Вам, N. Мартенс NIKOLAUS MARTENS"
Исходя из указанных в письме данных, Н.
Мартенс является гражданином Российской Федерации по рождению, т.к. иных
возможностей утраты российского гражданства, кроме добровольного отказа
от него (а это достаточно сложная бюрократическая
процедура, расписанная в Законе "О гражданстве...") не существует.
Для того чтобы получить документ, подтверждающий
российское гражданство ему необходимо явиться в консульство и
предъявить свидетельство о рождении. На основании Ст.10 Закона "О
гражданстве..." "Документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации,
являются... свидетельство о рождении или иной документ, содержащий
указание на гражданство лица" Н. Мартенса обязаны бесплатно
зарегистрировать как гражданина России (Ст. 40.3 Закона “О гражданстве”) и
выдать соответствующий документ.
Однако, так бывает в нормальном государстве, которое не
предает своих граждан. А нынешние чиновники упорно продолжают
противоестественный произвол, словно надеются, что подобно чеховскому
городовому из рассказа "Хамелеон", Конституционный Суд будет каждый раз
иначе толковать соотношение Конституции и ст. 13.2 Закона "О
гражданстве Российской Федерации".
(Честно признаюсь, вот пишу,
поставлю под всем этим свою подпись, готов доказать в суде достоверность каждого
слова этой публикации, а умом не понимаю, как так может быть в 21 веке, когда
все такие грамотные??? Ну не понимаю, хоть убей…)
Похоже, очень не хочется столоначальникам
отказываться от "консульских сборов" и еще кое-чего: с миру по нитке
- начальнику велосипед... Ведь не случайно во многих русских газетах различные
юридические фирмы предлагают “помощь” в получении российского гражданства. Видно
связи уже налажены надежные, никакой президент не поколеблет их.
Сумеют ли господа, решающие вопросы гражданства,
ответить на такой простой вопрос: "В какой момент времени, на
основании какого законного нормативного акта приведенный в начале этой статьи
брат-близнец утратил гражданство Российской Республики, если сам от него
не отказывался?" Если ответит - я самым крупным шрифтом
извинюсь перед ними на этом же сайте.
О приобретении прав российского гражданства:
“Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918г. 2. Для приобретения прав российского
гражданства иностранец делает о том заявление в местный, по месту
жительства, Совет рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов"...
Принятие в гражданство есть строгий юридический акт
высшего государственного уровня: "О порядке издания актов
Президиумов Верховных Советов союзных республик по вопросам приема в
советское гражданство. Постановление Президиума ВС СССР от
14 июля 1960 года 1. Установить, что во всех случаях приема
иностранцев или лиц без гражданства в советское
гражданство Президиумы Верховных Советов союзных республик издают не
постановления, а указы".
Что касается ближнего и дальнего зарубежья,
то Закон не предусматривает деление пространства "за пределами" на ближнее и
дальнее зарубежье. Нет в Конституции даже намека на дискриминацию
государств.
Высшие чиновники Государства Российского, на словах
так озабоченные проблемами прав человека, не удосужились хотя бы
внимательно ознакомиться с Постановлением
Конституционного Суда (коль им так сложно разобраться в Законе "О
гражданстве...")
Безысходность в том, что Закон "О гражданстве Российское
Федерации" не лишил ни одного россиянина его гражданства по
рождению. Все происходящее безумие - произвол чиновников, которых некому
остановить.
История цивилизации не знала такого произвола!
Но ведь это еще и кому-то нужно, рыхлить цемент, на
котором стоит Россия.
До этого самым массовым актом лишения
гражданства (что было притчей во языцах со стороны критиков
большевизма) был приведенный выше ленинский декрет.
В преамбуле Конституции России записано: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации,
...чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству...
"
А сами... отреклись от тысячелетней Российской
истории.
Борьба за российскую государственность продолжается.
Недавно продавили в Думе новый закон о гражданстве. Сделайте его системный
анализ – и увидите, что он отличается от прежнего лишь тем, что нет упоминания в
нем о гражданстве автономных республик. Остальное – стилистический вариант: так
заочники передирают друг у друга курсовые. Вроде бы разные, а информации новой
нет, только хуже.
На самом деле цель издания нового закона совсем другая,
донельзя примитивная – попытка дезавуировать приведенное Постановление
Конституционного Суда по делу А. Смирнова. Они теперь утверждают, что он, де,
касается старого закона, а теперь – новый, в очередь за гражданством,
Смирнов!
Ошиблись, мудрецы. Конституционный Суд, не законы
анализирует, а Конституцию толкует. А она пока неизменна. Так что и следующий
Смирнов может оставить в дураках МВД и МИД, и Управление по вопросам гражданства
Администрации Президента России. Только вот Смирновых мало, «настоящих буйных
мало, вот и нету вожаков…»
Сетевики, поищите людей-Граждан по России, ведь мы можем
сделать так же, как пенсионеры с тридцатками… И все сразу решится. А пока мы
молчим, они сверлят дырки, получают чины, оклады и премии за разрушение
Государства Российского.
«С исчезновением граждан исчезает государство» – это не
я сказал, это - Н. Ильин.
Российское общество и История неизбежно дадут оценку
содеянному. Не простится Россией предательство 25 миллионов ее граждан. Тем
более, что эта проблема, на первый взгляд такая запутанная, легко разрешима. За
ее кажущейся сложностью не стоит ничего, кроме мелких частных интересов.
Возникла она, если отбросить личные своекорыстные мотивы чиновников, всего лишь
в силу одной причины: козыревский МИД начал предоставлять гражданство в порядке
регистрации гражданам России, вместо того, чтобы с 1 марта 1992 года приступить
к регистрации зарубежных граждан России, как того требовал и требует
закон. Ведь регистрация граждан и предоставление гражданства в порядке
регистрации – не тождественные вещи. Об этом сказал и Конституционный Суд
России: “Факт нахождения гражданина бывшего СССР за пределами Российской
Федерации в момент вступления в силу Закона Российской Федерации “О гражданстве
Российской Федерации” может рассматриваться как одно из условий для приобретения
гражданства в порядке регистрации только в отношении лиц, которые не считаются
состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению”.
Уральский рабочий, 12 апреля 2003 Без паспорта, без прав, без РодиныТатьяна Наймушина
Без паспорта, без прав, без
Родины оказались десятки тысяч бывших советских людей с принятием новых
законов о гражданстве и правовом положении иностранцев в России
«УР» уже не раз писал об
этой коллизии, рассказывал, как бывшие граждане СССР, которые без проблем в
течение последних десяти-пятнадцати лет жили в Свердловской области,
работали, растили детей, участвовали в выборах, наконец, служили в Российской
армии по «серпастому и молоткастому», стали для России иностранными
гражданами.
В свое время они
совершенно законно в безвизовом порядке въехали на территорию страны,
обосновались здесь, обзавелись семьями, квартирами, интегрировались в общество.
Но теперь им отказано в обмене советского паспорта на российский. Люди
оказались практически вне закона.
По старым документам на
Среднем Урале сегодня проживает более 55 тысяч человек, а на
территории России по разным данным от 400 тысяч до 3 миллионов. Чтобы
получить вид на жительство, им
придется представить
соответствующие справки об отсутствии другого гражданства или
национальный заграничный паспорт. Для многих такая ситуация —
настоящая жизненная катастрофа: не ясно, где теперь оформлять и получать
пенсию, учить детей, лечиться... Вместе с устаревшим паспортом люди
лишились и многих прав. Наконец, поездка к месту бывшей прописки, в
штаб-квартиры посольств и консульств, добывание справок потребуют не
только времени, но и немалых денег. Например, за украинский паспорт надо
выложить 60 долларов, не считая консульских пошлин и прочих затрат.
Как быть в этой ситуации,
чем можно помочь переселенцам? На эти и другие вопросы журналистов
вчера в пресс-центре ТАСС-УРАЛ отвечали Генеральный консул Украины в Тюмени
Павел Мисник и уполномоченный по правам человека в нашей области Татьяна
Мерзлякова. А накануне Павел Алексеевич впервые провел у нас прием, на
который записались около 60 человек. Многие, особенно пожилые,
слезно просили помощи. Консульский округ огромный и включает не только
соседние с Тюменской области, но и Новосибирскую, Кемеровскую, Алтайский
край. Проблемы и чаяния людей везде похожие, правда, господин Мысник
все-таки отметил доброжелательность нашей паспортно-визовой службы.
—Мы тоже стараемся
решать вопросы без волокиты, внимательно подходить к каждой судьбе,
порой даем льготы или вообще избавляем от пошлин, — рассказал
Генеральный консул. — Как правило, через три месяца после приема
документов уже выдаем паспорт. Другое дело, что сбор всех бумаг у людей
порой занимает год, а то и два.
Живущим в Пермской
области легче, там с недавних пор заботу об оформлении документов взял
на себя Украинский общественный центр. Есть ли намерение создать такой и в
Екатеринбурге?
— С большим
удовольствием, если администрация области пойдет навстречу. Думаю, это
дело будущего, — сказал Павел Мысник. — Что-то похожее теперь есть в
Сургуте, мы специально устроили стажировку для юристов, и они теперь
эффективно помогают переселенцам,
Однако, если решать
проблему каждого человека в отдельности, многие до своего счастливого
часа могут и не дожить. Нужны кардинальные меры. К примеру, судьбу
переселенцев мог бы облегчить закон о двойном гражданстве. Но пока,
пояснил Генеральный консул, даже о его разработке не идет речи. Это, скорей
всего, очень далекая перспектива.
В марте в Калининграде
проблемы миграции и гражданства обсуждали уполномоченные по правам
человека в Российской Федерации. Критикуя некоторые нормы новых законов,
правозащитники сошлись во мнении, что требуются срочные поправки,
которые бы упростили получение гражданства теми, кто отслужил в рядах Российской
армии, и некоторыми другими категориями переселенцев. Более того, уже
подготовлен проект. Но,
к сожалению, сообщила
Татьяна Мерзлякова, у депутатов Госдумы это пока не находит
понимания, не в счет даже надвигающийся демографический кризис. Еще один
возможный выход — соответствующий Указ Президента, который бы
одноразово предоставил право стать гражданами России тем, кто жил и
трудился на ее территории до 2001 года. Подобные акции, например, в
последние годы довольно эффективно провели во Франции, Греции,
Италии, Бельгии и других странах. А пока, как сообщила Татьяна
Георгиевна, один из представителей администрации Президента
обещал в июне приехать в Екатеринбург и лично провести прием
переселенцев. Возможно, так легче будет достучаться до федеральной
власти.
|