Союз становится заложником?
Владислав Лосев (Минск)
3-го июля в Белоруссии отмечался государственный
праздник, имеющий двойное наименование - День независимости и День республики.
Вообще-то 3-го июля отмечается в Белоруссии как знаменательная дата (День
освобождения) уже без малого 60 лет, так как именно в этот день в 1944 году
Минск был освобожден от немецко-фашистской оккупации и гитлеровских пособников
из числа местных коллаборационистов. В течение десятилетий этот день был не
только годовщиной освобождения, но и днем единения с Россией и русским народом,
вынесших на себе всю основную тяжесть схватки с нацизмом. Подобная традиция
сохранялась и после развала СССР, в том числе и во времена правления
одного из могильщиков Советского Союза Станислава Шушкевича, так как при всей
его нелюбви к русскому народу даже он не мог идти против настроений
господствовавших в белорусском обществе.
В 1996 году на ноябрьском референдуме было определено,
что главным праздником белорусского государства является День
независимости (День республики) и отмечаться он будет именно 3-го июля. Однако
этот праздник изначально заключал в себе внутреннее противоречие, так как с
одной стороны он должен олицетворять собой суверенность
новоиспеченного государства (День независимости), а с другой демонстрировать
белорусским гражданам, что власти продолжают советские традиции (День
республики) и намерены восстановить разрушенное государственное единство с
Россией.
Вплоть до прошедшего года третьеиюльские праздники
носили в основном просоветский и просоюзный характер. Но вот в этом году
произошли, по всей видимости, серьезные изменения в отношении руководства
республики к вопросам белорусско-российской интеграции, которые
нашли свое отражение в обширном интервью Александра Лукашенко, данном им
трем ведущим белорусским телеканалам накануне Дня независимости (Дня
республики).
Из слов А.Г. Лукашенко следует, что главной
заботой белорусского президента в течение всего времени его нахождения у власти
являлось укрепление суверенности Белоруссии и именно это, по его мнению,
и должна, в первую очередь, уяснить себе белорусская политическая
элита.
При этом Лукашенко пояснил, что Белоруссия оказалась не
готовой воспринять свалившеюся на нее самостийность. Более того, население в
большинстве своем не хотело никакой "незалежнасцi" и поэтому высшим
руководством Республики Беларусь была избрана стратегия постепенно нарастающей
суверенности за счет особых, а по сути иждивенческих, отношений с Российской
Федерацией ельцинского периода. Отсюда следует, что белорусские власти с самого
начала интеграционных процессов проводили в отношении РФ политику с двойным
дном. Для отвода глаз велись разговоры о воссоединении, а на деле, как
выясняется, закреплялся политический и экономический отрыв Белой Руси от
России.
В этом смысле показательно недавнее выступление (24
июня) председателя Конституционного суда Белоруссии Григория Василевича, который
заявил, что выполнению соглашения о переходе Белоруссии на использование
российского рубля в качестве собственной денежной единицы препятствуют две
статьи действующей конституции Республики Беларусь. Так, статья 8
запрещает заключать международные договора, противоречащие конституции, а статья
136 определяет, что исключительным правом эмиссии денег на территории Белоруссии
обладает только Национальный банк.
И поэтому, делает вывод Г.А. Василевич, «выход один -
либо соблюдать конституцию и не подписывать данное соглашение, либо
корректировать Основной закон и заключать соглашение в предложенной
редакции».
С формальной точки зрения все вроде бы верно, но дело в
том, что эти юридические препоны были преднамеренно оставлены в новой редакции
белорусского Основного закона в ходе конституционной реформы 1996 года, хотя
специалисты-правоведы и представители общественности предлагали изменить
названные статьи с учетом предстоящего объединения с Российской Федерацией.
Однако эти вполне логичные предложения были
отвергнуты, и не малая заслуга в этом принадлежит нынешнему заместителю
главы администрации президента РБ А.М. Абрамовичу.
И вот сейчас эти самые антиобъединительные статьи
конституции реально препятствуют созданию единой денежной системы Союзного
государства, а точнее используются белорусскими властями как повод для
искусственного затягивания интеграционных процессов. А то, что дела обстоят
именно таким образом свидетельствуют, в том числе и следующие
обстоятельства.
В конце июня глава Национального банка Белоруссии Петр
Прокопович однозначно заявил, что параллельное хождение российского
безналичного рубля в Белоруссии чрезвычайно выгодно для экономики республики.
«Мы тщательно изучили эту проблему. Здесь нет каких-либо отрицательных моментов
для предприятий, они получат только плюсы», - подчеркнул главный банкир
Республики Беларусь. Платежная система и банки Белоруссии были полностью
готовы к использованию с 1-го июля российского рубля в качестве безналичного
платежного средства, для чего Национальным банком была разработана специальная
автоматизированная система межбанковских расчетов RUBISS.
Однако к указанному сроку Александр Лукашенко не
подписал соответствующее распоряжение, и введение российских безналичных денег
отложилось на неопределенный срок. Более того, по этому вопросу власти затеяли
так называемые консультации с представителями антироссийской оппозиции, которые,
как и следовало ожидать, высказались против создания общей белорусско-российской
финансовой системы.
Помимо этого, упомянутый уже председатель
Конституционного суда Григорий Василевич заявил, что, несмотря на то, что
полномочий парламента достаточно для внесения необходимых «денежных» поправок в
Основной закон решение вопроса о введении российского рубля необходимо вынести
на всенародное голосование (опять затягивание времени).
А если к этому добавить полную неопределенность с
созданием на основе «Белтрансгаза» белорусско-российского газотранспортного
предприятия и одностороннее решение Александра Лукашенко (2-го июля) о
формировании новой рабочей группы для подготовки еще одного варианта
проекта Конституционного акта Союзного государства, то становится очевидным, что
белорусские власти в вопросах союзного строительства встали на путь
если и не саботажа, то, по крайней мере, бюрократических проволочек. Работа по
созданию нового Проекта Конституционного акта должна завершиться к сентябрю,
после чего документ предполагается обнародовать.
Все это вызывает, по меньшей мере, недоумение, так как в
Высшем государственном Совете (ВГС) Союзного государства уже находится один
вариант Конституционного акта, разработанный совместной белорусско-российской
комиссией. Как известно этот документ согласован на всех уровнях и его
предполагается рассмотреть на ближайшем заседании ВГС, которое намечено на 20
июля.
Нарастающий неконструктивизм белорусской стороны
происходит на фоне массированной обработки населения взвинченной
«антиолигархической» пропагандой, а по сути, едва прикрытой формой
нападок на нынешнее руководство Российской Федерации. И тон здесь задает
сам А.Г. Лукашенко: «Особенно активно себя ведут так называемые олигархи. Они
уже выдвигают условия: сдашь экономику Беларуси, тогда пойдем на союз, не сдашь
– союз не нужен. Мы на таких условиях союз строить, не намерены» («Советская
Белоруссия»,1.07.2003 г.).
И так, каковы же причины столь резко столь резко
проявившейся в последнее время антисоюзной позиции белорусского руководства? По
всей видимости, это связано, в том числе и со следующими обстоятельствами:
во-первых, отрицательным отношением Владимира
Путина к самой идее продления президентских полномочий, высказанным им в ходе
недавнего государственного визита в Великобританию и
во-вторых, негласным политическим союзом нынешних
белорусских властей с левыми и другими антипутинскими силами в Российской
Федерации, которые намерены использовать срывы на союзном поприще в качестве
ударного орудия против партии власти в России в ходе думской и президентской
избирательных кампаний.
Таким образом, к великому сожалению, приходиться
отмечать, что действительно великое дело общерусского воссоединения попадает в
заложники непомерных претензий и тщеславия некоторых политических фигур, как в
Белоруссии, так и в России.
P.S. Сразу после Дня независимости в администрации
президента РБ состоялось совещание с руководителями государственных средств
массовой информации, на котором были жестко указаны опорные понятия всей
предстоящей информационно-идеологической работы:
- Белоруссия независимая, суверенная и мощная
держава;
- президент Путин зависимая политическая фигура и
управляется группой олигархов;
- Союз срывается по вине Кремля.
При этом рекомендовалось «внимательно
присмотреться к работе» журналистов высказывающих пророссийские
суждения.
|