Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №86(15.11.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Zamon. Info (Узбекистан),
7 ноября 2003

Правительство должно иметь запасные варианты

Алишер Джураев

Конвертация сума выводит Узбекистан на новый этап своего развития и интеграции в систему мировых экономических отношений. Но что же представляет из себя эта самая 8 Статья и как реагируют узбекские деловые круги и иностранные предприниматели на присоединение Узбекистана к ней?

Вкратце, в Статье 8 устава Международного валютного фонда говорится, что "ни одно из государств - членов не может без одобрений Фонда вводить ограничения на платежи и переводы по текущим международным сделкам". МВФ также может потребовать от государств-членов предоставления ему любой информации, которую Фонд сочтет необходимой для своей деятельности, в т.ч. как минимум: государственные запасы золота и иностранной валюты внутри и за рубежом; запасы золота и иностранной валюты негосударственных банков и финансовых институтов внутри страны и за рубежом; производство золота; экспорт и импорт золота по странам назначения и происхождения; а также другую информацию. В общем, валютный режим Узбекистана становится практически абсолютно прозрачным для МВФ и всего мирового сообщества.

Как отмечают официальные источники в Центральном банке Узбекистана, подписание 8 Статьи и открытие конвертации национальной валюты по текущим международным операциям является результатом долгой подготовки. Большим достижением является то, что золотовалютные резервы сегодня позволяют покрыть импорт республики в объеме до 6,5 месяцев. Для сравнения официальный представитель Центрального Банка отметил, что в странах ОПЕК объемы золотовалютного покрытия составляют около 3,5 месяцев. Звучит впечатляюще, но все же стоимостные (т.е. в денежном выражении) показатели импорта стран ОПЕК и Узбекистана просто несопоставимы.

Введение конвертации сума подразумевает, что теперь узбекское правительство и Центральный Банк будут вынуждены учитывать плавающий валютный курс, т.е. определяемый соотношением спроса и предложения на валютном рынке на ту или иную валюту. Сегодня официальные структуры Узбекистана, ответственные за проведение экономической политики исходят из прогноза, что до конца 2004 года курс доллара США по отношению к суму не превысит отметки 1100 сум за один доллар. Именно на этих оценках разрабатываются проекты государственного бюджета и инвестиционной программы на следующий год.

Правительство, по словам сотрудника Центробанка, рассчитывает на благоприятную конъюнктуру мирового рынка хлопка. По информации Агентства по внешнеэкономическим связям, цена на хлопок растет в связи с негативными прогнозами урожая белого золота в Китае – одного из основных производителей и потребителей хлопковолокна в мире. Но с учетом достаточно нестабильных, в последнее время, погодных условий в самом Узбекистане такие ожидания могут не оправдаться. В узбекском правительстве должны это понимать и рассчитывать запасные варианты.

Скорее всего, ставка делается на жесткую денежно-кредитную политику и ставшие уже традиционным инструментом задержки выплат бюджетникам. Только по официальным данным задолженность по выплатам в бюджетном секторе в республике составила на конец октября около 75 млрд. сум или почти 77 млн. долларов США (по курсу 1 доллар = 975 сум). Но эти деньги рано или поздно придется выплачивать, что означает либо запуск "денежного станка" (а значит и курс доллара может повыситься). Есть и другой уже опробованный вариант – новые кампании соответствующих органов против челноков-торговцев "низкокачественным товаром", а также "недобросовестных бизнесменов, не сдающих свою выручку в банки".

Открытие конвертации в Узбекистане вызвало хотя и сдержанные, но все же положительные отклики среди зарубежных и отечественных бизнесменов. Не вызывает сомнений, что конвертация весьма выгодна для тех, кто был вынужден либо идти на использование нелегальных каналов для вывоза своей прибыли, либо искать по всей республике товар на экспорт, который бы пользовался достаточным спросом за рубежом.

Однако, как считает директор одного из работающих в Ташкенте СП, Узбекистану вряд ли удастся привлечь значительные иностранные инвестиции, пока сами узбекские бизнесмены не перестанут "перебегать" в Казахстан и всячески "прятать" свои деньги от государства. И такого мнения придерживаются многие бизнесмены.

На сегодняшний день, по неточной информации, в соседний Казахстан перебрались 18-20 тысяч узбекских предпринимателей - это произошло в течение последних 3-4 лет и процесс все еще продолжается. Эти предприниматели продолжают активно работать на узбекском рынке и имеют устойчивые каналы перекачивания своих прибылей в казахстанские и российские банки, которые гораздо надежнее узбекских. Косвенным подтверждением тому, что такие каналы продолжают работать является до сих пор действующий черный валютный рынок.

Достаточно высоки и инфляционные ожидания среди предпринимателей, в особенности тех, кто занят в мелкооптовой и розничной торговле. Многие убеждены, что реальный курс доллара превышает отметку 1300 сум. Поэтому и цены на многие потребительские товары, несмотря на падение курса доллара на черном рынке, остаются практически такими же, как и были несколько месяцев назад.

Несомненно, открытие конвертации позитивно скажется на международном имидже Узбекистана, откроет перед республикой многие двери международных организаций, привлечет в страну новых инвесторов и торговых партнеров из-за рубежа. Но, такой эффект не будет долгосрочным, в отсутствии реальной (т.е. с учетом интересов малых и средних предприятий, а не монопольных государственных структур и крупных воротил бизнеса) работы по совершенствованию налогового и таможенного законодательства, кардинальных шагов по либерализации банковского сектора.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ