Выступление специалиста - эксперта Комитета Государственной Думы по делам национальностей Л.Ф. Абзаловой
"О роли и месте института
репатриации в миграционном законодательстве Российской Федерации"
Проблема российских соотечественников за рубежом
возникла с появлением в начале 90-х годов ближнего зарубежья и соответственно
одномоментным превращением внутренних миграционных потоков между Россией и
бывшими союзными республиками в международные. Более чем 25 – миллионная русская
и русскоязычная диаспора в странах ближнего зарубежья, вытесняемая из многих
экономических и социально-культурных сфер устремилась в Россию на свою
историческую родину.
В силу сложившейся ситуации, Россия, с ее "прозрачными
границами", превратилась в мощный иммиграционный центр. Иммиграция в самых
разнообразных формах (вынужденная, добровольная, нелегальная) составила, по
официальным данным, за 2000 - 2002 годы 8,5 млн. человек[1].
В связи с этим массовое возвращение российских соотечественников должна
рассматриваться не как миграция, а как репатриация.
По определению репатриация рассматривается как
возвращение на историческую родину по национальному признаку. В отношении лиц,
т.е. репатрианты подпадающих под эту категорию, действует наиболее благоприятный
режим, как в иммиграционной процедуре, так и в последующей натурализации.
При этом заметим, что само понятие "репатриация"
необходимо, по нашему мнению рассматривать в несколько расширенном значении,
включая в него всех российских соотечественников, возвращающихся в Россию (или
желающих возвратиться), то есть и тех из них, кто родился вне России и постоянно
проживает за рубежом. Последних, как правило, включают в категорию иммигрантов.
При этом, говоря о классическом определении репатриации, надо иметь в виду, что
она обычно осуществляется на основе международных договоров и в ряде случаев
может иметь вынужденный, принудительный характер, а также добровольное,
самостоятельное возвращение на Родину.
Репатриация наших соотечественников могла бы стать
важным фактором и экономического и демографического развития современной России,
но эффективное оказание помощи соотечественникам требует создания надежных
государственных механизмов, учитывающих как опыт других государств, так и
российскую специфику.
Например, с 1990 г. в Германию на постоянное жительство
прибыли 2 млн. этнических немцев из бывшего СССР. В соответствии с местным
законодательством переселенцы получали жилье, им была гарантирована работа,
возможность получения новой специальности.
В Израиль за 10 лет из бывшего СССР, а затем из
стран СНГ перебрались около 800 тыс. мигрантов (из них примерно 250 тыс. - из
России). Репатриантам оказывают помощь в обучении ивриту, трудоустройстве, хотя
мало кому удается устроиться по прежней специальности. Курирующее эти вопросы
Министерство абсорбции "ведет" каждого репатрианта, как правило, в течение 10
лет.
В Греции с января 2000 г. вступил в действие закон о
репатриации, предусматривающий различные льготы для вернувшихся на историческую
родину или намеревающихся возвратиться на свою историческую родину
этнических греков из-за рубежа.
Как мы видим Германия, Израиль, Греция и другие страны
принимая своих соотечественников, волей истории рассеянных по многим
государствам мира, создают для этого правовые и экономические условия
необходимые для обустройство репатриантов в местах их расселения.
В настоящее время в Российской Федерации складывается
весьма непростая обстановка в области миграции населения.
Во-первых, в отличие от перечисленных выше стран
государственная миграционная политика России находится на этапе
формирования.
Во-вторых, недостаточностью правовой базы российского
законодательства в области миграции и, в-третьих, негативной практикой
применения уже имеющихся нормативных правовых актов федерального и регионального
уровня.
Принятые в последние годы нормативные правовые акты («О
гражданстве Российской Федерации», «О правовом положении иностранных граждан в
РФ»), к сожалению, не разрешили всех проблем приобретения репатриантами
российского гражданства, определения их статуса, а наоборот поставили их в
еще более сложные условия.
В результате проверки исполнения законодательства
Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и гражданстве
Российской Федерации выявлено пребывание на территории Российской Федерации
значительного количества лиц, не являющихся российскими гражданами и не имеющих
вида на жительство, составляющих по данным ФМС 1,2 млн. чел.
В России сложилась парадоксальная ситуация: на полях,
стройках, заводах и шахтах России трудятся большое число репатриантов, готовых
при минимальной поддержке государства строить себе дома, трудиться на
предприятиях и в сельском хозяйстве. Но, к сожалению пока что им не на что
рассчитывать.
Необходимо разработать отраслевые и региональные
инвестиционные программы, рассчитанные на обустройство репатриантов в местах их
поселения. Особенно государство должно быть заинтересовано в заселении нашими
соотечественниками Сибири и Дальнего Востока поскольку, эти регионы подвергаются
сильному демографическому давлению со стороны КНР и КНДР. В ином случае
население этих районов неизбежно сменит этнический облик, а затем и
государственную принадлежность, т.е. мы можем получить у себя синдром Косово.
В этом году Правительство Российской Федерации одобрило
Концепцию регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. В
Концепции определены направления деятельности государства по регулированию
миграционных процессов "в области содействия привлечению иммигрантов на работу в
Российскую Федерацию, исходя из необходимости обеспечения экономики страны
трудовыми ресурсами".
У России гораздо больше причин, чем у любой другой
страны устанавливать "особые взаимоотношения" со странами, прежде всего - с
постсоветскими. Не случайно одним из направлений Концепции является "содействие
добровольному переселению соотечественников из стран СНГ и государств Балтии".
Если понятие "соотечественники", которым будут содействовать в переселении,
включает в себя тех же людей, которые определены в Федеральном законе "О
государственной политике в отношении соотечественников за рубежом", в том числе
и тех, кто имеет "право на получение в упрощенном или ином льготном порядке
гражданства Российской Федерации".
Таким образом, указанный план мероприятий в Концепции,
хочется надеяться, будет направлен на решение задач обеспечения легализации
пребывания на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства (в
подавляющем большинстве своем - это люди с паспортами бывшего СССР), определение
конкретного механизма реализации для соотечественников возможности добровольного
переселения на территорию России.
Вместе с тем, необходимо принять Федеральный закон «О
миграции в Российской Федерации». Также внесение поправок в Федеральные законы
«О беженцах», «О вынужденных переселенцах».
При этом следует содействовать возвращению в страну высококвалифицированных
специалистов, а также разрабатывать систему мер по натурализации и адаптации
иммигрантов, вовлечению их в российский социум (в приоритетном порядке - граждан
стран СНГ), по селективной миграционной политике (по отдельным странам,
профессиям, квалификационным признакам), определять пропорции привлечения
мигрантов на временной и постоянной основе.
Положительный результат может принести и внесение
поправки в Закон Российской Федерации "О гражданстве в РФ" о правовом механизме
репатриации этнических россиян в Российскую Федерацию, что не только упорядочило
бы процесс возвращения россиян на свою историческую родину - Россию, но и
их обустройство.
В целом, государственная политика в области управления
миграционными процессами должна обеспечить общее оздоровление демографической
ситуации в стране, способствовать решению долговременных социально-экономических
задач в интересах всего общества и каждого конкретного человека, в интересах
будущего страны.
|