Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №83(01.10.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ



Хроника

12 сентября. В Тирасполе состоялась четвертая конференция Союза русских общин Приднестровья. Для участия в ее работе прибыли 219 делегатов изо всех городов и районов Приднестровья. На конференции присутствовали также Председатель Верховного Совета ПМР Г.Маракуца, делегация Государственной Думы РФ.

Председатель парламента, выступая перед участниками, напомнил, что приближаются выборы депутатов в Госдуму РФ. В этих выборах будут принимать участие и граждане России, проживающие в Приднестровье. Их численность составляет около 100 тысяч человек. Спикер сообщил, что Президенту РФ будет направлено письмо с просьбой об открытии во время выборов в Госдуму избирательных участков во всех населенных пунктах Приднестровья, где проживает значительное число граждан России.

Касаясь проблемы предоставления жителям ПМР российского гражданства, Г.Маракуца особо подчеркнул, что для граждан ПМР должны быть созданы условия особого благоприятствования, как это было сделано в Абхазии. «Абсурд, когда человек родился в России, имеет там родственников, но волею судьбы проживает за пределами РФ и только поэтому не может получить российское гражданство», - заявил он.

От имени Союза украинцев Приднестровья участников конференции поприветствовал его председатель В.Боднар. Он отметил, что проблемы всех объединений одинаковы – защита интересов жителей Приднестровья. Он пожелал, чтобы связи между союзами украинцев и русских общин крепли.

В.Боднар особо подчеркнул, что «исход России из Приднестровья приведет к негативным последствиям для нашей республики». Он напомнил, что Россия и Украина – это страны-гаранты переговорного процесса и урегулирования молдо-приднестровского конфликта, и Приднестровью необходима их защита, тем более, что разговоры о «федерализации – это очередной грубый обман приднестровцев со стороны Молдовы».

На конференции был избран новый председатель Союза русских общин Приднестровья - Виктор Арестов.

Участниками четвертой конференции союза русских общин Приднестровья было принято решение обратиться с открытыми обращениями к депутатам Государственной Думы РФ, к главе российского государства В.Путину с просьбой сохранить присутствие России на левом берегу Днестра, посетить Приднестровье , использовать свой авторитет и влияние для создания наиболее благоприятных условий для проживания соотечественников в регионе.

12 сентября. Соединенные Штаты Америки приветствуют подключение любого участника, способного активизировать усилия по урегулированию приднестровского конфликта, и считают, что Евросоюз может внести существенный вклад в решении этой проблемы, заявил специальный представитель госдепартамента США по конфликтам в Евразии Р.Перина, комментируя приглашение, адресованное Европейскому союзу президентом РМ В.Ворониным, принять участие в переговорах между Кишиневом и Тирасполем.

12 сентября. Комментируя предложение президента РМ В.Воронина о «более активном участии Евросоюза в процессе урегулирования приднестровского конфликта", представитель МИД России А.Глушко, принимающий участие в проходящей в Кишиневе международной конференции "Замороженные" конфликты в Европе", заявил, что не видит необходимости в изменении пятистороннего формата переговоров, в которых, кроме конфликтующих сторон - Молдовы и Приднестровья, участвуют ОБСЕ, Украина и Россия.

Российский представитель высказался также за сохранение нынешней формулы миротворческих сил в регионе, которые должны быть преобразованы, по его мнению, в военных гарантов, подчеркнув при этом, что вообще нет необходимости вводить военные силы ЕС

12 сентября. В рамках международной конференции по проблемам нерешенных конфликтов В Европе, проходящей в эти дни в Кишиневе, политический аналитик О.Нантой и лидер парламентской фракции от христиан-демократов Ю.Рошка расценили пребывание российских войск на территории Молдовы, как нежелание Москвы способствовать урегулированию приднестровского конфликта и прямую заинтересованность в сохранении этого очага напряженности. Как Нантой, так и Рошка подчеркнули необходимость эвакуации в установленные сроки принадлежащих России военного арсенала и войск, дислоцированных в восточном регионе Республики Молдова, еще до изыскания политического решения по преодолению приднестровского кризиса.

14 сентября. В Тирасполе состоялась встреча президента ПМР И.Смирнова с заместителем главы администрации президента РФ Д.Козаком. Во встрече приняли также участие минииндел Приднестровья В.Лицкай, министр юстиции В.Балала, представитель ПМР в Украине Б.Акулов.

Стороны обсудили роль Российской Федерации как страны-гаранта в урегулировании отношений Кишинева и Тирасполя.

14 сентября. На конференции, организованной в Кишиневе некоторыми представителями молдавской интеллигенции, острой критике был подвергнут проект Концепции государственной национальной политики, автором которого является президент РМ В.Воронин.

Участники конференции приняли резолюцию, в которой отмечается, что Концепция является политическим документом, конечная цель которого аннулировать Декларацию о независимости 1991 года как юридический акт рождения второго румынского государства и придать Республике Молдова новый этнокультурный, исторический, лингвистический и политико-правовой статус.

"Концепция представляет собой совокупный результат идеологических потугов по созданию государственной национальной доктрины. Центральным стержнем стратегии является научный, культурный и исторический вымысел о "молдовенизме" и "молдавском языке", неумело закамуфлированный в духе тоталитаризма модными терминами, таких, как "поликультура", "многоязычие", "этническое многообразие" - и все это под флагом "терпимости", "межэтнического мира" и "гражданского согласия". Общеизвестно, что "молдовенизм", как доктрина так называемой "национальной специфики" "молдавского народа" с историей, культурой и языком, отличными от румынского народа, сфабрикован, в частности, советской идеологией с целью оправдать постфактум аннексию румынских территорий Бессарабии к Советскому Союзу", говорится в резолюции.

15 сентября. За последние два года молдавско-американское партнерство перешло в практическую плоскость, отметил молдавский президент В.Воронин на встрече с послом США в Республике Молдова П.Смит, которая завершает свою дипломатическую миссию.

Комментируя характер молдавско-американского сотрудничества за последние два года, глава государства отметил "историческое значение для нашей страны официального визита президента Республики Молдова в США. "Мы придерживаемся твердой и решительной позиции, направленной на дальнейшее развитие и углубление отношений с США во всех областях", сказал президент.

В свою очередь, посол П.Смит отметила, что Соединенные Штаты Америки и впредь намерены оказывать поддержку Республике Молдова в ее экономическом и политическом развитии. Американский посол сказала, что США приветствуют курс официального Кишинева на европейскую интеграцию и молдавские инициативы по урегулированию приднестровского конфликта.

15 сентября. Информационное агентство «Ольвия-пресс» сообщило, что руководство Молдовы пошло на очередной деструктивный шаг в развязанной против приднестровцев телефонной блокаде - была полностью отключена исходящая связь из Приднестровья в Молдову.

16 сентября. В Бендерах состоялось очередное заседание Совместной конституционной комиссии по разработке проекта Конституции будущей федерации Молдовы и Приднестровья.

Как отметил сопредседатель СКК от Приднестровья Е.Шевчук, принципиальные разногласия у молдавской и приднестровской сторон сохраняются по статьям о гражданстве и о праве на сопротивление. По некоторым другим статьям тоже есть разногласия, однако, они не принципиальны.

16-17 сентября. Состоялся официальный визит Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева в Республику Молдова.

17 сентября. Президент Казахстана Н.Назарбаев, который находится в Кишиневе с официальным визитом, заявил на пресс-конференции, состоявшейся после его встречи с молдавским президентом В.Ворониным, что он выступает за восстановление былого торгового партнерства с Республикой Молдова на принципах рыночной экономики с тем, чтобы придать сотрудничеству экономическое обоснование.

В ходе визита состоялась церемония подписания ряда двусторонних межправительственных соглашений (о взаимных поездках граждан обеих стран, о сотрудничестве в области культуры; о сотрудничестве в области сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, о сотрудничестве в области исследований в банковской деятельности) и совместного заявления президентов РК и РМ Н.Назарбаева и В.Воронина.

Президент РМ расценил визит казахского президента в Молдову как продуктивный и результативный и выразил удовлетворение шестикратным ростом двухсторонних торговых обменов. В.Воронин сказал, что в рамках международных организаций отмечается полная взаимная поддержка между молдавскими и казахскими властями, а на уровне СНГ можно говорить об единстве позиций по большинству рассматриваемых вопросов.

На просьбу прокомментировать решение России, Украины, Беларуси и Казахстана создать единое экономическое пространство, молдавский президент отметил, что это естественное решение четырех стран, на долю которых суммарно приходятся 80% оборота товаров, капиталов и услуг на пространстве СНГ и которые готовятся вступить во Всемирную торговую организацию. Воронин подчеркнул, что Республика Молдова не была приглашена участвовать в создании этой новой региональной структуры.

В свою очередь, Н.Назарбаев подчеркнул, что новая региональная структура никоим образом не направлена против СНГ, она станет организацией экономического сотрудничества по модели Евросоюза, открытой для присоединения других государств-членов СНГ, которым для этого придется выполнить ряд условий, касающихся, в частности, стандартизации законодательства.

17 сентября. Заработная плата всех работников бюджетной сферы Молдавии будет увеличена на 15%.

Повышение зарплаты будет осуществлено в два этапа. С 1 сентября 2003 г. повышается зарплата учителей, врачей, работников культуры и искусства, спорта, социальной сферы, а с 1 декабря предусмотрено повышение ее для других категорий бюджетников.

Председатель конфедерации профсоюзов Молдовы Петру Кирияк считает повышение зарплаты на 15% недостаточным, и поэтому "профсоюзы вернутся к переговорам с правительством по этой проблеме в ходе обсуждения законопроекта о бюджете-2004".

17 сентября. Агентство "Ольвия-пресс" сообщило, что российская компания РАО «ЕЭС России» намерена принять участие в приватизации крупнейшей электростанции юго-восточных областей бывшего СССР – Молдавской ГРЭС.

Переговоры по этому вопросу запланированы на середину октября этого года. РАО «ЕЭС России» намерено вложить в модернизацию МГРЭС 30 млн. долл. США. После модернизации предполагается экспортировать электроэнергию в Румынию и Болгарию. В министерстве экономики ПМР сообщили, что в их адрес РАО ЕЭС направило предложение о предварительной встрече, которую планируют провести 28 сентября. Однако специалисты считают, что сумма, которую планирует вложить РАО «ЕЭС», в несколько раз ниже, чем требуется на модернизацию МГРЭС.

18 сентября. Президент РМ В.Воронин встретился в Ялте с президентом Украины Л.Кучмой в рамках саммита СНГ и обсудил с ним повестку дня саммита глав государств СНГ и конкретные проблемы молдавско-украинского сотрудничества, в частности, проблему молдавской собственности на территории Украины.

Особой темой диалога президентов двух стран стал приднестровский конфликт. Л.Кучма подтвердил позицию Киева, который выступает за поиск оптимального политического решения по реинтеграции Республики Молдова на принципе территориальной целостности молдавского государства.

18 сентября. В Ялте в рамках саммита СНГ состоялась встреча президента России В.Путина и президента Молдавии В.Воронина, в ходе которой также рассматривался приднестровский вопрос. В.Путин заявил, что попытается вместе с руководством РМ "придать новое дыхание приднестровскому урегулированию".

В свою очередь, молдавский президент заявил, что "сейчас наступает решающая фаза в деле приднестровского урегулирования". По его словам, "после завершения работы над документом по разграничению полномочий работа станет более активной".

18 сентября. Будущая система военного гарантийного обеспечения является предметом переговоров и преждевременно говорить о конкретных сроках замены существующих миротворческих сил в Приднестровье контингентом того или иного государства, заявил глава миссии ОБСЕ в Республике Молдова У.Хилл.

У.Хилл подтвердил, что представляемая им организация поддерживает идею многонациональной операции по поддержанию мира под мандатом ОБСЕ, которой надлежит придерживаться нескольких общих принципов: быть малочисленной и непродолжительной.

Комментируя приглашение президента РМ В.Воронина Евросоюзу принять участие в переговорах по приднестровскому урегулированию, У.Хилл заявил, что он не готов дать окончательный ответ на вопрос о конкретной роли ЕС в этом плане, необходимо принять во внимании и точку зрения остальных посредников - России и Украины, а также Тирасполя, которые официально еще не высказались на этот счет.

19 сентября. Лучшие образовательные учреждения и деятели науки Украины готовы предоставить Приднестровью реальную помощь в развитии образования на украинском языке, отметил председатель Союза украинцев Приднестровья В.Боднар, выступая на расширенном заседании президиума Международной славянской академии образования, которое состоялось в Тирасполе.

Элитарный украинский лицей им. Шевченко готов взять приднестровский украинский теоретический лицей под патронаж, проводить обучение педагогов из ПМР, самых одаренных детей брать на обучение, присылать своих педагогов для работы в Приднестровье. Украина также готова оказывать Приднестровью помощь в создании учебников.

19 сентября. После окончания Ялтинского саммита СНГ президент РМ В.Воронин сделал заявление для прессы, в котором он, в частности, сказал:

"Особого оптимизма случившееся вызывать не может. Я всегда говорил, что Молдова не станет могильщиком СНГ, но после того, что произошло в Ялте, перспектива Содружества Независимых Государств кажется очевидной. Идеи о возможной модернизации Содружества отброшены навсегда.

Основатели вновь созданного Единого экономического пространства говорят о том, что новая структура не должна повторить судьбу СНГ, но они не представили достаточно аргументов в пользу преимуществ новой организации.

Учредительные документы "четверки" - Казахстана, России, Белоруссии и Украины, - к сожалению, полностью повторяют ошибки СНГ, выраженные в сохранении за каждой страной разных ступеней и разных скоростей интеграции в ЕЭП. Зачем одни ошибки менять на другие? Досадно, что в Ялте, точно так же, как и некогда в Беловежской Пуще, новая структура создавалась вопреки мнению остальных стран СНГ, которые оказались лишь перед фактом подписания четырехстороннего документа. Таким образом, наши совместные долгосрочные обязательства в рамках Содружества оказались под вопросом. Остальным членам СНГ было заявлено, что пока не отрегулируются отношения между участниками ЕЭП, не может быть и речи о приеме новых членов.

Тем не менее, создание ЕЭП осуществлено по воле соответствующих государств, и мы не вправе ставить под сомнение их политические цели и стремление найти коллективное решение накопленных экономических проблем. С другой стороны, Молдова неоднократно стремилась к модернизации Содружества, к приведению стандартов СНГ к стандартам Европейского союза, не противопоставляя перспективы СНГ перспективам европейской интеграции. Но раз самые авторитетные страны-члены Содружества сознательно "сыграли на понижение акций СНГ", то нам, безусловно, следует перейти к более решительным действиям в направлении Европейского союза", - заявил Воронин.

22 сентября. "Приятным сюрпризом" назвал лидер христианско-демократической парламентской оппозиции Ю.Рошка заявление президента РМ В.Воронина, в котором глава государства скептически расценил перспективы СНГ и высказался за активизацию процесса европейской интеграции Республики Молдова.

"Создается впечатление, что и Воронин начинает осознавать, что геополитика - вещь крайне суровая, пренебрегать которой нельзя; и он начинает понимать, что у России собственные стратегические (военные, экономические) интересы, зачастую далекие от национальных интересов Республики Молдова. Остается посмотреть, в какой степени это заявление будет подкреплено последовательной внешнеполитической линией Республики Молдова в плане европейской интеграции.

С другой стороны, лидер парламентской группы Социал-демократического альянса Д.Брагиш назвал ялтинское заявление молдавского президента "поспешным". По его словам, прежде чем отдалиться от стран СНГ и провозгласить европейскую интеграцию приоритетным направлением Республики Молдова, руководству надлежит созвать референдум, на котором граждане определили бы вектор, которому должен следовать Кишинев.

22 сентября. На традиционном совещании с членами своего правительства. президент РФ В.Путин обратился к министрам с просьбой помочь Молдове, которая испытывает трудности с урожаем зерновых в 2003 г. Как передает агентство "ИНФОТАГ", он заявил: "В Молдове сложная ситуация. Нужно поработать с коллегами из Молдовы и поддержать эту республику". Как стало известно, в Молдавию в ближайшее время будет поставлено 50 тыс. тонн пшеницы в качестве гуманитарной помощи.

22 сентября. В Тирасполе состоялась встреча президента Приднестровья И.Смирнова с заместителем главы кремлевской администрации Д.Козаком. Главной темой переговоров стала роль России как страны-гаранта в молдо-приднестровском урегулировании.

В этот же день И.Смирнов принял главу миссии ОБСЕ в Молдове У.Хилла. Стороны обсудили современную ситуацию, сложившуюся в отношениях между Кишиневом и Тирасполем, перспективы переговорного процесса, а также проблемы, связанные с вопросом вывоза российских вооружений из Приднестровья.

22 сентября. Президент РМ В.Воронин встретился в Совете Безопасности ООН с государственным секретарем США К.Пауэллом. В ходе встречи были проблемы двусторонних молдавско-американских отношений. Госсекретарь США приветствовал работу Совместной комиссии по разработке новой Конституции Республики Молдова, высказавшись за политическое решение приднестровской проблемы.

22 сентября. Во время пребывания в Нью-Йорке президент РМ В.Воронин встретился с генеральным секретарем Совета ЕС Х.Соланой. В.Воронин и Х.Солана обменялись мнениями относительно путей политического урегулирования приднестровского конфликта и возможного развития событий в регионе, исходя из вероятности утверждения новой Конституции Республики Молдова. Стороны согласились с тем, что ко всем составляющим конфликта следует подходить крайне осторожно и с большим политическим искусством, не форсируя события. Они также согласились с тем, что любой конфликт следует решать своевременно, а необоснованные затягивания и откладывания препятствуют естественному процессу урегулирования. Х.Солана подчеркнул, что приднестровский конфликт нужно расценивать как региональный, его разрешение - одна из задач ЕС.

23 сентября. Стоимость тонны продовольственной пшеницы в Молдове поднялась до $200, что на 90% превышает цены аналогичного периода 2002 г.

Как сообщили в министерстве сельского хозяйства и пищевой промышленности, до сих пор импортом пшеницы занималась лишь одна молдавская компания, теперь к ней присоединятся еще семь. Всего же разрешение на импорт зерновых выдано 30 фирмам.

23 сентября. Правительство Китайской Народной Республики (КНР) предоставит Республике Молдова в качестве безвозмездной помощи 5 млн. юаней (около 600 тысяч долл. США), которые будут направлены на приобретение продовольственной пшеницы. В связи с этим, президент РМ В.Воронин поблагодарил членов делегации КНР, во главе с членом Постоянного комитета Политбюро ЦК Компартии Китая Ло Ганом, которая находится в Молдавии с дружественным визитом. В ходе встречи с китайской делегацией было отмечено, что многие договоренности, достигнутые во время визита молдавского президента в Китай, уже осуществляются. В.Воронин подтвердил интерес к осуществлению проекта по созданию на территории Республики Молдова при поддержке китайской стороны свободной экономической зоны.

23 сентября. Соединенные Штаты расценивают декларируемое желание европейской интеграции Молдовы как самое важное решение нынешнего правления, заявила посол США П.Смит. На встрече со студентами Государственного молдавского университета американский дипломат сообщила, что Вашингтон будет поддерживать республику в процессе вступления ее в Европейский союз. Посол отметила значение урегулирования приднестровского конфликта для обеспечения европейского будущего Молдовы. "Федерализация страны - самая удачная и единственно жизнеспособная инициатива по реинтеграции страны", - подчеркнула она.

Говоря об экономической ситуации в Молдове, П.Смит положительно оценила ритм экономического роста, отмечаемый в последние годы, сохранение низкого уровня инфляции и повышение пенсий и зарплат. Вместе с тем американский дипломат подтвердила важность восстановления отношений Кишинева с международными финансовыми органами, снижения уровня коррупции и создания более привлекательных условий для иностранных инвесторов.

23 сентября. На заседании Совместной конституционной комиссии стороны подписали проект второго раздела Конституции будущего федеративного государства, который носит название «Основные права, свободы и обязанности».

Как сообщил сопредседатель СКК от Приднестровья Е.Шевчук, раздел содержит 51 статью, по 14 из которых стороны так и не пришли к компромиссу. В частности, Молдова предлагает исключить предложенные Приднестровьем статью о праве гражданина на сопротивление и пункты статей 27 и 41 - о праве гражданина на участие в отправлении правосудия и о государственных гарантиях совместимости и эквивалентности систем социального и пенсионного обеспечения на всей территории будущей федерации. Е.Шевчук особо подчеркнул, что приднестровские эксперты с такой постановкой вопроса в корне не согласны.

Несмотря на длительные, а порой и жаркие дискуссии и дебаты, Кишинев и Тирасполь остались при своем мнении и по вопросам равенства граждан будущей федерации, ограничения их прав и свобод, гражданства, права ущемленного властью лица, права на образование, на охрану здоровья, права имущественных обязательств. Включенную Кишиневом статью о праве собственности на землю Тирасполь предложил рассмотреть в другом разделе Конституции.

На следующем заседании СКК, которое запланировано на 7 октября, стороны рассмотрят принципы раздела об основах конституционного строя.

23 сентября. Как сообщил на пресс-конференции первый замминистра промышленности ПМР Ю.Ганин, на Молдавской ГРЭС создана комиссия, которая должна оценить нынешнюю стоимость станции. Параллельно с комиссией будет работать независимый аудитор, который также будет оценивать этот объект. По предварительным оценкам, сумма, которую должен будет выложить инвестор на ее приобретение и модернизацию, может составить около 100 млн. долл. США. Среди самых компаний, подавших заявки на участие в приватизации МГРЭС, Ю.Ганин назвал РАО «ЕЭС России», «Газпром» России и бельгийскую кампанию, название которой он предпочел пока не разглашать.

23 сентября. Президент РМ В.Воронин выступил с речью на заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в которой он , в частности, сказал:

"/.../ Двенадцать лет назад Молдова встала на путь независимости. Хронический приднестровский вопрос, деиндустриализация и экономический спад, бедность, национализм и сепаратизм в течение десятилетия оставались визитной карточкой нашей страны. Политика "первого шага" реализуется в Молдове по двум важнейшим политическим направлениям. Во-первых, в вопросе приднестровского урегулирования. Мы осознали фундаментальность причин, лежащих в основе конфликта десятилетней давности, и в качестве главного средства разрешения противоречий предложили совместную разработку и принятие новой Конституции государства. В разрабатываемом сейчас проекте мы настаиваем на отказе от статуса унитарного государства, игнорирующего глубинные особенности приднестровского региона, и в основу нового государственного проекта закладываем принципы федеративного устройства нашей страны, учитывающие долгосрочные интересы всех регионов Молдовы. Устраняя последствия националистической истерии начала 90-х годов, расколовшей общество и страну, Молдова провозгласила построение гармоничного полиэтнического общества, основанного на принципах этнического и языкового либерализма и плюрализма. Полагаю, что это и есть политика, соответствующая тем интеграционным тенденциям, которые приходят на смену изоляции и сепаратизму. "Единство в разнообразии" - таков принцип нашей сегодняшней политики и таков девиз председательствования Молдовы в Совете Европы.

Во-вторых, Республика Молдова провозгласила путь европейской интеграции в качестве главной общенациональной стратегии государства. Мы отдаем себе отчет в том, насколько сложен и ответственен этот путь, но в то же время мы твердо заявляем, что это, в первую очередь, внутриполитический и внутриэкономический выбор Молдовы. Мы знаем, что этот выбор требует полноценного и масштабного укрепления рыночных институтов и продолжения демократических реформ, развития гражданского общества и социальной сферы. Но как бы ни были сложны предстоящие задачи, мы надеемся, что наше решение со временем приведет к общенациональному консенсусу.

23 сентября. Недавно созданная политическая партия под названием Альянс "Наша Молдова" (АНМ) выступает за подключение США, Евросоюза (ЕС) и Румынии к переговорам по урегулированию конфликта между Кишиневом и Тирасполем наравне с Россией, Украиной и ОБСЕ.

Сопредседатель АНМ Д.Брагиш заявил на пресс-конференции, что такой "обновленный международный механизм" посредничества на переговорах приведет к активизации диалога. Он отметил, в частности, что исключение России из переговорного процесса может бесповоротно застопорить диалог.

Альянс "Наша Молдова" выступает также за "полную демилитаризацию Республики Молдова", роспуск армий, подведомственных Кишиневу и Тирасполю, ликвидацию российского военного присутствия в регионе. В этом случае задачи по поддержанию мира изначально должны будут возложены на международные "голубые каски" с последующей передачей этих функций международной полиции, сказал Брагиш.

АНМ, кроме того, предложил создать международный фонд содействия Республике Молдова в период объединения экономик двух берегов Днестра.

23 сентября. Президент РМ В.Воронин встретился в ООН с действующим председателем ОБСЕ министром иностранных дел Голландии Я. де Хоопом Схеффером. Главной темой встречи стал приднестровский вопрос. В ходе дискуссии стороны согласились с необходимостью продолжить диалог с целью политического урегулирования этого конфликта. Рассматривались также вопросы, связанные с будущей Конституцией Республики Молдова и деятельностью Совместной комиссии по разработке этого важного для реинтеграции страны документа.

В этот же день после завершения очередного заседания в рамках 58-й сессии Генеральной ассамблеи ООН молдавский президент встретился с Генеральным секретарем этой организации Кофи Аннаном. В контексте задач, стоящих перед Организацией Объединенных Наций, В.Воронин проинформировал Генсека ООН об участии ограниченного контингента молдавских военнослужащих в миротворческих операциях в Либерии и Кот д'Ивуаре. Он отметил также тот факт, что Молдова - первая из европейских государств выполнила требования Оттавской конвенции о прекращении производства и распространения, а также об уничтожении противопехотных мин.

24-25 сентября. В Загребе состоялась встреча посредников в переговорах по приднестровскому урегулированию. В ней приняли участие представители России, Украины и ОБСЕ.

25 сентября. Молдова не станет могильщиком СНГ, который похоронит это образование, заявил президент РМ В.Воронин.

"Будучи в США на 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, я узнал две новости, что Молдова выходит из состава СНГ, и что инициатива выхода принадлежит мне...", - сказал президент. По этой причине, сразу по возвращению из Америки, он созвал пресс-конференцию, на которой заявил, что распространенная СМИ информация о выходе Молдовы из состава СНГ не соответствует действительности.

25 сентября. Оппозиционная парламентская группа, возглавляемая экс-премьером Д.Брагишем, вернулась в зал заседаний парламента под новым названием "Moldova Noastra" ("Наша Молдова"), идентичное названию формирования, возникшего летом в результате слияния его партии с двумя другими партиями Республики Молдова и которое он отныне будет представлять в парламенте.

26 сентября. Премьер-министр РМ В.Тарлев встретился с послом Республики Беларусь в Молдове В.Саковичем. Посол проинформировал о ходе выполнения договоренностей, достигнутых премьер-министрами обеих стран в рамках двусторонней встречи на ялтинском саммите глав правительств государств СНГ. Он сообщил, что белорусская сторона готова вести переговоры с Молдовой об объеме импортируемых компанией "Moldresurse" нефтепродуктов по ценам, выгодным для экономики Молдовы. Кроме того, Беларусь изучает возможность поставки в Молдову тракторов по лизингу. Стороны обсудили также возможности расширения товарообмена между двумя государствами. В нынешнем году заметно снизился экспорт соков, табачных изделий, зерна кукурузы, свежих фруктов и овощей из Молдовы, а также импорт нефтепродуктов из Беларуси. В этой связи В.Тарлев высказался за ускорение подписания дополнительного Протокола к Договору о свободном обмене и установления квоты на импорт из Молдовы белого сахара в режиме свободной торговли. Премьер уточнил, что Молдова готова импортировать до конца нынешнего года около 400 белорусских тракторов.

29-30 сентября. В Вадул дул Водэ ( Молдова) и в Бендерах (Приднестровье) состоялся организованный Парламентской Ассамблеей Совета Европы международный семинар, в котором приняли участие молдавские и приднестровские представители Совместной конституционной комиссии, эксперты ПАСЕ, а также эксперты Венецианской комиссии.




О позициях российского капитала в Молдавии

Геннадий Коненко

В настоящее время Россия занимает первое место по объему капиталовложений в Республике Молдова среди всех других иностранных инвесторов, в том числе и в Приднестровье. Общая сумма российских инвестиций в Молдавии превысила 200 млн. долл. США (по масштабам страны это не столь уж и мало) и составила примерно 40% всех иностранных капиталовложений в экономику этой страны. Сейчас в РМ и ПМР насчитывается около 350 предприятий, в которых присутствует российский капитал, из них более 200 являются российско-молдавскими или российско-приднестровскими совместными предприятиями. Наши инвестиции традиционно направлялись в энергетический сектор экономики Молдавии, однако в последнее время значительные средства вкладывались и в такие отрасли, как машиностроение, производство стройматериалов, сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность и др.

Самым крупным российским инвестором в Молдове является ОАО"Газпром". Его инвестиции здесь превысили 145 млн. долл. США и имеют тенденцию к росту. Капитал "Газпрома" включает в себя, кроме вложенных собственно финансовых средств, переоформленные в векселя его дочернего предприятия АО "Молдовагаз" молдавские государственные долги, векселя правительства РМ, бывшая госсобственность, например, молдавская система газопроводов и др. Поскольку Молдавия до сих пор не может осуществлять платежи за поставляемый из России газ в полном размере и ее "газовые" долговые обязательства в силу этого пока не уменьшаются, "Газпром" склонен и дальше продолжить практику приобретения за долги акций молдавских предприятий, прежде всего, топливно-энергетического комплекса. Во всяком случае, весной с.г. был подписан российско-молдавский протокол, предусматривающий возможность погашения молдавского долга за газ акциями здешних предприятий. Об этом говорилось также на VII заседании Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между РФ и РМ. Ведутся переговоры о возможном переходе под контроль "Газпрома" кишиневских ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, электроподстанции "Вулканешты", ЛЭП 400 кВ и др.

Другой крупный российский инвестор "Лукойл" через свою компанию "Лукойл-Молдова" вложил здесь более 45 млн. долл. США. В его собственности находятся, в частности, газовый терминал, 5 нефтебаз, 9 станций техобслуживания, 60 бензозаправок.

Следует отметить, что до последнего времени в Молдавии активно действовала группа компаний "Альфа", которая вкладывала свои капиталы в винодельческую и перерабатывающую отрасли сельского хозяйства. В силу нынешних финансовых трудностей "Альфа" сегодня постепенно сокращает свое присутствие в Молдове. Тем не менее, холдинг остается владельцем контрольного пакета акций Бардарского винзавода, выпускающего продукцию под торговой маркой "Винорум".

В 2002-2003 гг. наблюдалось увеличение объемов российских инвестиций в Молдавии и их дальнейшая диверсификация. В определенной степени этому способствовало заключение и последующая ратификация двустороннего политического базового договора между нашими странами, а также известная стабилизация внутриполитического положения и укрепление центральной власти в РМ. Российские компании участвовали практически во всех значительных приватизационных конкурсах. Из 11 с лишним миллионов долларов США, поступивших в госказну в результате приватизации, 9 млн. были получены от российских инвесторов.

В 2002 г. завершились переговоры по приватизации АО "Молдкартон" швейцарской дочерней компанией российского холдинга "ИТЕРА" - "Gasitera Suisse" AG, которая выкупила около 90% акций за 2,17 млн. долл. США. Объем ее инвестиций в ближайшие 5 лет должны составить 11 млн. долл.. Сегодня "Молдкартон" стал одним из наиболее стабильно работающих в Молдове предприятий, чья продукция направляется также на экспорт, в частности, в Румынию, на Украину.

Летом 2002 г. одно из ведущих предприятий России в области высоких технологий - Московский завод "Салют" приобрел почти за 1 млн. долл. США 92,8% акций кишиневского приборостроительного завода "Топаз". В течение двух лет он должен будет инвестировать в развитие производства еще 4 млн. долл.. Вложив в переоборудование "Топаза" более 1 млн., москвичи сумели увеличить производственные мощности в 2.5 раза и уже выпустить продукции на 350 тысяч долларов. Предполагается, что завод до конца года произведет продукции на 1 млн. долл. США, т.е. практически вернет средства, затраченные на его модернизацию. На "Топазе" увеличилось количество рабочих мест с 300 до 500, возросла зарплата с 50 до 90 долл. Работники предприятия получили возможность повышать квалификацию в России, пока не будет создана собственная система подготовки кадров. Московский "Салют" купил также акции АО "Электромашина" в Кишиневе и АО "АСПА" в Орхее, являющихся поставщиками "Топаза". С учетом необходимости восстановления прежних кооперационных связей руководство "Салюта" намерено приобрести акции ряда других предприятий в Молдавии, в т.ч. на левом берегу Днестра в Приднестровье, в частности, машиностроительного завода "Прибор", с которым ранее поддерживались активные производственные отношения.

Российский предприниматель М.Сафин, владелец компания "Кодапун" приобрел за 12 млн. долл. США и объединил под своим началом три молдавских сахарных завода, расположенных в городах Купчина, Глодяны и Гиндешты, став таким образом одним из крупнейших сахарозаводчиков Молдавии. Ему принадлежит, кроме того, 27,7% акций известной кондитерской фабрики "Букурия", недавно получившей европейский диплом качества.

В 2002 г. российские инвесторы приватизировали также ряд крупных молдавских винно-коньячных комбинатов. Московский винзавод стал владельцем почти 100% акций Каларашского коньячного завода, заплатив за них 3,7 млн. долл. США, чему предшествовали довольно долгие и трудные переговоры с Министерством сельского хозяйства РМ. Сделка была совершена после того, как Московский винзавод обязался включить в инвестиционную программу модернизацию АО"Калараш-дивин" на сумму 5 млн. долл. и закладку 600 га виноградников в течение ближайших 5 лет.

Другой крупный объект - кишиневский комбинат игристых вин "Висмос" был приватизирован московским Торговым домом "Арома" за 1,4 млн. долл. США., который стал обладателем 99,96 % акций молдавского винодельческого завода. Инвестиционная программа "Торгового дома "Арома", также рассчитанная на 5 лет, предусматривает капиталовложения в размере 3,2 млн. долл., включая закладку 500 га виноградников.

Российские бизнесмены перешли к использованию возможностей созданных в Молдавии свободных экономических зон. Так. молдавский филиал российской компании "Дионис клуб" закончил строительство завода бутилированного вина в СЭЗ "Вулканешты", вложив в него свыше 6 млн. долл. США. Ныне завод считается одним из наиболее современных и технически оснащенных предприятий в регионе. Мощность завода -24 млн.бутылок вина в год.

Группа российских компаний "Савва" построила и оборудовала в СЭЗ "Тараклия" завод по производству керамической плитки, который в основном ориентируется на российский рынок. Строительство завода обошлось в более чем 5 млн. долларов.

В январе 2003 г. кишиневский АКБ "Унибанк" передал 100% своих акций банку "Петрокоммерц" (Санкт-Петербург). Впрочем, это внутрикорпоративная сделка, ибо оба банка являются собственностью российского "Лукойла". К банковской сфере, кроме "Лукойла", имеет отношение еще одна группа российских бизнесменов, которая взяла под свой контроль молдавский "Коммерцбанк", работающий с местными предпринимателями. Можно сказать, что российский финансовый капитал делает в этой области только первые шаги.

По инициативе правительства РМ начата совместная проработка довольно масштабного инвестиционного проекта по завершению строительства нефтеналивного терминала в н п. Джурджулешты на молдавском участке реки Дунай и сооружению морского коммерческого грузопассажирского порта. Этот вопрос неоднократно обсуждался сторонами, в частности, в марте с.г. на переговорах во время пребывания в Кишиневе делегации Минтранса России, а в конце июня на VII заседании Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. К проекту в разное время проявляли интерес правительство Москвы, администрация Санкт-Петербурга, несколько российских частных компаний. На данном этапе в качестве генерального инвестора и подрядчика называется ЗАО "С", принимавшее участие в возведении портовой инфраструктуры при строительстве Азовского морского порта.

Вместе с тем, нельзя не сказать, что по одной серьезной сделке так и не удалось договориться. Речь идет о намерении компании "Московские городские телефонные сети" приобрести контрольный пакет акций (51%) национального оператора стационарной связи АО "Молдтелеком". Стороны не смогли найти компромисс по ценам - МГТС предложил выкупить акции за 30 млн. долл. США (20 млн. долл. в госбюджет и 10 млн. инвестиции на расширение мощностей молдавской компании), Кишинев же запросил в 2 раза больше.). Есть предположение о том, что на молдаван было оказано сильное давление со стороны некоторых их соседей.

Но тем не менее, учитывая положительную оценку, которую дает  руководство РМ деятельности бизнесменов России в Молдавии, можно предположить, что российско-молдавское инвестиционное сотрудничество будет продолжено. В частности, с правительственными структурами РМ обговорен в принципе вопрос о дальнейшем участии российских инвесторов в процессе приватизации еще ряда крупных предприятий, например, Бельцкого коньячного комбината и др.

Приход российского капитала в Молдавию вызывает неоднозначную реакцию в молдавском обществе. Одни приветствуют линию на укрепление инвестиционных связей с Россией, поскольку это влечет за собой оживление экономической конъюнктуры, увеличение рабочих мест, расширение экспортных возможностей страны и т. д. Другие выступают против "распродажи" страны за долги. Особенно такая точка зрения присуща правому националистическому флангу молдавской оппозиции. Существует некоторое противодействие и со стороны местных крупных по масштабам Молдавии капиталистов. В целом же политические и экономические круги осознают целесообразность и полезность для РМ притока в страну российских инвестиций. Как пример можно привести выступление на научной конференции в Московском центре Карнеги, посвященной политической трансформации постсоветских государств, молдавского политолога, умеренного националиста по убеждениям В.Бруттера. В этом выступлении г-н В.Бруттер, критикуя политический курс России, направленный на решение приднестровской проблемы путем создания федеративного молдавского государства и усиление тем самым своего присутствия в регионе, не возражал против прихода в Молдавию российского бизнеса.

Новый импульс продвижению взаимовыгодных инвестиционных российских проектов в РМ может придать намеченный на октябрь с.г. экономический форум, в котором примут участие представители 35 субъектов Российской Федерации, на что молдавские власти очень надеются.

Несколько слов об участии российских инвесторов в приватизации в Приднестровье. Здесь на конкурс были выставлено около 30 промышленных и торговых объектов, среди которых и предприятия, имевшие союзное значение в годы советской власти - машиностроительный завод "Прибор" и "Молдавкабель" в Бендерах, Дубоссарский завод ароматизированных вин "Букет Молдавии", Тираспольский текстильный комбинат "Тиротекс" и др.

Однако вскоре МИД РМ рассылает дипломатическим и другим иностранным представительствам в Кишиневе ноту, в которой призывает их воздержаться от участия в приднестровской приватизации и предупреждает о возможных негативных последствиях для тех, кто все же пойдет на заключение каких-либо сделок с приднестровцами.

Эта акция молдавского правительства стала очередной мерой, направленной на подрыв экономики ПМР, хотя она идет в разрез с положениями Московского меморандума от 8 мая 1997 г., под которым стоит подпись президента Молдовы, так как и подписи высоких представителей России, Украины и ОБСЕ.

После ряда обменов мнениями с руководством РМ по этой проблеме из Кишинева последовали уточнения в том плане, что в принципе нет воззражений против участия иностранцев в приватизации в Приднестровье, но все сделки должны проходить с ведома молдавских властей. Примерно то же самое было сказано и российским представителям. Но стоило Торговому дому "Арома" из Москвы выкупить завод "Букет Молдавии", как из Кишинева тотчас последовал протест. Дело, правда, позднее было улажено.

И все же сегодня появились сомнения относительно того, что участие российского капитала в приватизации в Молдавии и Приднестровье будет таким же успешным, как это было до сих пор, если учесть недавние, хотя позднее в известной степени дезавуированные, заявления молдавских официальных лиц о будущем СНГ и необходимости активизировать действия по ускорению интеграции Молдовы в европейские структуры.




Информагентство Приднестровья "Ольвия-пресс",
22 сентября 2003

Пока Кремль сам себя обманывает, Владимир Воронин публично примеряет роль «могильщика СНГ»

В последние годы саммиты СНГ все менее привлекали внимание общественности. Встречи президентов стран СНГ уже давно не ассоциируются у населения с интеграцией постсоветских государств. Но последний Ялтинский саммит стал исключением. Впервые в истории стран СНГ закладываются основы для глубокой экономической интеграции четырех государств: России, Украины, Белоруссии и Казахстана. В Единое экономическое пространство объединяются четыре наиболее сильные экономики СНГ.

ЕЭП имеет все шансы стать ступенькой на пути экономического, а затем и политического возрождения на постсоветских руинах. Это хорошо понимают во всем мире. Неудивительно, что уже последовали комментарии аналитиков, комментарии подчас полярные. В государствах СНГ экономическую интеграцию «четверки» расценивают чаще всего положительно. На Западе оценки резко отрицательные. Уже открыто заявляют, что создание ЕЭП может нарушить статус-кво, установившееся в Европе после окончания «холодной войны». По мнению европейцев и американцев, такие государства как Украина и Беларусь должны стать всего лишь буфером между Европой и Россией. Также заявляется, что Москва должна прекратить свои попытки вновь «подчинить» себе Грузию и Молдавию.

Неожиданным для многих аналитиков стало заявление молдавского президента, прозвучавшее диссонансом с мнением лидеров других стран СНГ. Сенсацией стала не сама декларация антироссийской и антиэсэнговской позиции Воронина. Никто не ожидал, что Воронин осмелится так явно заявить принципы, корни которых явно тянутся из Вашингтона. Собственно, по приезду в Кишинев Воронин фактически озвучил позицию Запада.

Новое интеграционное объединение создается в рамках Содружества Независимых Государств и открыто и для других стран СНГ. Казалось бы, чего еще желать Молдове – самой бедной стране Европы, как не присоединения к ЕЭП, с государствами которого ее связывают и торгово-экономические и, если смотреть объективно, политические интересы.

Но молдавский президент Воронин сразу по возвращении из Ялты подверг жесткой критике новое объединение. Президент Воронин заявил: «В Ялте, точно так же, как и некогда в Беловежской пуще, новая структура создавалась вопреки мнению остальных стран СНГ, которые оказались лишь перед фактом подписания четырехстороннего документа». Эти слова явно рассчитаны только на молдавский электорат. Воронин забывает, что новые интеграционные образования в рамках СНГ никак не отменяют само Содружество. Но даже если поверить утверждению президента Молдовы о том, что «самые авторитетные страны-члены Содружества сознательно «сыграли на понижение акций СНГ», как тогда он объяснит участие Молдовы в ГУУАМ, организации, которая создавалась не только вопреки мнению России, но и откровенно в противовес ей.

На саммите Воронин и виду не подал, что он не удовлетворен созданием новой интеграционной структуры. По приезду в Кишинев, вероятно не без помощи западных консультантов, Воронин решил использовать ситуацию с образованием ЕЭП для выхода Молдовы из СНГ. В то же время молдавский президент пытается сохранить при этом облик патриота СНГ: «Я всегда говорил, что Молдова не станет могильщиком СНГ, но после того, что произошло в Ялте, перспектива Содружества Независимых Государств кажется очевидной», - заявляет Воронин и на этом основании, если следовать его логике и терминологии, Молдова вобьет первый гвоздь в крышку гроба СНГ.

Итак, Воронин готовит почву для выхода Молдовы из Содружества Независимых Государств и уже объявил РМ свободной от всех СНГовских обязательств. А причина, по словам Воронина, в том, что, создав новое жизнеспособное объединение, Россия, Украина, Беларусь и Казахстан якобы подписали СНГ смертный приговор. Воронин пытается заложить мину под СНГ и уверенно ведет Молдову в Румынию.

Воронин очень четко и ясно сформулировал свой окончательный разрыв с СНГ и с Россией. Напомним, что в первые годы своего правления Воронин позиционировал себя как пророссийский политик, но дальше деклараций дело не шло. Всякие обещания по поводу сближения с Россией были рассчитаны только на молдавский электорат и, возможно, на Кремль. Воронин с самого начала заявил, что Молдова будет там, где ей это выгодно и этим оправдывала все свои прозападные шаги. Но это не мешало Воронину «доить» в экономическом плане Россию. Москва реструктуризировала молдавские долги, продает Кишиневу газ по льготной цене, взамен же не получает никаких политических или экономических преференций.

Трудно себе представить, что Воронин так ловко обвел вокруг пальца Кремль. Скорее всего, Кремль сам себя обманывает. Москва категорически отказывается признавать, что с самого начала ставка была сделана не на ту лошадку. Не отрезвили российские власти ни демарш Воронина на саммите НАТО в Праге, ни резкая позиция по поводу российского военного присутствия в Приднестровье, ни открытые слова о европейской интеграции как мэйнстриме молдавской внешней политики.

Последуют ли какие-то изменения в российской политике в отношении Молдавии и, в частности, по приднестровскому урегулированию после последнего воронинского выпада против ЕЭП, СНГ и России?

Замглавы кремлевской администрации Дмитрий Козак, который сейчас курирует приднестровский вопрос, недавно поддержал молдавский проект декларации об основах урегулирования. Более того, Кремль «давит» на Приднестровье, требуя согласия на все условия Кишинева. И это при том, что проект не предоставляет Приднестровью никаких прав, каждая его строка противоречит федеративным принципам, ни о каком «гарантированном статусе» для Приднестровья, о котором говорил российский президент, и речи не идет. Москва еще несколько лет назад заявляла, что ей нужно не только Приднестровье, но и вся Молдавия и на этом основании полностью поддерживала даже те шаги Воронина в отношении Приднестровья, которые в корне противоречили принципам политического урегулирования. Но теперь, когда Воронин открыто заявил о возможности выхода из СНГ, тем самым закладывая мину под интеграционные процессы на постсоветском пространстве, теперь, когда все маски сброшены окончательно, поймет ли наконец Кремль, что Приднестровье - единственная зацепка для Москвы, чтобы сохранить свое влияние в этом стратегически важном регионе. Приднестровье уже не первое десятилетие доказывает, что оно является единственным реальным проводником российских интересов в регионе.

Что еще должен сделать Воронин, чтобы Кремль, наконец, понял, что национальные интересы России в регионе не должны зависеть от такого непоследовательного политика?..




Независимая Молдова,
26 сентября 2003

Молдова не собирается выходить из СНГ

А.Исаев

Владимир Воронин считает, что европейская интеграция не противоречит членству нашей страны в Содружестве

"Прибыв в США, я узнал две новости, что Молдова выходит из СНГ, и что эта инициатива принадлежит мне", - так ответил Владимир Воронин, на вопрос журналиста во время брифинга, который прошел вчера, после возвращения главы государства из Нью-Йорка.

Темой брифинга было участие Президента РМ в работе 58-й Генеральной Ассамблеи ООН. Но можно понять, почему прессу прежде всего интересовали комментарии Владимира Воронина к заявлению об итогах саммита в Ялте, и почему первый же вопрос был задан именно на эту тему. Практически сразу после саммита СНГ Владимир Воронин направился на форум ООН - и пока Президент отсутствовал, политики интерпретировали его слова самым неожиданным образом. Лидер парламентской группы СДАМ Думитру Брагиш назвал ялтинское заявление президента "поспешным". По его словам, "прежде чем отдалиться от стран СНГ и провозгласить европейскую интеграцию приоритетным направлением Республики Молдова руководству надлежит созвать референдум, на котором граждане определили бы вектор, которому должен следовать Кишинев. Слова эти удивительны от начала и до конца. Не будем уже говорить о том, что Брагиш явно что-то перепутал: референдумы, действительно, проводятся в странах, получивших официальное приглашение в ЕС. Но нас-то пока никто в Евросоюз не приглашает. А предложение определеять приоритеты внешней политики страны не иначе как через всенародный референдум может свести с ума даже опытного сотрудника МИДа - не говоря уже о начинающих дипломатах. Но это предложение еще можно понять: экс-премьер всегда любил референдумы. Труднее понять, почему Думитру Брагиш решил, что Молдова "решила отдалиться от стран СНГ". Тот, кто покажет мне эти слова в заявлении президента, получит право бросить в обозревателя "НМ" камнем. Это, конечно, не вполне корректное предложение, потому что если прочесть текст заявления хоть сколько нибудь внимательно, то ничего подобного там обнаружить не удастся. Сожаление по поводу того, что создатели ЕЭП "сыграли на понижение акций СНГ" есть. Напоминание о том, что Молдова стремится к модернизации СНГ и синхронизации экономической структуры Содружества со структурой Евросоюза - имеется. Повторение слов, сказанных в 2002 году о том, что "Молдова не будет могильщиком СНГ" - в наличии. А вот утверждения, что наша страна ставит крест на Содружестве, нет нигде. Это и понятно: такому утверждению взяться просто неоткуда. На брифинге глава государства привел такой факт: за два с половиной года нынешнего правления Молдова подписала и ратифицировала больше документов СНГ, чем было ратифицировано за предыдущие десять лет. Предложение о сближении стандартов СНГ и Евросоюза - тоже молдавского происхождения. О том, насколько плодотворной оказалась эта идея, можно судить хотя бы по словам Владимира Путина, которые он сказал на заключительной пресс-конференции саммита в Ялте (правда, по несколько иному поводу): "Мы тут все говорим о внесении европейских стандартов в деятельность Содружества..." Действительно - все: легко заметить, что в последнее время эта идея часто звучит в выступлениях и Нурсултана Назарбаева, и Леонида Кучмы. Впрочем, практика показывает, что от Думитру Брагиша в последнее время можно ожидать чего угодно. На днях блок "Moldova Noastra", одним из лидеров которой является Брагиш, провел пресс-конференцию, посвященную модной теме - приднестровскому урегулированию. На этой пресс-конференции левый социал-демократ Брагиш, оказавшийся за одним столом с правым либералом Вячеславом Унтилэ, озвучил идею о привлечении Румынии в качестве страны-гаранта. Резонный вопрос: "А Румынию-то почему?" не будет новым. Буквально то же самое давным-давно предлагали идеологи Демократической конвенции Мирчи Снегура. Надо понимать, из Демконвенции эти идеологи плавно перекочевали в блок "Moldova Noastra", и именно их отчетливо "правые" взгляды сейчас озвучивает "левый" Думитру Брагиш. Но интереснее всех оказалась интерпретация лидера ХДНП. Юрие Рошка назвал заявление Воронина "приятным сюрпризом и довел до сведения общественности, что Президент не только собирается выйти из СНГ, но и намерен отвернуться от России. И даже похвалил главу государства: "Воронин начинает понимать, что у России собственные стратегические, военные и экономические интересы, часто далекие от национальных интересов Молдовы. Если Воронину удастся сохранить и продвигать проевропейский вектор, то все политические партии должны только приветствовать эту неожиданную переориентацию", - сказал он. При чем тут Россия, уже совершенно непонятно. В заявлении об отношениях Молдовы и России не было ни слова. Равным образом никто не говорил, что Молдова собирается пересмотреть курс на стратегическое партнерство с Россией - потому что это была бы глупость высшей пробы. Не менее удивительно предположение, что, возможно, теперь, после Ялты, "Воронину удастся сохранить и продвигать проевропейский вектор". Вообще говоря, европейская интеграция была объявлена приоритетом внешней политики Молдовы очень и очень задолго до Ялты. Национальная комиссия по европейской интеграции и Департамент по европейской интеграции были созданы не день и не два назад. Еще в начале осени Владимир Воронин в обращении к нации назвал Концепцию европейской интеграции "главным стратегическим документом государства", а накануне саммита в Ялте было объявлено, что Концепция готова и будет опубликована - Юрие Рошка об этом прекрасно знает, благо если не обсуждал, то хотя бы присутствовал на недавнем совещании у президента, посвященном именно европейской интеграции Молдовы. Кстати, на брифинге Владимир Воронин заявил, что на днях этот документ вместе с письмом главы государства будет направлен руководству Евросоюза. То есть, президент, конечно, не размахивал флагами Евросоюза на площади - не в пример Юрие Рошке, который, надо понимать, тем самым помогал главе государства интегрировать Молдову в Европу. Но это же не дает оснований говорить об ориентации на членство Молдовы в ЕС, как о некой "перемене курса". Более того разговоры о "перемене курса" вообще звучат диковато - что сейчас, что раньше. В самом деле, с какой стати членство в СНГ должно противоречить ориентации Молдовы на вступление в Евросоюз? Украина на пару с Грузией вообще собираются в НАТО вступать: украинский министр обороны прямо об этом сказал во время визита в Эстонию, буквально за несколько дней до начала саммита в Ялте. Но предположение, что Украина собирается выйти из СНГ, в Киеве сейчас воспримут в лучшем случае как шутку дурного тона. В худшем - как политическую провокацию. Грузия, чья армия уже не только одета в натовское обмундирование, но и натовские винтовки М-16 уже берет на вооружение вместо "калашниковых", тоже саммитами СНГ не пренебрегает. И это естественно: ведь Грузия не только российским газом живет, но теперь даже и украинская энергосистема стала чуть ли не дочерним предприятием РАО ЕЭС. Спрашивается - а Молдове какой смысл охладевать к СНГ? На брифинге Владимир Воронин еще раз сказал, что Содружество уже сейчас - это уникальный инструмент решения двусторонних экономических проблем. Даже сейчас, когда каждый год обозреватели гадают, сколько продержится еще Содружество, от СНГ есть реальная польза. На прошлом саммите, в Кишиневе, Воронин предложил дать ветеранам войны право на бесплатный проезд по территории СНГ хотя бы один раз в году. На саммите в Ялте этот документ был подписан... А в перспективе (если бы эта перспектива не была затуманена созданием ЕЭП в его теперешнем варианте) - и эффективный инструмент экономического сотрудничества на всем пространстве Содружества: зона свободной торговли уже давно перестала быть просто идеей. Сейчас это - пакет документов, который можно потрогать руками и который странам СНГ удается разумно обсуждать. И вместе с тем в Уставе СНГ, который подписан и Молдовой, не содержится ни малейшего упоминания о запрете членам СНГ вступать в другие международные организации. Например, в Европейский союз. В заявлении Президента достаточно ясно сказано, почему руководство Молдовы негативно отнеслось к созданию ЕЭП. На брифинге Владимир Воронин дополнительно пояснил, в чем причина неудовлетворенности Молдовы по поводу учреждения этой организации. Воронин назвал "не до конца проясненным" вопрос о расширении ЕЭП. Президенты Белоруссии, Казахстана, России и Украины заявили, что ЕЭП - открытое сообщество и в перспективе вступить в него сможет любая страна, которая разделяет идеалы экономической интеграции. При этом никто не делает секрета из того факта, что между членами самой "четверки" есть ряд серьезных противоречий, вызванных прежде всего позицией Украины - внедрившей в ЕЭП принцип "разноскоростной и разноуровневой интеграции". Как известно, на деле это означает, что решения, которые принимаются в организации, не являются обязательными для всех. Например, украинское правительство всегда может заявить, что уравнивать те или иные тарифы с тарифами других стран ЕЭП Украина не будет. Потому что движется "с другой скоростью и на другом уровне". Первоначально, когда идея ЕЭП только начинала обретать очертания, предполагалось, что эта организация поможет странам-членам координировать действия по вступлению во Всемирную торговую организацию. Теперь же выясняется, что идея экономической интеграции внутри ЕЭП грозит потеснить или вообще вытеснить идею экономической интеграции в Содружестве - создание зоны свободной торговли сейчас планируется закончить не ранее 2010 года. И все это время основная сила СНГ - "четверка" - будет заниматься строительством ЕЭП и утрясанием конфликтов внутри своей организации. Понятно, что это отнимет много сил и энергии, которые пригодились бы Содружеству. Молдова не хочет ослабления СНГ. Напротив, стремится усилить Содружество. Собственно, именно об этом говорилось в заявлении Воронина, и именно это он еще раз повторил, общаясь с журналистами. Курс на европейскую интеграцию не противоречит членству Молдовы. И если создание ЕЭП замедлит на неопределенно долгий срок разработку принципа о синхронизации СНГ со стандартами Евросоюза, то это не означает, что из Содружества нужно бежать. "Молдова могильщиком СНГ не будет".




Молдова Ази,
22 сентября 2003

Приднестровское урегулирование: долгая дорога в дюнах

Д.Чубашенко

Интернационализация приднестровского конфликта, о необходимости которой на протяжении многих лет говорили многие кишиневские политики, стала свершившимся фактом. Об этом конфликте все больше говорят в европейских столицах и в Вашингтоне, о нем все больше пишет международная пресса.

На прошлой неделе президент Владимир Воронин сделал еще один шаг по интернационализации проблемы. Выступая на международной конференции "Замороженные конфликты в Европе", Воронин пригласил присоединиться к переговорам по урегулированию конфликта в Приднестровье и Европейский союз.

Из сообщения о телефонном разговоре молдавского президента с верховным представителем ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Хавьером Соланой непонятно, согласился ли ЕС подключиться к переговорному процессу. США и Украина приветствовали инициативу Воронина. Россия выступила против изменения существующего пятистороннего формата переговоров. ОБСЕ и Приднестровье пока на эту тему не высказывались.

Новая инициатива президента выглядит красиво, но пока что совершенно не понятно, каким образом она может быть реализована, и в какой мере она реально приблизит приднестровское урегулирование.

В начале сентября на заседании Политического комитета ЕС рассматривался вопрос о возможном направлении миротворческих сил в Молдову. Комитет пришел к выводу, что этот вопрос поднимать слишком преждевременно, и что сейчас важно, чтобы стороны достигли политического урегулирования. О том, что прежде всего договориться между собой должны именно Кишинев и Тирасполь, говорят и посредники - ОБСЕ, Россия и Украина.

Лидеры Молдовы и Приднестровья, которые не встречались друг с другом более двух лет, очень сильно не любят друг друга. Они не хотят и не могут друг с другом договориться.

Приглашение ЕС к переговорам по Приднестровью с одновременным согласием сделать Гагаузию субъектом будущей федерации на фоне телефонной войны между правым и левым берегом наводит на подозрения о том, что администрация президента Молдовы хочет все запутать, затянуть переговоры с Приднестровьем и не допустить принятия таких документов, которые означали бы, что молдавский президент должен будет поделиться властью с тираспольскими лидерами.

Если сначала эксперты Приднестровья откровенно поиздевались над Кишиневом, предложив ему такой проект Конституции, который означает исчезновение Молдовы как государства, то затем Кишинев ответил той же монетой, предложив Приднестровью статус ниже того, что сегодня имеет Гагаузия, примерно такой же, что имеют 30 с лишним правобережных районов.

Невозможно представить, как Совместная конституционная комиссия придет к компромиссу по будущему государственному устройству Молдовы. Пока что СКК даже не приступала к обсуждению действительно ключевых статей Конституции.

Телефонная война между правым и левым берегам только подливает масла в огонь взаимного недоверия. Трудно поверить в добрые намерения сторон, когда они одновременно ведут политические переговоры и экономическую войну.

Воронин не может победить Приднестровье, он может только договориться с ним - если, конечно, захочет. Но как сказал сам президент Молдовы, с "бандой Смирнова" договариваться не о чем, а другой, запасной, "банды" в Тирасполе нет.

Западные дипломаты говорят, что если в ближайшие шесть-восемь месяцев не будет достигнуто существенного прогресса в приднестровском урегулировании, то захлопнется некое "окно возможностей", которое может вновь появиться совсем не скоро. Речь, среди прочего, идет о том, что до окончания полномочий нынешних парламента и президента Молдовы осталось всего полтора года, и уже через в год в это самое время на правом берегу будет полным ходом идти кампания по выборам в новый парламент.

Консенсуса в отношении принципов приднестровского урегулирования нет и среди политических сил на правом берегу. Сторонники президента призывает всех забыть про доктринальные разногласия и личные обиды и объединиться хотя бы для решения одного вопроса -приднестровского. Мол, политическая борьба между партиями и личные амбиции - это одно, а проблема Приднестровья - это нечто совсем другое, имеющее такое важное значение для государственности Молдовы, что ради этого можно было бы и объединиться.

В условиях, когда Воронин и Смирнов не хотят и не могут договариваться друг у другом, и когда президент Молдовы не в состоянии сформировать на правом берегу межпартийный консенсус в отношении Приднестровья, определяющую роль в переговорах приобретает внешний фактор. Все зависит от того, сумеют ли договориться между собой Россия, США, ЕС, Украина, ОБСЕ относительно такой формулы урегулирования, которую, во-первых, можно было бы навязать как Тирасполю, так и Кишиневу, и которая, во-вторых, не вызывала бы у руководителей как Молдовы, так и Приднестровья ощущения, что их обманули, и что они больше теряют, чем приобретают.

Мощным внешним импульсом, который мог бы придать переговорам толчок, до последнего времени считался намечавшийся на осень первый официальный визит президента России в Молдову. Но сейчас уже совершенно очевидно, что Владимир Путин не приедет в Кишинев, по крайней мере, до выборов в Государственную думу в конце этого года, а возможно, и до президентских выборов в России в следующем году.

Не исключено, что приднестровская проблема может быть обсуждена на предстоящей на следующей неделе встрече Владимира Путина с американским коллегой Джорджем Бушем. Если Буш предложит Путину что-то привлекательное в обмен на отказ от нейтралитета в молдо-приднестровских переговорах, возможно, Россия "сдаст" Смирнова.

Если приднестровское урегулирование и будет достигнуто, то это случиться не в этом, и не в следующем году. Это будет долгий процесс, который займет много лет, и когда он завершится, тех, кто его начинал, возможно, будут поминать уже как ушедших на покой ветеранов молдавской и приднестровской политики. Во всяком случае, можно с уверенностью сказать, что Воронин и Смирнов в одной Молдове не уместятся. Если не оба, то хотя бы один из них, должны будут уйти.




Информагентство Приднестровья "Ольвия-пресс",
22 сентября 2003

Телефонная война и политические амбиции Воронина: что на самом деле стоит за кризисом в области связи

Третью неделю продолжается телефонная блокада Приднестровья, и третью неделю права сотен тысяч людей на обоих берегах Днестра остаются разменной монетой в руках кишиневских политиков. В последние дни стало очевидно, что нарастающий с каждым днем телефонный кризис – это не техническое и даже не экономическое противостояние. Уже открылось достаточно фактов, которые указывают на то, что цели Кишинева идут гораздо дальше.

Итак, напомним главные этапы. 8 сентября в Каушанах Кишинев включает мощное радиоизлучающее устройство, единственная цель которого – заглушить приднестровскую сотовую связь. В этот же день Молдова ограничивает проводную связь между Кишиневом и Тирасполем. Все попытки приднестровской стороны договориться демонстративно игнорируются Кишиневом. 13 сентября Молдова отключает все подконтрольные ей каналы связи Приднестровья с Ближним и Дальним зарубежьем. 15 сентября молдавская администрация полностью разрывает связь между Приднестровьем и Молдовой.

Чтобы побудить Кишинев к диалогу, Тирасполь решился на ответные меры. В своем профессионализме приднестровские связисты не уступают молдавским. В результате все действия Кишинева по глушению нашей связи зеркально отражались и отражаются на молдавских абонентах. Приднестровье предложило простой и ясный вариант решения этих проблем. Молдова прекращает глушение со своей стороны, мы - со своей. Затем все оставшиеся вопросы обсуждаются за столом переговоров.

К сожалению, молдавская администрация оказались безразлична к проблемам своих граждан. На этой неделе, на очередной встрече экономических экспертов, Кишинев огласил свои условия, при которых он готов прекратить телефонную блокаду Приднестровья.

Как сообщил первый заместитель министра промышленности, руководитель экономической группы от ПМР Юрий Ганин, «во-первых, молдавская сторона считает, что такое глушение может быть прекращено при условии, что мы соглашаемся перейти на молдавский план нумерации, который планируется внедрить с 1 октября. Эта тема обсуждалась в рамках группы экспертов уже 2 месяца. Тот план, который нам предлагается, нас не устраивает - он противоречит нашим интересам и поэтому в качестве предварительного условия, естественно, для нас это неприемлемый подход. Тем более, что это и есть тема переговоров, и решить эту проблему за счет глушения приднестровской сотовой связи - это далеко не конструктивный подход.

Второе условие состоит в том, что опять-таки молдавская сторона готова приостановить глушение, если оператор «Интерднестрком» сменит свою частоту и не будет работать в диапазоне, где молдавская сторона планирует в будущем развернуть цифровое телевидение. Однако понятно, что уход с этой частоты приведет к ликвидации существующей системы сотовой связи в ПМР.

И третье условие состоит в том, что все каналы международной связи, которые использует Приднестровье, в обязательном порядке должны проходить через «Молдтелеком». Но у нас уже есть свои автономные каналы. Поэтому все эти три условия фактически говорят о том, что молдавская сторона пытается те проблемы, которые у нее есть, решить с помощью системы глушения». Обратите внимание. Выдвигая свои условия, Кишинев заранее знал, что они будут неприемлемы для приднестровской стороны. Это говорит о том, что в телефонной войне, кроме заявленных условий, молдавская сторона преследует какие-то еще, не озвученные публично задачи. То, что ради решения этих задач Воронин готов идти на дестабилизацию всего региона, ясно показывает их политический характер.

Своими действиями Кишинев буквально кричит приднестровцам: смотрите, какие мы плохие! Мы не идем ни на какой компромисс. Мы давим вас экономически, дипломатически и вот теперь лишили вас даже элементарного – возможности позвонить своим друзьям и близким. В конце концов, мы постоянно вас обманываем. Разве можно с нами после этого разговаривать?

Действительно, сегодня все сложнее поверить в то, что с командой Воронина можно когда-нибудь о чем-нибудь договориться. Многие люди в Приднестровье открыто говорят о бесполезности диалога с современным Кишиневом. Но почему бы не предположить, что именно этого – разрыва диалога – и добивается своими шагами Кишинев?

На уходящей неделе на сессии Верховного Совета республики вопрос о целесообразности переговоров с Молдовой был поставлен как никогда остро. Общественные организации потребовали объяснить, зачем разговаривать с теми, единственная цель которых – подчинить республику. Аргументы приднестровских дипломатов дали вполне убедительный ответ на этот вопрос. Разорвав отношения с Кишиневом, Тирасполь лишится главного рычага влияния на ситуацию.

Как заявил, комментируя такую возможность, первый заместитель министра иностранных дел ПМР Руслан Слободенюк, «в таком случае мы окажем большую услугу Республике Молдова, которая переведет решение вопроса в плоскость своих двух или трехсторонних отношений с гарантами, либо с Евросоюзом, либо с одним из гарантов и так далее. Варианты участия Приднестровья, варианты, при которых мы сможем представлять свое мнение на равноправном уровне, будут для нас закрыты. Мы не сможем сделать ничего и будем статичными наблюдателями процесса».

Сделать приднестровцев статичными наблюдателями процесса – заветная мечта кишиневских политиков всех поколений. Но особенно ярко такое намерение проявилось с приходом к власти Владимира Воронина. Именно третий молдавский президент попытался грубо разрушить тот пятисторонний формат, который сложился в переговорном процессе. Воронина не устраивал фундаментальный принцип этого формата – равноправие Молдовы и Приднестровья в переговорах.

Отказавшись вести диалог с главой приднестровского государства, Воронин попытался создать новую схему урегулирования. Кишинев, вместе с гарантами и международным сообществом, садится и пишет свой вариант решения приднестровского вопроса. Затем этот вариант предлагается Тирасполю как истина в последней инстанции. Если приднестровцы не захотят, международное сообщество их заставит.

Однако тогда план Кишинева провалился. Гаранты и посредники настояли на сохранении пятистороннего формата, в котором Кишинев и Тирасполь должны совместно решать вопрос.

Сегодня действия Воронина показывают, что Кишинев не оставил своих попыток решить судьбу Приднестровья без приднестровцев. Сейчас это можно сделать в единственном случае – если Тирасполь сам откажется от переговоров. В современных условиях, когда Европа и мир открыто подгоняют стороны к решению вопроса, выход Тирасполя из переговоров уже не остановит процесс. Нас никто не будет упрашивать возобновить диалог. Нашу судьбу просто решат без нас.

В свете этого странная позиция Кишинева в телефонной войне становится вполне понятной. Молдавская администрация сама не верит, что Тирасполь согласится на ее кабальные условия, при которых будет выключен передатчик в Каушанах. Очевидно, что Воронин, развязывая телефонную блокаду, рассчитывал на вполне определенную политическую реакцию Тирасполя. Обидеться, хлопнуть дверью и прекратить диалог – именно так, по-детски, в свое время поступил сам Владимир Воронин.

Однако с Приднестровьем все получилось совсем не так. Тирасполь ответил технически, причем ответил так, что мало Молдове не показалось. При этом позиция Приднестровья конструктивна: все проблемы нужно разрешать только путем диалога. Никакого разрыва отношений не будет. На политическом уровне Тирасполь будет твердо отстаивать свою позицию через переговоры.

Как отмечает Руслан Слободенюк, «у нас есть равное представительство в переговорном процессе, и мы должны использовать эту возможность. Это не одна из возможностей, это главная наша возможность и я считаю важным ее сохранить».

Сегодня уже многие специалисты в самой Молдове признают, что Кишинев попался в свою же ловушку. Вот цитата из интервью с бывшим молдавским министром связи (1992-98 годы) Ионом Касьян, опубликованном на уходящей неделе в кишиневском издании «Тимпул»:

«На данный момент каждый функционер хочет выделиться посредством «подлизывания», предлагая Воронину разные решения, большинство из которых неудачны. Эти «эксперты» сказали ему, наверное, что есть возможность надавить на Тирасполь с помощью телекоммуникаций. Не продумав при этом возможные последствия. Так оно и случилось. И сейчас вся Молдова чувствует последствия... Блокада, которую мы сами спровоцировали, вернулась бумерангом против нас... Сейчас нам ничего не остается, кроме как ждать и смотреть, каким образом приднестровцы используют мяч, который мы сами им отпасовали».

Под мячом, который оказался в руках приднестровцев, бывший молдавский министр, вероятно, подразумевает позицию международного сообщества в этом вопросе. Ведь Кишинев, поставив свои условия, при которых он прекратит глушение приднестровской связи, тем самым признал сам факт такого глушения. Молдова, таким образом, выставила себя в очень неприглядном свете. Тем более, что от действий Кишинева страдают не только приднестровцы, но и соседняя Украина. При этом каушанский передатчик выводит из строя не только украинскую сотовую связь в приграничных областях, но и создает помехи для аэронавигации.

Уже известна реакция ОБСЕ на соответствующее обращение министра информации и телекоммуникаций Приднестровья. Миссия ОБСЕ в Молдове призвала отказаться от глушения и решить конфликт за столом переговоров. То есть фактически поддержала конструктивную позицию Тирасполя.

И чем дольше воронинские амбиции не позволят признать ему свое поражение, тем дольше жители двух государств будут оставаться невольными заложниками этих амбиций.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ