Panorama (Казахстан) 2003 №43 ноябрь Как Казахстан помог Украине выстоять против российского прессинга по трубопроекту "Одесса - Броды"Елена Бутырина
Михаил
Гончар, глава аппарата спецуполномоченного Украины по вопросам ЕАНТК: "Интерес
Казахстана к проекту "Одесса - Броды" помог Украине выстоять против российского
прессинга относительно реверса этого нефтепровода"..
В вопросе лоббирования реверсного использования
украинской нефтетранспортной системы Одесса - Броды Россия, кажется, понемногу
начала сдаваться. На днях глава российской компании "Транснефть" Семен Вайншток
не исключил, что проект "Броды - Одесса" может не осуществиться и что его судьба
находится только в руках Украины. "Если украинская сторона решит, что есть
необходимость в том, чтобы проект "Броды - Одесса" был осуществлен, то он будет
иметь все перспективы для завершения",- сказал он на пресс-конференции во
вторник. Скорее всего, говоря об этом проекте, г-н Вайншток имел в виду именно
реверсное использование Россией нефтепровода, а никак не прямое. Вместе с тем он
прозрачно намекнул, что Россия в ближайшее время сумеет перетянуть на себя
некоторые транспортные нефтяные потоки в западном направлении, обеспечив таким
образом конкуренцию простаивающей в настоящее время украинской трубе. В
частности, г-н Вайншток напомнил, что к весне следующего года "Транснефть"
намерена повысить мощность Балтийской трубопроводной системы до 42 млн тонн. С
будущего года планируется увеличить и поставки нефти через Польшу на 5 млн тонн,
о чем уже имеются договоренности с белорусской и польской сторонами. Однако
Украину, которая рассчитывает именно на транзит каспийской нефти, думается, это
сегодня мало заботит.
В своем комментарии Панораме руководитель аппарата
специального уполномоченного Украины по вопросам Евроазиатского
нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), частью которого является система Одесса -
Броды, Михаил ГОНЧАР сказал, что, похоже, Украина смогла выстоять против
агрессивного прессинга со стороны российских компаний относительно требования
реверса нефтепровода Одесса - Броды. Свидетельством тому он назвал приведенное
выше заявление руководителя "Транснефти" о том, что настойчивое лоббирование
россиянами реверса, скорее всего, не осуществится. "Не последнюю роль в
поддержке стратегического объекта Украины сыграла позиция Казахстана, который
устами своих официальных представителей не раз заявлял о намерении участвовать в
проекте строительства и заполнения нефтепровода Одесса - Броды",- отметил г-н
Гончар. В частности, по его словам, данные заявления Казахстана подтверждены
соответствующими украинско-казахстанскими соглашениями, а также коммерческими
договоренностями.
Как сообщили Панораме в пресс-службе госкомпании
"Укртранснафта" со ссылкой на спецуполномоченного Украины по вопросам ЕАНТК
Александра Тодийчука, в настоящее время украинская сторона уже имеет два
подписанных контракта на транспортировку 12,5 млн тонн каспийской нефти по
нефтепроводу Одесса - Броды. Первый контракт заключен на поставку 9 млн тонн
нефти, второй - на 3,5 млн тонн. Представитель пресс-службы не стал афишировать
названия компаний - будущих поставщиков, сославшись на коммерческую тайну. Он
также не уточнил принадлежность этих компаний к Казахстану или Азербайджану,
который, как известно, ранее также заявлял о своем интересе к данному проекту.
При этом собеседник подчеркнул, что речь идет именно о коммерческих соглашениях,
а не предварительных протоколах. Можно предположить, что в Казахстане такими
поставщиками являются нацкомпания "КазМунайГаз" и американская ChevronTexaco,
эксплуатирующая крупное Тенгизское месторождение в Атырауской области, которые
давно ведут соответствующие переговоры с "Укртранснафтой".
Предпочтение казахстанской нефти Украина отдает не
только из-за ее сравнительно неплохого качества по сравнению с российской Urals.
Все тот же г-н Гончар назвал недавно предъявленные условия контракта со стороны
ТНК-ВР по заполнению нефтепровода Одесса - Броды технологической нефтью
"кабальными" для Украины.
Вообще, в последнее время Украина и Казахстан заметно
продвинулись в вопросах транспортировки каспийской нефти по системе Одесса -
Броды. В июле этого года, по истечении полутора лет после презентации данного
проекта в Алматы, нацкомпания "КазМунайГаз" заявила о готовности принять участие
в достройке нефтепровода Одесса - Броды до польского города Плоцк. Тогда стороны
договорились обеспечить строительство параллельного участка нефтепровода Одесса
- Броды к нефтетерминалу "Южный" протяженностью 52 км и построить на нем второй
причал для поставок казахстанской нефти в объеме до 8 млн тонн в год в
направлении Черного моря. Строительство параллельной трубы позволит не
задействовать существующий участок в реверсном режиме. По заверению
"Укртранснафты", некоторые европейские и украинские потребители уже ждут
поставок легкой каспийской нефти. К примеру, еще весной этого года "Нафтохимик
Прикарпаття" направил в адрес "Укртранснафты" письмо за подписью технического
директора с ориентировочным графиком поставки каспийской нефти на завод по
нефтепроводу Одесса - Броды в объеме 1-1,5 млн тонн в 2004 году, 2-2,5 млн тонн
- в 2005-м и по 2,5 млн тонн - в 2006-2010 годах.
С началом поставок каспийской нефти через Броды в
сторону Европы, по некоторым данным, произойдет снижение примерно на 350-400
тыс. тонн объемов нефтеперевалки через Одесский морпорт, поскольку грузопотоки
будут переключены на нефтетерминал "Южный".
Что же касается реверса, вопрос этот пока еще не
исчерпан - и в Украине, и в России все еще имеются сторонники этого проекта,
которые намерены дождаться результатов технико-экономического обоснования работы
нефтепровода Одесса - Броды, которое с октября готовит американская компания
Energy Solution.
|