Секция «Использование научного и промышленного потенциала диаспоры в развитии российской науки и промышленности»
Публикуем информацию о работе секции, подготовленную
Департаментом науки и промышленной политики Правительства Москвы, а также
выступления участников секции.
Руководителю Департамента
международных связей
Мурадову Г.Л.
Уважаемый
Георгий Львович!
Довожу до Вашего сведения, что Департаментом науки и
промышленной политики совместно с Институтом стран СНГ и соответствии поручением
Мэра Москвы от 30.09.03 № 4-19-14905/3 и рамках Международного интеллектуального
форума российских соотечественников 15 октября с.г. было организовано и
проведено заседание секции "Использование научного и промышленного потенциала
диаспоры в развитии российской науки и промышленности".
В работе секции приняли участие 47 человек из 15 стран:
Белоруссии, Германии, Греции, Казахстана, Канады, Кубы, Латвии, Россия, Румынии,
Словакии, США, Финляндии, Франции, Эстонии, Южно-Африканской Республики.
Ведущие секции: Министр Правительства Москвы,
руководитель Департамента науки и промышленной политики Пантелеев Е.А., советник
Мэра Москвы, директор Института стран СНГ Затулин К.Ф." сопредседатель
Международного совета российских соотечественников Квинт В. (США), член
правления МСРС Пьяных Ю.Д. (Кипр).
В холе работы секции выступили 12 человек из Румынии,
Франции, Казахстана, Болгарии, Кубы, США, Кипра, России.
В выступлениях соотечественников были высказаны
предложения о необходимости поддержки бизнеса соотечественников, создании и
Москве или Московской области Арабско-Евразийского центра развития новых
технологии, разработке очень перспективного и важного для России и
соотечественников проекта по экспорту российского образования, включении в план
“Антологии русского зарубежья” раздела о российских ученых за рубежом,
сотрудничестве и вопросах зашиты интеллектуальной собственности и др.
Предложения соотечественников нашли отражение и итоговых
документах Форума.
С уважением,
Замести гель руководителя
Департамента Л.Ю. Вольдман Выступление советника Мэра Москвы, Директора Института
стран СНГ К.Ф.Затулина
Сегодня я имел возможность выступить на пленарном
заседании и вспоминал 1922 г., когда из Петрограда в Германию были отправлены те
самых два знаменитых философских парохода, вывезших за рубеж значительную часть
творческой, научной, промышленной и культурной интеллигенции. Хочу сказать, что
времена, когда мы выталкивали специалистов, в том числе ученых, грузили их на
пароходы и отправляли в разные части света, давно прошли. Но исход из России
умов, «утечка умов», к сожалению, продолжается. И если говорить о сегодняшних
цифрах, то общее сальдо миграции со странами СНГ положительное. Фактически
отовсюду из бывших союзных республик в Россию едут и ученые, и промышленники, и
деловые люди. За исключением Белоруссии, где сложилась стабильная ситуация, и
даже из России в Белоруссию выехало на 7 тысяч с лишним человек больше, чем
приехало из нее за эти годы.
Иная история со странами традиционного зарубежья. За
время с момента распада Советского Союза в страны традиционного зарубежья из
России выехало на 1 млн. 20 тыс. человек больше, чем приехало. И среди этих
людей, уехавших из России, довольно много тех, кто составлял гордость нашей
науки, промышленности, высоких технологий и т.д.
Сейчас, сталкиваясь с этим, нам приходится рассуждать о
том, как думал в свое время Ле Корбюзье, как сделать так, чтобы, если две
слабости упадут одна на другую (вы знаете классическое описание арки у Ле
Корбюзье: две слабости, падая друг на друга, образуют силу), если сегодня Россия
не может похвалиться таким же уровнем своего промышленного потенциала,
производства, как до распада Советского Союза (она только выходит на этот
уровень вновь), если сегодня многие оказались за пределами России, может быть,
мы должны использовать это обстоятельство? Использовать это обстоятельство, для
того чтобы, объединив усилия диаспоры - деловых кругов диаспоры, научных кругов
диаспоры и соответствующих российских структур, обществ, групп, - помочь в
решении тех проблем, которые неизбежно встают перед любой развитой экономикой и
перед любым обществом.
Поэтому в том, что касается заседания нашей секции, мне
кажется, мы должны обсудить некоторые вопросы. Каков научный и экономический
потенциал российской диаспоры - это может быть темой выступления и обсуждения на
нашей секции. Каковы формы, возможности и перспективы использования
научного и экономического потенциала в развитии российской науки и
промышленности. Какие положительные примеры имеются на этот счет; научное
сотрудничество, продвижение продукции предприятий, принадлежащих представителям
российской диаспоры, деятельность совместных предприятий. Что мешает развитию
связей представителей российской диаспоры с российскими коллегами в научной и
производственной сферах. Что нужно предпринять, чтобы снять препятствия для
планомерного использования научного и экономического потенциала российской
диаспоры в развитии российской науки и промышленности.
Это вопросы, которые стоят перед нашей секцией. В
работе, как мне кажется, мы должны на них ориентироваться, с тем чтобы прийти с
определенным результатам к завтрашнему нашему общему собранию.
И я должен был бы, наверное, затронуть вторую тему,
довольно близкую мне. Россия стала страной самой обширной диаспоры или одной из
самых многочисленных диаспор в мире в результате распада Советского Союза.
Изучение процессов современной российской диаспоры, ее состояния, ее проблем
представляет большой научный интерес, имеет важное прикладное значение для
выработки адекватной политики России в отношении соотечественников за
рубежом.
Московская комплексная целевая среднесрочная программа
поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 гг., уже реализуемая,
содержит раздел "Научное и экспертное обеспечение программы". Необходимость
научной экспертизы в работе правительственной Комиссии по делам
соотечественников за рубежом, Российской правительственной комиссии, привела к
созданию при ней специальной рабочей группы по координации научных исследований,
по проблемам соотечественников за рубежом. На самом деле это только первые шаги,
потому что во всем мире нашу диаспору активно исследуют, изучают процессы, в ней
происходящие, заинтересованы в том, чтобы знать о ней побольше, использовать ее
возможности.
Несколько лет назад я делал доклад в Институте
политических исследований в Париже на конференции, посвященной российской
диаспоре. К большому сожалению, до сего дня, за исключением Правительства Москвы
и первых попыток, сделанных, как я уже сказал, правительственной Комиссией, наше
государство не ведет научных исследований, не финансирует, и не спонсирует, не
организует исследования по проблемам российской диаспоры. Есть небольшая группа
в Академии наук под руководством академика Челышева, которая занимается
проблемами культурного наследия первой русской эмиграции. Но это только часть
вопроса, как вы сами понимаете, с учетом огромных масс наших соотечественников,
особенно добавившихся к ним с 1991 г. Поэтому подключение зарубежных
соотечественников к научным исследованиям современной российской диаспоры
является естественным и необходимым условием для полноценного развития данного
направления.
В преддверии нашего обсуждения на секции, мы с
некоторыми из наших коллег рассмотрели идею создания корпорации или ассоциации
исследователей российской диаспоры как конкретный шаг, необходимый для развития
российской науки в данном направлении. И мы предлагаем обсудить эту тему всем
заинтересованным. У нас есть обращение к исследователям проблем диаспоры, к
общественным деятелям, с тем чтобы сегодня дело изучения нашей диаспоры и, таким
образом, рассказ о ее возможностях, рассказ о ней самой стал общедоступным. Это
необходимо для того, чтобы завтра или послезавтра никто у нас в государстве, в
нашем обществе не задавал вопросы, а зачем нам развивать эти контакты и зачем
нам тратить какие-то, пусть небольшие, деньги на поддержку наших
соотечественников. Это второй вопрос, который по просьбе инициаторов этого
обращения я озвучиваю. Русский технический
университет как фактор экономической и научно-технической интеграции России и
Балкан
С.Дончев, Г.Николов, Л.Беседина
"Высокий уровень российского образования - это один из
факторов, которые позволяют нам находиться в числе ведущих государств мира " В.В.Путин, М., МГУ 6.12.2002 г
1. Россия занимает ведущие позиции в сфере
энергетического экспорта. Несмотря на большое количество специалистов с высшим
образованием, в странах Восточной Европы существует острый дефицит специалистов,
подготовленных к работе в современных экономических и технологических условиях.
Высокий уровень российского - технико-технологического образования обусловливает
большую востребованность и спрос специалистов за пределами России.
В современных условиях целесообразно ставить вопрос о
сопровождении энергетического экспорта экспортом российского образования в
области энергетики, экономики, электроники на базе новейших технологий, в
частности информационных технологий.
2. Каким же должно быть экспортное российское
образование в Европе? Ответ на этот вопрос могут дать совместно представители
стабильного и долгосрочного во времени международного бизнеса, представители
сферы высшего образования России и Европы. Увеличивающийся экспорт нефти и газа
в Европу и создаёт предпосылки для приоритетного технико-технологического
направления русского образования вне России. Синхронизация энергетических и
экономических связей России и Европы ставит центральной проблему подготовки
специалистов в области энергетики, энергетического менеджмента, международного
нефтегазового бизнеса в сочетании с информационными технологиями.
3. Энергетические потребности Балканского полуострова,
перспектива превращения Болгарии в распределительный центр по доставке нефти и
газа в Балканские страны, интересы России в приватизации энергетических объектов
на Балканах и явились мотивом инициативы "Овергаз Инк" и Санкт-Петербургского
государственного горного института /Технического университета/, связанной с
созданием Русского технического университета в Болгарии. Проект газификации
болгарских городов, расширение транзитной газопроводной сети, связывающую Россию
с балканскими странами, ожидаемое строительство нефтепровода "Бургас -
Александруполис" предполагают необходимость в подготовке кадров в области
проектирования, сооружения и эксплуатации нефтегазопроводов и нефтегазохранилищ.
Необходимость устойчивого развития юго-восточного региона Болгарии явилось
предпосылкой предложить РТУ в городе Ямбол.
4. "Овергаз Инк" АО предприняло конкретные шаги для
реализации идеи Русского технического университета в Болгарии:
Разработана концепция РТУ на базе анализа экономических,
социальных условий и региональных интересов;
Приближается к завершению разработка Проекта,
включающего факультеты а) информационных технологий б)
энергетических технологий;
Формируется материально-техническая база уникального по
существу РТУ; в России ещё нет прецедента создания частного (негосударственного)
технического университета.
Концепция включает в себя цели создания РТУ и средства и
методы достижения этих целей. Образовательные цели РТУ связаны с подготовкой
высококвалифицированных кадров - инженеров по транспорту газа и нефти,
газоснабжению, проектированию и сооружению нефтегазопроводов, информационным
технологиям, специалистов в области электроники, прикладной информатики (в
нефтегазовой отрасли). Научные цели РТУ строятся с учётом широкой интеграции с
российскими ВУЗами в области научно-исследовательской деятельности. РТУ в ходе
организации учебной и научной деятельности примет участие в рациональном
использовании российских инвестиций, материальных и человеческих ресурсов с
целью сохранения русского языка, русской культуры, а также консолидации
представителей российской научной мысли и зарубежья.
Проект РТУ разрабатывается на основе широкого
использования опыта и традиций российского образования в нефтегазовой области, в
области электроники и информационных технологий. Проектные характеристики РТУ
гармонизированы с тенденциями в высшем образовании России и Европы. Создание РТУ
обсуждалось в посольстве Русской Федерации в Р Болгарии и получило поддержку его
представителей.
5. В проекте защищены интересы соотечественников, к
учебному процессу будут привлечены учёные из числа соотечественников России, СНГ
и Европы, будут открыты новые рабочие места для соотечественников, предусмотрены
льготные условия обучения соотечественников и российских граждан из Заполярья,
Сибири и др.
Значительная часть уже разработанных учебных материалов
и научно-преподавательского состава предполагает обучение в РТУ на русском
языке. Предполагается гуманитаризация образования в РТУ, создание кафедры
русского языка, кафедры народов стран СНГ. Таким образом, РТУ является фактором
сохранения русского языка в Болгарии.
6. В заключение можно отметить, что конкретные шаги,
предпринятые в организации Русского технического университета в Болгарии помогут
интеграционным процессам в области образования, энергетики и экономики между
Россией и Болгарией. Одновременно с этим через структурную и содержательную
модель Русского технического университета может быть реализован новый подход к
пониманию евроинтеграции Болгарии:
а) Создание единого болгаро-русского образовательного
пространства как нераздельной части европейского образовательного
пространства
б) Формирование единого русско-болгарского
научно-технического пространства в сфере энергетики, экономики, информационных
технологий
в) Создание правового обеспечения для привлечения
соотечественников для участия в учебном и научно-исследовательском процессе
Русского технического университета. Создание
технопарка по реализации научного потенциала стран единого экономического
пространства и арабского мира
Г.С. Коренчук, Президент Центральноазиатской Академии
Информациологии, лауреат международных премий, Академик-секретарь Международной
Академии Информатизации в Генеральном Консультативном Статусе ООН с 1995г.
Вдвойне дает тот,
кто дает быстро!
Решение президентов Беларуси, Казахстана, России и
Украины о новом этапе экономической интеграции и создании единого экономического
пространства (ЕЭП), которое подписано в сентябре текущего года открывает новые
перспективы для развития плодотворного и взаимовыгодного сотрудничества, как
внутри упомянутой четверки, так и с партнерами из ближнего и дальнего
зарубежья.
Информатизация общества, информационные ресурсы,
информациологический путь развития, как показала мировая практика, являются
безальтернативным источником повышения благосостояния народа и экономического
развития государства.
Яркий тому пример, что на рубеже тысячелетия
информациологический путь развития позволил получить за счет высоких технологий:
в США - 39% своего валового продукта, Германии - 30,5%, Японии - 29%, а в России
- всего-навсего 0,2%. В Казахстане, Беларуси и Украине по этому показателю
вообще нет статистических данных.
В основе сегодняшних упущений стран ЕЭП лежит попытка
выживания за счет построения ущербной экономики, когда высокую рентабельность
производства пытаются получить только за счет добычи и реализации на экспорт
сырьевых ресурсов без их переработки (нефть, газ, руда, лес, зерно, металл и
др.).
Всему деловому миру известно, что рентабельность за счет
сырьевых ресурсов не позволит жить богато, поскольку она не превышает 5-7%, а
глубокая переработка сырья (до конечной продукции) дает высокую прибавочную
стоимость.
В тоже время национальные богатства (НБ), в том числе
природные ресурсы и еще сохранившиеся трудовые ресурсы стран ЕЭП дают право на
экономический прорыв, не имеющий аналогов в истории развития человечества.
Способность ученых стран ЕЭП создавать высокий научный
потенциал неоспорима в мировом сообществе. Однако, как показала практика
последних лет, большинство этих ученых, в силу специфического мышления не
способны реализовать свои достижения в условиях рыночной экономики.
Самоустранение правительственных структур стран ЕЭП от реализации научных
достижений вытеснило многих ученых на окраину рыночного пространства и в дальнее
зарубежье. Имеющийся сегодня значительный научный потенциал стран ЕЭП
растранжиривается порой за бесценок "ловкими предпринимателями", поскольку на
международном уровне правовой защиты интеллектуальной собственности в этих
странах до сих пор нет.
2. Одним из путей успешного решения упомянутой проблемы
может, на наш взгляд, стать создание центра развития новых технологий.
Учитывая политические события последних лет и
наработанные руководством Международной Академии Информатизации (МАИ) в
Генеральном Консультативном Статусе ООН и Всемирного Информациологического
Парламента связи с учеными и деловыми кругами арабских стран, мы предлагаем
создать в г. Москве (или в Московской области) Арабско-Евразийский центр
развития новых технологий с участием стран Единого экономического пространства и
Арабского мира далее - Центр). Филиалы (отделения или представительства) этого
Центра мы предлагаем открыть во всех странах ЕЭП.
Главной целью этого Центра является создание
опытно-экспериментального производства для внедрения новых технологий, апробации
в промышленных условиях достижений науки и техники, превращение научной
продукции в коммерческую и ее тиражирование в странах ЕЭП, ближнем и дальнем
зарубежье.
Основными задачами, решаемыми в Центре должны стать:
содействие защите интеллектуальной собственности через
создание при центре отделения ВОИС;
сертификация научных разработок, проектов, и другой
продукции в соответствии с требованиями международных стандартов ISO-9000;
сбор накопленного Информациологического опыта,
разработка предложений для составления государственных и межгосударственных
программ перехода стран ЕЭП (в отдельности и вместе) на информациологический
путь развития, проведение международной экспертизы программ, предложений,
проектов, новшеств, изобретений, открытий и необходимых капиталовложений.
В Центре, на наш взгляд, должны проводиться работы по
следующим направлениям научной, проектной и производственной деятельности:
1) Создание территориальной информационной системы (ТИС)
органов управления стран ЕЭП. Российское Федеральное государственное предприятие
"Институт геоинформационных систем" под научно-методическим руководством ученых
и специалистов Отделения "Интерконтроль" Международной академии информатизации
осуществляют уникальную для стран ЕЭП и СНГ разработку территориальной
информационной системы (ТИС) и системы управления средой обитания и
жизнедеятельности людей административно-территориальных образований.
Главная цель системы управления территориями и ТИС -
обеспечение органов власти и территориального управления различных уровней
информацией, обладающей свойством юридической достоверности, на основе
документированного свода сведений о среде обитания, включающего данные
государственных кадастров и иных информационных систем для повышения жизненного
уровня населения. пространств.
Уже сформированы технологии автоматизированного ведения
государственного земельного кадастра и государственного учета объектов
недвижимости, государственного учета регламентных градостроительных зон,
природных и минерально-сырьевых ресурсов, режимообразующих объектов и их
регламентных зон, мониторинга результатов государственной кадастровой оценки
земель и прогнозирования статьи бюджета за счет платы за землю, картографической
документации и геодезической опорной сети, контроля за выполнением
государственных программ, что является залоговым материалом для привлечения
инвестиций.
ТИС - как интегрированная совокупность
автоматизированных систем и среда взаимоувязанного взаимодействия информационных
ресурсов органов власти административно-территориального управления, дающая
реальную оценку всех имеющихся богатств и представляющая не на словах, а на
деле, право обоснованного обеспечения принятия управленческих решений, и
эффективного информациологического развития в интересах экономического развития
стран ЕЭП.
2) Прогнозирование землетрясений. Российскими
специалистами разработана аппаратура приема и обработки радиосигналов, а также
математическое обеспечение, которые имеют международное значение (патент РФ №
2037162, международный PCT/RU95/00190).
В настоящее время группой ученых Международной Академии
Информатизации России и Казахстана оформлена заявка на изобретение с целью
последующего патентования и использования в РВС КПЗ.
Следует отметить, что предлагаемая система
краткосрочного прогнозирования землетрясений (от 10 до 25 суток) требует
незначительных затрат по дополнительной доработке аппаратуры космического
комплекса, так как использует те же самые радиосигналы, что и для
радионавигационных определений.
Сеть наземных приемных пунктов в качестве основного
измерительного средства использует существующие высокоточные приемники,
предназначенные для геодезических измерений.
Все это значительно сокращает время и расходы на
доработку и внедрение измерительной аппаратуры в эксплуатацию.
По оценкам экспертов оперативное получение информации о
возможных землетрясениях обеспечит сокращение жертв среди населения на 20-30
процентов.
3) Использование радиационной технологии (РТ), которая
открывает принципиально новые возможности для реализации производственных
процессов, в которых основным технологическим фактором является энергия
ионизирующего излучения.
При комплексной переработке минерального сырья
целесообразно применить РТ в переделах: в рудоподготовке (измельчении руд), в
обогащении, в гидрометаллургии, в пирометаллургии, утилизации отходов
горно-металлургического комплекса, на переработке золошлаковых отвалов с
получением шлакопортландцемента для строительства высокопрочных дорог.
Весьма эффективна РТ при производстве пенобетона, при
переработке нефти с целью снижения её вязкости перед транспортировкой;
на очистке сточных вод; при производстве кормов в
сельском хозяйстве; в медицине и т.д.
В настоящее время в России выпускается несколько типов
ускорителей электронов, служащих источником ионизирующего излучения. Затраты на
использовании РТ окупаются за 1-1,5 года.
4) Использование лесных ресурсов РФ путем апробации и
последующего создания в странах ЕЭП производственных мощностей по переработке
леса на высокотехнологичном оборудовании мировых достижений, позволяющих
выпускать конкурентоспособную продукцию на мировом и внутреннем рынках (ЦБК,
мебельное производство, производство столярных изделий, ДСП, ДВП, фанеры, шпона
и др.).
5) Минерально- сырьевая база стран ЕЭП. Лидирующее
положение стран ЕЭП в мире по разведанным запасам полезных ископаемых
(углеводородное сырье, цветные металлы, драгметаллы, уран, рудные металлы и
т.д.) позволяет сделать экономический рывок за счет рационального использования
минеральных ресурсов с применением отраслевых высоких технологий при их
переработке, как например:
- радиационная технология с использованием научного
потенциала России, Казахстана. Экономический эффект многократен по сравнению с
существующими сегодня низкорентабельными технологиями;
- выщелачивание металлов из руд и их извлечение
электролитическим способом (в том числе цветных и урановых), что весьма
ограничено сегодня из-за отсутствия реагентов, а в тоже время основа реагентов -
сера, горы которой имеются на нефтяных месторождениях и создают экологическую
катастрофу. Научный потенциал РФ и Казахстана позволяет выполнить эту программу
с высоким экономическим и экологическим эффектом;
- подземная газификация угля (ПТУ) для производства
заменителя природного газа (ЗПГ) и синтетического жидкого топлива (СЖТ). Данное
мероприятие позволит экономически эффективно и безопасно для человека
отрабатывать имеющиеся угольные месторождения с глубокими залежами угольных
пластов.
Так, предложенная ЦАИ, ПТУ Нижнее-Илийского
буроугольного месторождения (Казахстан, 200 км от г.Алматы) производительностью
около 7 млрд. м3 в год, теплотворной
способностью газа 8100 ккал/м3 и его стоимостью у потребителей в 2,5-3 раза ниже
природного обеспечит на 150 лет эксплуатации энергетическую независимость всего
региона Южного Казахстана. Одновременно решится и злободневная экологическая
проблема города Алматы.
Научный потенциал стран ЕЭП вполне достаточен для
реализации этой программы, а положительный опыт Китая, ЮАР, ведущих ПТУ, достоин
внимания;
- производство базальтового волокна и изделий из него,
позволяющие иметь конкурентоспособную продукцию на внутреннем и внешнем
рынках.
Теплоизоляционные и прочностные характеристики изделий
из базальтового волокна не имеют аналогов и представляют громадную перспективу
при развитии новых технологий (стройиндустрия, машиностроение, самолетостроение,
строительство подводных лодок, железнодорожных вагонов и т.д.).
Данное производство до 90-х годов прошлого столетия
сдерживалось Потребностью драгметаллов (осьмистоиридистая платина) на
фильерах.
Изобретение украинских ученых, исключающее применение
драгметаллов в фильерах, незаслуженно забыто и не реализуется в странах СНГ
(Япония успешно использует данный фильер).
Научный потенциал Украины достаточен для реализации
данной программы, а запасы высококачественного базальта (модуль кислотности >
7 ед.) в Казахстане могут обеспечить на сотни лет потребности всех стран
ЕЭП;
- добыча россыпного золота на территории Казахстана,
имеющего реальные прогнозные ресурсы этого вида драгметалла по разным оценкам
геологов от 300 до 1000 тонн. Горногеологические и географические условия,
большие техногенные образования тысячелетий, благоприятны. Капвложения в этот
вид добычи окупаются за 1,5-2 года, в то время как затраты в добычу рудного
золота окупаются за 15-20 лет. Опыт России в этом виде добычи драгметаллов
весьма положителен и достоин переноса в Казахстан, реальная возможность за 2-3
года довести объем годовой добычи высокорентабельного россыпного золота в
Казахстане до 40-50 тонн с активным участием бывших старателей из России,
Украины, Беларуси.
6) Развитие строительной индустрии путем тиражирования
опыта по созданию строительных объединений по типу Республиканского объединения
юридических лиц "Ассоциация строителей Казахстана" и пути их делового общения в
области информациологической деятельности, особенно на строительстве жилья,
автомобильных и железных дорог и трубопроводов (нефте- и
газопроводов).
Важно изучение научных достижений и практики
строительства автодорог в передовых странах мирового сообщества (из зол уноса,
серобетона, киров - нефтебитумных пород).
Использование и тиражирование радиационных технологий на
строительстве автодорог из золошлаковых отвалов (зол уноса) позволит строить
автодороги высокого качества с себестоимостью в 1,5-2 раза дешевле асфальтовых и
обеспеченностью исходными материалами во всех странах ЕЭП.
Внедрение новых технологий на основе изделий из
базальтового волокна, современных сухих смесей, отделочных материалов - основа в
развитии строительной индустрии стран ЕЭП.
7) Интегрированная телекоммуникационная сеть.
Существующие сети передачи данных не в полной мере могут обеспечить абонентов
современными услугами связи. Клиентам настоящее время требуется доступ к
глобальным информационным инфраструктурам, банкам данных, и предоставление
следующих услуг связи:
телефонную связь
доступ к ЛВС, электронной почте и сети Интернет;
объединение ЛВС городских и муниципальных органов
управления и пользователей в корпоративные сети;
кабельное платное телевидение;
системы учета расхода воды и энергоносителей всеми
категориями потребителей;
системы дистанционного управления лифтовым хозяйством и
освещением;
системы охранной и противопожарной сигнализации;
домофонную и видеодомофонную связь.
В перспективе потребуется предоставление услуг по
дистанционному обучению, телемедицине, электронной торговле и по новым
компьютерным технологиям.
3. В составлении концепции создания и развития Центра
должна быть задействована интеллектуальная элита стран ЕЭП, а с учетом
интеграции в рамках мирового сообщества есть все резоны широко привлекать и
зарубежных специалистов.
Эта работа может быть проведена именно через
Международную Академию Информатизации (МАИ), состоящую в Генеральном
Консультативном статусе ООН и объединяющую в своем составе свыше 15 тысяч
выдающих ученых, бизнесменов и политиков со всего мира.
На территории стран ЕЭП в настоящее время существует
достаточное количество работоспособных отделений МАИ (академий информациологии),
которые на высоком уровне способны внести свой вклад в создание Центра.
4. Следует отметить, что для создания Центра
потребуются:
Политическое решение - воля руководителей стран -
участниц ЕЭП;
Выделение территории для создания Центра в г. Москве
(или в Подмосковье), а также для филиалов (отделений, представительств) Центра в
странах ЕЭП;
Придание Центру и его филиалам статуса специальной
промышленной зоны с льготным налогообложением продукции, производимой на
территории Центра и его филиалов.
5. Финансовые источники реализации наших предложений,
могут быть следующими:
Бюджетные средства стран-участниц ЕЭП;
Инвестиции банков второго уровня стран ЕЭП;
Иностранные инвестиции;
Средства (собственные и привлеченные) специально
созданного Казахстанского пенсионного фонда. Казахстан - наиболее продвинут из
стран ЕЭП в части развития накопительной пенсионной системы, а богаче народа
инвестора нет.
Средства от реализации продукции
опытно-экспериментального производства на территории Центра.
6. В качестве пожелания отмечу, что для успешной
реализации идеи создания Центра было бы полезным, в первую очередь, организовать
встречу с Мэром г. Москвы, академиком МАИ Ю.М. Лужковым.
|