В Экспертной комиссии по миграции
В.Михайлов
В мае 2003 года под эгидой
ФМС-МВД состоялось первое заседание Экспертной комиссии по разработке проектов
программ добровольного переселения представителей коренного населения России,
оказавшихся после распада СССР за пределами Российской Федерации (далее –
Экспертная комиссия), которая рассматривает предложения Межведомственной
рабочей группы по подготовке предложений по совершенствованию миграционного
законодательства Российской Федерации (далее - МРГ). (О майском заседании
читайте в бюллетене № 76 за 1 июня 2003г). Межведомственная рабочая группа
по подготовке предложений по совершенствованию миграционного законодательства
Российской Федерации работает под руководством заместителя руководителя
Администрации Президеета РФ В.П.Иванова.
На последнем своем заседании
5 июня 2003 года МРГ рассмотрела ряд вопросов, непосредственно
затрагивающих интересы наших соотечественников: о представлении Президету РФ
проекта закона «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О гражданстве РФ», о
разработке нового закона «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места
пребывания и места жительства в Российской Федерации и их регистрационном
учете», о разработке проектов программ «По добровольному переселению
представителей коренного населения России, оказавшихся после распада СССР за
пределами Российской Федерации, и интеграции их в российское общество».
Последний вопрос был
предложен для обсуждения на втором заседании Экспертной комиссии, которое
состоялось 3 июля 2003 года.
Вёл заседание председатель
Экспертной комиссии Тюркин М.Л. Он проинформировал присутствующих о том, что по
результатам первого заседания Экспертной комиссии были представлены три
программы к рассмотрению на заседание МРГ. Две из них: «Предоставление
образовательных услуг в высших и средних специальных учебных заведениях
Российской Федерации молодёжи из государств - участников СНГ и стран Балтии на
2004-2010 годы», а так же долгосрочная программа «Социально-культурная
адаптация, воспитание межкультурного общения, толерантного поведения населения и
мигрантов» были фактически отвергнуты на том основании, что в большей
части они уже реализуются через Указы Президента, в ведомственных приказах
и подзаконных актах. В этой связи, создание новых программ по перечисленным
проблемам признано не целесообразным. Что же касается долгосрочной
программы «Привлечение мигрантов в малые и средние города Российской
Федерации», то было предложено взять её за основу и разработать обобщенную
долгосрочную программу по переселению представителей коренного населения России
из бывших союзных республик.
Тюркин М.Л. предложил участникам заседания высказаться:
нужна или не нужна программа по добровольному переселению, учитывая
финансово-экономические возможности государства и потребности регионов в притоке
людских и трудовых ресурсов. Тем более, что по предварительным расчётам, только
разработка такой программы обойдётся заказчику в 1,5-2 мил. руб., а денег нет.
Если - нужна, то каков
должен быть её статус: общегосударственный или межведомственный? И кто должен
быть её заказчиком?
Несмотря на такую преамбулу
председательствующего, подавляющее большинство участников заседания высказались
за создание Программы, заказчиками которой должны стать
Минэкономразвитья и Минтруда. Она должна включать в себе решение статусных
вопросов, определение регионов нуждающихся в приоритетной поддержке,
экономическое обоснование необходимых мер, законодательное обеспечение
реализации механизмов стимулирования добровольного переселения. Члены экспертной
комиссии - представители научных учреждений, выразили готовность принять участие
в разработке Программы и предоставить необходимые материалы.
При разработке программ
переселения, по мнению представителя Института стран СНГ, члена Экспертной
группы и автора этой информации, необходимо учитывать геополитические интересы
России, особенности стран проживания соотечественников и их отношения с
Россией. Например, эмиграцию соотечественников из Средней Азии надо
поддерживать, а в Казахстане, на Украине, в Прибалтике надо содействовать
созданию таких условий, при которых соотечественники могли бы, сохраняя свою
самобытность, быть полноправными гражданами.
Графова Л.И - председатель
Исполкома Международного форума переселенческих организаций своим выступлением,
как бы подытожила заседание. Она, в частности сказала: «Россия, прежде всего,
должна принять русских. Кроме России у русского народа другого государства нет.
И, конечно же, приоритетом, наряду с русскими, должны пользоваться представители
коренных народов России. Говорят - нет денег! Но мы знаем, что если будет
на то политическая воля - деньги найдутся. Русский народ этого достоин!.»
|