Ваххабиты на марше
Яна Амелина
Когда
над Крымом взметнутся зеленые знамена?
Проезжая по Центральному Крыму, например, от Симферополя
к Феодосии, невозможно не заметить десятки новехоньких, "с иголочки", мечетей,
выстроенных за последние месяц-год-два. Просторные, выкрашенные в пастельные
тона здания с арабскими надписями над входом возведены как будто по паре-тройке
типовых проектов. Мечетей явно больше, чем новых православных храмов. "Неужели
здесь столько мусульман?" - возникает невольный вопрос. Если на все эти
молельные дома хватает верующих, то приверженцев ислама в Крыму, пожалуй,
побольше, чем четверть миллиона крымских татар (12 процентов всех жителей
полуострова), зафиксированных последней переписью населения.
- Построение новых мечетей осуществляется,
преимущественно, за счет иностранных спонсоров. Помощь в финансировании
строительства, подготовке священнослужителей предоставляет в основном Турция,
которая с января прошлого года стала постепенно уменьшать объемы финансирования,
поскольку, по мнению некоторых турецких аналитиков, религиозность крымских татар
крайне низка, - говорят политолог Рустем Джангужин и протоиерей Александр
Кубелиус, авторы основательного исследования о влиянии исламского фактора на
внутриполитическую жизнь Украины.
- Ислам у крымских татар - на уровне домашней традиции,
- комментирует известный крымскотатарский журналист, бывший главный редактор
газеты "Авдет" Лиля Буджурова, - даже молитвы читаем на татарском, а не на
арабском языке.
"Заинтересованность судьбой крымских татар проявила и
Саудовская Аравия, являющаяся родиной ваххабизма. Она предоставляет помощь в
подготовке священнослужителей, финансирует образовательные проекты", -
продолжают Джангужин и Кубелиус. А кто платит, тот и музыку заказывает.
Многочисленные факты доказывают, что в Крыму вовсю идет экспансия радикальных
форм ислама. Первые достоверные сведения об этом появились несколько лет назад.
16 мая 1999 года во время таможенного досмотра в поезде "Кисловодск-Симферополь"
обнаружили более двух тысяч экземпляров отпечатанной в Грозном газеты
"Терджуман" ("Переводчик"), предназначенной для распространения среди крымских
татар 18 мая на траурном митинге в Симферополе. Именно в этом издании было
опубликовано широко разошедшееся впоследствии утверждение экс-президента Чечни
Зелимхана Яндарбиева, что "Крым должен выйти "замуж" за ислам, потому что только
ислам сохранит честь и достоинство Крыма, крымских татар".
Самый мощный всплеск интереса к распространению в
Крыму исламского фундаментализма произошел в 2000 году. Тогда ряд
российских изданий и телеканалы РТР и НТВ почти одновременно напечатали и
показали ряд материалов, посвященных крымским ваххабитам. В итоге едва не
разразился российско-украинский дипломатический скандал: местные власти и СБУ в
один голос отрицали их существование на полуострове.
А вот духовные власти, в отличие от светских, не
пытались замолчать проблему. Напротив, она их сильно беспокоила. Осенью 2000
года Крым посетил муфтий мусульман Украины, шейх Ахмед Тамим. На
пресс-конференции в Симферополе он отметил, что в Крыму распространяется много
литературы, пропагандирующей ваххабизм и исламский фундаментализм. Духовное
управление мусульман и большинство мусульманских общин Украины осуждают
религиозный экстремизм во всех его проявлениях и выступают против попыток
использовать религию в политических целях, подчеркнул Ахмед Тамим. Но, как дал
понять шейх, достигнуть взаимопонимания в этом вопросе с новым руководством
духовного управления мусульман Крыма, которое, в отличии от предшественников,
активно участвует в политических акциях, пока не удалось.
Радикальный ислам в Крыму вновь привлек к себе внимание
после теракта в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Как заявил в интервью УНИАН
вице-президент Фонда "Стратегия-1" Михаил Гончар, несмотря на то, что сейчас
деятельность исламских фундаменталистских центров в Крыму не имеет опасных
масштабов, она таит в себе потенциальную долговременную угрозу. По его словам,
речь идет о проповедниках ваххабистского толка, имеющих несколько сотен
сторонников в исламской среде Крыма. Они занимаются проповеднической
деятельностью, распространяют среди крымских татар специальную литературу,
предоставляют средства для строительства мечетей. Потенциальная опасность
состоит и в привлечении к этому течению части крымскотатарской молодежи, которая
не имеет постоянной работы и живет с грузом нерешенных социальных проблем.
Теперь - пару слов о "Хизб ут-Тахрир", только за
листовки которой в Узбекистане бросают в тюрьму на несколько лет. Как отмечается
в программе партии, ее идеологией является ислам, а назначением - "возродить
исламскую умму (сообщество), освободить ее от идей, системы и законов неверных,
так же, как и от господства и влияния их государств. Она также нацелена на
восстановление исламского государства халифат". Достичь всего этого предлагается
исключительно ненасильственными методами, во что верится с трудом.
Некоторое время назад представители партии появились и в
Крыму. Поначалу сведения о ее деятельности были довольно скудны. Например, в
январе прошлого года в Баку вместе с пятью членами "Хизб ут-Тахрир" был
арестован гражданин Украины, крымский татарин из Симферополя Юнус Вилеев. Ранее
местные спецслужбы зафиксировали его встречу с одним из руководителей партии.
При обыске у арестованных изъяли инструкции по изготовлению взрывных устройств и
подготовке террористических актов против филиалов международных организаций в
Баку. Вилеев, по свидетельству 25 его соотечественников, написавших письмо
в Министерство национальной безопасности Азербайджана, никогда не
занимался политикой. Он окончил духовное училище при Управлении мусульман Крыма
и готовился стать священнослужителем.
Теперь местные "хизб ут-тахрировцы" - реальная сила, о
чем говорит хотя бы постоянное поминание партии в речах председателя Меджлиса
крымскотатарского народа (представительного органа, контролирующего и
направляющего подавляющее большинство проживающих в Крыму татар) Мустафы
Джемилева. Комментарий
Кирилл Фролов
Политика радикальной исламизации Крыма-не секрет. Не
секрет и то, что протурецкий «меджлис крымско-татарского народа» является для
саудовских ваххабитов слишком умеренный и сделавшей свое дело, и потому отжившей
силой, только тормозящей радикальную исламизацию. Аналогичные процессы
происходят и в России, где считавшийся умеренным муфтий Таджуддин все
более оттесняется радикалами и в открытую пропагандируется, в том числе
высокопоставленными чиновниками, т.н. «русский ислам».
Очевидно и то, что ни турецкая, ни саудовская версия
исламизации Крыма не несут русскому большинству ничего хорошего, мало того, она
навсегда выкинет Крым из орбиты российского влияния.
Эта экспансия носит последовательный и неуклонный
характер. Количество мечетей в Крыму для крымских татар, то есть менее 10 %
населения, равно примерно количеству православных храмов на 70%
русского населения. Очевидно, что мечети строятся не только для этнических
мусульман, но и для потенциальных «русских» прозелитов-« янычар». Следует
помнить, что вопреки пропаганде «русского ислама», русский, принявший
магометанство, теряет свою идентичность.
Что же делать? Единственный выход -
контрэкспансия. Надо перестать стесняться быть русскими и
православными и соответствующим образом поддержать Русскую Православную
Церковь в Крыму. Так, чтобы процентное соотношение приходов было один храм на
1000 человек. Каждый такой храм должен стать миссионерским и культурным центром.
Особенно важная проблема –кадры. Они должны готовится в Москве, чтобы раз и
навсегда пресечь любые автокефалистские тенденции. Также необходимо создание
нормальной индустрии русской православной пропаганды, сети профессиональных
церковных СМИ. И в этом Церкви должно помочь Российское государство.
|