Немецкая волна, 4 ноября 2003 "Юкос" и судьба нефтепровода в Китай Почему это интересно для Казахстана?Дарья Брянцева, Андрей Соловьев, Анатолий Даценко
Как пишет в своем материале Отто Манн – корреспондент
немецкой газеты "Берлинер Цайтунг", в Китае внимательно следят за развитием
ситуации вокруг "Юкоса". Дело в том, что глава компании Михаил Ходорковский
вплоть до последних событий активно лоббировал проект строительства нефтепровода
из России в Китай. По словам журналиста "Берлинер Цайтунг", это долгожданное и
самое крупное начинание в рамках двустороннего сотрудничества между обоими
государствами, и отказ от него понесет за собой политические последствия. Какое
все это имеет отношение к Центральной Азии, а точнее – к Казахстану? Слово
нашему корреспонденту в Алма-Ате Андрею Соловьеву:
"У масштабных событий в российской политической жизни, в
центре которых оказалась компания "Юкос", будут последствия и для Казахстана.
Конечно, эти последствия окажутся косвенными, но при этом, возможно, весьма
важными.
Одно из вероятных последствий - это активизация идеи
строительства нефтепровода из Западного Казахстана на Китай. Она впервые
возникла в 1997 году, когда ее совместно озвучили президент Казахстана Нурсултан
Назарбаев и Ли Пэн, во время визита последнего в Алма-Ату. Обосновывалась идея
тем, что Китай потребляет все больше энергоносителей, а собственные запасы
страны тем временем убывают. Казалось логичным, что соседний Казахстан,
пользующийся репутацией страны с большими запасами нефти, мог бы восполнить
заметную часть дефицита Китая в черном золоте.
Тогда эта идея стала неожиданностью как для западных
политиков и нефтедобывающих компаний, работающих в Казахстане, так и для Москвы.
Хотя россияне, видимо, быстро разобравшись в сложности реализации проекта,
успокоились. Западники же нервничали довольно долго. Политологи из США пугали
республику усилением влияния Китая в регионе. Надо сказать, что такие оценки
делались некоторыми политологами и даже целыми партиями и в самом Казахстане.
Используя определенную "китаефобию" в обществе, которая тогда была довольно
сильна, оппозиция критиковала власти за идею нефтепровода в Китай.
Проект так и остался на бумаге, но не из-за протестов
американских политологов или казахстанской оппозиции. Выяснилось, что на пути
его реализации лежит целый ряд проблем, которые неизвестно, как решать.
Во-первых, чтобы трубопровод оказался экономически оправданным, необходимо было
прокачивать по нему минимум 20 млн. тонн нефти в год. Столько "свободной" нефти
в стране не было. (В Казахстане добывалось и больше, но вся эта нефть была
"привязана" к контрактам на поставку на Запад.) Резкого же, кратного по
отношению к существовавшему, роста объемов добычи, не ожидалось. Во-вторых,
немало проблем оказалось и перед самим проектом, в частности – очень большая
протяженность трубопровода. Только от Западного Казахстана, где расположены
основные районы нефтедобычи, до границы с Китаем, расстояние превышает две
тысячи километров. А внутри Китая оно еще больше. Главные энерго-дефицитные
регионы страны находятся на юге и востоке, то есть - в прямо противоположной
стороне от Казахстана. Нефтепровод фактически имел бы маршрут Западный Казахстан
– Восточный Китай. А это по меньшей мере пять тысяч километров. Многие эксперты
в Казахстане и в России считали, что нефтепровод такой протяженности не реален.
"В мире существует лишь один похожий пример. Это нефте- и газопроводы, идущие из
Сибири в Западную Европу, но их строил Советский Союз в свои лучшие годы", - так
комментировал ситуацию один известный российский эксперт в 1998 году.
Проект действительно оказался замороженным. Техническое
обоснование нефтепровода было подготовлено быстро, но без главной составляющей –
экономической. Кроме того, возня вокруг нефтепровода Баку – Джейхан отодвинула
на задний план китайский маршрут. В внимание аналитиков и политиков в последние
годы было приковано к турецкому транзиту. Фактически китайский маршрут оказался
забытым.
Наверное, так бы оно и продолжалось, если бы не события
вокруг "Юкоса". Компания не была среди лидеров российского нефтяного бизнеса,
представленного в Казахстане. Но события вокруг ареста Ходорковского в России
могут иметь серьезные последствия и для Казахстана.
Как известно, в России одним из крупнейших проектов в
нефтяной сфере последнего времени была идея строительства экспортного
нефтепровода на Дальнем Востоке. По одному варианту, он должен был идти на порт
Находка с тем, чтобы танкерами возить российскую нефть в США, Японию, Корею.
(Особенно заинтересована в таком проекте была Япония.) По второму варианту,
нефтепровод должен был идти на китайский город Дацин и быть плотно привязан к
китайскому рынку. Главным лоббистом второго варианта выступал "Юкос". Теперь
компании, видимо, не до того. На официальном уровне решение о маршруте
нефтепровода не принято, все это должно очень беспокоить китайскую сторону,
заинтересованную в стабильных поставках нефти. Вот здесь и есть почва для
возрождения интереса к проекту трубопровода Западный Казахстан – Китай. Хотя до
сих пор никаких официальных заявлений на этот счет нет, но, судя по всему,
какие-то консультации, хотя бы на уровне экспертов, уже идут. В целом, ситуация
для того, чтобы проект вышел из состояния многолетней летаргии и начал
реализоваться, складывается вполне удачная. Судя по развитию дел вокруг компании
"Юкос", скорого возвращения к былому влиянию этого главного лоббиста
нефтепровода Дальний Восток – Дацин не предвидится. В то же время - актуальность
проблемы энергообеспечения для Китая не ослабевает. Конечно, это не значит, что
нефтепровод скоро начнут строить. Главный вопрос - пока нет тех избыточных
объемов нефти, которые не вмещались бы в традиционные экспортные маршруты.
Объемы добычи нефти в Казахстане растут, но в основном - за счет тех
месторождений, что принадлежат американским и британским компаниям. Захотят ли
они поставлять свою нефть на китайский рынок вместо традиционного
западноевропейского?
Но есть возможность решить и эту проблему. Для этого
нужно совместить поставки казахстанской и российской нефти через будущий
нефтепровод. Нефть из российской Западной Сибири будет идти в Казахстан по уже
существующему со времен СССР трубопроводу, здесь объединяться с теми объемами
казахстанской нефти, что могут быть выделены для китайского рынка, и уже в этой
"союзнической" смеси поступать в КНР. Получается, что экономически и
технологически проект потенциально вполне осуществим. А если китайцы предложат
приемлемые для Казахстана условия финансирования его строительства, то в
принципе все основные вопросы можно считать решенными.
Очевидно, что (по какой бы схеме не строился
нефтепровод) строительство трубопровода приведет к усилению позиций Китая в
Средней Азии. А это всегда многих настораживало. Тем не менее, серьезность
намерений Пекина в осуществлении проекта очевидна. Он вынужден увеличивать
объемы импортируемой нефти, и делать это будет, если не за счет российских
поставок через Дальний Восток, то с помощью казахстанского направления.
Хотя справедливости ради надо заметить, что есть и иное
мнение. Некоторые эксперты в Казахстане считают, что китайское внимание к идее
реанимации проекта нефтепровода Западный Казахстан – Китай может в итоге
оказаться ни чем иным, как попыткой подтолкнуть Москву к решению вопроса по
дальневосточному проекту в пользу Дацина и ускорению осуществления этого
проекта, несмотря на то, что главный его лоббист в лице компании "Юкос",
вероятно, выйдет из этой игры на ближайшее время".
А как российская сторона видит будущее нефтепровода
Сибирь – Китай? Есть ли на данный момент шанс у этого проекта? Наш корреспондент
в Москве - Анатолий Даценко – связался с российскими экспертами, и вот, что ему
удалось выяснить:
"В комитете Госдумы России по экономической политике и
предпринимательству считают, что в связи с арестом главы ЮКОСа Михаила
Ходорковского и блокированием значительной части акций компании планы ЮКОСа по
строительству трубопровода в Китай будут надолго, если не навсегда заморожены.
Эксперты комитета напоминают, что до скандала вокруг ЮКОСа рассматривались два
варианта строительства нефтепровода из сибирского Ангарска. План ЮКОСа, согласно
которому труба протянется в китайский город Дацин, о чем между ЮКОСом и
китайцами уже было достигнуто соглашение, и план российской государственной
компании "Роснефть" при поддержке трубопроводной монополии "Транснефть",
предполагающий строительство трубы до российского порта Находка, откуда
российскую нефть можно будет поставлять как в Китай, так и в Японию. Причем
глава "Роснефти" Сергей Богданчиков считает этот маршрут более надежным,
поскольку, по его словам, реализация варианта ЮКОСа сделает Москву заложником
Пекина, а в случае с Находкой будет выбор.
Пока, напоминают в комитете Госдумы, желающих
перехватить инициативу у ЮКОСа в китайском направлении не нашлось. И не найдется
до тех пор, пока скандал вокруг ЮКОСа не будет урегулирован и не возникнет
определенность с дальнейшими планами компании. Тем временем, директор
аналитического отдела российской инвестиционной компании АТОН Стивен Дашевский
прогнозирует, что Ходорковский уже никогда не вернется за стол переговоров с
иностранными партнерами по поводу строительства трубопровода в Китай и не будет
его строить".
|