КАЗАХСТАН
Независимое военное обозрение, 31 октября 2003 НАТО поможет Казахстану создать каспийский флотВасилий Злобин
Россия
самоустранилась от этого процесса, хотя может получить выгоду от поставок Астане
военно-морских вооружений
Казахстан вплотную подошел к созданию военно-морского
флота. В минувшую среду в Турции закончились переговоры делегации Министерства
обороны Казахстана с представителями НАТО, где, по данным "НВО", обсуждался этот
вопрос. В настоящее время у Казахстана на Каспии лишь с десяток торпедных
катеров и один сторожевой корабль. А речь может идти о строительстве в ближайшие
годы пары-тройки единиц более серьезной техники.
Флот необходим для усиленной охраны нефтеносных
месторождений каспийского шельфа, который он намеревается активно разрабатывать
в ближайшие годы. Добыча эта, по оценкам специалистов, может составить до 150
млн. тонн в год. А все подводные энергетические "закрома" оцениваются в десятки
триллионов долларов. Кроме того, военные корабли необходимы для конвоя танкеров
с добытыми углеводородами к портам Ирана и Азербайджана. Покупать же
казахстанскую нефть собираются США и ряд стран НАТО, которые уже вложили большие
инвестиции в казахстанское дно Каспийского моря. Теперь они пообещали выделить
финансы и на создание первых кораблей национального флота.
Таким образом, в каспийской зоне налицо признаки "гонки
вооружений". Определенным боевым военно-морским потенциалом на Каспии, как
известно, обладают Азербайджан и Иран, а Россия летом прошлого года провела
здесь крупномасштабные учения. И процесс этот Москва ведет по нарастающей. Как
известно, для российской Каспийской флотилии строится второй ракетный сторожевой
корабль. Туркменистан также по возможности укрепляет свои военно-морские
силы.
Напомним, что о конкретном намерении сформировать
национальные ВМС заявил министр обороны этой страны генерал армии Мухтар
Алтынбаев еще в начале текущего года. Сразу же после этого на постсоветском
пространстве идея Астаны была подвергнута жесткой критике. Дескать, баланс
военно-морских сил на Каспии установлен и незачем его нарушать. В России же
вспомнили, как в начале 1990-х Казахстан уже пытался противопоставить свои
военно-морские силы российским боевым кораблям, которые несли охрану
принадлежащих Казахстану же нефтеносных районов на море-озере. Причем тогда эта
попытка окончилась курьезом - катера, закупленные в Арабских Эмиратах, затонули
во время первого выхода в море. Ничего не вышло и с сооружением военных
портов.
Сегодня перспективы создания флота оцениваются Астаной
более оптимистично. Дело в том, что Североатлантический альянс в марте нынешнего
года включил страну в зону ответственности Южноевропейского флота НАТО. Это
позволит Казахстану получать ту заметную материальную помощь, которая и пойдет
на формирование военно-морских сил. Но не только. Союзничество с НАТО дает также
Казахстану право готовить кадры для формирования флотских экипажей. И обучаться
они будут на военных базах Южноевропейского флота альянса в Турции, Греции,
Италии и Испании.
Шаги по созданию флота в Астане считают вполне
обдуманными и верными. В окружении президента Нурсултана Назарбаева полагают,
что пока пять прикаспийских стран (Азербайджан, Иран, Туркмения, Россия, да и
сам Казахстан) тщетно пытаются договориться относительно правового статуса
водоема, Каспий медленно, но верно год от года превращается во все более
взрывоопасную зону. И пик напряженности, по оценкам экспертов, может наступить
довольно скоро - некоторые страны уже приступают к крупным разработкам нефтяных
месторождений, в том числе и сам Казахстан.
Россия пока сдержанно относится к военно-морскому
усилению Казахстана на Каспии. Ясно одно: помогать Москва не собирается. Хотя
это выглядит не очень логично: российские интересы на нефтяном поле
казахстанского шельфа представлены довольно ощутимо. В частности, самые крупные
свои месторождения Казахстан будет разрабатывать именно с Россией. А по оценкам
экспертов, Москва могла бы получить существенную выгоду, поставляя Астане
военно-морские вооружения.
Немецкая волна, 4 ноября 2003 "Юкос" и судьба нефтепровода в Китай Почему это интересно для Казахстана?Дарья Брянцева, Андрей Соловьев, Анатолий Даценко
Как пишет в своем материале Отто Манн – корреспондент
немецкой газеты "Берлинер Цайтунг", в Китае внимательно следят за развитием
ситуации вокруг "Юкоса". Дело в том, что глава компании Михаил Ходорковский
вплоть до последних событий активно лоббировал проект строительства нефтепровода
из России в Китай. По словам журналиста "Берлинер Цайтунг", это долгожданное и
самое крупное начинание в рамках двустороннего сотрудничества между обоими
государствами, и отказ от него понесет за собой политические последствия. Какое
все это имеет отношение к Центральной Азии, а точнее – к Казахстану? Слово
нашему корреспонденту в Алма-Ате Андрею Соловьеву:
"У масштабных событий в российской политической жизни, в
центре которых оказалась компания "Юкос", будут последствия и для Казахстана.
Конечно, эти последствия окажутся косвенными, но при этом, возможно, весьма
важными.
Одно из вероятных последствий - это активизация идеи
строительства нефтепровода из Западного Казахстана на Китай. Она впервые
возникла в 1997 году, когда ее совместно озвучили президент Казахстана Нурсултан
Назарбаев и Ли Пэн, во время визита последнего в Алма-Ату. Обосновывалась идея
тем, что Китай потребляет все больше энергоносителей, а собственные запасы
страны тем временем убывают. Казалось логичным, что соседний Казахстан,
пользующийся репутацией страны с большими запасами нефти, мог бы восполнить
заметную часть дефицита Китая в черном золоте.
Тогда эта идея стала неожиданностью как для западных
политиков и нефтедобывающих компаний, работающих в Казахстане, так и для Москвы.
Хотя россияне, видимо, быстро разобравшись в сложности реализации проекта,
успокоились. Западники же нервничали довольно долго. Политологи из США пугали
республику усилением влияния Китая в регионе. Надо сказать, что такие оценки
делались некоторыми политологами и даже целыми партиями и в самом Казахстане.
Используя определенную "китаефобию" в обществе, которая тогда была довольно
сильна, оппозиция критиковала власти за идею нефтепровода в Китай.
Проект так и остался на бумаге, но не из-за протестов
американских политологов или казахстанской оппозиции. Выяснилось, что на пути
его реализации лежит целый ряд проблем, которые неизвестно, как решать.
Во-первых, чтобы трубопровод оказался экономически оправданным, необходимо было
прокачивать по нему минимум 20 млн. тонн нефти в год. Столько "свободной" нефти
в стране не было. (В Казахстане добывалось и больше, но вся эта нефть была
"привязана" к контрактам на поставку на Запад.) Резкого же, кратного по
отношению к существовавшему, роста объемов добычи, не ожидалось. Во-вторых,
немало проблем оказалось и перед самим проектом, в частности – очень большая
протяженность трубопровода. Только от Западного Казахстана, где расположены
основные районы нефтедобычи, до границы с Китаем, расстояние превышает две
тысячи километров. А внутри Китая оно еще больше. Главные энерго-дефицитные
регионы страны находятся на юге и востоке, то есть - в прямо противоположной
стороне от Казахстана. Нефтепровод фактически имел бы маршрут Западный Казахстан
– Восточный Китай. А это по меньшей мере пять тысяч километров. Многие эксперты
в Казахстане и в России считали, что нефтепровод такой протяженности не реален.
"В мире существует лишь один похожий пример. Это нефте- и газопроводы, идущие из
Сибири в Западную Европу, но их строил Советский Союз в свои лучшие годы", - так
комментировал ситуацию один известный российский эксперт в 1998 году.
Проект действительно оказался замороженным. Техническое
обоснование нефтепровода было подготовлено быстро, но без главной составляющей –
экономической. Кроме того, возня вокруг нефтепровода Баку – Джейхан отодвинула
на задний план китайский маршрут. В внимание аналитиков и политиков в последние
годы было приковано к турецкому транзиту. Фактически китайский маршрут оказался
забытым.
Наверное, так бы оно и продолжалось, если бы не события
вокруг "Юкоса". Компания не была среди лидеров российского нефтяного бизнеса,
представленного в Казахстане. Но события вокруг ареста Ходорковского в России
могут иметь серьезные последствия и для Казахстана.
Как известно, в России одним из крупнейших проектов в
нефтяной сфере последнего времени была идея строительства экспортного
нефтепровода на Дальнем Востоке. По одному варианту, он должен был идти на порт
Находка с тем, чтобы танкерами возить российскую нефть в США, Японию, Корею.
(Особенно заинтересована в таком проекте была Япония.) По второму варианту,
нефтепровод должен был идти на китайский город Дацин и быть плотно привязан к
китайскому рынку. Главным лоббистом второго варианта выступал "Юкос". Теперь
компании, видимо, не до того. На официальном уровне решение о маршруте
нефтепровода не принято, все это должно очень беспокоить китайскую сторону,
заинтересованную в стабильных поставках нефти. Вот здесь и есть почва для
возрождения интереса к проекту трубопровода Западный Казахстан – Китай. Хотя до
сих пор никаких официальных заявлений на этот счет нет, но, судя по всему,
какие-то консультации, хотя бы на уровне экспертов, уже идут. В целом, ситуация
для того, чтобы проект вышел из состояния многолетней летаргии и начал
реализоваться, складывается вполне удачная. Судя по развитию дел вокруг компании
"Юкос", скорого возвращения к былому влиянию этого главного лоббиста
нефтепровода Дальний Восток – Дацин не предвидится. В то же время - актуальность
проблемы энергообеспечения для Китая не ослабевает. Конечно, это не значит, что
нефтепровод скоро начнут строить. Главный вопрос - пока нет тех избыточных
объемов нефти, которые не вмещались бы в традиционные экспортные маршруты.
Объемы добычи нефти в Казахстане растут, но в основном - за счет тех
месторождений, что принадлежат американским и британским компаниям. Захотят ли
они поставлять свою нефть на китайский рынок вместо традиционного
западноевропейского?
Но есть возможность решить и эту проблему. Для этого
нужно совместить поставки казахстанской и российской нефти через будущий
нефтепровод. Нефть из российской Западной Сибири будет идти в Казахстан по уже
существующему со времен СССР трубопроводу, здесь объединяться с теми объемами
казахстанской нефти, что могут быть выделены для китайского рынка, и уже в этой
"союзнической" смеси поступать в КНР. Получается, что экономически и
технологически проект потенциально вполне осуществим. А если китайцы предложат
приемлемые для Казахстана условия финансирования его строительства, то в
принципе все основные вопросы можно считать решенными.
Очевидно, что (по какой бы схеме не строился
нефтепровод) строительство трубопровода приведет к усилению позиций Китая в
Средней Азии. А это всегда многих настораживало. Тем не менее, серьезность
намерений Пекина в осуществлении проекта очевидна. Он вынужден увеличивать
объемы импортируемой нефти, и делать это будет, если не за счет российских
поставок через Дальний Восток, то с помощью казахстанского направления.
Хотя справедливости ради надо заметить, что есть и иное
мнение. Некоторые эксперты в Казахстане считают, что китайское внимание к идее
реанимации проекта нефтепровода Западный Казахстан – Китай может в итоге
оказаться ни чем иным, как попыткой подтолкнуть Москву к решению вопроса по
дальневосточному проекту в пользу Дацина и ускорению осуществления этого
проекта, несмотря на то, что главный его лоббист в лице компании "Юкос",
вероятно, выйдет из этой игры на ближайшее время".
А как российская сторона видит будущее нефтепровода
Сибирь – Китай? Есть ли на данный момент шанс у этого проекта? Наш корреспондент
в Москве - Анатолий Даценко – связался с российскими экспертами, и вот, что ему
удалось выяснить:
"В комитете Госдумы России по экономической политике и
предпринимательству считают, что в связи с арестом главы ЮКОСа Михаила
Ходорковского и блокированием значительной части акций компании планы ЮКОСа по
строительству трубопровода в Китай будут надолго, если не навсегда заморожены.
Эксперты комитета напоминают, что до скандала вокруг ЮКОСа рассматривались два
варианта строительства нефтепровода из сибирского Ангарска. План ЮКОСа, согласно
которому труба протянется в китайский город Дацин, о чем между ЮКОСом и
китайцами уже было достигнуто соглашение, и план российской государственной
компании "Роснефть" при поддержке трубопроводной монополии "Транснефть",
предполагающий строительство трубы до российского порта Находка, откуда
российскую нефть можно будет поставлять как в Китай, так и в Японию. Причем
глава "Роснефти" Сергей Богданчиков считает этот маршрут более надежным,
поскольку, по его словам, реализация варианта ЮКОСа сделает Москву заложником
Пекина, а в случае с Находкой будет выбор.
Пока, напоминают в комитете Госдумы, желающих
перехватить инициативу у ЮКОСа в китайском направлении не нашлось. И не найдется
до тех пор, пока скандал вокруг ЮКОСа не будет урегулирован и не возникнет
определенность с дальнейшими планами компании. Тем временем, директор
аналитического отдела российской инвестиционной компании АТОН Стивен Дашевский
прогнозирует, что Ходорковский уже никогда не вернется за стол переговоров с
иностранными партнерами по поводу строительства трубопровода в Китай и не будет
его строить".
Panorama (Казахстан) 2003 №43 ноябрь Как Казахстан помог Украине выстоять против российского прессинга по трубопроекту "Одесса - Броды"Елена Бутырина
Михаил
Гончар, глава аппарата спецуполномоченного Украины по вопросам ЕАНТК: "Интерес
Казахстана к проекту "Одесса - Броды" помог Украине выстоять против российского
прессинга относительно реверса этого нефтепровода"..
В вопросе лоббирования реверсного использования
украинской нефтетранспортной системы Одесса - Броды Россия, кажется, понемногу
начала сдаваться. На днях глава российской компании "Транснефть" Семен Вайншток
не исключил, что проект "Броды - Одесса" может не осуществиться и что его судьба
находится только в руках Украины. "Если украинская сторона решит, что есть
необходимость в том, чтобы проект "Броды - Одесса" был осуществлен, то он будет
иметь все перспективы для завершения",- сказал он на пресс-конференции во
вторник. Скорее всего, говоря об этом проекте, г-н Вайншток имел в виду именно
реверсное использование Россией нефтепровода, а никак не прямое. Вместе с тем он
прозрачно намекнул, что Россия в ближайшее время сумеет перетянуть на себя
некоторые транспортные нефтяные потоки в западном направлении, обеспечив таким
образом конкуренцию простаивающей в настоящее время украинской трубе. В
частности, г-н Вайншток напомнил, что к весне следующего года "Транснефть"
намерена повысить мощность Балтийской трубопроводной системы до 42 млн тонн. С
будущего года планируется увеличить и поставки нефти через Польшу на 5 млн тонн,
о чем уже имеются договоренности с белорусской и польской сторонами. Однако
Украину, которая рассчитывает именно на транзит каспийской нефти, думается, это
сегодня мало заботит.
В своем комментарии Панораме руководитель аппарата
специального уполномоченного Украины по вопросам Евроазиатского
нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), частью которого является система Одесса -
Броды, Михаил ГОНЧАР сказал, что, похоже, Украина смогла выстоять против
агрессивного прессинга со стороны российских компаний относительно требования
реверса нефтепровода Одесса - Броды. Свидетельством тому он назвал приведенное
выше заявление руководителя "Транснефти" о том, что настойчивое лоббирование
россиянами реверса, скорее всего, не осуществится. "Не последнюю роль в
поддержке стратегического объекта Украины сыграла позиция Казахстана, который
устами своих официальных представителей не раз заявлял о намерении участвовать в
проекте строительства и заполнения нефтепровода Одесса - Броды",- отметил г-н
Гончар. В частности, по его словам, данные заявления Казахстана подтверждены
соответствующими украинско-казахстанскими соглашениями, а также коммерческими
договоренностями.
Как сообщили Панораме в пресс-службе госкомпании
"Укртранснафта" со ссылкой на спецуполномоченного Украины по вопросам ЕАНТК
Александра Тодийчука, в настоящее время украинская сторона уже имеет два
подписанных контракта на транспортировку 12,5 млн тонн каспийской нефти по
нефтепроводу Одесса - Броды. Первый контракт заключен на поставку 9 млн тонн
нефти, второй - на 3,5 млн тонн. Представитель пресс-службы не стал афишировать
названия компаний - будущих поставщиков, сославшись на коммерческую тайну. Он
также не уточнил принадлежность этих компаний к Казахстану или Азербайджану,
который, как известно, ранее также заявлял о своем интересе к данному проекту.
При этом собеседник подчеркнул, что речь идет именно о коммерческих соглашениях,
а не предварительных протоколах. Можно предположить, что в Казахстане такими
поставщиками являются нацкомпания "КазМунайГаз" и американская ChevronTexaco,
эксплуатирующая крупное Тенгизское месторождение в Атырауской области, которые
давно ведут соответствующие переговоры с "Укртранснафтой".
Предпочтение казахстанской нефти Украина отдает не
только из-за ее сравнительно неплохого качества по сравнению с российской Urals.
Все тот же г-н Гончар назвал недавно предъявленные условия контракта со стороны
ТНК-ВР по заполнению нефтепровода Одесса - Броды технологической нефтью
"кабальными" для Украины.
Вообще, в последнее время Украина и Казахстан заметно
продвинулись в вопросах транспортировки каспийской нефти по системе Одесса -
Броды. В июле этого года, по истечении полутора лет после презентации данного
проекта в Алматы, нацкомпания "КазМунайГаз" заявила о готовности принять участие
в достройке нефтепровода Одесса - Броды до польского города Плоцк. Тогда стороны
договорились обеспечить строительство параллельного участка нефтепровода Одесса
- Броды к нефтетерминалу "Южный" протяженностью 52 км и построить на нем второй
причал для поставок казахстанской нефти в объеме до 8 млн тонн в год в
направлении Черного моря. Строительство параллельной трубы позволит не
задействовать существующий участок в реверсном режиме. По заверению
"Укртранснафты", некоторые европейские и украинские потребители уже ждут
поставок легкой каспийской нефти. К примеру, еще весной этого года "Нафтохимик
Прикарпаття" направил в адрес "Укртранснафты" письмо за подписью технического
директора с ориентировочным графиком поставки каспийской нефти на завод по
нефтепроводу Одесса - Броды в объеме 1-1,5 млн тонн в 2004 году, 2-2,5 млн тонн
- в 2005-м и по 2,5 млн тонн - в 2006-2010 годах.
С началом поставок каспийской нефти через Броды в
сторону Европы, по некоторым данным, произойдет снижение примерно на 350-400
тыс. тонн объемов нефтеперевалки через Одесский морпорт, поскольку грузопотоки
будут переключены на нефтетерминал "Южный".
Что же касается реверса, вопрос этот пока еще не
исчерпан - и в Украине, и в России все еще имеются сторонники этого проекта,
которые намерены дождаться результатов технико-экономического обоснования работы
нефтепровода Одесса - Броды, которое с октября готовит американская компания
Energy Solution.
Время новостей, 6 ноября 2003 Казахстан лишился в Москве посла. У него обнаружились политические амбицииАркадий Дубнов
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев удовлетворил
просьбу об отставке посла Казахстана в России и по совместительству в Финляндии
и Армении Алтынбека Сарсенбаева. Эта новость по ряду причин не выглядит
заурядной. Во-первых, отставка посла не связана с обычной ротацией главы
дипмиссии (г-н Сарсенбаев занял пост в январе прошлого года), так как власти
даже не успели подобрать другую кандидатуру. Министр иностранных дел Казахстана
Касымжомарт Токаев заявил, что "идет обсуждение кандидатуры нового посла в
Москве" (по данным газеты "Время новостей", им скорее всего станет аким
Западно-Казахстанской области Кушербаев). Что же касается утверждений г-на
Токаева, что отставка 41-летнего Сарсенбаева "не имеет никакой политической
подоплеки", то это вызывает определенные сомнения.
Алтынбек Сарсенбаев - личность в Казахстане известная.
Предваряя интервью с ним, сделанное накануне отставки, алма-атинская газета
"Время" пишет: "На шахматной доске казахстанской политики фигур такого масштаба
немного, пальцев одной руки хватит, чтобы пересчитать". Бывший министр печати,
затем секретарь совета национальной безопасности, г-н Сарсенбаев был "отослан" с
этого поста в Москву, поскольку играл активную роль в создании в конце 2001 года
движения "Демократический выбор Казахстана".
Одной из целей этого движения было помешать приходу к
власти зятя президента Назарбаева (мужа его дочери Дариги) Рахата Алиева, одного
из руководителей нацбезопасности Казахстана. Эта задача отчасти была решена:
Рахата Алиева отправили в дипломатическую "ссылку" в Вену, где он возглавил
миссию Казахстана при ОБСЕ.
Но лидеры радикального крыла "Демвыбора Казахстана"
перешли в оппозицию (бывшие высокопоставленные чиновники Мухтар Аблязов и
Галымжан Жакиянов) и были приговорены к шести и семи годам заключения. Лояльная
же президенту часть "Демвыбора" объявила о создании партии "Акжол". Как шутят в
Казахстане, партия стала "оппозицией Ее Величества", а не "оппозицией Ее
Величеству". И теперь, вернувшись домой, г-н Сарсенбаев 9 ноября будет избран
председателем этой "оппозиции".
Осведомленные казахстанские аналитики считают
возвращение бывшего посла и министра (а также близкого родственника президента)
в политику знаковым событием. Сарсенбаев слывет весьма тонко чувствующим
конъюнктуру чиновником, и он явно понимает, что в Казахстане в ближайшее время
ожидается очередная схватка за власть, в которой он надеется принять
участие.
Gazeta.kz, 5 ноября 2003 Торжественная поркаСергей Волков
То, что увидела вся страна в последний день октября, не
могло не удивить. В течение часа глава государства методично сек словом чуть ли
не половину членов нынешнего правительства.
Все случилось на очередном Форуме предпринимателей,
состоявшемся на прошлой неделе в Астане. Начало мероприятия не предвещало ничего
такого, что могло бы взорвать атмосферу этого, уже ставшего рутинным за
последние годы мероприятия.
Как всегда первым слово взял премьер-министр республики,
говоривший о классических тезисах, реформе стандартизации и партнерских
отношениях между государством и малым бизнесом. Затем выступил руководитель
Форума, который не стал идеализировать образ современного бизнесмена, но при
этом подчеркнул, что ведомственное нормотворчество питает коррупцию. Не отстали
от них и другие выступающие.
И вот на трибуну поднялся президент страны. Начал он,
как обычно с легкой теории, обосновывающей тот факт, что отечественный бизнес за
годы реформ сделал большой рывок. В этот момент некоторые министры, приглашенные
на Форум, стали явно дремать, вяло раздумывая: зачем же их созвали на это
действо.
Но тут глава государства перешел от теории к практике. И
началось самое интересное…
Во-первых, оказалось, что при подготовке к выступлению
президент дал своим помощникам задание подобрать ему конкретные факты из
деятельности (или бездеятельности) государственных органов, мешающие развитию
предпринимательства. Это стало полной неожиданностью для руководителей
республиканских ведомств. И они, один за одним, с перекошенными от удивления и
ужаса лицами, стали привставать со своих мест, пытаясь что-то промямлить в ответ
на грозные и конкретные вопросы Нурсултана Назарбаева.
Досталось многим. А особенно господам Джаксыбекову,
Джандосову, Марченко, Сайденову, Келимбетову, Жумабекову, Сапарбаеву, а также
госпоже Карагусовой. Досталось и руководителю всех этих достойных чиновников -
премьер-министру Даниалу Ахметову. Правда, больше ему от президента досталось
поручений.
Благодаря телевидению, показавшему это выступление главы
государства без купюр, простые граждане страны и ее гости смогли, наконец-то,
увидеть наше правительство, так сказать, "без грима". Министры, в массе своей,
оказались абсолютно не готовыми отвечать на четкие вопросы, касающиеся
деятельности своих ведомств. Из всех, - только зам.председателя Нацбанка РК
Анвар Сайденов понял о чем его спрашивает президент страны. Но и его ответ не
удовлетворил выступающего.
Телезрителям все это действие, конечно же, показалось
забавным. А вот руководителю республики было наверняка грустно после этих
диалогов с внезапно оглохшими членами правительства.
И его можно понять. Ведь убеждаться в том, что соратники
не выдерживают предложенного тобой темпа реформ, намного трудней, чем
разрабатывать эти реформы. Ведь всегда больно осознавать, что твое личное
доверие некоторые люди до конца не оправдывают…
Во-вторых, выступая на форуме предпринимателей,
президент, безусловно, побил все рекорды публичных заданий правительству.
Их вереница растянулась от задач по сокращению
госаппарата и кардинальному пересмотру функциональных обязанностей оного, до
проблем создания системы обслуживания интересов предпринимателей и
организационной инфраструктуры малого и среднего бизнеса.
В промежутке между этими глыбами административных задач
уместились: и вопросы упорядочения НДС по импорту; и борьба с беспределом цен на
многочисленные регистрационные услуги; и волюнтаризм банков, заламывающих дикую
для нашей экономики маржу за кредитные ресурсы; и нарастающий ком налоговых
отчетов для предпринимателей; и еще много чего.
На моей памяти, подобные публичные "разборы высоких
полетов" в последний раз происходили тогда, когда столицей Казахстана был еще
Алматы. Почему глава государства поступил так с членами правительства сегодня, -
в общем-то, понятно. Он просто не хочет, чтобы темпы социальных и экономических
преобразований снизились, только из-за того, что некоторые его соратники уже
посчитали себя "великими реформаторами"… А заодно подал хороший пример
правительству и акиматам по вопросу прозрачности их работы перед населением.
Пусть все знают, - кто и как руководит конкретными
делами на всех уровнях управления в стране. И делают выводы.
|