IWPR, 8 июля 2003 В Узбекистане нет места мусульманамРустам Эшмурадов, Мухсина Хамидова (псевдонимы независимых журналистов из Андижана)
В дни пятничной молитвы у городской мечети Андижана в
Ферганской долине на полтора часа останавливается движение транспорта и
пешеходов. В этот день сюда стекается до 10-ти тысяч мусульман, а городская
мечеть рассчитана всего на 2 тысячи. Люди вынуждены молиться прямо на улице.
Под предлогом борьбы с распространением идей
религиозного экстремизма власти Узбекистана не только упрятали за решетку тысячи
людей по подозрению в исламском экстремизме, но и закрыли в стране большую часть
мечетей, не думая о последствиях для верующих, а ведь в Ферганской долине
традиционно большая часть населения исповедует Ислам.
"Соборную мечеть Андижана закрыли еще в 1998 году. Глава
городской администрации и прокурор сказали тогда, что мечеть не зарегистрирована
в Министерстве юстиции. Теперь сами видите, что здесь творится", – говорит
60–летний верующий из Андижана Мухаммаджан Маматов, показывая на молящихся прямо
на улице людей.
Сегодня здание Соборной мечети Андижана используется под
музей литературы и искусства, а вторую крупную мечеть города власти отдали под
центр материнства и детства. Подобное обращение с культовыми местами,
переоборудованными под светские нужды, напоминает то, что творилось при
Советской власти.
Но так было не всегда. В начале 90-х – в первые годы
независимости страны – правительство Ислама Каримова вновь открыло для верующих
долгие годы бездействовавшие мечети. По всей стране началось строительство новых
храмов, а Ислам признали как религию предков и союзника новой национальной
идеологии.
Но уже вскоре начались гонения на мусульман, посещавших
мечети, независимые от официальных религиозных структур. Многие религиозные
деятели и их последователи были арестованы и осуждены по обвинению в так
называемом "ваххабизме".
Характерна история известного имама, всеми уважаемого
андижанского духовного лидера Абдували Мирзоева. В 1995 г. он бесследно исчез в
ташкентском аэропорту, и долгие годы власти отрицали свою причастность к этому
инциденту. Однако, как удалось выяснить сотрудникам организации "Международная
амнистия", Мирзоев был арестован службой национальной безопасности Узбекистана,
подвергался пыткам и в конце концов был помещен в трудовой лагерь.
Гонения на мусульман усилились после терактов февраля
1999 г. в Ташкенте, когда от взрывов бомб погибли 16 человек. Правительство
возложило вину за теракты на исламских экстремистов. Тысячи людей были брошены в
тюрьмы по обвинению в участии в запрещенных исламских организациях. Особенно
досталось членам движения "Хизб-ут-Тахрир". Аресты и суды продолжаются до сих
пор.
Опасаясь всяких форм религиозного самовыражения,
правительство в 1998 г. организовало принятие нового "Закона о религии",
значительно усложнившего процесс создания новых религиозных организаций и
открытия мечетей. По новому закону все существующие мечети обязаны были пройти
перерегистрацию в Минюсте.
В результате из 2200 мечетей, действовавших на тот
момент в Андижане и близлежащих районах, перерегистрацию сумели пройти лишь
сорок две. Такая же участь постигла и Наманган, другой крупный город в
Ферганской долине. В 1998 году правительственная комиссия из 1000 мечетей,
действовавших в Наманганской области, оставила открытыми лишь 240. По словам
заместителя председателя Наманганского отделения Независимой организации по
правам человека в Узбекистане (НОПЧУ) Хошимжона Жамбулова, в действующие мечети
были назначены имамы, лояльные властям.
Вся официально разрешенная исламская деятельность в
Узбекистане контролируется Муфтиятом (высшим религиозным органом) и Комитетом по
делам религий.
В беседе с IWPR заместитель председателя этого комитета
Шухрат Исмаилов категорически опроверг утверждения о том, что права верующих в
Узбекистане нарушаются, заявив: "Закрытие мечетей нельзя считать ущемлением прав
мусульман".
Болезненным вопросом для мусульман Андижана является и
полное отсутствие в городе исламских учебных заведений – медресе.
В 1990 году известный в городе духовный лидер
Адилжон-хаджи Абдусаломов открыл в Андижане медресе, где обучались и успели
получить дипломы об исламском образовании 300 студентов.
В 1998 году власти Андижана закрыли медресе,
аргументировав это тем, что его санитарное состояние не соответствует нормам, а
сам Адилжон-хаджи провел 2 года в тюрьме по обвинению в распространении идей
религиозного экстремизма, а затем был отпущен на свободу по амнистии.
"До сих пор не могу добиться открытия духовного учебного
заведения, а ведь потребность в исламском образовании в Андижане очень велика",
– говорит Абдусаломов. Такие учебные заведения, как Исламский университет и
медресе Муфтията в Ташкенте, находятся под жестким контролем властей.
Государство преследует исламских активистов во имя
национальной безопасности, однако, как побочный эффект, тысячи обыкновенных
мусульман в Андижане и других городах остались без культовых учреждений. Власти,
видимо, рассчитывают, что, оказавшись на улице, эти люди будут только молиться –
и ничего более.
|