Европейский Союз и приднестровское урегулирование
23.06.2003. «Молдова Ази»
Н.Попеску
В последние месяцы Европейский Союз проявляет повышенный
интерес к процессу приднестровского урегулирования. Есть сигналы о том, что в
Брюсселе существует политическая воля активнее способствовать разрешению
конфликта. Кишинев будет в выигрыше, если активнее будет прибегать к поддержке
ЕС, а меры по реинтеграции страны будут основываться на стратегии, в которой ЕС
играла бы центральную роль.
В контексте расширения ЕС и НАТО приднестровский вопрос
перестает быть постоветским, "евразийским" конфликтом, в котором России
принадлежит особая роль, и становится конфликтом "европейским", где ЕС должен
сыграть активную роль, так как его интересы затронуты напрямую. Своей
активизацией в приднестровском вопросе ЕС стремится внести вклад в стабилизацию
региона, который через несколько лет будет непосредственно соседствовать с
Евросоюзом. Документ, разработанный Европейской Комиссией, гласит, что
"стабильность в Молдове имеет значение для ЕС. Через несколько лет Молдова будет
находиться у границ расширенного Союза. Эта страна была дестабилизирована слабым
правлением, вооруженным конфликтом и сепаратизмом… ЕС должен помочь Молдове
решить эти проблемы".
Поскольку при пятистороннем формате переговоров России,
Украине и ОБСЕ не удалось существенно повлиять на решение приднестровского
конфликта, Европейский Союз становится все более заинтересованным в его
улаживании. Растущий интерес ЕС к Приднестровью определен следующими факторами:
- ЕС разрабатывает политику для "расширенной Европы",
предполагающую более активное участие в разрешении кризисов на своей периферии.
В документах ЕС о "Расширенной Европе" Приднестровье прямо фигурирует как
конфликт, в который ЕС следует вмешаться;
- Начало первых операций ЕС по гражданскому и военному
урегулированию кризисов в Боснии и Македонии продемонстрировал действенные
возможности ЕС прямо способствовать улаживанию кризисов на своей периферии;
- То, что российские войска не были выведены из
Приднестровья до конца 2002 г., в соответствии с решениями Стамбульского саммита
ОБСЕ, показало ЕС, что ситуация в Приднестровье требует участия и других внешних
факторов, кроме ОБСЕ, России и Украины;
- Усилия по интернационализации приднестровского
урегулирования, в условиях, в которых "стратегическое партнерство" с Россией,
активизированное в 2001 г., существенно не отразилось на решении приднестровской
проблемы.
До настоящего момента ЕС предпринял несколько действий,
призванных ускорить решение приднестровского конфликта. Прежде всего, страны
Евросоюза и США запретили передвижение тираспольских лидеров по своим
территориям. Вторым шагом ЕС в приднестровском урегулировании стало
инициирование трехсторонних переговоров между Молдовой, Украиной и ЕС по
укреплению контроля на восточной границе Молдовы. Третье действие ЕС в плане
решения приднестровской проблемы - объявленная готовность назначить своего
наблюдателя в составе Комиссии по разработке проекта новой Конституции. Важно
то, что действия ЕС в плане приднестровского урегулирования не были направлены
через ОБСЕ. ЕС действовал как самостоятельная международная сила, и не в
поддержку нынешнего формата переговоров, несостоятельность которого признается и
в Брюсселе. Для Европейских институтов очевиден тот факт, что у ЕС есть интересы
безопасности в Молдове, и что модель решения конфликта, предложенная нынешними
посредниками, не гарантирует долгосрочную стабилизацию в Молдове и не учитывает
интересы расширенной Европы.
На нынешнем этапе дискуссии в рамках ЕС ведутся уже не
вокруг необходимости участия в процесс урегулировании, а вокруг конкретных
методов этого участия. Греческое председательство ЕС представило приднестровский
конфликт как конфликт внутри "расширенной Европы", в который ЕС должен
вмешаться. Недавно проблема Приднестровья обсуждалась и в Комитете по Политике и
Безопасности ЕС. Кроме того, сопредседатель Парламентского Комитета по
сотрудничеству ЕС - Молдова Жан Мариус Вьерсма заявил недавно в Кишиневе, что ЕС
мог бы непосредственно принять участие в операциях по поддержанию мира в
Приднестровье.
Модель участия ЕС в приднестровском урегулировании была
недавно предложена Институтом Исследований по Безопасности (ИИБ) ЕС -
официальным агентством, переданным под эгиду ЕС в 2000 г. Союзом Западной
Европы. Модель, предложенная ИИБ, содержит механизм гарантий в приднестровском
урегулировании, который предполагает что ЕС и Россия будут совместно управлять
региональной схемой решения конфликта. Эта схема предусматривает как
экономическую реконструкцию реинтегрированной Молдовы, так и сближение страны с
ЕС по модели, во многом аналогичной Процессу Стабилизации и Ассоциирования для
балканских государств.
В то же время модель ИИБ предлагает замену
миротворческих сил на военных наблюдателей со стороны ЕС и России. Этот момент
поднимает фундаментальный вопрос: существует ли еще опасность вооруженного
столкновения между Тирасполем и Кишиневом? Если ответ - "да", то возникает
вопрос, какова польза российских миротворческих сил и посредников (ОБСЕ,
Украины, России), если после 10 лет их "посредничества" сохраняется опасность
войны? Если же ответ - "нет, опасность войны миновала", тогда логично
предположить, что нет и необходимости в военных миротворцах, и что мир можно
обеспечить посредством политических гарантий и военных наблюдателей под
руководством ЕС совместно с США, Россией, Украиной, Румынией и ОБСЕ.
При разработке механизма гарантий в приднестровском
урегулировании необходимо учитывать тот факт, что Молдова больше нуждается в
тщательном контроле границ и в демилитаризации Приднестровья, чем в
миротворческих силах, которые могут стать прикрытием для сохранения российского
военного присутствия. Опыт Полиции ЕС в Боснии и расширение функций войск ЕС в
Македонии доказывают, что Евросоюз способен обеспечить не только военную
операцию по поддержанию мира, но и миссию гражданской полиции и контроля границ,
а это весьма пригодится при решении комплекса проблем вокруг Приднестровья.
|