Россия решила отменить СНГ за ненадобностью
Коммерсант Молдовы,
04.07.2003
Кабинет министров РФ принял решение направить
правительствам стран СНГ официальные уведомления о намерении России выйти из
ряда совместных договоров. В соответствии с решением Москвы, утратят силу
соглашения об общих принципах налоговой политики, о принципах таможенной
политики, о регулировании социально-трудовых отношений в транснациональных
корпорациях, действующих на территории государств–участников СНГ, а также
конвенция о транснациональных корпорациях. Кроме того, ожидается выход России из
ряда других, менее значимых соглашений. Соответствующее постановление подписал
премьер-министр РФ Михаил Касьянов. Российский премьер поручил МИД РФ отправить
соответствующее уведомление в Исполком СНГ. По сути, Москва начала сознательный
демонтаж Содружества. Дело в том, что СНГ выполнило свои функции, которые
сводились к тому, чтобы не дать странам бывшего СССР окончательно «разбежаться»
в разные стороны. По мнению экспертов, после начала реальной интеграции на
постсоветском пространстве в рамках нового блока ЕврАзЭС, СНГ лишь тормозит
объединительные процессы.
Решение российского правительства о намерении России
выйти из ряда договоров со странами, входящими в Содружество независимых
государств (СНГ), назрело уже давно. Изначально соглашение об образовании СНГ,
подписанное в 1991 году в Беловежской пуще Россией, Украиной и Белоруссией
(позже к нему присоединились другие республики бывшего СССР за исключением
Прибалтики), предусматривало сохранение единого экономического пространства,
общего эмиссионного центра, вооруженных сил и единой внешней политики. Однако
никакой реальной интеграции в рамках блока не было. Наоборот, государства на
постсоветском пространстве делали все возможное, чтобы закрепить свою
независимость, и взяли курс на максимально автономное развитие. Тем не менее,
каждый из участников Содружества извлекал из существования СНГ свои выгоды. «СНГ
фактически стал клубом по получению экономических преференций и льгот от России.
Интеграционная риторика позволила бывшим советским республикам получить
преференции без экономических и политических оснований», – сказал RBC daily
руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного
сотрудничества Александр Собянин. Границы между странами оставались для
населения и товаропотоков открытыми, энергоносители поставлялись по льготным
ценам. Россия же «кормила» СНГ, по сути, лишь по одной причине. «Москва
нуждалась в СНГ для того, чтобы маневрировать в рамках попытки хоть как-то
удержать саму возможность восстановления союзного государства», – сказал RBC
daily эксперт из Германского общества внешней политики Александр Рар.
Однако в конце 90-х ситуация начала меняться. «После
ускорения темпов европейской интеграции для России настал «момент истины» – либо
«закрываться», путем введения барьеров, виз и т.д., либо активно требовать
унификации законодательства и начала более тесной интеграции», – сказал RBC
daily заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. Реформирование
же собственно СНГ, по мнению экспертов, было невозможным. «В каждой организации
заложена определенная матрица, определяющая логику ее развития, и изменить ее
невозможно», – считает Александр Собянин. В результате, по словам Александра
Рара, Россия начала постепенное сближение с государствами, «которым это было
нужно». Осенью 2000 года было создано новое межгосударственное объединение
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), куда вошли Россия, Белоруссия,
Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Статус наблюдателей в новом блоке получили
Армения, Украина и Молдовы. По словам г-на Собянина, в рамках этого объединения
и началась реальная интеграция по созданию единого экономического пространства.
«ЕврАзЭс заставляет менять политику и государственные приоритеты. К 2011 году
предусмотрено введение единой валюты, создание единого рынка труда, капиталов и
образование барьеров на внешних границах на единых и отличных от европейских
условиях», – говорит г-н Собянин.
«Сейчас у России нет никаких оснований делать какие-либо
поблажки и предоставлять льготные кредиты членам СНГ, ничего не получая взамен»,
– считает г-н Собянин. По мнению г-на Жарихина из Института стран СНГ, «СНГ как
политическая и экономическая организация уже давно мертва». Более того,
Содружество превратилось в тормоз на пути интеграции нового объединения.
«Функции СНГ выполнены, а дальнейшая пустая риторика мешает созданию реальных
хозяйственных связей в рамках ЕврАзЭС». Политолог Александр Рар объясняет это
следующим образом: «Старые обязательства лишь загружали переговоры. Путин
понимает, что нужно сбрасывать этот бюрократический груз, в котором можно
запутаться». Поэтому очевидно, что Россия пойдет на дальнейший фактический
демонтаж СНГ. Причем, по мнению экспертов, речь вовсе не идет о роспуске
Содружества – правительство РФ лишь «подчистит» договора, которые являются
обременительными для государства.
По мнению экспертов, России придется сконцентрироваться
сейчас на преодолении негативных тенденций, заложенных за прошедшее после
распада СССР десятилетие. За эти годы во всех новых независимых государствах
возникли собственные элиты, интересы которых уже не связаны с Россией. «У
Белоруссии есть сто послов, которые не хотят терять работу из-за объединения с
Россией», – говорит г-н Жарихин. По его мнению, необходимо создание общей
площадки, которая смогла бы послужить сближению элит. Например, в ЕС с этой
целью создавался Европарламент, у которого поначалу практически не было никаких
полномочий. В последние годы в странах бывшего СССР практически не велась работа
по воспитанию пророссийских элит. Подобной работой зато активно занимались США и
ЕС, создавая в СНГ «экспертные институты» и развивая деятельность общественных
организаций, которые до сих пор оказывают огромное влияние на внутреннюю
политику бывших советских республик.
От редакции: Типичным примером может служить Молдова.
Несмотря на громкие заявления о вступлении в Союз России и Белорусси, об
интеграции с Россией, наша республика все больше разворачивается в сторону
Запада...
|